Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 5. Особенности развития в младшем школьном возрасте






План

1. Общая характеристика младшего школьного возраста

2. Характеристика развития психических функций в младшем школьном возрасте

3. Развитие личности в младшем школьном возрасте

I. Общая характеристика младшего школьного возраста

Младший школьный возраст: 6(7) -10(11) лет.

Социальная ситуация развития: принятие ответственности, социальной роли «ученика», выполнение важной и социально значимой деятельности (учения).

В школе возникает новая структура отношений в системе «ребенок – взрослый» [26]: ребенок – учитель, ребенок – взрослый, ребенок – родители, ребенок – дети. Система «ребенок – учитель» начинает определять отношения ребенка к родителям и отношения ребенка к детям: Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, И.С. Славина доказали это экспериментально [33]. Хорошее, «пятерочное» поведение и хорошие отметки – это то, что конституирует отношения ребенка со взрослыми и сверстниками. Первое, что взрослые спрашивают у ребенка – «Как ты учишься?». Система «ребенок – учитель» становится центром жизни ребенка, от нее зависит совокупность всех благоприятных для жизни условий. Впервые отношение «ребенок – учитель» становится отношением «ребенок – общество». Ситуация «ребенок – учитель» пронизывает всю жизнь ребенка: «Если в школе хорошо, значит и дома хорошо, значит и с детьми тоже хорошо».

Ведущая деятельность – учебная, учебно-познавательная. Наряду с учебной деятельностью игровая деятельность остается сопутствующей, поскольку учебная деятельность во многом строится по законам игровой деятельности.

Учебная деятельность не дана в готовой форме. Когда ребенок приходит в школу, ее еще нет. Учебная деятельность должна быть сформирована. Чрезвычайно важной проблемой является умение учиться самому. В построении учебной деятельности заключается задача начальной школы, прежде всего, ребенка надо научить учиться. Первая трудность заключается в том, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять в школе. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу, поэтому мотив постепенно начинает терять свою силу, он не работает иногда и к началу второго класса. Процесс учения должен быть построен так, чтобы его мотив был связан с собственным, внутренним содержанием предмета усвоения. Мотив к общественно необходимой деятельности хотя и остается как общий мотив, но «побуждать к учению должно то содержание, которому ребенка учат в школе», считал Д.Б.Эльконин. Необходимо сформировать познавательную мотивацию. Учебная деятельность не дана ребенку с самого начала его жизни, ее нужно построить. На начальных этапах она осуществляется в форме совместной деятельности учителя и ученика. Процесс развития учебной деятельности – это процесс передачи от учителя к ученику отдельных ее звеньев.

Оценка собственных изменений, рефлексия на себя – собственный предмет учебной деятельности. Именно поэтому всякая учебная деятельность начинается с того, что ребенка оценивают. Отметка – определенная форма оценки. В структуру учебной деятельности входят:

учебная задача – это то, что ученик должен освоить;

учебное действие – это изменения учебного материала, необходимые для его освоения учеником, это то, что ученик должен сделать, чтобы обнаружить свойства того предмета, который он изучает;

действие контроля – это указание на то, правильно ли ученик осуществляет действие, соответствующее образцу;

действие оценки – определение того, достиг ли ученик результата или нет.

Основные новообразования:

1) личностная рефлексия (самооценка);

2) интеллектуальная рефлексия;

3) внутренний план действий.

 

II. Характеристика развития психических функций

Восприятие младшего школьника достаточно хорошо сформировано, но не достаточно дифференцированно. Дети все еще путаются в восприятии времени, недооценивают небольшие промежутки времени и переоценивают большие. Восприятие пространства уже более адекватно. Согласно теории Ж. Пиаже, в этом возрасте дети уже могут выполнять задания на измерение объема, количества. Дети хорошо ориентируются в пространстве, понимают отдаленные предметы. Мышление вносит уже больший вклад в восприятие, а не идет параллельно с ним. Мышление оказывает влияние на восприятие, формируются более конкретные понятия [34].

7-11 лет – третий период умственного развития по Ж. Пиаже – период конкретных мыслительных операций. Мышление ребенка ограничено проблемами, касающимися конкретных реальных объектов. Эгоцентризм, присущий мышлению дошкольника, постепенно убывает, чему способствуют совместные игры, но не исчезает полностью. Конкретно мыслящие дети часто ошибаются, прогнозируя результат. Вследствие этого дети, однажды сформулировав какую-нибудь гипотезу, скорее отвергнут новые факты, чем изменят свою точку зрения. На смену эгоцентризма мышления приходит децентрация – способность сосредоточиться на нескольких признаках сразу, соотносить их, учитывать одновременно несколько измерений состояния объекта или события. У ребенка развивается также способность мысленно прослеживать изменения объекта. Возникает обратимое мышление [24]. В развитии мышления наступает коренное изменение с появлением интеллектуальной рефлексии (рефлексия в плане мышления). Ребенок начинает думать об основаниях того, почему он думает так, а не иначе. Возникает механизм коррекции своего мышления со стороны логики, теоретического знания. Следовательно, ребенок становится способен подчинить намерение интеллектуальной цели, способен удержать его в течение длительного времени.

Огромное место в мнемических процессах начинает занимать произвольное запоминание. Появляются специальные механизмы запоминания, мыслительные приемы запоминания, которые вырабатываются самостоятельно, т.к. появляется произвольность – осознанное управление своими механизмами запоминания. Ребенок может отрефлексировать процесс памяти. В школьные годы способность хранить и извлекать информацию из памяти совершенствуется, развивается метапамять.

Таким образом, уровень развития психических процессов достигает таких высот, которые позволяют формироваться рефлексии – умению абстрагироваться от ситуации, преодолевать эгоцентризм. Ребенок начинает смотреть на все процессы со стороны – формируется способность к децентрации мышления.

III. Развитие личности

В школьном возрасте число факторов, влияющих на самооценку, заметно расширяется. У детей в возрасте от 9 до 12 лет продолжает формироваться стремление на все иметь свою точку зрения. У них также появляются суждения о собственной социальной значимости – самооценка. Она складывается благодаря развитию самосознания и обратной связи с теми из окружающих, чьим мнением они дорожат. Высокая оценка обычно бывает у детей в том случае, если родители относятся к ним с заинтересованностью, теплотой и любовью. Однако к 12-13 годам у ребенка складывается новое представление о самом себе, когда самооценка утрачивает зависимость от ситуаций успеха-неуспеха, а приобретает стабильный характер. Самооценка теперь выражает отношение, в котором образ самого себя относится к идеальному Я [34].

Начиная с шестилетнего возраста, дети все больше проводят времени со сверстниками, причем почти всегда одного с ними пола. Усиливается конформизм, достигая своего пика к 12 годам. Популярные дети обычно хорошо адаптируются, чувствуют себя среди сверстников комфортно и, как правило, способны к сотрудничеству [14].

С момента, когда ребенок пошел в школу, его эмоциональное развитие больше, чем раньше, зависит от того опыта, который он приобретает вне дома. Страхи ребенка отражают восприятие окружающего мира, рамки которого теперь расширяются. Необъяснимые и вымышленные страхи прошлых лет сменяются другими, более осознанными: уроки, уколы, природные явления, отношения между сверстниками. Страх может принимать форму тревоги или беспокойства.

Время от времени у детей школьного возраста появляется нежелание идти в школу. Симптомы (головная боль, колики в желудке, рвота, головокружение) широко известны. Это не симуляция, и в таких случаях важно как можно быстрее выяснить причину. Это может быть страх перед неудачей, боязнь критики со стороны учителей, боязнь быть отвергнутым родителями или сверстниками. В таких случаях помогает дружески-настойчивая заинтересованность родителей в посещении ребенком школы.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.