Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лэрри Ричардс






 

Предисловие

Давайте начнем с предположения, что в греческом и еврейском текстах Библии имеются ошибки. Все, кто изучал Библию на языках оригинала, знакомы с этими ошибками и знают, по какой причине они появились. Глисон Арчер в своей Энциклопедии трудных мест Библии» перечисляет несколько видов таких ошибок. Они возникли при снятии копий с текстов Библии и не оказывают влияния на непогрешимость оригинальных манускриптов. К таким ошибкам относятся:

Хаплография Буквы (слова), которые должны быть написаны дважды, написаны

один раз.

Диттография Буквы (слова), которые должны быть написаны один раз, написаны

дважды.

Метатеза Неправильный порядок букв (слов).

Слияние Соединение последней буквы предыдущего слова

со словом, которое следует за ним.

Расщепление Неправильное деление одного слова на два.

Омофония Когда путают слова, звучащие одинаково,

например, коза и коса.

При составлении копии какого-либо документа в него могут вкрасться и другие виды ошибок. Однако исследователи, работающие над сравнением различных сохранившихся до наших дней манускриптов, добились больших успехов в составлении современных текстов, максимально приближенных к оригиналам. Например, в свитках Мертвого моря была обнаружена Книга пророка Исаии, которая оказалась на тысячу лет старше всех остальных манускриптов, известных нам прежде», содержащих эту книгу. Тем не менее, переписчики работали так внимательно, что свитки Мертвого моря и самые ранние и» сирийских текстов были, в общем, одинаковыми. Огромное число текстом Нового Завета, имеющихся в распоряжении исследователей Библии, дали прекрасную возможность установить и откорректировать почти все ошибки, возникшие при списывании с текста оригинала. А тех слов из Евангелия, которые все еще вызывают сомнения, едва ли наберется на полстраницы Нового Завета на греческом. Но ни одно из этих слов не ставит под сомнение ни доктрины, ни каких-либо исторических сведений, содержащихся в Новом Завете.

Смысл всего сказанного очень прост. Несмотря на то, что в наших текстах Ветхого и Нового Заветов такие ошибки имеются, они несущественны. Это означает, что ни одна из этих ошибок не вызывает у нас серьезных сомнений относительно важных исторических данных или доктринальных положений Библии.

Многие из трудных отрывков Библии можно отнести к категории, которую я называю второстепенной. Например, цифры, указанные при переписи, или количество человек, принявших участие в сражении или находившихся в каком-то определенном месте, часто расходятся в описаниях 1-й и 2-й, 3-й и 4-й книг Царств и 1-й и 2-й Паралипоменон. Чаще всего эти разночтения связаны с ошибками, возникшими в результате списывания копий. Дело в том, что цифры в Ветхом Завете обозначались буквами алфавита, дополненными точками, написанными сверху букв. Когда упускали или, наоборот, дописывали одну или несколько точек, и когда переписчик путал буквы, появлялись разночтения. Совершенно ясно, что они не создавали каких-то серьезных трудностей. Им легко найти объяснение. А было ли в армии 330 тыс. или 33 тыс. человек, — не так важно, ведь, в первую очередь, в тексте правильно сказано о том, кто победил в этом сражении.

Но если мы готовы признать, что в Библии есть ошибки, преднамеренно допущенные при списывании копий, то это — нечто совершенно иное. Это — обвинения, в которых утверждается, что тексты оригиналов содержат вопиющие ошибки, и что учение в оригиналах не согласуется с более поздним учением христианства.

Некоторые ошибки пытаются объяснить с научной точки зрения. Например, библейское описание сотворения мира рассматривают с позиции современной теории эволюции, а истории о долгожительстве людей до потопа считают неправдой. Также вырывают стихи из контекста, которые будто бы учат, что земля имеет четыре угла (следовательно, она плоская), что солнце восходит (следовательно, оно вращается вокруг Земли, а не планета Земля — вокруг Солнца). Но и на эти трудные вопросы можно найти ответ. В одних случаях отвечают, что подобные противоречия действительно имеют место, но все же аргументы говорят в пользу библейской позиции; в других — на основании научных знаний, объясняющих данное явление; в-третьих — демонстрируя, каким образом поэтический или феноменологический язык Библии используется ненаучно.

Обвинения в наличии исторических ошибок начинаются с давно опровергнутого аргумента о том, что «примитивный» Моисей не мог написать первые пять книг Ветхого Завета, потому что в его дни письменности еще не существовало. Затем следуют обвинения в том, что археологические открытия свидетельствуют следующее: евреи были кочевниками, которые, скорее всего, просто перекочевали в Палестину, а не вошли в нее, как победители, описанные в Книге Иисуса Навина. И заканчиваются они несуществующими доказательствами того, что Книга пророка Даниила была написана не в V в. до Р.Х, а во II в., как она сама свидетельствует об этом. На подобные вопросы нужно отвечать, опираясь на археологические открытия; и если какие-то обвинения еще невозможно опровергнуть, то это только потому, что в нашем распоряжении таких данных пока нет. Но что мы действительно можем сделать, так это еще раз напомнить о том, что когда по какому-либо спорному вопросу появляются такие данные, то описанное в Библии всегда подтверждается.

Обвинения в безнравственности, как правило, обращают внимание на те или иные грехи, которые совершали мужчины и женщины веры, или же обвиняют Самого Бога в мстительности и отсутствии у Него высоких нравственных стандартов. Почему Бог отверг жертву Каина, принесенную им из добрых побуждений? Как Бог мог ввести смертную казнь, и как Он мог быть таким бессердечным, осудив гомосексуалистов только за то, что они предпочли альтернативный образ жизни — их единственное преступление? Каким образом повеление Ветхого Завета «око за око» смогло оказаться в одной книге со словами, в которых Иисус призывает любить врагов своих? Как мог Бог, если Он действительно честный, послать лживого духа, чтобы он обманул Ахава и подтолкнул его к собственной смерти в сражении?

На такие вопросы нельзя отвечать, просто объясняя, что Бог не отвергал Каина (хотя, на самом деле, так оно и было). Но можно объяснить, чему учит этот текст, и затем представить заключение: Бог, а не современный человек является эталоном морали. Он - верный, справедливый, любящий и благой во всем; Он делает и Он показывает нам пример ценностей, которым мы должны следовать. Нередко Библию обвиняют в наличии противоречий или в ее непоследовательности. Например, критики могут задать вопрос о том, почему Матфей пишет о двух бесноватых, исцеленных в стране Гадаринской, а во всех остальных Евангелиях упомянут только один? Почему генеалогическое древо Иисуса, прослеженное Матфеем, отличается от такого же у Луки? Убил ли Давид Голиафа, или прав был летописец, когда приписал это действие Эльханану, и как вообще такое вопиющее противоречие могло остаться незамеченным в Ветхом Завете? Как Новый Завет может говорить о том, что для спасения требуется только вера, если в других отрывках введены условия, например, «исповедовать устами своими», «покаяться»? Подобные обвинения в наличии противоречий необходимо рассматривать в отдельности, потому что имеется достаточно много разных причин, объясняющих кажущиеся противоречия Писания.

Также есть обвинения, выдвинутые на основании неверного представления. Многие присловья Ветхого и Нового Заветов могут оказаться трудными для понимания, если вы не знакомы с еврейской (или греческой) идиомой. Действительно ли Бог ожесточил сердце фараона, чтобы он отказался выполнить требования Моисея? Правда ли, что Бог ненавидел Исава и осудил его еще до рождения? Что имел ввиду Иисус, когда сказал, что мы должны потерять душу свою ради Него? О чем ведет речь Иезекииль, когда говорит: «Душа согрешающая, та умрет» (18: 4)? И правда ли то, что Бог поражает детей за грехи их отцов до четвертого поколения?

Эти отрывки, трудные для понимания, нужно рассматривать отдельно. И когда они становятся понятными и исчезают трудности, тогда в них нам нередко открываются вечные истины.

Наверное, исследование тех сложных вопросов, которые задают люди, и есть самым захватывающим при изучении Библии. Нам не нужно бояться честного взгляда на трудные отрывки или трудные вопросы. Ибо Библия заслуживает доверия, ведь она — верное Божье откровение. Библия способна выдержать любую проверку. И если мы стремимся находить ответы на трудные вопросы о Библии, наша вера не разрушается, а становится все сильнее.

 

Бытие

Бытие

Кто написал эту книгу, и какие темы и вопросы здесь рассмотрены?

Книга Бытие, написанная по примеру древних рукописей, не называет прямо своего автора. (Например, из тысяч сохранившихся аккадийских и шумерских сочинений, датируемых прибл. 2 ООО г. до Р.Х, только в трех действительно имеются упоминания об их авторах). Однако и предания, и сам текст приписывают авторство Бытия Моисею, как, впрочем, и книг Исход, Левит, Числа и Второзаконие, - пяти книг, известных под названием Пятикнижии.

В 1885 г. авторство Моисея энергично отвергал немецкий ученый исследователь Веллхаузен (Wellhausen). Он утверждал, что первые пять книг Ветхого Завета были созданы во время или после Вавилонского плена 598-539 гг. до Р. X. Но, несмотря на то, что аргументы, выдвинутые Велллхаузеном, уже давно опровергнуты, его предрассудки по-прежнему доминируют в ученых кругах. К тому же, эти школы не принимают историю Израиля такой, как она записана в Пятикнижии. Но ведь она занимает положение первостепенной важности, так как в ней заложены снования библейского представления о Боге, человечестве и материальной поеденной. в истории об Аврааме мы знакомимся с темой искупления. Обетования, данные Аврааму, убеждают нас не только в том, что вселенная произошла в результате творческого акта Бога, но и о том, что история целенаправленно движется к предназначенному он Богом концу (Быт 3: 6-9, 16).

В Бытии изложены основы учения о сотворении мира, о происхождении человечества, о грехе, грехопадении, суде, завете и грядущем искуплении. Следовательно, эта книга, вне сомнений, играет ключевую роль в центральных положениях библейского учения. Что же такое Бытие: подлинный документ или подделка; честное воссоздание исторических событий, посредством которых Господь открыл Себя человечеству, или мистификация, в которой описание прошлого и авторство не являются достоверными?

Итак, перед нами — важный вопрос. Является ли Бытие, как и другие книги Пятикнижия, коллективным творением группы хитрых религиозных зилотов, написавших ее с тем, чтобы помочь устоять пошатнувшемуся иудейскому обществу? Или эти книги — действительно труд Моисея, который показан в них не только, как движущая сила избавления Израиля от египетского рабства, но и как прототип пророка, через которого Бог откроет Себя и Свою волю избранному народу?

Консерваторы обращают внимание на доказательства действительного авторства Моисея. Действительный — это важное слово, так как оно не исключает некоторую редакторскую работу, сделанную позднее, как, например, введение пояснений о названии местности или событиях (Быт 12: 6; 14: 14; и Нав 19: 47; 36: 31). Не исключает оно и того, что при описании времен патриархов Моисей мог использовать письменные или устные предания. Действительное авторство Моисея означает, что он написал (или наблюдал за написанием) большей части Пятикнижия, и что эти книги справедливо считаются, как Божественным откровением, так и точным изложением событий, которые происходили, как описано, при жизни Моисея, их очевидца. Какие доказательства существуют в защиту этого мнения? Есть два вида доказательств: внешние и внутренние.

Внешние доказательства. Известно, что за столетия до Моисея отдельные авторы создавали труды, содержавшие такой же разнообразный материал, какой мы находим и в Пятикнижии.

Археологи соглашаются с тем, что в Пятикнижии в точности переданы все исторические детали, и что литературные формы (сюзеренитетно - заветная структура Второзакония) датируются той эпохой, на которую указывает Писание, а не более поздним временем. Невзирая на какую-то редакторскую работу, которая, возможно, имела место впоследствии, многие археологические открытия подтверждают, что авторство книги Бытие действительно принадлежит Моисею.

Те иудейские предания, историю которых ученым удалось проследить вглубь веков, подтверждают авторство Моисея; к тому же в них есть сообщения о том, что некий иудей по имени Ездра, книжник (приблизительно в 450 г. до Р.Х), собрал все книги Ветхого Завета, придав им их окончательный вид.

Внутренние свидетельства. В этих книгах — несмотря на то, что они анонимны — сказано о том, что Моисей получил повеление от Бога записать исторические факты (Исх 17: 14; Чис 33: 2) и законы (Исх 24: 4; 34: 27).

Уже в Книге Иисуса Навина (23: 6) Пятикнижие названо книгой закона Моисеева и, таким образом, определено как книга Ветхого Завета (3 Ц2: 3; 4 Ц 14: 6; 1 Пар 15: 15; 2 Пар 8: 13; 25: 4; Езд3: 2; Неем 8: 1; Дан 9: 11; Мал 4: 4). Но важнее всего то, что Сам Христос уверял: действительным автором этих первых книг является Моисей (когда сослался на Второзаконие 24: 1-4, как на заповедь Моисея (Мф 19: 7; Мк 10: 3), и на Моисея, как на законодателя (Ин 7: 19)); он написал истину, которой нужно верить (Ин 5: 45).

Для тех, кто считает Писание надежным, достоверным и богодухновенным Словом Божьим, решающее значение имеет свидетельство самой Библии о том, что Моисей — это действительный автор Бытия и всех остальных книг Пятикнижия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.