Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика развития личности в дошкольном возрасте






Дошкольный возраст - это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

В дошкольном возрасте продолжается активное овладение собственным телом (координацией движений и действий, формированием образа тела и ценностного отношения к нему). В этот период ребенок начинает проявлять интерес к телесной конструкции человека, в том числе и к половым различиям, что содействует развитию половой идентификации. В дошкольном возрасте самосознание ребенка развивается настолько, что это дает основание говорить о детской личности. К концу дошкольного возраста ребенок хорошо осознает свою половую принадлежность, находит себе место в пространстве и времени. Он уже ориентируется в семейно-родственных отношениях и умеет строить отношения со взрослыми и сверстниками: имеет навыки самообладания, умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях. У ребенка дошкольного возраста проявляется способность к рефлексии. В качестве важнейшего достижения в развитии личности ребенка выступает преобладание чувства «Я должен» над мотивом «Я хочу».

В дошкольном возрасте появляются первые признаки самооценки, которая пока еще носит ситуативный характер и полностью зависит от оценки взрослых. Оценка других тоже ситуативна и зависит от значимых людей: в младшем дошкольном возрасте это в основном родители, в старшем – уже могут быть и сверстники, которые пользуются авторитетом в группе. В старшем дошкольном возрасте на первое место в оценках выходят личностно предпочитаемые качества – дружба, доверие и т.д.

К концу дошкольного возраста у ребенка формируется иерархия мотивов. Дети различают мотивы значимости, необходимости и собственные интересы. На первое место ставятся нравственные, социальные мотивы, затем мотивы общения, собственные мотивы. Мотивы быть принятым, нужным взрослым для ребенка этого возраста являются приоритетными, т.е. ребенок способен подчинить свои мотивы взрослым.

Основные личностные новообразования данного возрастадецентрация (преодоление эгоцентризма - умение посмотреть на себя со стороны глазами другого человека), появление на ее основе эмпатии (способности вчувствоваться в состояние другого, т.е. понять мысли, чувства, желания другого человека, его принятие).

К концу дошкольного возраста ребенок уже становится способным сознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в жизни. Сознание своего социального «Я» и возникновение на этой основе внутренних позиций, т.е. целостного отношения к окружающему и самому себе, порождает соответствующие потребности и стремления, на которых возникают их новые потребности, но они уже знают, чего они хотят и к чему стремятся. В результате игра к концу этого периода перестает его удовлетворять. У ребенка появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять новое, доступное ему место и осуществлять реальную, серьезную, общественно-значимую деятельность. Невозможность реализовать эту потребность порождает кризис 7 лет.

Кризис 7 лет

Это кризис саморегуляции, напоминающий кризис 1 года, однако проходит довольно незаметно, спокойно, на более высоком уровне: если до 7-ми лет регуляция производилась родителями, то после 7-ми лет (поступление в школу) – регуляция осуществляется самим ребенком.

Учителя и родители требуют от ребенка самостоятельности, ответственности, с него начинают больше требовать. Если требования слишком жесткие, ребенок становится плаксивым, капризным. Кризис довольно быстро проходит, т.к. в школе требуется выполнение правил, но родители еще довольно долго контролируют ребенка (например, выполнение домашнего задания).

Ребенок начинает регулировать свое поведение правилами. Раньше покладистый, он вдруг начинает предъявлять претензии на внимание к себе, поведение становится вычурным. С одной стороны, у него в поведении появляется демонстративная наивность, которая раздражает, так как интуитивно воспринимается окружающими как неискренность. С другой, кажется излишне взрослым: предъявляет к окружающим нормы.

Для ребенка распадается единство аффекта и интеллекта, и этот период характеризуется утрированными формами поведения. Ребенок не владеет своими чувствами (не может сдерживать, но и не умеет управлять ими). Дело в том, что, утратив одни формы поведения, он не приобрел еще другие.

По мнению Л.С. Выготского, каждый возрастной период имеет два возрастных новообразования. Это новообразование стабильного периода и новообразование кризиса. Если иметь в виду дошкольный возраст и кризис семи лет, то основные характеристики новообразования кризиса семи лет четко определены Л.С. Выготским и связаны с «обобщением переживания» или «интеллектуализацией аффекта».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.