Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы обучения. Методы обучения – одна из самых больших групп методов педагогического процесса.






Методы обучения – одна из самых больших групп методов педагогического процесса.

Методы обучения – это система последовательных и взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающая усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей учащихся.

Наиболее общепринятая классификация методов обучения представлена Ю. К. Бабанским. Основанием классификации для него послужила теория деятельности человека и её структура.

В классификации Бабанского методы обучения подразделяются на:

- методы организации и осуществления педагогического процесса

- методы стимулирования и мотивации учения

- методы контроля и самоконтроля в обучении.

Рассмотрим каждую из групп методов в соответствии с её назначением.

Методы организации и осуществления профессионального педагогического процесса подразделяются по источнику передачи информации (словесные, наглядные, практические), по логике передачи информации (дедуктивные и индуктивные), по степени управления учебной работой (управляемая работа, самостоятельная работа), а также по степени самостоятельности учащихся – репродуктивные и продуктивные методы обучения (проблемные, исследовательская работа).

Методы стимулирования и мотивации учения направлены на формирование и закрепление положительного отношения к учению.

Все они оказывают воздействие на эмоциональную сферу личности, на понимание своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих.

К группе этих методов относят сегодня дискуссии, анализ жизненных ситуаций, создание ситуаций новизны, познавательные игры, создание ситуаций успеху в обучении.

Методы контроля и самоконтроля в обучении - это методы получения педагогом обратной информации о результативности процесса обучения.

К ним относят:

- устные методы контроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, тесты)

- письменный опрос (диктанты, сочинения, рефераты и т.д.)

- практические методы контроля (опыты, лабораторные работы)

- наблюдение

- самоконтроль.

Результаты методов могут быть представлены в следующих формах учёта контроля – оценка, поурочный балл, самооценка, символика (флажки, звёздочки, игрушки).

Методы воспитания – это общественно обусловленные способы педагогически целесообразного взаимодействия между воспитателями и воспитанниками, способствующие организации жизни воспитанников, их деятельности и общения.

В свою очередь, методы воспитания подразделяются на:

- методы формирования сознания личности

- методы организации жизнедеятельности воспитанников

- методы стимулирования деятельности и поведения

- методы контроля и самоконтроля в воспитании

- методы самовоспитания.

Каждая из групп методов имеет своё назначение.

Методы формирования сознания личности воздействуют на интеллектуальную сферу личности, ориентированы на формирование взглядов, понятий, установок и суждений. К основным методам этой группы сегодня относят в воспитании рассказ, объяснение, разъяснение, пример, диспут, беседу, анализ жизненных ситуаций.

Все методы этой группы вырабатывают у воспитанников умения анализировать и оценивать свои поступки и действия, а также поведение в целом.

Методы организации жизнедеятельности представляют собой пути воздействия на предметно – практическую сферу личности с целью закрепления в её опыте положительных способов и форм поведения.

Кподобного рода методам относятся - поручение, упражнения, создание воспитывающих ситуаций, приучение.

Методы стимулирования деятельности и поведения направлены на побуждение воспитанников к улучшению своего поведения, к развитию положительной мотивации.

Основные методы этой группы – требование, соревнование, поощрение, наказание, метод естественных последствий, " взрыв".

Методы контроля и самоконтроля в воспитании представляют собой пути получения информации об эффективности воспитательных воздействий.

К этой группе методов относят – педагогическое наблюдение, создание контрольных ситуаций, педконсилиум, опросы, беседы, психодиагностику с её разнообразием диагностических средств.

Таковы основные методы процесса профессионального обучения, направленные на решение обучающих и воспитательных задач.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.