Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие конструктивной деятельности в дошкольном возрасте






Детское конструирование означает процесс сооружения по­строек, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, а также способы их соединения.

Конструирование всегда предполагает решение определен­ной конструктивно-технической задачи, предусматривающей организацию пространства, установление взаимного располо­жения элементов и частей предметов в соответствии с опреде­ленной логикой. Важно, чтобы постройка соответствовала тре­бованиям реального сооружения и выполняла его назначение. Стул должен быть таким, чтобы на него можно было усадить матрешку, а мост таким, чтобы по нему могла проехать маши­на. Хотя постройка создается не для практического использо­вания, в ней воспроизводятся основные элементы и функции реального сооружения. В раннем детстве важным для развития конструктивной деятельности является умение наделять по­стройки определенным содержанием (Е.В.Зворыгина). Этому умению малыша учит взрослый. Если ребенок построил мост, взрослый тут же отмечает: «Какой красивый, высокий мост. По нему поедет машина (или пойдет кукла)», - и побуждает ребен­ка совершать соответствующие игровые действия.

В дошкольном возрасте развиваются две взаимосвязанные стороны конструктивной деятельности: конструирование-изо­бражение и строительство для игры (А.Н.Давидчук).

Если ребенок увлечен самим процессом конструирования, часто даже не используя постройки в игре, а снова и снова со­здавая новые, если конструировать его побуждает интерес не к результату, а к процессу его получения, то конструирование сближается с изобразительной деятельностью.

Конструирование, побуждаемое игровым мотивом, сближа­ется с конструктивно-техническим творчеством взрослых, ведь оно подчиняется практическому назначению постройки, а при ее создании необходимо учитывать ряд важных условий. На­пример, построенный корабль должен вмещать всех матросов. В то же время детское строительство имеет свою специфику. У взрослого каждый элемент конструкции выполняет строго фик­сированную функцию и тесно связан с другими в единое целое. А детская постройка может не отвечать всем требованиям, предъявляемым к определенному сооружению. Не включая всех эле­ментов, постройка напоминает реальную только общей формой. Кроме того, в игре назначение постройки может меняться в зави­симости от сюжета.

Основополагающим моментом в конструировании высту­пает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов. Она дает возможность установить структуру объек­та и его частей, учесть логику их соединения. Так, башня, имею­щая слишком узкое основание, рушится.

Аналитико-синтетическая деятельность позволяет опреде­лить способы конструирования. В анализе образца и выборе способов его построения дошкольнику помогает не само по себе зрительное восприятие, а специально организованная познава­тельная деятельность. Ребенок обследует не только основные свойства предметов (форму, пропорции, величину и пр.), но прежде всего их специфические конструктивные качества (ус­тойчивость, равновесие, протяженность и др.).

На основе аналитико-синтетической деятельности ребенок планирует ход конструирования, создает замысел. Успешность реализации замысла во многом определяется умением дошколь­ника планировать и контролировать его ход.

Умение обследовать конструкцию развивается под руковод­ством взрослого. В 3-4 года ребенок не только называет пред­меты, но и выделяет их основные части, указывает некоторые детали. В 4-5 лет он достаточно хорошо различает основные части по величине и форме, устанавливает их расположение относительно друг друга. Старший дошкольник может провес­ти самостоятельный анализ образца или конструкции: выделить части, определить их назначение и пространственное располо­жение. Он находит интересные конструктивные решения и пла­нирует этапы создания собственной конструкции на основе про­веденного анализа. В 6-7 лет ребенок анализирует конструк­цию предмета с практической точки зрения. Выделяя части, он устанавливает функциональное назначение каждой из них, оп­ределяет соответствие формы, величины, местоположение час­тей и учитывает ситуации, в которых конструкция будет исполь­зоваться.

Совершенствование аналитико-синтетической деятельности создает основу для конструктивного творчества дошкольника.

Творчество в конструировании наблюдается уже у младших дошкольников (например, в выборе объекта для постройки, в новом использовании известных сооружений). На протяжении дошкольного возраста у детей развивается способность вносить изменения в способы конструирования для того, чтобы построй­ка подчинялась требованиям ситуации. У старших дошкольни­ков показателями творчества в конструктивной деятельности выступают новизна способов построения предмета, новизна самого предмета и новизна приемов для придания устойчивос­ти сооружаемой постройке.

Особенности конструктивной деятельности в дошкольном возрасте:

- дети осваивают способы обследования предметов и спосо­бы создания конструкций;

- дошкольники познают конструктивные свойства деталей и материалов;






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.