Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Темы рефератов и докладов. «Третий мир» человеческого сообщества: проблемы и перспективы.






«Третий мир» человеческого сообщества: проблемы и перспективы.

Программы «Римского клуба» по экологической стратегии.

Заповедники и национальные парки как один из путей экологического выживания.

Вклад Всемирной организации здравоохранения в ре­шении глобальных проблем.

Общественное движение «зеленых» в разных регионах Земли.

Этимология термина «природа» в русском

языке: от корня «род», то есть то, из чего все происходит: то, что все порождает, про­изводит из себя. Так человек порожден природой, приро­да родственна человеку (природа—мать).

Сходное значение в европейских языках: лат. «натура» — что-то врожденное, переданное от прародителей.

Варианты современного смысла понятия «природа»:

— совокупность всего существующего на свете — мир, бытие, космос;

— внечеловеческая реальность (все, что возникло есте­ственным путем и существует независимо от человека и общества);

- непосредственно окружающая нас среда (флора, фа­уна, ландшафт, климат, недра земли и т. п.);

— сущность, существо чего-либо, главное в чем-то (ср.: природа того или иного явления, процесса).

Понятие природы и материи близки друг другу, но не тождественны. В истории философии и науки они часто со­четаются и различаются. Сегодня их лучше различать. А именно, так, что понятие материи выражает сущность при­роды. Природа - - явление, материя - - сущность ее. А вся­кое явление много богаче сущности. Сущность же выража­ет самое главное, внутреннее основание, объединяющее все оттенки явления. Понятие материи абстрактнее, а пото­му беднее определениями, чем природа. Но зато понятие материи глубже понятия природы. Отношение человека к природе.

Природа -- мать всех людей. Но отношение к матери включает в себя не только любовь, но и заботу. Каждому из нас необходимо участвовать в действенной, практической охране природы. Не надо обманываться кажущейся безза­щитностью природы. К сожалению, природа часто не мстит сразу конкретному своему обидчику. К еще большему со­жалению, она рано или поздно мстит за весь причиненный ей ущерб, всем людям, народу, человечеству. Поэтому оби­да, нанесенная природе, есть обида и вред людям.

Если неорганическая природа бесчувственна, то этого нельзя сказать о живых существах. Они часто страдают и умирают по вине человека. Гуманизм в отношении к живот­ным должен оставаться на почве реальности. До тех пор,

пока человечество питается их мясом, уничтожение их ради потребности людей неизбежно и необходимо. Но не заслу­живает никакого оправдания и прощения убийства и муче­ния «братьев наших меньших», совершенные ради забавы, по недомыслию или для удовлетворения атавистических ин­стинктов. Жестокость в отношении к животным развращает человека и неизбежно порождает в нем жестокость по от­ношению к людям. Бездушие в отношении живых существ есть один из признаков бескультурья, общей примитивнос­ти личности. В существующей обстановке, когда сохраняет­ся опасность войны и преступлений, человек не может оту­читься при необходимости убивать не только животных, но и людей-агрессоров. Однако жестокость и кровожадность противопоказаны цивилизованному человеку как на войне, так и на охоте.

Термин «экология» предложил биолог Э. Геккель в 1866 г. (от греч. «ойкос» — дом, обиталище, родина).

К середине XX в. биологическая экология (изучающая взаимоотношения живых организмов между собой и с фи­зической средой их обитания) дополнилась экологией соци­альной, философской (рассматривающей взаимосвязь чело­веческого общества и природы, перспективы решения гло­бальных проблем мировой цивилизации). К этим междис­циплинарным наукам в наши дни добавилась идеологическая экология — политика и этика спасения человеческого рода от внешних и внутренних угроз самому его существованию.

В развитии современной экологии можно увидеть как пользу, так и вред. Пользы больше и она заключается в том, что:

— мировое сообщество и отдельные страны заблаго­временно предупреждаются об опасности катастрофичес­ких последствий человеческой деятельности в отдельных ее сферах (промышленной, военной, научно-исследовательской прежде всего);

— налаживается международное сотрудничество в не­отложных целях охраны и восстановления природной сре­ды, решении других глобальных проблем;

— поддерживаются благородные принципы биоэтики и гуманизма в области политики, педагогики, культуры.

Возможные негативные последствия экологической про­паганды:

- глубокий экологизм ставит природу выше человека и предлагает уравнять права на защиту всех форм жизни без исключения, что просто нереалистично;

- столь же утопичен главный вывод ультра-" зеленых" по принудительному ограничению потребностей людей в товарах и услугах; подчинить образ жизни человека потре­бностям сохранения биоценозов, всей биосферы в неизмен­ном состоянии; в частности запрет охоты, путешествий, ту­ризма, научных опытов над животными и т. п. акции;

— испуг людей радио-, химио-, озонофобиями и т. п. картинами «апокалипсиса завтра», сужение условий полно­ценного развития тела и духа человека в разумной, оправ­данной борьбе с вызовами природы, инертно выверенном преобразовании ее в нужную человечеству сторону.

В итоге следует предпочесть гуманные и реалистичные модели соразмерной экологии, где учтены и согласованы интересы и природы, общества; различных регионов Зем­ли; отдельных направлений человеческой деятельности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.