Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Составляющие процесса социализации






В целом процесс социализации человека условно можно пред­ставить как совокупность трех составляющих:

- стихийной социализации в процессе стихийного взаимодей­ствия человека с обществом и стихийного влияния на него раз­личных, обычно разнонаправленных, обстоятельств жизни;

- относительно направляемой социализации в процессе и в результате влияния со стороны государства на обстоятельства жиз­ни тех или иных категорий граждан;

- относительно социально контролируемой социализации в процессе планомерного создания обществом и государством усло­вий для воспитания человека.

- Стихийная социализация происходит на протяжении всей жизни человека в процессе его стихийного взаимодействия с обществом. /

- Конкретный человек взаимодействует не с обществом в целом, а с различными его сегментами.

- В последние два десятилетия в процессе стихийной социали­зации все большее значение приобретает Интернет как глобаль­ная сеть и как сегмент конкретного общества (сегодня его, види­мо, уже вполне правомерно рассматривать как один из социаль­ных институтов).

- Социализация человека в виртуальном пространстве Интер­нета происходит в процессе использования его ресурсов, среди которых особенно существенными являются возможности для коммуникации с «виртуальными агентами социализации» на фо­румах, в чатах, в блогах, интернет-пейджерах, on-line играх и т.п. (В. А. Плешаков).

- В зависимости от возраста, пола, индивидуальных особенно­стей, места жительства, этноконфессиональной и социокультур­ной принадлежности человека набор сегментов общества, с ко­торыми он взаимодействует, существенно различается по коли­честву и специфическим характеристикам.

- Но в любом случае взаимодействие имеет неорганизованный, нередко спонтанный (самопроизвольный) характер. Оно регули­руется набором ценностей, норм, обычаев, нравов, неформаль­ных санкций и тому подобных средств. Причем, даже когда речь идет о взаимодействии в рамках каких-либо организаций, сти­хийная социализация в них все равно происходит наряду с отно­сительно социально контролируемой социализацией (об этом речь будет идти в ряде последующих разделов).

- Стихийная социализация протекает как в избирательном взаи­модействии человека с теми или иными сегментами общества, так и в обязательном взаимодействии с некоторыми сегмента­ми (например, в школе, в армии, в фирме и пр.), а также в ситу­ации принудительного взаимодействия с некоторыми сегмента­ми (например, в тюрьме).

Относительно направляемая социализация человека происхо­дит в процессе и в результате его взаимодействия с государством и государственными органами и организациями, которые в сово­купности осуществляют управление обществом.

Понятие «относительно направляемая социализация» отража­ем деятельность государства, нацеленную на реализацию им сво­их функций, которая объективно оказывает или может оказывать влияние на

жизненный путь граждан, принадлежащих к тем или иным половозрастным, социокультурным, этноконфессиональ- ным и иным слоям населения.

Относительно направляемая социализация происходит в рам­ках государства в целом и в рамках составляющих его админи­стративных единиц — республик, краев, областей, а также муни­ципальных образований (городов, городских и сельских админи­стративных районов).

На каждом из этих уровней (федеральном, региональном и му­ниципальном) органы законодательной и исполнительной власти в пределах своей компетенции решают различного рода задачи, что так или иначе сказывается или может сказаться на социали­зации жителей страны, области, города, села.

Например, на государственном (федеральном) уровне принима­ется решение о повышении импортных пошлин на автомобили, что ведет к существенному росту цен как на импортные, так и на отече­ственные машины. Это решение на первый взгляд не имеет ника­кого отношения к процессу социализации граждан. Однако высокие цены фактически лишают целые группы населения возможности иметь автомашины. Это ограничивает их возможности и возмож­ности их детей не только в свободе передвижения, но и в свободе выбора видов занятий, сценариев рекреационного поведения, а в целом могут лишить их некоторых возможностей для развития, са­моопределения, самореализации, самосовершенствования.

Относительно направляемая социализация отличается от сти­хийной, как минимум, двумя признаками.

Во-первых, стихийная социализация происходит во взаимо­действии человека с обществом в целом и с его отдельными сег­ментами (о чем шла речь выше), в том числе и с государством и государственными организациями как сегментами общества, а относительно направляемая социализация человека происходит в процессе взаимодействия с государством и государственными организациями только как структурами, осуществляющими управ­ление обществом и его гражданами.

Во-вторых, стихийная социализация имеет непреднамеренный характер, а относительно направляемая определяется государ-

ственной политикой и законодательством, а также их реализаци­ей в социальной практике государства, его административных* субъектов и муниципальных образований. [

Воспитаниеэто относительно осмысленное и более или менее целенаправленное и планомерное взращивание человека в соответствии со спецификой целей и ценностей организаций и групп, в которых оно осуществляется.

Воспитание осуществляется во взаимодействии различных субъектов: индивидуальных (конкретные люди), групповых (семья,

Социальное действие немецкий ученый Макс Вебер, который ввел это понятие, опре­делял его:

- как действие, направленное на разрешение проблем;

- как действие, специально ориентированное на ответное по­ведение партнеров;

- как действие, предполагающее субъективное осмысление возможных вариантов поведения людей, с которыми человек всту­пает во взаимодействие.

В соответствии с этой периодизацией человек проходит ряд стадий социализации, каждая из которых включает в себя не­сколько этапов.

Стадия детства включает в себя следующие этапы: внутриутроб­ное развитие, младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1 — 3 года), детство (3 — 6 лет), предподростковый («6—10 лет).

Стадия отрочества — младший подростковый (» 10—12 лет) и старший подростковый (~ 12— 14 лет) возраст.

Стадия молодости включает в себя этапы: ранний юношеский возраст («15 — 17 лет), юношеский возраст («18 — 23 года), моло­дость («23 — 30 лет).

Стадия зрелости включает в себя раннюю зрелость («30 — 40 лет), позднюю зрелость («40 — 55 лет), пожилой возраст («55 — 65 лет).

Стадия старости распадается на этапы: старость (65 — 70 лет), долгожительство (свыше 70 лет).

Социализация протекает во взаимодействии детей, подрост­ков, юношей, девушек, взрослых с огромным количеством раз­нообразных условий, более или менееактивно влияющих на их развитие. Эти

действующие на человека условия при­

нято называть факторами. Фактически не все они даже выявлены, а из известных далеко не все изучены. О тех факторах, которые исследовались, знания весьма неравно­мерны: об одних известно довольно много, о других — мало, о третьих — совсем чуть-чуть.

Изученные условия, или факторы социализации, условно мож­но объединить в четыре группы.

Первая — мегафакторы (мега — очень большой, всеобщий) — космос, планета, мир, Интернет, которые в той или иной мере прямо и через другие группы факторов влияют на социализацию жителей Земли.

Вторая — макрофакторы (макро — большой) — страна, эт­нос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние опосредство­вано двумя другими группами факторов).

Третья — мезофакторы (мезо — средний, промежуточный) — условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и виду поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по при­надлежности к тем или иным субкультурам.

Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опо­средствованно через четвертую группу — микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, — семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организа­ции, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контркультурные организации, микросоциум.

Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление, играют люди, в непосредственном взаимодей­ствии с которыми протекает его жизнь. Агенты цх принято называть агентами социа-

социализации лизации. На разных возрастных этапах

состав агентов специфичен. Так, по от­ношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе и пр. По своей роли в социализа­ции агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.

Социализация человека осуществляется широким набором универсальных средств, содержание которых специфично для того

или иного общества, того или иного со- Средства циального слоя, того или иного возрас-

социализации та социализируемого. К ним можно от­

нести: способы вскармливания младен­ца и ухода за ним; язык и речь агентов социализации; формируе­мые бытовые и гигиенические умения; окружающие человека продукты материальной культуры; элементы духовной культуры (от колыбельных песен и сказок до скульптур); стиль и содержа­ние общения, а также методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных социализирующих организациях; последовательное приобщение человека к много­численным видам и типам отношений в основных сферах его

жизнедеятельности — общении, игре, познании, предметно­практической и духовно-практической деятельностях, спорте, а также в семейной, профессиональной, общественной, религиоз­ной сферах.

Каждый этнос, каждое общество, каждое государство, каждая социальная группа (большая и малая) вырабатывают в своей исто­рии набор позитивных и негативных, формальных и неформаль­ных санкций — способов внушения и убеждения, предписаний и запретов, мер принуждения и давления вплоть до применения физического насилия, способов выражения признания, отличия, наград. С помощью этих способов и мер поведение человека и целых групп людей приводится в соответствие с принятыми в данной культуре образцами, нормами, ценностями.

Социализация человека во взаимодействии с различными фак­торами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря,

механизмов. Существуют различные Механизмы подходы к рассмотрению механизмов

социализации социализации. Так, французский соци­

альный психолог Габриэль Тард считал основным подражание. Американский ученый Ури Бронфенбре- нер механизмом социализации считает прогрессивную взаимную аккомодацию (приспособляемость) между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями, в кото­рых оно живет. А. В. Петровский — закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности. Обобщая имеющиеся данные с точки зрения социаль­ной педагогики, можно выделить несколько универсальных ме­ханизмов социализации, которые необходимо учитывать и частич­но использовать в процессе воспитания человека на различных возрастных этапах.

К психологическим и социально-психологическим механизмам можно отнести следующие.

Импринтинг (запечатление —впечатывание) — фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особен­ностей воздействующих на него жизненно важных объектов. Им­принтинг происходит преимущественно в младенческом возрас­те. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно за­печатление каких-либо образов, ощущений и т. п.

Так, травматический опыт, полученный в раннем детстве (до 6 лет), — унижения, жестокое обращение и пр., — оставляя свой отпечаток в эмоциональной сфере личности, может сказаться в «отсроченном эффекте», породив жестокое или агрессивное по­ведение, эмоциональную холодность и т. п. Другой пример — за­печатленный в подростковом или юношеском возрасте (а иногда и раньше) образ «прекрасной дамы» может помешать нормаль­

ным отношениям с женщинами и отрицательно сказаться в су­пружестве, ибо задает завышенный уровень требований к парт­нерше.

Экзистенциальный нажим (от лат. ex (s) istentia — существо­вание) — влияние условий бытия человека, определяющее неосо­знаваемое усвоение норм социального поведения, непреложных в его социуме и необходимых для выживания в нем; овладение им родным языком (в раннем детстве) и неродными языками на дру­гих возрастных этапах (в ситуации изменения языковой среды).

Подражание — произвольное и непроизвольное следование каким-либо примерам и образцам поведения, с которыми чело­век сталкивается во взаимодействии с окружающими его людьми (в первую очередь со значимыми лицами), а также с теми, кото­рые предлагаются средствами массовой коммуникации.

Идентификация (отождествление) — эмоционально­когнитивный процесс усвоения человеком норм, установок, цен­ностей, моделей поведения как своих собственных во взаимодей­ствии со значимыми лицами и референтными группами.

Рефлексия — внутренний диалог, в котором человек рассма­тривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные цен­ности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д. Рефлексия может представлять собой внутренний диалог нескольких видов: между различными Я человека, с реальными или вымышленными ли­цами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той ре­альности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.

К социально-педагогическим механизмам социализации мож­но отнести следующие.

Традиционный механизм социализации (стихийной) пред­ставляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и бли­жайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усво­ение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помо­щью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. В таком случае оказывается прав французский мыс­литель XVI в. Мишель Монтень, который писал: «...Мы можем сколько угодно твердить свое, а обычай и общепринятые житей­ские правила тащат нас за собой». Кроме того, эффективность традиционного механизма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве,

но впоследствии невостребованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в боль­шой город), могут «всплыть» в поведении человека при очеред­ном изменении жизненных условий или на последующих возраст­ных этапах.

Институциональный механизм социализации, как следует уже из самого названия, функционирует в процессе взаимодей­ствия человека с институтами общества и различными организа­циями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллель­но со своими основными функциями (производственные, обще­ственные, рубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации). В процессе взаимодействия человека с различ­ными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им знаний и опыта социально одобряемого поведе­ния, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и опыта конфликтного или бесконфликтного избегания выпол­нения социальных норм.

Надо иметь в виду, что средства массовой коммуникации как социальный институт (печать, радио, кино, телевидение) влияют на социализацию человека не только с помощью трансляции определенной информации, но и через представление определен­ных образцов поведения героев книг, кинофильмов, телепередач. Эффективность этого влияния определяется тем, что, как тонко подметил еще в XVIII в. реформатор западноевропейского балета французский балетмейстер Жан Жорж Новер, «поскольку стра­сти, испытываемые героями, отличаются большей силой и опре­деленностью, нежели страсти людей обыкновенных, им легче и подражать». Люди в соответствии с возрастными и индивидуаль­ными особенностями склонны идентифицировать себя с теми или иными героями, воспринимая при этом свойственные им об­разцы поведения, стиль жизни и т.д.

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде по­нимается комплекс морально-психологических черт и поведен­ческих проявлений, типичных для людей определенного возрас­та или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мыш­ления той или иной возрастной, профессиональной или соци­альной группы. Но субкультура влияет на социализацию челове­ка постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющие­ся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и пр.) ре­ферентны (значимы) для него.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми

для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т.д. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрас­те), любой уважаемый взрослый, старший, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которы­ми человек взаимодействует. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация. Поэтому целесообразно выделять межличностный механизм социализации как специфический.

Социализация человека, а особенно детей, подростков, юно­шей, девушек, происходит с помощью всех названных выше ме­ханизмов. Однако у различных половозрастных и социально­культурных групп, у конкретных людей соотношение роли меха­низмов социализации различно, и порой это различие весьма су­щественно. Так, в условиях села, малого города, поселка, а также в малообразованных семьях в больших городах наиболее суще­ственную роль может играть традиционный механизм. В услови­ях крупного города особо явно действуют институциональный и стилизованный механизмы. Для людей явно интровертированно- го типа (т. е. обращенных внутрь себя, повышенно тревожных, самокритичных) важнейшим может стать рефлексивный меха­низм. Те или иные механизмы играют различную роль в тех или иных аспектах социализации. Так, если речь идет о сфере досуга, о следовании моде, то ведущим часто является стилизованный механизм, а стиль жизни нередко формируется с помощью тра­диционного механизма.


 

Социокультурная воспитательная среда семьи.

Семья — это малая социальная группа, члены которой связаны браком, родительством и родством, общностью быта, общим бюджетом и взаимной моральной ответствен­ностью. Чем выше культура общества, тем выше культура семьи.

Современная семья признана быть своеобразным пси­хологическим укрытием для человека. Семья обеспечивает своим членам экономическую, социальную, психологическую и физическую безопасность и защищенность.

Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, так как объединяет не только супру­гов, но и детей, других родственников.

Виды отношений в семье:

а) психофизиологические — отношение биологического родства и половые отношения;

б) психологические — отношения открытости, доверия, заботы друг о друге, взаимной моральной и эмоциональной поддержки;

в) социальные — распределение ролей, материальная зависимость в семье, а также статусные отношения (авто­ритет, руководство, подчинение и др.);

г) культурные — особого рода внутрисемейные связи и отношения, обусловленные традициями, обычаями, сложившимися в условиях определенной культуры (нацио­нальной, религиозной и т.п.), внутри которой данная семья возникла и существует.

Важнейшие функции семьи:

репродуктивная (рождение детей);

экзистенциальная (функция социальной и эмоцио­нальной защиты своих членов);

хозяйственно-потребительская (соблюдение домаш­него бюджета, управление семьей, ведение домашнего хозяйства);

воспитательная (семейная социализация, воспитание детей);

социально-статусная (воспроизводство социальной структуры общества через предоставление определенного социального статуса членам семьи);

восстановительная (поддержание здоровья, жизнен­ного тонуса, организации досуга и отдыха);

коммуникативная (общение, обмен информацией).

Под структурой семьи понимается совокупность отно­шений между ее членами.

На основе различных критериев выделяют следующие типы семей:

По составу семьи — нуклеарная (наиболее распро­страненный ныне тип семьи) и расширенная. Нуклеарная семья состоит из одной пары супругов с детьми или без детей; она может быть полной или неполной. Расширенная семья состоит из проживающих совместно либо поблизо­сти друг от друга нескольких, чаще всего трех, поколений людей, находящихся в кровном родстве (бабушек и деду­шек, мужей и жен, внуков и внучек, братьев и сестер, пле­мянников и племянниц и т.д.).

По количеству детей — однодетная, малодетная, мно­годетная.

По типу главенства в семье — эгалитарная (равно­правная), патриархальная, матриархальная.

По качеству отношений — благополучная, неблагопо­лучная (конфликтная, проблемная, кризисная).

Выделяют также семьи социального риска, в которых по объективным или субъективным причинам затруднено социальное функционирование в связи с неблагополуч­ными условиями воспитания.

Формально на семье лежит основная доля ответственности за развитие личности ребенка, однако фак­тически в современных условиях семья не всегда домини­рует в воспитательном воздействии. Влияние оказывают: школы, средств массовой культуры и информации, друзей, сверстников, внешкольных и внесемейных организаций.

Семья имеет наибольшую длительность воздействия. Здесь закладываются основы лично­сти ребенка. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.

Тем не менее воспитательное воздей­ствие семьи ограничено.

В семье тесно сплетены супружеские, родительские и детские взаимоотношения. Например, у тревожных матерей часто вырастают тревожные дети. Честолю­бивые родители так подавляют своих детей, что это приво­дит к появлению у них комплекса неполноценности.

Как развить положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка. Для этого сначала необходимо точно определить внутрисемей­ные социально-психологические факторы, имеющие воспи­тательное значение.

-взаимной удовлетворенности супругов, их соответ­ствии друг другу во всех видах внутрисемейных отно­шений; соответствие семейным ролям: супруга, супруги, отца, матери и т.п.;

-этика вну­трисемейных отношений;

-доверие, внимание и забота, уважение, психологическая поддержка и защиты;

-совместимость нравствен­ных позиций супругов, точек зрения на честь, мораль, совесть, долг, обязанности перед семьей, меру ответственности за состояние дел в семье.

В семье роди­тели обращаются к разнообразным средствам воздействия: поощряют и наказывают ребенка, стремятся стать для него образцом.

Семейное воспитание — система воспитания и обра­зования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников.

Воспитательный потенциал семьи составляет сово­купность материальных, национальных, психологических, педагогических, духовных, эмоциональных возможностей семьи в воспитании детей, определяемых ее особенностями (типом, структурой, традициями и др.).

Наиболее общими принципами семейного воспитания являются:

гуманность и милосердие к растущему человеку;

вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как рав­ноправных участников;

открытость и доверительность отношений в семье;

оптимальность взаимоотношений в семье;

последовательность старших в своих требованиях;

оказание посильной помощи ребенку, готовность отве­чать на его вопросы.

Различают четыре типа семейного воспитания:

а) авторитетный (теплые отношения, высокий уровень контроля);

б) авторитарный (холодные отношения, высокий уро­вень контроля);

в) либеральный (теплые отношения, низкий уровень контроля);

г) индифферентный (холодные отношения, низкий уро­вень контроля).

Стили семейного воспитания определены на основе сле­дующих критериев:

степень протекции и контроля;

удовлетворенность потребностей ребенка;

предъявляемые требования и способы общения с ребенком;

применяемые санкции по отношению к ребенку;

степень эмоциональной отзывчивости и воспитатель­ной умеренности родителей.

Демократический стиль семейного воспитания опреде­ляется высоким уровнем вербального (речевого) обще­ния между детьми и родителями; включенностью детей в обсуждение семейных проблем, учетом их мнения; готов­ностью родителей прийти на помощь, если это потребуется, и одновременно верой в успех самостоятельной деятельно­сти ребенка; ограничением собственной субъективности в видении ребенка. Как правило, в семьях с демократиче­ским стилем семейного воспитания дети имеют умеренно выраженную способность к лидерству, умеренную агрес­сивность, стремление контролировать других детей, но сами с трудом поддаются внешнему контролю. Они физически развиты, социально активны, легко вступают в контакт со сверстниками, однако им не слишком присущи альтру­изм, сензитивность и эмпатия.

Контролирующий стиль семейного воспитания вклю­чает значительные ограничения поведения детей, четкое и ясное разъяснение ребенку смысла ограничений, отсут­ствие разногласий между родителями и детьми по поводу дисциплинарных мер. Дети родителей с контролирующим типом семейного воспитания послушны, внушаемы, бояз­ливы, не слишком настойчивы в достижении собственных целей, неагрессивны.

При смешанном типе воспитания детям присущи внуша­емость, эмоциональная чувствительность, неагрессивность, отсутствие любознательности, оригинальности мышления, бедность фантазии.

Исследователи выделили несколько аномальных стилей семейного воспитания (А. Е. Личко, Э. Г. Эйдемиллер):

Гипопротекция: недостаток опеки и контроля за пове­лением ребенка, иногда доходящий до полной безнадзор­ности; чаще проявляется недостаток внимания и заботы к физическому и духовному благополучию ребенка, егоделам, интересам, тревогам. Этот стиль способствует фор­мированию различных форм безнадзорности.

Доминирующая гиперпротекция: обостренное внимание и забота о подростке сочетаются с мелочным контролем, оби­лием ограничений и запретов. Данный стиль способствует формированию либо несамостоятельности, конформного поведения (при слабом типе высшей нервной деятельности), либо (при сильном типе высшей нервной деятельности) пове­дения, связанного со стремлением выйти из-под контроля взрослого (протестное поведение, уходы из дома и т.п.).

Потворствующая гиперпротекция: воспитание по типу «кумир семьи», потакание всем желаниям ребенка, чрезмер­ное покровительство и обожание, результирующее непомерно высокий уровень притязаний подростка, безудержное стрем­ление к лидерству и превосходству, сочетающееся с недоста­точным упорством и опорой на собственные ресурсы.

Эмоциональное отвержение: игнорирование потребно­стей подростка, нередко жестокое обращение с ним. Скрыва­емое эмоциональное отвержение проявляется в глобальном недовольстве ребенком, постоянном ощущении родителей, что он не «тот», не «такой».

Повышенная моральная ответственность-, не соответ­ствующие возрасту и реальным возможностям ребенка тре­бования бескомпромиссной честности, чувства долга, поря­дочности, возложение на подростка ответственности за жизнь и благополучие близких, настойчивые ожидания больших успехов в жизни в сочетании с игнорированием реальных потребностей ребенка, его собственных интересов, недоста­точным вниманием к его психофизическим особенностям.

функции социального педагога:

диагностическую (изучение особенностей семьи, выяв­ление ее потенциала);

охранно-защитную (правовая помощь семье, обеспе­чение социальных гарантий, создание условий для реали­зации ее прав и свобод);

организационно-коммуникативную (организация обще­ния, инициирование совместной деятельности, совместного досуга, творчества);

социально-психолого-педагогическую (психолого­педагогическое просвещение членов семьи, оказание неот­ложной психологической помощи, профилактическая под­держка и патронаж);

прогностическую (моделирование ситуаций и разра­ботка определенных программ адресной помощи);

координационную (установление и поддержание объ­единение усилий департаментов помощи семье и детству, социальной помощи населению, отделов семейного небла­гополучия органов внутренних дел, социальных педагогов образовательных учреждений, реабилитационных центров и служб).

Принципы Работы социально-психологических служб с семьей:

принцип конгруэнтности — соответствие выдвигае­мых целей, задач и направлений деятельности возможно­стям и потребностям семьи;

принцип конфиденциальности — корректное использо­вание сведений социально-психологического характера;

принцип компетентности — сотрудничество психоло­гов, педагогов и социальных работников на заинтересован­ной и компетентной основе, научно обоснованная профес­сиональная деятельность, опора на результаты новейших социально-психологических исследований;

принцип активности — целенаправленное влияние службы на весь комплекс социально-психологических составляющих жизнедеятельности семьи.

Социально-психологическая работа в области укрепления и совершенствования семейных отношений предполагает:

содействие адаптации семьи к изменяющимся соци­ально-экономическим условиям; улучшение экономиче­ского и социально-бытового положения семьи;

оказание помощи в решении проблемы трудовой заня­тости;

адресную поддержку малообеспеченных и социально уязвимых категорий семей;

материальную помощь многодетным семьям, детям- инвалидам, выпускникам детских домов и т.п.;

выявление семей с медико-социальными отклонениями и обеспечение их необходимой медицинской помощью;

содействие в осуществлении социальной реабилита­ции и адаптации семей, где имеются лица с физическими или психическими отклонениями;

разработку и реализацию мероприятий, связанных с экологической безопасностью семьи;

социально-правовую защиту семьи и социальную реа­билитацию детей и подростков с отклоняющимся поведе­нием;

реабилитацию детей из групп социального риска;

предупреждение безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних;

профилактику негативных явлений;

диагностирование, анализ и прогнозирование инте­гральных социально-психологических характеристик раз­вития семьи и ее влияния на процессы обучения и воспита­ния детей (психологический климат, общественное мнение, социометрическая структура, лидерство);

содействие интеграции и согласованности в социально­психологическом режиме работы членов семьи;

помощь в реализации основных гуманистических под­ходов к развитию и воспитанию личности в семье — возраст­ного (учет возрастных особенностей), индивидуального (учет индивидуальных особенностей), дифференцированного (учет значимых критериев жизнедеятельности), личностного (опора на проявление субъектности, самосознания);

информирование семьи об актуальных социально­психологических проблемах через работу лекториев, соци­ально-психологических служб различных организаций и учреждений;

педагогическую и социально-психологическую про­филактику возникновения и развития отклоняющегося поведения и личностной деструктивности членов семьи;

помощь в проведении семейного досуга (организа­ция праздничных мероприятий, конкурсов, соревнований, распространение льготных билетов в театр, на выставки) и др.

Предупреждение социального сиротства:

поддержка гражданских прав семьи на заботу о ребенке, его физическом, психологическом и духовном здоровье;

утверждение высокой ценности родительства, мате­ринства, повышение престижа отцовства;

разработка качественно новой социальной модели личностной подготовки молодежи к семейной жизни;

формирование ценностных ориентаций индивида на семейную жизнь;

возрождение лучших российских семейных традиций и обычаев, утверждение духовной ценности семьи в обще­стве;

организация педагогического консультирования Родителей с оказанием практической помощь в семейном носпитании, преодолении конфликтов между взрослыми и Детьми в семье;

государственная поддержка талантливых детей и подростков;

реабилитация детей-сирот и подростков с девиациями;

организация семейного досуга, особенно в создании условий для физического развития детей в экологически неблагоприятных районах.

В систему учреждений социального обслуживания семей и детей входят Центры психолого-педагогической помощи населению. Основными задачами деятельности центров являются:

повышение психологической культуры населения, особенно в форме межличностного, семейного, родитель­ского общения;

помощь гражданам в создании в семье атмосферы взаи­мопонимания и взаимного уважения, преодоления конфлик­тов и иных нарушений супружеских и семейных отношений;

повышение потенциала формирующего воздействия семьи на детей, их психическое и духовное развитие;

помощь семьям, испытывающим различного рода трудности в воспитании детей, овладении знаниями воз­растных психологических особенностей детей, предотвра­щении возможного эмоционального и психологического кризиса у детей и подростков;

психологическая помощь семьям в социальной адап­тации к изменяющимся социально-экономическим усло­виям жизни;

регулярный анализ обращений граждан и разработка рекомендаций для местных органов государственной вла­сти по профилактике кризисных проявлений в семье.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.