Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бытие 1, 2






Дают ли эти главы две противоположные картины сотворения?

В Бытии 1 употребляется Еlohim как имя Гюга, а в Бытии 2 — Yahweh. Является ли это доказательством того, что эти два описания были взяты из разных источников?

В этих главах нет двух разных описаний сотворения мира. Бытие с 1: 1 по 2: 3 - это обзор, что-то вроде «панорамной съемки», какая бывает на ТВ или в кино, когда человек, стоящий в поле в окружении растений и животных, показан на расстоянии. Быт 2: 4-15 - это портретная съемка: здесь фокус на лице человека, чтобы передать все изумление и восхищение, которые он испытывает, проходя по Божьему саду. Быт 1 — это история сотворения мира. В Быт 2 дано подробное описание самого уникального из всех актов творения — сотворения человека.

Тогда почему используются два разных имени Бога? Некоторые утверждают, что это отличие указывает на двух разных авторов: один знал Бога только как Еlohim, а другой — как Yahweh (Иегова). Предположение о том, что использование двух разных имен для обозначения Бога указывает на двух авторов или на два документальных источника, привело к развитию «документальной гипотезы». Эта гипотеза гласит, что первые главы нашего Ветхого Завета были составлены по материалам работ авторов Е и Л, и по преданиям священников в V ст. до Р.Х.

Несмотря на то, что этот аргумент принят многими современными критическими школами, он не выдерживает встречной аргументации:

1. Быт 1 и Быт 2 связаны между собой как обзор (Быт 1), и исследование (Быт 2), следующее за ним, — это более подробное описание самого важного акта творения, а не два отдельных описания истории сотворения. В действительности, ни одна из известных нам историй о сотворении мира на древнем Ближнем Востоке не имеет такой структуры, которая была бы похожа на Бытие 2, — это служит признаком того, что эта глава не была задумана, как описание сотворения.

2. Исследования сравнительной литературы свидетельствуют, что в древности на Ближнем Востоке существовала распространенная практика называть высших богов, к которым обращались люди, несколькими именами. Египетского бога Осириса еще называли Веннефер, Кхент-Аментиу и Неб-Абду. Бел, бог Вавилона, был также известен под именами Энлил и Нунамнир, а Сина называли Нанна. В Ханаане верховного бога звали Эл и Латпан; Ваала часто называли Ларпан. Учитывая тот факт, что в других древних культурах в одном документе могли последовательно чередоваться несколько имен одного бога, трудно согласиться с тем, что разные имена Бога в Пятикнижии являются доказательством того, что материалы Е и Л в Быт 1 и 2 были написаны разными авторами.

3. Библейские имена имеют уникальное богословское значение. В той культуре имя Еlohim было общим именем для обозначения Бога. Yahweh, и отличие от него, —личное имя Бога, которое имеет непосредственную вязь с Его любящим участием в искуплении человечества. (Более подробный анализ имени Yahweh см. в разделе Исход 6.) Следовательно, Моисей совершенно оправданно употребляет имя Еlohim в Быт 1, когда пишет о труде Бога — Создателя материальной вселенной, а в своем описании уникального личного акта сотворения Адама и Евы в Быт 2 употребляет имя Yahweh.

 

 

Бытие 2: 10-14

Где находился Эдем?

Библия не дает точного названия местности, где был расположен Эдем. Вероятно, так в древности называлась обширная область, охватывавшая и Месопотамию, и, возможно, большую часть плодородного полуострова. Сад который Бог насадил для Адама и Евы, находился к востоку от л ого региона (Быт 2: 8), и был известен своими четырьмя реками, две из которых, Тигр и Евфрат, хорошо знакомы нам и сегодня. Большинство ученых называют два возможных местоположения сада: горы Армении ими район возле Персидского залива. Однако точное местонахождение и остается неизвестным.

 

Бытие 2: 16

Было ли Божье испытание Адама справедливым: ведь Он знал, что первый человек не выдержит его? Почему Богу нужно было испытывать Адама вместо того, чтобы позволить ему просто наслаждаться своей невинностью? Бог создал Адама по Своему собственному образу и подобию. Чтобы быть настоящему таким нравственным существом, как Бог, Адам должен был иметь возможность сделать нравственный выбор. Дерево, которое Бог посадил в Эдеме и плод которого Он запретил ему есть, не было спланированной ловушкой для Адама. Это был положительный дар, способ дать Адаму возможность применить свои нравственные способности и поступить, как Бог, выбрав то, что хорошо. Без дерева Адам был бы просто куклой. Не имея возможности проявить свою нравственную ответственность, он оставался бы без качества, присущего образу и подобию Божию.

Большинство из нас склонны рассматривать духовные испытания и искушения, как нечто отрицательное. Но это - не ловушки, расставленные с тем, чтобы заставить нас грешить. Такие испытания дают нам возможность продемонстрировать Богу нашу преданность и, проявив послушание Ему, укрепить наш характер и явить Его искупительную работу в нашей жизни.

Бытие 2: 17

Бог предупредил Адама, что в день, в который он вкусит запретного плода, он «смертию умрет». Но, когда Адам съел плод, ни он, ни Ева не упали сразу замертво. Или Бог ошибся, или солгал, чтобы испугать Адама. Следовательно, что-то здесь не так: христианское убеждение в том, что Бог знает будущее или представление о том, что Он — правильный.

Слова умереть и смерть имеют несколько сложных значений. Под смертью в Библии может подразумеваться: (1) конец биологической жизни, как об этом написано в Евр 2: 14-15; (2) действующее искажение природы человека, как результат греха, как сказано в Еф 2: 1 -6 и Рим 8: 5-6; (3) состояние отчуждения и антагонизма с Богом по причине греха, - снова Еф 2: 1-6; и (4) окончательное, вечное разделение с Богом в озере огненном, которое От 20: 14 отождествляет со второй смертью.

Таким образом, вопрос в том, в каком из этих значений употреблено слово «смерть»?

Ответ можно разделить на четыре части. Когда Адам согрешил, вступил в действие процесс, который неизбежно приводит человека к биологической смерти. Когда Адам согрешил, образ Божий в нем исказился и нарушился, и Адам стал мертвым «по преступлениям и грехам»(Еф 2: 1-6). Когда Адам согрешил, его действие сделало его чуждым Богу, и в страхе он бежал от Его присутствия (Быт 3: 10). Когда Адам согрешил, он перешел от жизни к смерти и, без последующего акта веры, обречен страдать от второй смерти (От 20: 14)— вечного отделения от Бога.

Когда мы понимаем весь спектр значений слова «смерть» в обоих Заветах, становится ясно, что Адам действительно умер в самом важном из всех значений образа и подобия Бога в тот день, когда съел запретный плод, — в точности так, как сказал об этом Бог. Позднее Адам и Ева производят на свет детей, носивших образ Адама. Этот образ нес в себе и их состояние духовной смерти и отчуждения от Бога (Быт 5: 1-3; Рим 5: 12-13). Тем не менее, это страшное свидетельство Писания является, в некотором смысле, и доброй вестью. Оно объясняет происхождение зла и ненависти, охвативших общество, и напоминает нам о том, что мы должны оставить свои тщетные попытки угодить Богу, и вместо этого обрести дар прощения и новой жизни во Христе.

Бытие 2: 20, 21

Почему Бог сделал Еву из ребра Адама, а не сотворил ее так же, как и самого Адама? Является ли это еще одним доказательством библейского шовинизма по отношению к женщинам?

В действительности, все — как раз наоборот. Если бы Бог создал Еву из праха после того, как Он создал Адама, можно было бы утверждать, что женщины отличаются от мужчин тем, что они — более позднее творение, и стоят ниже их. Но Бог создал Еву из ребра Адама, и этим Он подтвердил что идентичность с мужчиной. Адам сразу же почувствовал это полное отождествление мужского и женского, увидел в Еве равного участника и сказал: «Это кость от костей моих и плоть от плоти моей» (2: 23).

Такой же взгляд мы находим в часто неверно истолковываемой фразе, где она названа «помощником, подобным ему» (2: 20). Здесь еврейское rezer означает «крепость» или «сила», а kenegdo означает «соответственный «ему», или «равный ему». Сущность, однако, та же. Адам обозрел все животное царство и не смог найти никого, кто соответствовал бы ему, нес бы в себе образ и подобие Божие, с кем он мог бы иметь уникальные личные взаимоотношения. Этот поиск показал Адаму, как сильно он нуждается в ком- го, кто был бы равен ему. И когда эта потребность отозвалась в нем болью и пустотой, Бог начал действовать. Он создал женщину не для того, чтобы она занимала более низкое положение, чтобы ее считали живой вещью или игрушкой, но для того, чтобы быть силой и существом, равным мужчине.

Бытие 3: 5

Какое значение имеет обещание сатаны: «вы будете как боги, тающие добро и зло»?

И Ветхом Завете есть пять отрывков, в которых упоминается знание добра и зла: Вт 1: 39; 2 Ц 14: 17, 19: 35; 3 Ц3: 9 и Ис 7: 15. Все они, включая и 1> ытЗ: 5, сходятся в том, что знание добра и зла — прерогатива Бога. Это значит, что только один Бог имеет в Себе способность отличать добро от зла. Он один есть истинно автономная (свободная, полновластная и независимая) личность.

В словах сатаны была и правда, и ложь. Отказавшись повиноваться Богу, Адам и Ева провозгласили о своей независимости от Него. Они действительно узнали (на собственном опыте), что такое зло, и каковы его последствия. Но свобода, о которой они объявили, стала для них ловушкой, заставившей их довериться своему собственному испорченному суждению, и поставившей Бога перед необходимостью осудить их за их грех. Обещания сатаны кажутся привлекательными только на первый взгляд. Но, как бы справдиво ни звучали его слова, за ними скрывается смертельная опасность.

Бытие 3: 16

Что означает Божье проклятие Евы, представительницы всех женщин, в котором сказано: «Умножу скорбь твою в беременности твоей»?

Одни полагают, что этот стих говорит о том, что рождение ребенка будет болезненным. Другие отмечают, что у некоторых женщин будет болезненным месячный цикл. Но, скорее всего, речь идет обо всем процессе в целом: и рождении ребенка, и воспитании его. Адам и Ева внесли грех в мир и в жизнь человечества. Женщина испытывает неподдельную скорбь тогда, когда ей приходится видеть, как грех может искалечить жизнь чад, которых она любит.

Бытие 3: 16

Что означает вторая часть проклятия женщины: «И к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою»?

Слово «влечение» употреблено здесь не в значении сексуального влечения, а в значении «ориентироваться». Это значит, что, вместо того, чтобы искать безопасности и правильного направления у Бога, женщина будет склонна к тому, чтобы искать этого в своем муже. В результате мужчины будут властвовать над женщинами, чего не было в изначальном замысле творения. Вместо того, чтобы жить вместе в партнерстве, падшее человечество, как свидетельствует история, склонно создавать такие общества, в которых женщины обладают меньшими правами, чем мужчины, и находятся у них в подчинении. Мужское превосходство не было предписано Богом. Оно является непосредственным следствием грехопадения и выражением несправедливости в браке или в социальном строе.

 

Бытие 3: 21

Почему после грехопадения Адама и Евы Бог одел их в одежду из кожи животных?

Те, кто изучает Библию, усматривают в этом действии первую в истории жертву. Здесь Бог в первый раз преподал страшную истину о том, что грех наказывается смертью. Но это было и первым возвещением Евангелия - благой вести о том, что Бог по Своему милосердию примет вместительную смерть вместо смерти грешника. Конечно, смерть никакого животного не могла в полной мере заместить человека. Однако жертвы животных, приносимые в Ветхом Завете, имели своей целью дать нам объективный урок. Постоянно приносимая жертва была повторением обетования о том, что однажды посредством заместительной смерти принесенной жертвы Бог спасет человечество.

Бытие 4: 5

Почему Бог не принял приношения Каина от плодов земли? Не был Он неоправданно строг к первому сыну Адама?

Стив Аллен, юморист, в недавно изданной им книге пожаловался на то, что Бог нечестно отверг жертву Каина. Разве Каин не трудился в поте лица? Разве он не принес самого лучшего Господу? И Аллен разгневанно «включает: отвергнув Каина, Яхве поступил, как мелкий тиран. Иудейские предания также вносят свою долю сомнения: в одном из направлений учения Мишны (древнего раввинского комментария Ветхого Завета) казано, что Каин принес гнилые плоды, чем показал свое нескрываемое презрение к Богу. Однако ключ к разгадке дает нам сам текст Бытия. Бог спрашивает у Каина: «Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица?» (4: 7). Эта фраза ясно свидетельствует о том, что Каин знал, что было добрым. Он знал, какую жертву нужно принести Богу, но решил не приносить ее. Также этот стих говорит о милости Бога, так как Он, несмотря ни на что, приглашает Каина принести правильную жертву.

Что же считалось правильным, откуда Каин мог знать об этом? Во всем Ветхом Завете животные были приносимы Богу в качестве жертвы за грех. Такому же принципу Бог научил Адама и Еву, когда после согрешения убил животных для того, чтобы дать им покрывало от наготы. Свои»мания об этом они передал и своим сыновьям — Каину и Авелю. Но Каин отказался придти к Богу с жертвенной кровью и предложил Ему плод своих трудов — овощи, которые он вырастил. Много лет спустя Павел напишет: Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости» (Тит 3: 5). Когда Каин отказался придти к Богу так, как было нужно, чтобы обрести Его милость, он был отвергнут, потому что своим поведением он требовал, чтобы Бог принял его дела.

Бытие 4: 17

Где Каин и другие сыновья Адама взяли себе жен?

В Быт 5: 4 сказано, что за свою долгую жизнь Адам «родил сынов и дочерей». Очевидно, дети первой пары вступали в браки со своими братьями и сестрами. И хотя в более поздние годы закон и обычаи запрещали браки между братьями и сестрами (Лев 20: 17), вначале другого выхода не было.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.