Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Критерии периодизации развития






 

Развивая идеи Л.С. Выготского Д.Б. Эльконин предложил рассматривать каждый возрастной этап с точки зрения следующих параметров:

1) Социальная ситуация развития – отношения между личностью и ее социальной средой как движущие силы развития. Среда – это не «обстановка развития», которая в силу заключенных в ней качеств уже тем самым определяет развитие ребенка; воздействия среды сами меняются в зависимости от того, через какие раннее возникшие психологические свойства ребенка они преломляются.

Под социальной ситуацией развития понимается то особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для каждого возрастного этапа и обуславливает как динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, так и качественно новые психологические образования, возникающие к концу каждого периода (Божовч Л.И.).

Социальная ситуация развития определяет целиком и полностью те формы и тот путь, по которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из основного источника развития, тот путь по которому социальное становится индивидуальным.

Переход с одного этапа психического развития на другой связан с развитием деятельности ребенка, как внешней, так и внутренней. Соответственно признаком перехода от одной стадии развития к другой будет являться смена ведущего типа деятельности, ведущего отношения ребенка к действительности.

2) Ведущая деятельность – это не просто деятельность, наиболее часто встречающаяся на данном этапе развития, деятельность которой ребенок отдает больше всего времени.

Признаки ведущей деятельности:

o В форме данной деятельности возникают и внутри нее дифференцируются другие, новые виды деятельности (игра-учение)

o Деятельность, в которой формируются и перестраиваются частные психические процессы (игра – активное воображение, учение – отвлеченное мышление)

o Деятельность от которой зависят психологические изменения личности ребенка (игра – освоение общественных форм поведения)

Ведущая деятельность – деятельность, которая обуславливает изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития (Леонтьев А.Н.).

Именно в контексте ведущей деятельности возникают специфические для данной возрастной стадии психологические новообразования, имеющие первостепенное значение для всего последующего развития ребенка.

Под возрастными новообразованиями следует понимать тот новый тип строения личности, деятельности и сознания, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период. (Л.С. Выготский)

Возникшие новообразования приводят к тому, что изменяется сама личность ребенка, структура его сознания. Ребенок, изменивший строение личности, есть уже другой ребенок, социальное бытие которого не может отличаться существенным образом от бытия ребенка более раннего возраста (Л.С. Выготский). Новая структура сознания означает новый характер восприятия внешней действительности и деятельности в ней, новый характер восприятия внутренней жизни самого ребенка и внутренней активности его психических процессов.

3) Центральные новообразования – являются ведущими для всего процесса развития на данном возрастном этапе и характеризуют перестройку всей личности на новой основе. Вокруг центрального новообразования располагаются все остальные частичные новообразования, относящиеся к отдельным сторонам личности ребенка, и процессы развития, связанные с новообразованиями предшествующих возрастов (Л.С. Выготский).

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.