Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие предпосылок трудовой деятельности в раннем детстве






В раннем детстве проявляется стремление ребенка жить об­щей жизнью со взрослым, действовать, как большой. Малыш видит действия, совершаемые взрослым, который ежедневно трудится на глазах у ребенка. А результат его труда малыш ощущает на самом себе: мама сварила обед - хорошо вкусно поесть; постирала белье - приятно надеть чистое платье. Ребенка привлекают дела взрослых, поэтому он настойчиво требует, что­бы ему позволили мыть посуду, стирать платочки. Подчеркнем, что смысл трудовых действий, их назначение еще не всегда по­нятны ребенку. А эмоциональное желание действовать вместе со взрослым выражено гораздо сильнее, чем объективная полезность результата. Качество труда малыша зачастую остается низким. Главное состоит в том, что ребенок хочет выполнять трудовые действия, они для него интересны и привлекательны. Поэтому именно в раннем детстве начинают закладываться основы трудо­любия и уважения к любому труду взрослых.

Первые трудовые умения малыша формируются благодаря возникновению устойчивого, интереса к миру предметов и же­лания действовать с ними. Орудийность является главной ха­рактеристикой труда. Поэтому освоение орудийных действий -важнейшая предпосылка становления трудовой деятельности. Подчеркнем, что малыша привлекает процесс использования орудия. Как правило, он не выделяет результата своих усилий и поэтому часто не доводит начатое дело до конца. Установка на качество результата у него отсутствует. Цель оперирования с орудиями труда скрыта в самих действиях: не подмести пол, а мести его; не вымыть посуду, а мыть ее.

Во второй половине третьего года жизни в самосознании ребенка наблюдается важное изменение. Начинает складывать­ся новообразование, названное М.И.Лисиной «гордостью за собственные достижения». Теперь малыш выделяет результат своих действий и стремится получить положительную оценку от взрослого. Действия с орудиями труда помогают ребенку реализовать себя и проявить все возрастающее стремление к самостоятельности. У взрослого возникает возможность ори­ентировать малыша на получение качественного результата и помочь ему понять общественную значимость труда: подмел пол, помог маме, поэтому она рада. Подчеркивая смысл и ре­зультат простейших трудовых действий, уже в раннем детстве можно сформировать у ребенка удовлетворение от того, что по­радовал другого. Именно вориентации собственных действий и их результата на другого человека находится предпосылка ста­новления общественных мотивов труда.

К концу раннего детства малыш начинает осознавать ре­зультативность трудовых действий. Отделение действий от пред­мета и себя от своих действий (в связи с употреблением собст­венного имени) позволяет малышу уяснить способы употребле­ния орудий и конечный результат своих действий. Установле­ние связи между действием и его результатом позволяет пред­положить будущий результат. Представление о нем начинает руководить действием, появляются предпосылки планирования и контроля. В освоении орудийных действий большое значение имеет развитие речи. Сначала речь фиксирует трудовое дейст­вие и его результат: «Подмел, помыл». А к концу третьего года жизни ребенок с помощью речи начинает предварять свое дей­ствие: «Буду подметать. Буду мыть». Наряду с результативны­ми действиями, смысл которых заключается в преобразовании предметов, появляются предпосылки продуктивных действий, предполагающих создание чего-то нового. Такие действия вы­полняются только в совместном со взрослым труде, например когда малыш вместе с мамой лепит пирожки. Но самостоятель­но получить новый продукт ребенок еще не может.

Таким образом, источник трудовой деятельности ребенка находится в потребности жить со взрослым общей жизнью, вы­полнять совместную с ним общую деятельность, действовать как взрослый. Предпосылки трудовой деятельности складываются в предметной деятельности малыша и связаны с развитием само­сознания, личности. Назовем их:

- освоение орудийных действий и формирование на их осно­ве первых простейших трудовых умений и навыков;






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.