Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Категории лиц, вовлеченные в боевые действия






 

§1. Наемники

Наемники - нанятые солдаты или персонал службы безопасности, которые принимают участие в военных действиях ради денежной или другой материальной выгоды без другой существенной связи с конфликтной ситуацией. Они не являются ни воюющией стороной, ни гражданскими лицами, а выделены в отдельную категорией в соответствии с международным гуманитарным правом. Статья 47 (2) Дополнительного Протокола I к Женевским конвенциям 1977 определяет наемников следующим образом:

 

Наемник - любой человек кто:

1) принят на работу непосредственно в зоне боевых действий или за границей, чтобы сражаться в вооруженном конфликте;

2) фактически принимает участие в боевых действиях;

3) мотивирован, чтобы принять участие в боевых действиях личной выгодой;

4) не является ни соотечественником стороны конфликта, ни жителем территории, которая подконтрольная стороне конфликта;

5) не является членом вооруженных сил стороны конфликта;

6) не был послан государством, которое не является Стороной конфликта, но официально признано союзником стороны конфликта.

Однако те, кто непосредственно не участвует в военных действиях, не рассматриваются в качестве наемников. На практике персонал ЧВК преобладающе участвует в логистической службе поддержки, кроме непосредственного участия в боевых действиях: охраняя заключенных, проводя обучение военнослужащих, занимаясь поставкой продовольствия управляя оружием, и т.д. В случае форс-мажора на мирной территории, гражданские подрядчики не могут считаться не могут быть приравнены к наемникам в соответствии с Дополнительным Протоколом I. Кроме Дополнительного Протокола I существует также 2 конвенции, определяющие положение участие наемников: конвенция ООН против Вербовки, Использования, Финансирования и Обучения Наемников 1989 года и Конвенция ОАЕ о ликвидации наемничества в Африке 1977 года.

Конвенция ООН касается также тех людей, которые приняты на работу, с целью свержения правительства или подрыва территориальной целостности государства. В отличие от Дополнительного Протокола I, конвенция ООН не требует " непосредственного участия в военных действиях" в качестве условия для определения статуса человека, как наемника. В соответствии с конвенцией, цель приезда в область боевых действий является определяющий для причисления человека или группы лиц к категории " наемник". Конвенция ОАЕ (Статья 1 (2)) вводит также добавляет ответственности за наемничество в случае организации лагерей наемников, осуществления финансирования, обучения наемников и прочих действий, способствующих развитию данных групп.

 

§2. Комбатанты

Комбатанты - лица, по закону наделенные правом принимать прямое участие в боевых действиях во время вооруженного конфликта. Статус комбатанта в соответствии с международным гуманитарным правом определен двумя способами, а именно, пункт (i) в отношении членства в вооруженных силах (ст. 43 Дополнительного Протокола I); и пункт (ii) в отношении участников, имеющим статус военнопленного (Статья 4 Женевской конвенции (III) относительно Обращения с Военнопленными).

Пункт (i) ст. 43 Дополнительного Протокола I определяет состав вооруженных сил в конфликте, а также, что члены вооруженных сил - комбатанты. Вооруженные силы участвующей в конфликте стороны состоят из организованных вооруженных групп и единиц, которые находятся под командованием, ответственным перед воюющей стороной даже если воюющая сторона представлена правительством или властью, не признанной противной стороной.

Каждый раз, когда воюющая сторона в конфликте включает военизированные или вооруженные правоохранительные органы в свои вооруженные силы, она должна так уведомить другие воюющие стороны. В связи с этим, даже гражданские лица, объединенные в ополчение под единым командованием воюющей стороны в военизированную организацию определяются как комбатанты. В данном контексте к комбатантам можно приравнять и персонал ЧВК, участвующий в боевых действиях в составе воюющей стороны, однако статус персонала ЧВК зависит от их интеграции и присоединения к регулярным вооруженным силам стороны конфликта.

 

Рекомендации для определения статуса воюющих сторон могли также рассмотрены в Женевской конвенции (III) 1949 года " О статусе покровительствуемых лиц и порядке обращения с ними". Статья 4A (1) предусматривает, что военнопленными признаются следующие люди, если попавшие и удерживаемые под властью врага:

члены вооруженных сил участвующей в конфликте стороны, а также члены ополчения или добровольческих корпусов, являющихся частью таких вооруженных сил.

С другой стороны, Статья 4A (2) Конвенции гласит, что боевой статус может также быть присвоен членам ополчения или добровольной силы, кто не объединен или включен в регулярные вооруженным силы, но соответствует определенным критериям:

 

1) группа людей находится под командованием человека, ответственного за подчиненных;

2) у людей имеется отличительный знак, распознаваемый на расстоянии;

3) оружие переносится людьми открыто;

4) осуществление действий и маневров в соответствии с законами и обычаями войны.

Однако, когда стороны к конфликту нанимают гражданских подрядчиков, чтобы их задействовать в боевых действиях, персонал ЧВК возможно признать комбатантами и без прямого их подчинения вооюющей стороне, если они выполняют другие четыре упомянутые выше критерия.

 

§3. Гражданские лица

Смысл существования самого гуманитарного права сводится к защите гражданских лица в вооруженных конфликтах и смягчению последствий войны в отношении гражданских лица и гражданских объектах. Фундаментальной обязанностью воюющих сторон является вовремя отделить гражданские объекты и гражданских лиц, чтобы не наносить по ним удары и не подвергать их жизни опасности. Согласно ст.50 Дополнительного Протокола I существуют рекомендации относительно определения гражданских лиц:

Гражданское лицо - любой человек, который не принадлежит одной из категорий людей, упомянутых в Статье 4 (1), (2), (3) и (6) из Третьего Соглашения и в Статье 43 этого Протокола. В случае сомнения, является ли человек гражданским лицом, необходимо полагать, что такой человек является гражданским лицом.

Участие персонала ЧВК в вооруженных конфликтах еще больше ухудшает ситуацию относительно определения статуса гражданских лиц, поскольку фактически самого определения гражданских лиц не существует, а оно дано в сравнении с комбатантами и наемниками. При этом, функции персонала ЧВК не статичны, а по сему, в соответствии с международным гуманитарным правом - они могут или быть как комбатантами, гражданскими лицами или наемниками в зависимости от их действий в вооруженных конфликтах и их союза со сторонами конфликта. Когда персонал ЧВК будет объединен с вооруженными силами, чтобы участвовать в военных действиях, их можно будет приравнять комбатантам; тех, кто оказывает только логистические услуги (в соответствии со Статьей 4A (4) и (5) Третьей Женевской конвенции) рассматриваются как гражданские лица, но не как комбатанты; и тех, кто участвует в военных действиях, но не будучи частью вооруженных сил стороны к конфликту, рассматривают как наемников. В таком случае трудно дифференцировать наемников от других комбатантов или гражданских лиц

В отсутствие ясного правового статуса человек может сознательно вводить в заблуждение других людей, пользуясь невозможностью определения его статуса. Поэтому, массовое использование персонала ЧВК может посеять беспорядок в вооруженных конфликтах, относительно предоставляемой защиты, доступной гражданскому населению. Встает проблема идентификации таких сотрудников, контроля движения на территории боевых действий. Однако на сегодняшний день международным гуманитарным правом предусмотрена ответственность за предоставление искаженной информации о статусе человека, находящегося в зоне боевых действий. Многочисленные международные конвенции признали ответственность корпораций несмотря отсутствие определения ЧВК как отдельного участника вооруженного конфликта в соответствии с международным гуманитарным правом. Например, Конвенция ООН по Морскому праву, 1982 вводит ограничения, касающиеся морского дна и его ресурсов; Статья 1 Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью, 1969 считает ответственным владельца судна, или физическое или юридическое лицо, за загрязнение, вызванное судном; и Статья 10 Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности ссылается на ответственность юридических лиц. Однако Эндрю Клэфэм[4] справедливо оценил данные факты:

" Пока мы признаем, что у людей есть права и обязанности в соответствии с обычным Международным Законом о Правах человека и Международным гуманитарным правом, мы должны признать, что юридические лица должны иметь международный статус, чтобы обладать правами, и, с другой стороны, иметь возможность быть преследованными судом быть ответственными за нарушения международного права.

Фактически, необходимо позволить корпорациям получить международный статус наравне с государствами, чтобы быть ответственными за свои нарушения в международном праве. Нюрнбергский трибунал 1946 года явно показал, что конкретные люди могут понести ответственность за преступления против человечества, совершенные группой лиц или в некотором роде " компанией", насколько можно такой принцип перенести на современные ЧВК, учитывая, что в современном праве пока что предусмотрены только материальные штрафы без лишения свободы. Поэтому статус юридического лица в данном случае не предполагает уголовную ответственность за совершенные преступления - убийство людей и т.д. Поэтому данный вопрос в настоящее время является предметом дискуссии Международного уголовного суда в двух основных работах Комиссии Международного права, а именно, резолюции " Об ответственности государств за международно-противоправные деяния" 2001 года и статьи Проекта об Ответственности Международных организаций 2008 года, являются ценными дополнениями к средствам обеспечения режима ответственности в вооруженных конфликтах.

Вместе с работой международных органов, частные военные компании самостоятельно назначают уголовные трибуналы, чтобы наказать своих сотрудников, включая менеджеров, директоров и командиров, нарушивших нормы международного права Кроме того, в случае грубых нарушений прав человека Совет Безопасности ООН может также основать международные уголовные трибуналы, в соответствии с мандатом Главы VII устава ООН, для судебного преследования преступников. Международный уголовный трибунал по бывшей Югославии 1993, Международный уголовный трибунал по Руанде 1994 и Специальный суд для Сьерра-Леоне 2002, и т.д., являются яркими примерами.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.