Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Темы рефератов и докладов






Традиции философского образования в России.

Философия как учебный предмет в средних и высших школах Франции и ее бывших доминионов.

Постановка изучения философии в Великобритании и США.

Великие врачи и биологи как философы-гуманисты (А. Швейцер, 3. Фрейд, Г. Селье, А. А. Ухтомский, В. Ф. Войно-Ясенецкий и др.).

Врачи - - выдающиеся писатели (Ф. Рабле, О. Генри, А. П. Чехов, В.. В. Вересаев, М. А. Булгаков и др.).

Первое занятие проводится как вводная консультация— рассказ преподавателя и его ответы на вопросы студентов.

В этой установочной беседе мы выясняем требования общеобразовательного государственного стандарта Россий­ской Федерации по гуманитарным дисциплинам.

Приводим их для обсуждения со Студентами в качестве учебных задач на учебный год.

ГСЭ. 01 Философия.

Роль философии в жизни человека и общества; истори­ческие типы философии; человек во Вселенной; философ­ская, религиозная и научная картины мира; природа и смысл его существования; познание, его возможности и границы; знание и вера; общество; многообразие культур, цивили­заций, форм социального опыта; человек в мире культуры; Запад, Восток, Россия в диалоге культур; личность: пробле­мы свободы и ответственности; человек в информационно-техническом мире; роль научной рациональности в разви­тии общества; проблемы и перспективы современной ци­вилизации; человечество перед лицом глобальных проблем.

ГСЭ. 03 Культурология.

История мировой культуры; история культуры России; школы, направления и теории в культурологии; охрана и ис­пользование культурного наследия; культурные традиции Курского края.

По данным дисциплинам студент, претендующий на зва­ние бакалавра в России, должен:

- иметь представление о научных, философских и ре­лигиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека, о многообразии форм человечес­кого знания, соотношении истины и заблуждения, знания и веры, рационального и иррационального в человеческой жизнедеятельности, особенностях функционирования зна­ния в современном обществе, о духовных ценностях, их значении в творчестве и повседневной жизни; уметь ориен­тироваться в них;

- понимать роль науки в развитии цивилизации, соот­ношение науки и техники и связанные с ними современные социальные и этнические проблемы, ценность научной ра­циональности и ее исторических типов, знать структуру, фор­мы и методы научного познания, их эволюцию;

- быть знакомым с важнейшими Отраслями и этапами развития гуманитарного и социально-экономического зна­ния, основными научными школами, направлениями, концеп-

циями, источниками гуманитарного знания и приемами рабо­ты с ними;

— понимать смысл взаимоотношения духовного и те­лесного, биологического и социального начал в человеке, отношения человека к природе и возникшим в современную эпоху технического развития противоречий и кризиса су­ществования человека в природе;

— знать условия формирования личности, ее свободы, ответственности за сохранение жизни, природы, культуры, понимать роль насилия и ненасилия в истории и человечес­ком поведении, 1 нравственных обязанностей человека по от­ношению к другим и самому себе;

— понимать соотношение наследственности и социаль­ной среды, роли и значения национальных и культурно-ис­торических факторов в образовании и воспитании;

— понимать и уметь объяснить феномен культуры, ее роль в человеческой жизнедеятельности, иметь представле­ние о способах приобретения, хранения и передачи соци­ального опыта, базисных ценностей культуры;

— знать формы и типы культур, основные культурно-исторические центры и регионы мира, закономерности их функционирования и развития, знать историю культуры Рос­сии, ее место в системе мировой культуры и цивилизации;

— уметь оценивать достижения культуры на основе знания исторического контекста их создания, быть способ­ным к диалогу как способу отношения к культуре и обще­ству; приобрести опыт освоения культуры (республики, края, области)

Наряду с государственными критериями обучения философии и культурологии, преподаватель должен выяснить интересы и запросы студентов в сфере' гуманитарного зна­ния, учесть эти предпочтения при организации занятой, распределении заданий самостоятельной работы отдельных студентов. Эти последние задания (темы рефератов и док­ладов, письменных работ) лучше всего задать студентам на первых занятиях -- на весь семестр с указанием точных сроков исполнения.

На вводном занятии целесообразно познакомить студентов с кафедрой философии: заочно представить препо-

давателей, отметить их научные интересы, продемонстри­ровать публикации их научных работ и учебных пособий.

В идеале на занятиях философией и культурологией должны совместиться с учетом пожеланий студентов в не­коей пропорции:

а) освоения идейного наследия Европы и в особенности России;

б) рассмотрения культурных традиций тех стран, реги­онов, откуда приехали к нам на учебу студенты той или другой группы.

Особо следует остановиться во вводной беседе со сту­дентами на тех учебниках и пособиях, 'которые кафедра в первую очередь рекомендует для использования студента­ми по философии и культурологии. Приводимый здесь спи­сок носит ориентировочный характер и может быть допол­нен преподавателями и библиотекарями читального зала гуманитарных кафедр.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.