Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Период – 17 век – начало 20 века (до Октября 1917 года).






Краткий курс теоретического содержания вопросов ГЭК – 2016.

Становление и развитие системы профессионального образования в РФ

В развитии отечественного профобразования сегодня выделяют следующие основные этапы:

1 период – 17 век – начало 20 века (до Октября 1917 года);

2 период – 1917 – 1970 годы (советский период);

3 период – 1970 годы – современность.

период – 17 век – начало 20 века (до Октября 1917 года).

Это период первоначального становления профессионального образования.

Среди причин появления первых профессиональных учебных заведений в России можно назвать следующие:

- социально – экономическое развитие государства

- оживление сферы умственной деятельности

- расширение круга образованных людей

- необходимость облуживания практических нужд русского общества и государства.

Создателем первой российской государственной системы профессионального образования, без сомнения, является Петр1.

Ориентируясь на политику меркантилизма, он считал, что каждый народ, чтобы не обеднеть должен сам производить всё ему нужное, не обращаясь к помощи другого народа.

Но для того, чтобы этого добиться, нужны были свои специалисты в различных сферах. Государству требовались корабелы, мореходы, артиллеристы, металлурги, офицеры. При Петре 1 в России было открыто много профессиональных учебных заведений по морскому, военному, инженерному, горному делу.

К началу 18 века благодаря Петру 1 в России существовала уже первоначальная система профессионального образования, включавшая два основных этапа:

- среднее образование (навигационная, горная и др. школы);

- высшее образование (Славяно – Греко – латинская академия).

Особенности системы профобразования, созданной в этот период, были следующими:

- профессиональное образование носило черты прагматичности,

- ориентировалось на текущие нужды русского общества и государства,

- между двумя существующими ступенями профобразования не было преемственности,

- не было единого управления,

И главная специфическая черта этой системы заключалась в том, что подросткам здесь НЕ ДАВАЛОСЬ воспитание и общее образование. Школы сразу возникли как технические и были ориентированы на необходимые профессиональные знания.

Кроме того, система профобразования, возникшая при Петре, была сословной.

В этот же период в 1866 году в России было создано Императорское Русское Техническое Общество (РТР).

Именно оно впоследствии открывало различные типы профессиональных школ для всех категорий населения, взяв на себя основную тяжесть по развитию профессионального образования.

Во второй половине Х1Х - начале XX в России стало развиваться коммерческое образование как отрасль профессионального.Рост экономики России усиливал спрос на специалистов в области коммерции: бухгалтеров, счетоводов, товароведов, приказчиков, биржевых маклеров и т.п.

Заслуга в организации системы коммерческого образования принадлежит Сергею Юльевичу Витте, министру финансов России.

Именно он провёл через Государственный совет Положение о коммерческом образовании, благодаря которому последовало значительное расширение сети коммерческих училищ.

В последней четверти 19 века в России было уже много различных профессиональных учебных заведений. Но обучение в них было длительным и неэффективным.

Необходима была система в обучении профессиям, а её не было.

Главная заслуга в создании такой системы принадлежит инженеру и педагогу Московского технического училища СоветкинуДм. Констант. Именно он весь процесс обучения труду разделил на операции и приёмы. Он предложил обучать не изготовлению готовых изделий, а выполнять определённые приёмы и операции, из которых и складывается вся работа.

В результате этого ускорился процесс обучения профессиональному мастерству, также появилась возможность одному мастеру руководить работой большого количества учеников.

Так впервые в истории профессиональной школы обучение мастерству было названо ПРЕПОДАВАНИЕМ.

Вывод по первому периоду: С 17 века и до 1917 года российское профессиональное образование проходило и периоды подъёма, и периоды спада. Всё это время оно неразрывно было связано с историей государства, историей развития науки и техники.

Практически единственным недостатком системы профобразования этого можно было считать одновременное осуществление общего и профессионального обучения. Это удорожало и удлиняло сроки обучения.

2 период – 1917 – 1970 годы (советский период).

Октябрьский период внёс коренные изменения не только в политическую систему и идеологию, но и в образование страны.

Первым органом новой системы образования стала созданная в ноябре 1917 году Государственная Комиссия по просвещению и отдел профессионального образования, который объединил все профессиональные школы – и государственные, и частные.

Несмотря на тяжелейшие условия уже в первые годы советской власти было разработано около 20 Декретов о профессиональном образовании.

Среди этих декретов была Деклараци я " О единстве технического, профессионального и политехнического образования".

В 1920 году советским правительством был подписан Декрет " Об учебной профессионально – технической повинности ". Все рабочие от 18 до 40 лет обязаны были учиться.

2 октября 1940 года в России началась новая веха развития профобразования – был принят Указ " О Государственных Трудовых Резервах". В соответствии с ним были созданы два типа учебных заведений:

- школы ФЗО (срок обучения 6 мес.) для подготовки рабочих массовых профессий;

- ремесленные и железнодорожные училища (1 -2 года обуч.) для подготовки квалифицированных рабочих.

В 1946 году Главное Управление Государственных Трудовых Резервов было преобразовано в Министерство Трудовых Резервов.

Но, тем не менее, в 1958 году ремесленные училища и школы ФЗО были ликвидированы. Вместо них была создана новая система обучения профессиям – ПТУ (профессионально – технические училища).

Во всех ПТУ ввели обязательное, одновременное среднее образование – целесообразность такого решения многими теоретиками и практиками профессионального обучения оспаривается до сих пор.

В системе среднего профессионального образования возникло два типа техникумовчетырёхгодичные (после семилетки) и двухгодичные (после средней школы).

С развитием сети профобразования назревала и необходимость организации индустриально – педагогических институтов для подготовки педаг. кадров в профобразование. Создание таких институтов, в свою очередь, позволило заняться и научно – исследовательской работой по вопросам профессионального образования.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.