Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проектирование урока профессионального обучения






Ц е л ь: научиться осуществлять педагогическое проектирование на примере урока профессионального обучения.

 

Теоретические сведения

Важнейшей задачей при подготовке педагога профессиональной школы является формирование у будущих специалистов умений выполнять проектировочную деятельность в учреждениях начального профессионального образования (УНПО). Эта задача обусловлена очевидной тенденцией в педагогической науке и практике к технологизации и проектированию учебно-воспитательного процесса в различных образовательных системах.

Педагогическое проектирование представляет собой творческую деятельность педагога, создание на основе замысла или идей новых педагогических объектов. Объектами педагогического проектирования чаще всего являются педагогические системы, педагогические процессы и ситуации. Педагогическое проектирование существенно отличается от планирования, которым часто занимаются преподаватели и мастера производственного обучения. Технология проектирования включает такие этапы как определение замысла, анализ ситуации, выявление противоречия, выбор стратегии проектирования, формулировку гипотезы и т. д., т.е. элементы педагогического исследования. Планирование же, например урока, осуществляется по определенной схеме, алгоритму с учетом методических рекомендаций, опыта преподавателя и, как правило, не носит научного характера. Как частный случай, возможно, планирование на основе предварительно выполненного исследования и тогда оно носит прикладной характер. Таким образом, педагогическое проектирование – это более высокий уровень профессиональных умений педагога-предметника. Оно включает исследовательский и методический компоненты.

Установлена логика деятельности педагогического проектирования:

1. Определение замысла: анализ ситуации, выявление противоречий и проблем. Для выявления противоречия нужна специальная работа. Данная процедура может быть представлена в виде шести операций:

- реконструировать «эталонную (нормативную, желаемую) ситуацию, т.е. описать ее с учетом требований (инструкции, приказы, стандарты, рекомендации и т.п.), потребностей общества и желаний самого автора проекта и его представлений о должном;

- составить модель «эталонной» (нормативной, желаемой) ситуации;

- выявить и проанализировать разрыв между «эталонной» и реальной ситуациями;

- оценить реальную педагогическую ситуацию с позиции «эталонной»;

- найти обобщенные причины несоответствий, противоречий и разрывов между реальной и «эталонной» ситуациями;

- сформулировать на основе анализа этих причин проблему, направленную на изменение, совершенствование, улучшение, корректировку существующей педагогической реальности, обосновать выбранную проблему, которая, по мнению автора, может считаться основной в конкретной ситуации.

2. Формулировка идей, системы ценностных установок для разработки проекта, создание схемы или образа-эскиза проекта, выдвижение гипотез, определение целей проектирования в конкретных критериях, прогнозирование, разработка и оценка вариантов решения, выбор наиболее эффективных, определение системы методов проектирования, т.е. формулировка концепции проекта.

3. Разработка обобщенных моделей действий, т.е. стратегическая программа управления реализации проекта.

4. Конкретизация задач, которые необходимо решить, определение и обоснование условий и средств для достижения целей, разработка тактики действий и системы взаимодействия для реализации проектов, т.е. планирование реализации стратегий.

5. Реализация проекта (на данном этапе организуется непрерывная обратная связь), оценка процесса, доработка, корректировка.

6. Оценка, анализ и обобщение результатов, определение дальнейших направлений деятельности.

7. Оформление процесса и результатов проектирования в конкретных продуктах педагогического творчества, документах проекта (публикациях, сообщениях, докладах, защитах и т.д.).

8. Экспертиза хода и результатов проектирования.

Как правило, проектирование не носит строгой линейности в этапах деятельности. Например, уточнение цели проводится на всех этапах процесса, анализ, диагностика, прогноз, корректировка также постоянно сопровождают деятельность педагогов.

Оптимальные возможности для организации проектировочной деятельности будущих преподавателей (мастеров) возникают при наличии у них определенного педагогического опыта. Он может появиться в условиях наблюдения за уроками теоретического и производственного обучения в УНПО, самостоятельного проведения уроков во время прохождения педагогической практики и др. Наличие такого опыта у студентов необходимо, прежде всего, для определения исходных условий проектирования, реализации проекта, дальнейшей его корректировки.

Практические задания

(Задания могут выполняться на основе подготовленных на практических работах, использованных на практике планов- конспектов уроков, дидактических материалов и др.)

1. Выбрать одну из дисциплин теоретического (производственного) обучения в УНПО. В соответствии с перспективно-тематическим планом дисциплины записать тему одного из уроков.

2. Проанализировать цели урока (образовательная, воспитательная и развивающая).

3. Определить исходные условия проектирования: учебное заведение; курс; группа; место и время проведения урока; уровень обученности (воспитанности, развития) учащихся; учебно-методическое обеспечение занятия и др.

4. Руководствуясь указанными в теоретической части рекомендациями, наблюдениями во время практики, определить основные педагогические противоречия. Например, несоответствие уровня усвоения знаний (сформированнности умений, навыков; воспитания культуры труда; развития технического мышления и т.п.) требуемому уровню.

5. Определить замысел, основную идею проекта, например: а)повысить уровень усвоения знаний; б)ввести элементы развивающего обучения; в)усилить мотивацию учения; г)повысить уровень самостоятельности учащихся; д)усилить воспитательную направленность обучения; е)обеспечить политехническую направленность обучения и др.

6. С учетом замысла уточнить цели урока.

7. Определить стратегию проекта, основные педагогические идеи, теории, положения, которые будут положены в основу проектируемого урока: системно-деятельностный подход в обучении и воспитании; личностно-ориентированные технологии обучения; развивающее обучение; оптимизация процесса обучения; теория мотивации учения; теория усвоения знаний; психолого-физиологические основы формирования производственных умений и навыков; теория формирования технического мышления и др.

8. Ознакомиться по соответствующему источнику и записать основные положения выбранной идеи, теории.

9. Сформулировать рабочую гипотезу проекта, например, «Уровень усвоения знаний учащихся может быть повышен, если на уроке будут использованы…», «Развитию технического мышления учащихся на уроке будут способствовать…» и др.

10. На основе выявленных теоретических положений и традиционной методики проведения урока разработать модель проектируемого урока (табл. 22). Показать, как реализуются в модели основные положения гипотезы (стратегия проектирования)

Таблица 22.

Модель проектируемого урока

 

Структурный элемент урока Краткое содержание учебного материала   Деятельность преподавателя (мастера).   Деятельность уч-ся   Реализуемые положения гипотезы (стратегия проекта)
1. Орг. часть и т.д.        
         

11. Разработать конструкт проекта (план - конспект урока) с внесенными в него в ходе проектирования элементами.

12. Защитить свой проект урока. Сделать краткое сообщение по всем пунктам задания (5-7 минут)

Литература: 2, 4, 13, 14, 16, 21

 

Список литературы

1. Батышев С.Я. Производственная педагогика.- М.: Машиностроение, 1984, -572 с.

2. Безрукова В.С. Педагогика. Екатеринбург: изд-во «Деловая книга», 1999.- 119 с.

3. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М.: изд-во ИРПО, 1995.- 336 с.

4. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.- 192 с.

5. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих. - М.: Экономика, 1989.

6. Ерецкий М.И., Полисар Э.П. Разработка и применение тестов успешности усвоения. Пособие для самостоятельной подготовки методистов и преподавателей профессиональных учебных заведений. – М., 1996.

7. Жиделев М.А. Современные методы обучения –М.: Высш.шк., 1985.

8. Кравцов Н.И. Содержание методической работы в системе ПТО - М.: Высш. шк., 1977. - 268 с.

9. Кукушин В.С. Дидактика (теория обучения): Учебное пособие.- М.: ИКЦ «Мир Т», Ростов – н/Д: Изд.центр «Мир Т», 2003.-368с.

10. Лейбович А.Н. Структура и содержание государственного стандарта профессионального образования. – М.: изд-во ИРПО, 1996.

11. Махмутов М.И., Шакирзянов А.З. Учебный процесс с использованием межпредметных связей в средних ПТУ.- М.: Высш.шк; 1985.

12. Основные требования к разработке частных методик по теоретическому и производственному обучению. -М.: ВНМЦПТО, 1981.-112 с.

13. Педагогические основы проектирования образовательных систем нового вида: Монография / Под редакцией д-ра пед. наук, проф. А. П. Тряпициной. - СП.: Образование, 1995.-171 с.

14. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе. Практико-ориентированная монография / Под ред. Т. И. Шамовой и П. И. Третьякова. - ИПП «Тюмень», Москва-Тюмень, 1994.-289 с.

15. Принципы разработки учебно-программной документации для подготовки квалифицированных рабочих в учебных заведениях профтехобразования / Под ред. А.П. Беляевой. - М.: Высш. шк., 1983. - 263 с.

16. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям.- М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997.- 512 с.

17. Профессиональное образование, №3 - 2003 г.

18. Профессиональное образование, №7 - 2004 г.

19. Скакун В.А. Введение в профессию мастера производственного обучения. Методическое пособие. - М.: Изд. ВНМЦентр, 1985. – 295 с.

20. Скакун В.А. Преподавание общетехнических и специальных предметов в средних ПТУ: Метод. пособие.- М.: Высш. шк., 1987 - 272 с.

21. Скакун В.А. Преподавание курса «Организация и методика производственного обучения»: Метод. пособие. - М.: Высш. шк., 1990. – 254 с.

22. Тукмачева Л.Н., Трепачко Н.В. Организация производственного обучения в профлицее.- М.: Изд. Центр АПО, 2000.-61 с.

23. Чебышева В.В. Психология трудового обучения. М., 1983.

24. Шалунова М.Г, Эрганова Н.Е. Практикум по методике профессионального обучения: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос.проф.-пед. ун-та, 1995.

25. Эрганова Н.Е. Методика профессионального обучения: Учеб. пособие. 3-е изд., испр. и доп. – Екатеринбург: Изд-во Рос.гос. проф.-пед. ун-та, 2003.-150 с.

 

Оглавление

 

Введение......................................................................................................................................... 3

Практическая работа 1. Изучение учебно-программной документации

профессионального училища (лицея)................................................................................… 3

Практическая работа 2. Целеобразование на уроках профессионального

обучения....................................................................................................................................…. 14

Практическая работа 3. Методический анализ учебного материала................................... 18

Практическая работа 4. Моделирование и конструирование форм

предъявления учебной информации....................................................................................... 22

Практическая работа 5. Конструирование методов обучения по предметам

профессиональной подготовки................................................................................................... 29

Практическая работа 6. Планирование системы уроков теоретического обучения.......... 34

Практическая работа 7. Разработка плана и плана-конспекта урока

теоретического обучения............................................................................................................ 38

Практическая работа 8. Подбор учебно-производственных работ..................................... 44

Практическая работа 9.. Перспективно-тематический план

производственного обучения...................................................................................................... 46

Практическая работа 10. Составление плана производственного обучения на месяц........50

Практическая работа 11. Разработка содержания вводного инструктажа по

выполнению трудовых приемов................................................................................................. 54

Практическая работа 12. Разработка плана-конспекта урока производственного

обучения при выполнении операций........................................................................................ 58

Практическая работа 13. Разработка плана-конспекта урока производственного

обучения при выполнении комплексных работ......................................................................... 61

Практическая работа 14. Оценка качества обучения в профессиональных

учебных заведениях...................................................................................................................... 64

Практическая работа 15. Проектирование урока профессионального обучения..................74

Список литературы..................................................................................................................... 78

Оглавление.......................................................................................................................................80

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.