Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей






Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью; жалоб жителей (соседей).

Первичное обследование жилищно-бытовых условий неблагополучной (проблемной) семьи.

Знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с родителями, оценка условий их жизни.

Знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов. Исследование причин неблагополучия семьи, ее осо­бенностей, целей, ценностных ориентаций.

Изучение личностных особенностей членов семьи.

Составление карты семьи.

 


 

Понятие и сущность принципов в социальной педагогике

Принципы

- отражают основные закономерности, выводятся из них,

- имеют объективную природу своего существования и действия,

- предъявляют обязательные правила и требования к деятельности социального педагога,

- выполняют нормативно-регулятивную функцию.

Принцип является отражением определенной закономерности, условий ее проявления или результата повседневных наблюдений практической деятельности и вытекающих из них выводов, которые оформлены в виде определенных правил, требований, рекомендаций. Правило —норма, отражающая обязательный характер деятельности специалиста.

Принцип – требования, конкретизированные в правилах – высокий результат.

Принципы подразделяются на:

принципы социальной педагогики как науки отражают общеметодологический характер научной дисциплины вообще. Научность, объективность, историзм, связь с практикой;

принципы социальной педагогики как практики отражают исходные, базовые положения, выполнение требований которых способствует высокой организации и обеспечению эффективности социально-педагогической деятельности;

принципы образовательной деятельности по подготовке специалистов социальной сферы - обеспечивает качество подготовки специалистов.

Принципы социальной педагогики как практики подразделяются по влияющим факторам на деятельность, ее процесс и результат.

Чем больше принципов учитывается в социально-педагогической деятельности, тем более высокий результат в ней можно получить.

Взаимосвязь принципов представляет определенную систему в социальной педагогике. Упущения, недооценка, пренебрежение к тем или иным принципам неизбежно ведут к снижению или непрогнозированности результата деятельности.

Общая характеристика основных принципов социальной педагогики и их требования

Принципы социальной педагогики, обусловленные объектным фактором

Принцип природосообразности

В педагогику принцип привнесен Яном Амосом Коменским (1592—1670).

Человек является природным существом и развивается по законам природы, в том числе и социальной природы.

Требования:

— знать закономерности развития и воспитания человека и умение строить в соответствии с ними всю социальнопедагогическую деятельность;

— изучать, знать и учитывать не только возрастные и половые индивидуальные особенности, но и ближайшие, и перспективные возможности человека — объекта социально-педагогической работы;

— соотносить выбираемые цели социально-педагогической работы с объектом, средства их достижения с его адаптивностью, индивидуальными особенностями и возможностями, а также динамикой изменения;

— изучать при работе с детьми, имеющими особые нужды, особенности индивидуального, индивидуальнокоррекционного и коррекционно-компенсаторного развития, создавая для каждого наиболее оптимальные условия индивидуального самосовершенствования;

— учитывать в процессе социально-педагогической работы не только природосообразность развития и воспитания человека, но и возможности самой природы в реализации целей.

Принцип индивидуальной обусловленности (индивидуального подхода)

Дмитрий Андреевич Дриль (1846— 1910).

Принятие человека таким, каков он есть, со всеми его индивидуальными особенностями, возможностями, достоинствами и недостатками. Социально-педагогическая деятельность строится и реализуется с учетом индивидуальности объекта, его социальной обусловленности и интересов.

Требования:

— началу работы с человеком (группой) предшествует познание его (ее). Этому способствует начальная (первичная) диагностика, стремление социального педагога наиболее полно познать индивидуальные особенности объекта. Особое значение имеет личный опыт специалиста, его способность при первой встрече максимально полно оценить своеобразие человека и строить свою деятельность с ним на основе познаваемой индивидуальности;

— необходимо предусматривать особенности начального этапа работы с человеком, когда происходит адаптация и его, и самого социального педагога к процессу социальнопедагогической деятельности и друг к другу;

— нужно учитывать состояние объекта и динамику его изменения в процессе работы с ним. Уметь проявлять возможную гибкость в этой работе с учетом изменяющегося состояния объекта и потребностей реализационной деятельности;

— необходимо стремиться создавать наиболее «комфортные» условия для этого человека в процессе социальнопедагогической работы с ним, направляя его целесообразное самопроявление и самореализацию.

Принцип гуманизма

Эпоха Возрождения (в Италии XIV—XVI вв., в других странах Европы конец XV—XVI вв.).

Приоритет социальной ценности человека, создание условий для защиты и обеспечения его прав, развития и воспитания, оказания ему помощи в жизненном самоопределении, интеграции в общество.

Требования:

— развитие и воспитание направляется в интересах человека и должны способствовать его самосовершенствованию;

— воспитание должно ставить человека в определенные условия, которые наиболее соответствуют его индивидуальным возможностям и не допускают саморазрушения личности;

— гуманизм не должен подменяться гиперопекой, вседозволенностью;

— в процессе взаимодействия с ребенком обеспечивается признание его права быть самим собой, уважать его личное достоинство.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.