Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы социальной педагогики, обусловленные технологическим фактором






Технологический фактор — это фактор, определяющий учет закономерностей собственно социально-педагогической деятельности. По своей сущности его принципы — это принципы воспитания общей педагогики

— принцип целенаправленности;

— принцип систематичности, последовательности, комплексности;

— принцип опоры на положительное в личности;

— принцип сознательности и активности в воспитании.

Компоненты и содержание социально-педагогического процесса

В работах Петра Федотовича Каптерева выделяется внутренний и внешний социально-педагогический прцессы.

Внутренний педагогический процесс - процесс саморазвития человека, определяемый свойствами его организма и окружающей среды. Внутренний педагогический процесс может отражать:

— общую картину того, как должно быть в социально-педагогическом развитии человека;

— своеобразие развития человека, относящегося к типичной группе, например, особенности развития и воспитания человека с проблемами слуха, зрения, отклонениями в психическом развитии;

— развитие, обучение и воспитание конкретного человека, его свойств, качеств, с учетом его индивидуальности.

Внешний педагогический (образовательный) - процесс передачи опыта старшим поколением младшему.

По отношению к человеку внешний педагогический процесс может рассматриваться как процесс:

— реализации воспитания человека вообще; решения частной педагогической задачи - технологическая сторона вопроса;

— решения частной воспитательной задачи в работе с определенной категорией людей - специальный технологический процесс воспитательной деятельности;

— воспитания конкретного человека, решения определенной воспитательной задачи — процесс реализации частной технологии воспитательной работы.

С оциально-педагогический процес с - последовательное закономерное социальное развитие (качественное изменение) соответствующего социально-педагогического явления: социализации человека, социальных качеств личности (внутренняя сторона процесса), и обусловленную им целесообразную последовательность действий социального педагога, взаимодействия его с воспитанником, обеспечивающие достижение определенной социально-педагогической цели (внешняя сторона процесса).

Социально-педагогический процесс — это взаимодействие социального педагога и воспитанника, направленное на решение социально-педагогической проблемы последнего педагогическими средствами в специальных или естественных условиях среды.

Общая характеристика основных компонентов соц.-пед. процесса

При рассмотрении содержания социально-педагогического процесса выделяют два подхода: функциональный и структурный.

Функциональный подход определяет своеобразие деятельности конкретного специалиста на каждом этапе (подэтапе) его профессиональной деятельности.

Субъект социально-педагогического процесса — это социальный педагог. О бъект социально-педагогической деятельности -различные категории людей, как соответствующие норме, так и имеющие те или иные отклонения, разного возраста, социально незащищенные люди.

Этапы функционального подхода к педагогическому процессу:

— диагностико-прогностический;

— выбора технологии;

— непосредственной подготовки;

— реализационный;

— оценочно-результативный.

Структурный подход важен для изучения и анализа характера деятельности по достижению определенной цели. Его компонентный состав по условным признакам включает следующие этапы:

— подготовительный

1) в ыявление особенностей внутреннего социальнопедагогического процесса и определение цели социальнопедагогической деятельности: Диагностика и выявление индивидуальности объект; Социально-педагогическое прогнозирование;

2)Выявление содержания и способа реализации внешнего социально-педагогического процессавыбор технологии и способа ее реализации: Социально-педагогическое моделирование; Выбор технологии; Социально-педагогическое проектирование; Планирование деятельности; Материальная подготовка; Апробация технологии; Индивидуальный корректив технологии;

— непосредственной деятельности (процесс реализации выбранной педагогической технологии);

— результативный.

1) предварительной оценки результативности процесса деятельности;

2) адаптации в естественных условиях самореализации;

3) общей оценки внешнего социально-педагогического процесса и его результативности;

4) о бщих (итоговых) выводов по реализации социальнопедагогического процесса.

 


 

Методика (греч. methodjke) в самом общем виде представ­ляет собой совокупность методов, приемов и средств целесооб­разного проведения какой-либо работы.

Технология (греч. techne - «искусство, мастерство» и logos - «учение») понимается как совокупность форм, методов, прие­мов, средств преобразования объекта деятельности, а также определенная последовательность применяемых в деятельности операций и процедур. Это четкий, целесообразно установленный алгоритм и последовательность действий в рамках конкрет­ной деятельности.

В методике же главным, определяющим элементом, факто­ром деятельности выступает метод.

Методы - это способы практического или теоретического освоения действительно­сти, исходящие из сущности и закономерностей изучаемого объекта - совокупность приемов, операций, применяемых в практической деятельности для решения конкретной задачи ее целенаправленного изменения.

Методы социально-педагогической деятельности - это способы взаи­мосвязанной деятельности социального педагога и клиента, которые способствуют накоплению позитивного социального опыта, содействующего социализации или социальной реаби­литации клиента.

 

Прием - частное выражение метода, его конкретизация, носит по отношению к методу частный, подчиненный характер.

Э.Ш. Натанзон в педагогике выделил «созидающие» (как поощрение, вни­мание, просьба, проявление огорчения, укрепление веры в соб­ственные силы ребенка, доверие и др.) и «тормозящие» (приказание, намек, ласковый упрек, мнимое безраз­личие, мнимое недоверие, проявление возмущения, осуждение, предупреждение, взрыв и др.) приемы.

Средства - это совокупность материальных, эмоциональных, интеллекту­альных и других условий, которые используются социальным педагогом для достижения поставленной цели.

Социальная педагогика опирается в первую очередь на традиционные методы педагогики + методы близких наук: социологии, психологии, социаль­ной работы.

Убеждение - это разъяснение и доказательство правильности или необходимости определенного поведения.

Требование, основная функция которого - поставить перед клиентами задачу, довести до их сознания смысл норм и правил поведения, а также определить содержание предстоящей деятельности.

Рассказ и лекция - монологические формы метода, которые ведутся от одного лица — социального педагога.

Беседа и диспут - диалогические формы метода, при их ис­пользовании важное место имеет работа самой личности.

 

Беседа о беседах (сократическая, катехизическая, герменевтическая, эвристическая)

 

Упражнения необходимы для того, чтобы в конечном итоге сформировать у развивающегося человека нравственное поведение. Поведе­ние - широкое понятие, оно состоит из более узких - поступков, а поступок выражается в действии.

Под нравственными упражнениями понимается многократ­ное повторение человеком действий и поступков в целях обра­зования и закрепления у него необходимых в жизни навыков и привычек.

Формирование навыков и привычек включает следующие приемы работы: постановку задачи, разъяснение правил ее вы­полнения, возбуждение потребности и стремления выполнить эту задачу, практический показ (как это делать), организацию практической тренировки, предъявление требований, напоми­нание о выполнении этих требований и контроль за правильно­стью их выполнения.

Методы коррекции: поощрение и наказание, переубеждение, предупреждение, смена интересов, наказание.

Поощрение направлено на подкрепление положительных действий, поступков человека - удовлетворение собственной деятельностью, закрепление положительных действий, сти­мулирование новых. Наказание связано с отрицательным самочувствием личности, неприятным пере­живанием совершенного им поступка или действия.

 

Обсуждение особенностей, возможных плюсов и минусов применения метода наказания в различных конкретных ситуациях, ситуациях из личного опыта.

 

Переубеждение фактически — перестройка сознания, оши­бочные представления, неверные жизненные планы не могут быть просто устранены из сознания человека - они должны быть вытеснены нравственными взглядами и представлениями.

Предупреждение прогнозирование поступков клиента и предотвращение тех, которые имеют негативный характер.

Наблюдение - метод познания и исследования, который используется при изучении внешних проявлений поведения человека без вмешательства в протекание его деятельности. Социально-педагогическое наблюдение обычно проводится в естественных условиях, без вмешательства в ход деятельности и общения.

Тесты:

Тест-опросник основан на системе заранее отобранных и про­веренных с точки зрения объективности и надежности вопросов, по ответам испытуемых на которые можно судить о различных психологических характеристиках личности.

Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека не на основе того, что он говорит, а на базе того, что он делает - человеку дается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят об изучаемом качестве.

 

Плюсы и минусы тестов.

 

Интервью предусматривает заранее подготовленные во­просы, адресованные каждому конкретному испытуемому.

Требования к организации интервью:

- проведение интервью в привычных для испытуемых усло­виях, определение достаточного количества времени;

- устранение или уменьшение влияния третьих лиц;

- формулировка вопросов, рассчитанных не на чтение, а на ситуацию беседы.

Выделяют следующие виды интервью:

- свободное интервью (проводится без заранее подготовлен­ного опросника или разработанного плана, определяется только тема, направление беседы, ее логическая структура, последо­вательность вопросов, получение информации не нуждается в статистической обработке);

- фокусирующее интервью (его цель является сбор мнений, оценок по поводу конкретной ситуации, участников интервью заранее знакомят с предметом беседы, вопросы заготавливаются заранее, каждый вопрос обязателен, хотя их последователь­ность может меняться);

- формализованное интервью (строго регламентированное, детально разработанные вопросы и инструкции);

- стандартизированное интервью (преобладают закрытые вопросы);

- интервью с открытыми вопросами.

Мониторинг - научно-обоснованная система периодиче­ского сбора и анализа социально-педагогической информации о процессах, протекающих в социуме и личности, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.

Основные принципы мониторинга - достоверность, полнота, системность информации, оперативность получения сведений и их систематическая актуализация, сопоставимость полученных данных, которая обеспечивается единством избранных позиций при сборе и анализе информации, сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.

Сущность социально-педагогического мониторинга состоит в комплексном использовании всех источников данных о социу­ме, в том числе и получаемых в ходе специально организован­ного исследования (опрос, анкетирование, метод экспертных оценок и др.).

Социологические опросы подразделяются на письменные (анкетирование) и устные (обращение с анкетой через устный опрос, телевидение, по телефону и др.), экспертные и мас­совые, выборочные и сплошные и т. д.

Опрос включает следующие необходимые этапы работы:

- устное или письменное обращение социального педагога к определенным категориям детей и молодежи — респондентам с вопросами;

- регистрация самостоятельно и статическая обработка по­лученных ответов, а также их теоретическая интерпретация.

Метод экспертной оценки основан на анкетировании или интервьюировании, с помощью которых информация, отра­жающая знания, мнения, ценностные ориентации и установки испытуемых, их отношения к событиям, явлениям действитель­ности.

Опросы компетентных лиц называются экспертными, а ре­зультаты опроса - экспертными оценками.

Экспертный прогноз - метод прогнозирования социального явления как процесса, логическое обоснование выводов о наиболее вероятной динами­ке поведения человека в той или жизненной ситуации.

Биографический метод — направленное интервью, свидетельства родственников, различного рода переписка, фотографии, автобиографические фрагменты, сообщение о своей жизни или отдельных ее эле­ментах клиентом.

 

Обсуждение: методика – методы и технология – алгоритм, организация.

 

Социально-педагогические технологии предполагают сочетание педагогических и социальных технологий.

Под педагогическими технологиями в самом широком смысле этого слова понимаются систематические ме­тоды планирования, применения и оценивания всех процессов обучения и воспитания учащихся путем использования челове­ческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения эффективности обучения.

Педагогические технологии предполагают системный анализ, отбор, конструирование и контроль всех управляемых компонен­тов педагогического процесса в их взаимосвязи с целью дости­жения педагогических результатов.

Л.В. Мардахаев, выделяет наиболее существенные подходы к пониманию социальных технологий:

- социальная технология — это определенная программа деятельности по решению (управлению решением) социальной проблемы;

- социальная технология - это определенная, специально подготовленная и последовательно реализуемая деятельность, направленная на решение социальной проблемы;

- социальная технология - это специально разработанная программа исследования социальной проблемы.

Основные компоненты социально-педагогической деятельности: целеполагание, выбор способов действия и его инструментария, оценка результатов деятельности.

Социально-педагогическая деятельность начинается с поста­новки цели и задач, которые необходимо решить социальному педагогу - сформировать у клиента навыки общения, которые по какой-либо причине у него отсутствуют, помочь подростку адаптироваться в новой среде и др. Цель, в свою очередь, опреде­лит содержание деятельности, методы ее реализации и формы организации, которые взаимосвязаны между собой.

 

Основными принципами организации деятельности сфере социума являются:

• принцип приоритетности интересов клиента. Во время осуществления конкретных действий необходимо в первую очередь исходить из потребностей самих клиентов.

• принцип добровольности. Общеизвестно, что насильно помочь нельзя. Оказание помощи осущест­вляется по мере формирования запроса со стороны клиен­тов.

• принцип анонимности. Точная и развернутая инфор­мация о клиенте не всегда является хорошим условием для установления доверительных отношений.

• принцип конфиденциальности. Клиент, вступающий в контакт с социальным педагогом, предоставляет только ту информацию, которую сам желает предоставить.

• принцип безопасности. Социальный педагог не должен нести угрозу образу жизни и ценностям клиента;

• принцип защиты прав и интересов клиента. В ситуа­ции конфликта клиента и какой-либо структуры или учреж­дения социальный педагог выступает на стороне клиента и защищает его права и интересы.

• принцип эмпатии. Необходимое условие успешной работы — искренняя заинтересованность социального педа­гога личностью клиента.

• принцип гибкости. Работа в условиях социума должна быть адекватна не столько утвержденному плану меро­приятий социальной службы, сколько потребностям кон­кретных клиентов.

• принцип баланса расстояния и близости. Социальный педагог должен строить систему отношений с клиентом и его ближним окружением, соблю­дая дистанцию, определенную его функциональными обя­занностями, и четко разграничивать сферу личных и про­фессиональных отношений;

• принцип комплексности. Работа в условиях социума должна проводиться в комплексе с другими видами соци­альной помощи.

• принцип прозрачности. Недопустимо ведение социальным педагогом «игры на два фронта».

• принцип ориентации на ресурсы. Он предполагает зависимость содержания реабилитационной и реадаптационной деятельности, осуществляемой социальным педаго­гом, от возможностей конкретного клиента, а не от соци­ального заказа общества либо культивируемых в обществе идеалов перевоспитания, реабилитации и т.п.

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.