Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие трудовой деятельности в дошкольном возрасте






Трудовая деятельность дошкольника отличается от произ­водительного и бытового труда взрослых. Она не приводит к получению объективно значимого продукта, зато имеет огром­ное значение для психического развития самого ребенка.

Специфика труда дошкольника состоит в том, что он тесно связан с игрой. Следует подчеркнуть, что у этих видов деятель­ности общий источник - потребность принимать активное учас­тие в жизни взрослых и стремление к самостоятельности. В тру­де и в игре ребенок осваивает сферу социальных отношений и действий, связанных с бытовыми и профессиональными функ­циями взрослых. В игре малыш действует в воображаемом пла­не, она не имеет конкретного результата. Ее развитие идет по пути возрастания условности игровых действий.

В труде действия и ситуация их выполнения реальны и при­водят к получению осязаемого продукта. В трудовой деятель­ности ребенок устанавливает более прямую, непосредственную связь с жизнью взрослых, чем в игре.

 

Чем младше дети, тем быстрее их труд превращается в игру. Особенно часто замена трудовой цели на игровую бывает в ран­нем и младшем дошкольном возрасте. Это происходит, если поручение, данное ребенку, непосильно для него и он не пони­мает, что от него требуют, или не знает, как нужно выполнять задание, а взрослый не контролирует его деятельность. Шести­летние дети осознают различия игры и труда (как показали Я. Л. Коломинский, Л.В.Финькевич). В игре они выделяют игрушки или предметы-заместители, выполняемые роли. В трудовой дея­тельности дошкольники подчеркивают использование орудий труда, выполнение трудовых операций, указывают объективную цель труда («чтобы чисто было, порядок надо навести»), его об­щественно полезную направленность. Игра рассматривается деть­ми как деятельность для удовольствия, а труд как важная работа.

На всем протяжении дошкольного детства связь игры и тру­да сохраняется. С одной стороны, часто необходимость в опре­деленных игровых предметах диктует выполнение трудового действия, тогда дети изготавливают атрибуты и затем включа­ют их в игру. С другой стороны, продукты детского труда не­редко помогают создать воображаемую ситуацию, подсказы­вая выбор и развитие сюжета игры. Например, изготовление игрушки-самоделки включается в режиссерскую игру. В игро­вой деятельности происходит подготовка детей к труду. Играя, они постигают смысл труда взрослых, сущность их взаимоот­ношений. Кроме того, ситуация игры (по данным Я.З.Неверович) наиболее благоприятна для развертывания трудовой дея­тельности тем, что улучшается качество работы, растет стрем­ление довести ее до конца. Такая ситуация эффективна для фор­мирования положительного отношения к хозяйственно-быто­вому труду, особенно к однообразным процессам, например уборке снега с веранды. Следует отметить, что преемственность между трудом и игрой дошкольника состоит в том, что в этих видах деятельности ребенок получает, обобщает и системати­зирует представление о труде взрослых. С трудом, как и с иг­рой, связан первый эмоциональный этап профессионального самоопределения. Знакомство с трудом взрослых, выполнение трудовых обязанностей формирует представление о професси­ях, ведет к тому, что складываются первые профессиональные предпочтения, намечаются профессиональные интересы.

По данным исследования, проведенного А.Н.Белоус, стар­ший дошкольник называет от 4 до 15 профессий. Здесь проявляются половые различия. Мальчики знают больше наимено­ваний профессий, связанных с вождением различных видов транспорта, сельскохозяйственных машин, а также строитель­ством (каменщик, строитель, сварщик, крановщик, бульдозе­рист, экскаваторщик), и, конечно, военные (летчик, танкист, ракетчик) специальности. Девочки больше, чем мальчики, зна­ют о профессиях воспитателя, учителя, врача, медсестры, па­рикмахера, музыкального работника, продавца.

Самым сложным для дошкольников является осознание тру­да взрослых. Его общественную значимость они легче выделя­ют в деятельности конкретных людей, профессии которых им знакомы. Старшие дошкольники знают орудия труда, необхо­димые людям многих профессий, могут описать процесс труда и выделить качества, необходимые людям разных специальнос­тей («капитан должен быть смелым и мужественным»). Ребенок постигает смысл профессиональной деятельности, понимает необходимость каждой профессии, что образно сформулировал С.Михалков в стихотворении «А что у вас?»: «Мамы разные нужны, мамы всякие важны». У малыша складывается уважи­тельное отношение к труду взрослых. Заметим, что знания о труде взрослых выступают как центральное звено представле­ний о социальной действительности (В.И.Логинова).

Трудовая деятельность дошкольника развивается в несколь­ких направлениях. Во-первых, происходит усложнение ее ком­понентов. Во-вторых, это усложнение ведет к освоению новых видов и форм труда.

Совершенствование компонентов труда включает усложне­ние его мотивов, целей, контроля и навыков. В 3-4 года мотив труда кроется в интересе ребенка к самому процессу или его оборудованию. Нередко в труд переносятся игровые мотивы: когда ребенок моет посуду, он выполняет роль мамы. На про­тяжении всего дошкольного возраста действенным остается мотив поощрения и порицания. Если малыш объясняет смысл труда так: «Чтобы мама не ругала», «Чтобы мама похвалила», «Когда потружусь, мне всегда что-нибудь вкусненькое дают», значит, взрослый занял неадекватную позицию в трудовом вос­питании. Об ошибках в трудовом воспитании говорят и моти­вы, связанные с выполнением требований взрослого: «Тружусь, потому что мама сказала». Подчеркнем, что указанные две груп­пы мотивов быстро приобретают устойчивый характер. Ссыл­ка на них свидетельствует о том, что ребенок не понимает смысла

 

 

труда, а в конечном счете у него не формируется потребность трудиться. Общественные мотивы труда («Помогаю маме») появляются достаточно рано. Сначала малыш их не осознает, хотя и руководствуется ими. В старшем дошкольном возрасте такие мотивы становятся осознаваемыми, ребенок видит смысл труда в оказании помощи другим людям («Трудиться надо, что­бы помогать маме, взрослым, маленьким. И вообще маме надо помогать»). Ребенок переходит от того, что интересно самому, к тому, что нужно другим. Для формирования общественных мотивов важно, чтобы ребенок понимал смысл труда взрослых. Таким образом, именно в дошкольном возрасте складываются наиболее благоприятные условия для становления обществен­ных мотивов в трудовой деятельности. Труд требует от ребенка умения принимать от взрослого и самостоятельно ставить цель деятельности. Причем чем младше дети, тем больше их цели определяются удовлетворением собственных потребностей. Подчинить свои действия поставленной цели ребенок 2-4 лет может только в том случае, если эта цель им чувственно вос­принимается, а задание понятно. Часто 3-4-летние дети отка­зываются убирать игрушки именно потому, что хорошо не пред­ставляют, что же от них требуется. В такой ситуации необходи­мо пояснение: «Сложи кубики в коробку, а игрушки расставь на полке». Постепенно с накоплением опыта трудовой деятель­ности задание может формулироваться более обобщенно: «На­веди порядок в игрушечном уголке».

Старшие дошкольники принимают и ставят цель труда на основе сформированных представлений. Они уверенно дейст­вуют под влиянием словесной инструкции взрослого, предпо­лагающей выполнение сложных действий на протяжении доста­точно длительного времени. С возрастом цели становятся не только более устойчивыми, но и реальными, опирающимися на оценку ребенком своих возможностей и умений.

Еще до начала трудовой деятельности старший дошколь­ник выделяет условия, средства и способы достижения цели. То есть у него складывается умение предварительно планировать труд, что значительно повышает качество работы.

Приведем пример того, как ребенок планирует свою трудовую деятель­ность.

Протокол беседы с Настей Е. (6 лет).

Настя Е. надевает фартук.

Воспитатель: Что ты будешь делать?

Настя: Другим кушать давать.

Воспитатель: Как ты будешь это делать?

Настя: Ну, буду всем другим стол накрывать.(Обращается к Жене.) Женя, я буду тарелки носить.

Воспитатель: С чего ты начнешь свою работу?

Настя: Сначала блюдца раздам, потом чашки, потом вилки и ложки (со­провождает речь жестами).

Воспитатель: Чем ты закончишь свою работу?

Настя: Тарелки поставлю.

Восп итател ь: Настя, что ты будешь делать, если тебе понадобится помощь?

Настя (задумывается): Кого-нибудь позову.

Воспитатель: Кого ты попросишь помочь, если у тебя не получится?

Настя: Женю, Катю, Свету, Олю, Лену.

Воспитатель: Когда ты будешь проверять свою работу?

Настя: А зачем проверять?

Воспитатель: А вдруг ты кому-нибудь забудешь поставить тарелку?

Настя: Ну, я когда все раздам, посмотрю везде.

Воспитатель: Что ты будешь делать, если заметишь, что сделала работу неправильно?

Настя: А я сделаю все правильно.

Старшие дошкольники могут уже планировать не только собственную, но и совместную со сверстниками трудовую дея­тельность, что проявляется в определении плана работы, нахож­дении общего мнения по поводу способов достижения цели, понимании взаимной ответственности за достижение цели. Сформированность навыков коллективного планирования спо­собствует возникновению у детей стремления к самоконтролю, самостоятельному совершенствованию приемов и умений, не­обходимых для осуществления самостоятельного плана, по­вышению чувства ответственности. И как итог коллективного планирования выступает высокое качество полученного со­вместно результата трудовой деятельности.

Успешность достижения цели в значительной степени зави­сит от умения проконтролировать свою деятельность. Дети 3-4 лет ошибок в своей работе не замечают, считают ее хорошей, независимо от того, как и какой результат достигнут. К труду сверстников относятся критически. В 5-7 лет дошкольники ста­раются правильно оценить свою работу, хотя замечают не все ошибки, а самые грубые. Их интересует качество труда. Поэто­му они обращаются с вопросами к взрослому о правильности и качестве собственных трудовых действий.

На протяжении дошкольного возраста усложняются осваи­ваемые детьми трудовые действия. Постепенно они становятся более точными, быстрыми и координированными. Однако огра­ниченность возможностей ребенка, особенности его психическо­го развития приводят к тому, что трудовые задания он обычно выполняет долго, не всегда качественно (ломается веник, бьются тарелки). Поэтому так важно давать ребенку посильные задания, научить его правильно обращаться с орудиями и предметами тру­да. Критерием оценки трудовой деятельности малыша должно вы­ступать не только достижение результата как такового, но глав­ным образом его качество. Вспомним слова А.С.Макаренко: «Ка­чество труда должно иметь самое решающее значение: высокого качества надо требовать всегда, требовать серьезно. Конечно, ре­бенок еще неопытен, часто он физически не способен выполнить работу во всех отношениях идеально. От него и нужно требовать такого качества, которое для него совершенно посильно, которое доступно и его силам, и его пониманию».

Именно качество результата выражает отношение ребенка к другим людям, проявляемое в труде. Взрослый стремится, что­бы у малыша складывалось бережное отношение к результатам не только своего труда, но и других людей. Если он знает, как трудно помыть пол или посуду, скольких усилий это требует, то постарается не пачкать пол, аккуратно обращаться с посу­дой. И тогда качество трудовой деятельности становится основ­ным критерием в оценке действий своих и сверстников: чисто вымыл стульчики, значит, хорошо потрудился.

Расширение взаимодействия ребенка-дошкольника с окру­жающим, возрастание его физических и психических возмож­ностей приводит к расширению сферы применения трудовых действий и появлению новых видов труда. Самый первый из них - труд по самообслуживанию—ребенок осваивает в раннем детстве. Выполнение этого вида труда направлено на самого себя (и совершение изменений в самом себе): причесался, вы­мыл руки. Постепенно направленность на себя сменяется направ­ленностью на другого, и тогда на основе самообслуживания воз­никает бытовой труд, где объектом преобразования становятся предметы, включенные в бытовые процессы: посуда, одежда, обувь. В хозяйственно-бытовом труде важную роль играют внешние его атрибуты: фартук, пылесос, веник, щетка и т.д. Именно они и привлекают малыша. Результат хозяйственно-бытового труда становится интересным для дошкольника, если

 

 

взрослый формирует у ребенка потребность поддерживать по­рядок, эстетически привлекательно организовать свой быт, по­стоянно указывает на важность и значимость такого труда для других людей и тем самым формирует его общественные моти­вы. Следует подчеркнуть два вида направленности этого вида труда. Во-первых, направленность на организацию собствен­ной бытовой деятельности: почистил одежду, чтобы она не пор­тилась; приятно, когда выглядишь аккуратно; расставил кра­сиво столовые приборы, чтобы было приятно обедать. Во-вто­рых, направленность на облегчение труда другого человека: помог маме постирать белье, чтобы она меньше устала.

Труд ребенка в природе направлен на растения и живот­ных - объекты, которые слабее самого дошкольника и благопо­лучие которых в определенной мере от него зависит. Малыш ви­дит, что если забыл полить цветок, то он засох; если не напоил щенка, он страдает от жажды. Поэтому труд в природе формиру­ет ответственность ребенка за тех, кто беззащитнее его. Малыш ощущает себя большим, взрослым, сильным, он испытывает яр­кие положительные эмоции. Активно взаимодействуя с природой, дошкольник ощущает свою причастность к ней.

Поскольку ручной труд требует сложных орудийных дей­ствий (умения пользоваться иглой, молотком, лобзиком и про­чее), дошкольники осваивают его примерно с пяти лет. Свое­образие ручного труда состоит в том, что он приобретает соб­ственно продуктивный характер. Ребенок создает замысел, во­площает его и получает новый продукт в виде вышивки, по­делки. Мотивы этого труда разнообразны: игровые (сделать атрибуты для игры); общественные (порадовать малышей, сде­лать приятное маме); эстетические (создать что-то красивое, ук­расить свой быт). Поэтому в ручном труде складывается пози­ция ребенка - позиция созидателя.

Можно сделать вывод, что в основе освоения дошкольни­ком разных видов труда лежат две взаимосвязанные тенденции, обусловленные усложнением его компонентов. Первая связана с возрастанием самостоятельности ребенка в пределах сформи­рованных у него умений. Вместе с тем дошкольник все больше и больше включается в совместную со взрослым жизнь, выпол­няя вместе с ним обычные Повседневные обязанности.

Усложнение проявлений самостоятельности связано с услож­нением форм организации трудовой деятельности. Рассмотрим эти формы, описанные Д.В.Сергеевой. Генетически первой и наиболее приемлемой из них для детей раннего и младшего до­школьного возраста выступает совместный со взрослым труд. Взрослый не только учит ребенка трудовым умениям, но посто­янно контролирует процесс труда, показывает последователь­ность действий, помогает достичь результата и осознать спосо­бы действий, их связь с полученным результатом.

Следующая форма - поручение - характеризуется тем, что взрослый формулирует цель, обосновывает ее значимость, вы­деляет конечный результат и способы его достижения. Но по­ручение малыш может выполнить только в том случае, если трудовое действие ему хорошо знакомо.

Проиллюстрируем эту форму труда на примере.

Протокол беседы с Женей А. (4 года 1 мес.).

Воспитатель, обращаясь к Жене: Ты дежурный. Что нужно прежде все­го сделать?

Женя: А что, я сегодня один буду дежурить?

Воспитатель: Пока один. Смотри, кто из детей сегодня в группе, и рас­кладывай посуду.

Женя раскладывает блюдца и вилки. Задумался: Елена Александровна, кто здесь сидит?

Воспитатель: Здесь сидят Саша, Сережа и Руслан. Четвертое место свободно.

Женя убирает лишнее блюдце. Раскладывает блюдца на третьем столе, обращаясь к воспитателю: А Даши нет сегодня?

Воспитатель: Поставь блюдце, Даша придет.

Женя ставит блюдце и уходит к играющим детям.

Воспитатель: Женя, посмотри ты еще не все сделал.

Женя подходит к столам: А, вилки! Раскладывает вилки и уходит играть.

Обязанность как форма организации труда дошкольника воз­можна в случае, если он понимает необходимость постоянного систематического выполнения какого-либо дела. Содержание этой формы труда первоначально определяет взрослый. А за­тем ребенок сам выбирает условия, средства и пути достижения результата, организует и контролирует процесс труда. Данная форма труда возможна в дошкольном возрасте лишь в постоянно повторяющихся трудовых процессах и в привычных условиях.

Наиболее высокий уровень самостоятельности проявляют дошкольники в труде по собственной инициативе. Ребенок не только организует собственный труд, но и замечает, когда не­обходимо потрудиться. Подчеркнем, что на протяжении всего дошкольного возраста совместный труд со взрослым, протекая как сотрудничество, остается привлекательным для ребенка.

В дошкольном возрасте складывается совместный труд со сверстниками. Сначала взаимоотношения в труде возникают на основе общего места или предмета труда, например когда дети моют стульчики. Это пока еще не совместная деятельность, так как одни дети активно действуют, а другие им пассивно подра­жают. Возникновение направленности на организацию общей деятельности побуждает детей сообщать друг другу о своих на­мерениях, мотивах и целях. Дошкольники оценивают свою ра­боту, но безотносительно к ее результату. Готовый результат обсуждается ими только с точки зрения количества или при­надлежности исполнителя: «Это я вымыл». Старшие дошколь­ники начинают руководствоваться правилами организации со­вместного труда. Они уточняют общую цель, раскрывают ее со­держание, связывают с ней задачи определенных участников, до­говариваются о плане действий, распределяют обязанности, по­могают сверстникам в процессе достижения цели, уступают часть материала в интересах дела. Дети стремятся к качественному ре­зультату, осознают его ценность и важность общего труда.

Приведем пример.

Протокол наблюдения за хозяйственно-бытовым трудом.

Воспитатель: Вова, иди сюда! (Вова - 5 лет 4 мес. - подходит.) Давай, ты будешь помогать ребятам мыть кирпичики.

Вова кивает головой, берет у воспитателя фартук, идет в умывальную комнату вместе с Лешей (5 лет 6 мес.), приносит тазик с водой. Мальчики ста­вят таз на пол. Вова садится на ковер рядом с Петей (5 лет 4 мес.), берет тряп­ку, опускает ее в таз с водой, отжимает, опять опускает в таз, намыливает, отжимает, берет кирпич и протирает его.

Петя: Давай ты будешь мыть, а я протирать.

Вова поднимает голову: Ага! (Протягивает тот же кирпич, кладет его на пол.)

Петя берет этот кирпич и протирает его.

Вова: Петька! Я же этот вымыл уже!.

Петя: Ну, я еще раз. Я же только протру, чтобы лучше было (протирает кирпич).

Вова: Ну, ладно (берет другой кирпич, протирает его).

Петя кладет кирпич на пол: Эти уже, наверное, высохли (подкидывает). Давай в шкаф складывать (обращаясь к Вове).

Вова дотрагивается до кирпичей: Вот эти высохли (доказывает).

Мальчики встают, берут кирпичи и относят в шкаф. Вова подходит к воспитателю: Светлана Сергеевна, мы вымыли!

Воспитатель: Молодцы!

Старшие дошкольники могут достигать такого высокого уровня организации совместного труда, когда он регулируется самими детьми. Среди участников работы выделяется органи­затор, с которым все остальные считаются: обращаются с во­просами, подчиняются требованиям. Организатор распределя­ет материал, дает оценку результата труда, указывает на ошиб­ки и небрежность в работе, служит посредником между детьми и взрослым в тех случаях, когда требуется вмешательство педа­гога. Эту роль берут на себя дети инициативные, обладающие коммуникативными и организаторскими навыками, хорошо освоившие техническую и мотивационную сторону трудовой деятельности.

Выбор партнеров для совместного труда осуществляется не только на основе симпатий, но и с учетом наличия у сверстника трудовых навыков и умений, качественного и аккуратного вы­полнения им трудовых действий, а также положительной оцен­ки свойств личности сверстника самим ребенком и позитивной оценки взрослыми его умений и личностных качеств.

Дошкольный возраст - это период, когда ребенок хочет тру­диться и с удовольствием включается в труд взрослых. Поэто­му он наиболее благоприятен для приучения детей к труду. Глав­ная задача взрослых - это организовать деятельность так, что­бы ребенок испытывал радость труда, положительно относил­ся к нему.

«Радость труда - могучая воспитательная сила», - писал В.А.Сухомлинский. Положительное отношение к труду, кото­рое лежит в основе трудолюбия, возникает, если родители и пе­дагоги поддерживают стремление ребенка участвовать в жизни взрослых и предоставляют ему возможность проявить свою самостоятельность. Но этого недостаточно. Чтобы малыш по­любил труд, он должен уметь трудиться, то есть владеть техни­ческими умениями и навыками, понимать общественную зна­чимость труда, его важность для других людей. Стремление и желание трудиться становится устойчивым, когда малыш усво­ил правила, помогающие ему организовать собственную рабо­ту. Трудолюбие, формируемое у дошкольника, —важнейшее лич­ностное качество. Если правильно организовать трудовую дея­тельность ребенка, систематически включать малыша в трудо­вую деятельность, в старшем дошкольном возрасте складыва­ется привычка к регулярному труду, потребность трудиться. Ребенок трудится по собственному желанию, проявляя инициативу

 

 

и творчество, испытывая яркие положительные эмоции, понимает общественную значимость результатов труда. Он охотно помогает взрослым и сверстникам, исходя не из собст­венных интересов, а из нужд и потребностей другого человека. Трудолюбивые дети помогают товарищам, приходят им на по­мощь.

Дети сочувственно относятся к огорчениям товарищей, за­мечают, когда требуется помощь, и оказывают ее.

Укажем особенности в развитии трудовой деятельности дошкольника:

- складываются общественные мотивы труда;

- расширяются и усложняются трудовые умения и навыки;

- формируются целеполагание, планирование и самокон­троль;

- расширяется самостоятельность ребенка в труде, что по­зволяет усложнять формы трудовой деятельности;

- складывается совместный со сверстниками труд;

- появляется потребность трудиться и привычка к регуляр­ному труду, характеризующие трудолюбие;

- формируется представление о труде взрослых.

Литература

Вольцис К. О воспитании целенаправленности у детей в про­цессе совместного труда//Дошкольное воспитание. -1972. -№1.

-С. 13-17.

Логинова В., Мотирипа Л, Формирование представления о труде взрослых//Дошкольное воспитание. - 1970. - №10. - С. 56-63.

Неверович Я.З. Начальные формы трудовой деятельности у детей дошкольного возраста/Шсихология личности и деятель­ности дошкольника/Под ред. А.В.Запорожца и Д.Б.Эльконина.

-М., 1965.-С. 158-189.

Психология совместного труда детей /Под ред. Я.Л.Коло-минского. - Минск, 1987. - С. 5-76.

Сенько Т. Шестилетки: труд и признание в группе/Щошколь-ное воспитание. - 1986. - №7. - С. 47-50.

Сергеева Д. В. Воспитание детей дошкольного вбзраста в про­цессе трудовой деятельности. - М., 1987.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.