Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика других видов игровой деятельности дошкольника






Игровая деятельность детей не исчерпывается только сюжетно-ролевыми играми, хотя они наиболее характерны для дошколь­ника. Разновидностью сюжетно-ролевой игры являются стро­ительные игры и игры-драматизации. Эту группу игр иногда на­зывают творческими. В них дети не просто копируют те или иные стороны жизни взрослых, а творчески их осмысливают, воспро­изводя с помощью ролей и игровых действий. Другая группа игр - это игры с правилами, специально созданные взрослыми в вос­питательных целях. К ним относятся дидактические и подвижные игры. Основу этих игр составляют четко определенное программ­ное содержание, дидактические задачи. Взрослый обучает детей таким играм, и лишь затем они проводят их самостоятельно. Дадим краткую характеристику строительных, дидактических и подвиж­ных игр.

Строительные игры помогают ребенку понять мир соору­жений и механизмов, созданных руками человека. Поэтому предпосылки их возникновения те же, что и у сюжетно-ролевой игры. Эти два вида игры тесно взаимосвязаны. Необходимость в постройках может возникнуть по ходу сюжетно-ролевой игры. Но и сама сюжетно-ролевая игра нередко стимулирует строитель­ную. Например, сначала дети построили корабль, а потом стали играть в моряков. Отметим, что если в ролевой игре моделирует­ся сфера взаимоотношений между людьми, то в строительной -сфера созидания, создания архитектурных сооружений.

 

 

Приведем пример.

Ира (S лет 6 мес.) предлагает Анжеле (S лет 7 мес.): Давай построим домик. Здесь будет жить лисичка (приносит игрушку).

Анжела: Давай теперь построим домик для мишки, а то ему холодно бу­дет зимой (приносит игрушку). v

Ира: Давай.

Девочки строят домик побольше.

Ира: Давай, лисичка к мишке в гости придет.

Анжела: Хорошо (берет лисичку). Тук-тук-тук. Я лисичка-сестричка. Ты дома, мишка?

Ира: Давай заходи ко мне в гости.

Анжела: Как у тебя красиво в домике. Давай пойдем погуляем.

Ира: Давай пойдем навестим зайку (берет мишку и зайца).

Анжела: Конечно. Он строит домик. Может, ему нужно помочь.

Ира: А вот и зайчик. Что ты делаешь? (Отвечает за зайца.) Домик строю.

Анжела: Хочешь, мы тебе поможем?

Ира и Анжела вместе строят домик для зайчика.

Ира (говорит за зайца): Спасибо вам.

Анжела: Ой, уже поздно. Как в лесу темно стало. Пора по домам.

Ира: До свиданья, зайчик.

Анжела: До свиданья.

Девочки отводят зверюшек домой.

Любая строительная игра содержит интеллектуальную за­дачу «Как построить?», которую ребенок решает с помощью различных материалов и действий. Испытывая трудности в до­стижении желаемого результата, дошкольник понимает, что не владеет необходимыми умениями. Тогда возникает стремление научиться строить, приобрести новые умения.

В строительной игре дети получают реальный результат в виде постройки. Это объединяет строительные игры с продук­тивными видами деятельности - конструированием, рисовани­ем, и в то же время отличает их от сюжетно-ролевой игры.

Расширение представлений детей об окружающем руко­творном мире, приобретение коммуникативных умений и тех­нических, «строительных» навыков приводит к появлению кол­лективных строительных игр. В таких играх дети заранее рас­пределяют функции.

Строительные игры, как и сюжетно-ролевые, отражают про­фессиональную деятельность взрослых. В процессе их освоения у детей возникает позиция созидания, преобразования действи­тельности, как и в трудовой деятельности.

 

В структуру подвижных игр входят игровые действия, пра­вила и материал, а также нередко роль и сюжет. Правила в таких играх выделены до начала игры, открыты для ребенка. С подчинением правилу связано развитие произвольных дви­жений, когда требуется сдержать непосредственное побужде­ние (не убегать от «медведя» до определенного сигнала), за­тормозить действия, как в игре «День и ночь», или изменить их по сигналу ведущего, как в игре «Море волнуется». Хотя по­движные игры прямо направлены на развитие основных движений и формирование двигательных качеств, они оказы­вают влияние на многие стороны психического развития ре­бенка. Прежде всего это касается нравственно-волевой сфе­ры личности. В коллективных подвижных играх происходит становление организаторских и коммуникативных умений ре­бенка. В играх-соревнованиях, играх-эстафетах старший до­школьник учится удерживать цель деятельности, действовать по инструкции взрослого, контролировать свое поведение и действия. Ребенок проверяет свои возможности, гордится до­стигнутым результатом (когда, например, прибежал первым) и в то же время учится радоваться удаче товарища, сопережи­вать трудностям, проявлять взаимопомощь.

Особым видом игровой деятельности является дидактичес­кая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидак­тической задачи. В дидактической игре ребенок не только по­лучает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и спо­собности, они усваивают общественно выработанные средст­ва и способы умственной деятельности.

Структуру дидактической игры образуют основные и до­полнительные компоненты. К первым следует отнести дидак­тическую и игровую задачу, игровые действия, правила, ре­зультат и дидактический материал. К вторым - сюжет и роль. Рассмотрим указанные компоненты.

Главная цель любой дидактической игры - обучающая. Поэтому основным компонентом в ней выступает дидактичес­кая задача, которая скрыта от малыша игровой. Ребенок про­сто играет, но по внутреннему психологическому значению -это процесс непреднамеренного обучения. Своеобразие дидак­тической игры как раз и определяется рациональным сочета­нием двух задач: дидактической и игровой. Если преобладает обучающая задача, то игра превращается в упражнение, а если игровая, то деятельность теряет свое обучающее значение.

Обучение в форме дидактической игры основано на стремле­нии ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть отвечает возрастным особенностям дошколь­ника. Старшие дошкольники начинают осознавать познаватель­ную задачу таких игр, которая опосредуется игровым мотивом, придающим ей смысл.

Соблюдение правил выступает непременным условием ре­шения игровой и дидактической задачи. Дидактическая игра может состояться только при условии, когда правила стано­вятся внутренним регулятором детской деятельности, а не вы­ступают лишь как внешнее требование взрослого. В отличие от сюжетно-ролевой игры, в которой правила могут не осознавать­ся, в дидактической они всегда открыты и осознаны. Обозна­чим условия, обеспечивающие соблюдение правил в дидакти­ческой игре. Во-первых, это коллективная организация деятель­ности, когда играющие согласуют свои действия и контролиру­ют выполнение правил сверстниками. Во-вторых, создание раз­новозрастных объединений, когда старшие дети передают свой игровой опыт младшим. Старшие встают в позицию обучаю­щего, что помогает им осознать правила как нормативное сред­ство построения совместной деятельности.

Правила в дидактической игре выполняют разнообразные функции. Они направляют игру по заданному пути, объединяя дидактическую и игровую задачи, определяют последовательность игровых действий, повышают занимательность игры, позволяют воспитателю косвенно руководить ею, регулировать взаимоот­ношения участников и формируют межличностные отношения. Таким образом, без правил дидактическая игра развивалась бы стихийно, а дидактическая задача не решалась. Дети подчиняют­ся конкретным правилам, состоящим из 1-2 элементов, общих для всех играющих. Старшие дошкольники выполняют правила более обобщенные и сложные, самостоятельно придумывают новые.

Реализуются игровая и дидактическая задачи в игровых дей­ствиях.

Средством решения дидактической задачи выступает ди­дактический материал. Результатом дидактической игры явля­ется решение игровой и дидактической задач. Решение обеих задач - показатель эффективности игры. Младшие дошколь­ники осознают игровой результат. Старшие начинают вспоминать результат, связанный с решением дидактической задачи: научился, догадался, решил.

Дополнительные компоненты дидактической игры - сюжет и роль не обязательны и могут отсутствовать.

Дидактическая игра выступает одновременно как вид иг­ровой деятельности и форма организации взаимодействия взрос­лого с ребенком. В этом и состоит ее своеобразие.

Различие сюжетно-ролевой и дидактической игр нужно ис­кать в содержании той сферы действительности, которую они отражают, и в соотношении их компонентов. Дидактическая игра, как и сюжетно-ролевая, социальна по своему происхож­дению. Но если в ролевой дошкольник осваивает смысл челове­ческой деятельности, то в дидактической - общественно выра­ботанные способы умственной, поскольку внешне выражен только результат этих способов, а сами они скрыты от ребенка и осваиваются только по инициативе взрослого. Социальные отношения более выражены, ведь ребенок сам в них включен. Поэтому элементарные формы ролевой игры могут появляться без руководства взрослого, на основе подражания. Отсюда вы­текает и различие компонентов таких игр. В сюжетно-роле­вой - это роль, фиксирующая функцию взрослого, в дидактичес­кой - дидактическая задача, предполагающая формирование средств и способов познания.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.