Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подбор учебно-производственных работ.






Ц е л ь: научиться обоснованно подбирать учебно-производственные работы (изделия) для изготовления в учебно-производственных мастерских

 

Теоретические сведения

Подбор учебно-производственных работ - один из сложнейших элементов планирования производственного обучения. При этом необходимо исходить как из педагогических принципов рационального подбора работ, так и из реальных возможностей училища.

Общедидактическими требованиями к под­бору учебно-произ­водственных работ являются: соответствие учебной программе, по­сильность, постепенное усложнение, раз­нообразие, типичность для профессии. При подборе учебно-произ­водственных работ для изучения операций, необходимо, чтобы изучаемая операция была преобладающей. Выбор изделий зависит также от основной продукции училища, характера заказов базового предприятия и др.

Кроме дидактических ориентиров к подбору учебно-производственных работ необходимо также учитывать учебно-технические и учебно-техно­логические требования.

Учебно-технические требования - это характеристика учеб­но-производственных работ с точки зре­ния требований к их ма­териалу, конфигурации, характеру заготовок, размерам, весу и т. п.

Учебно-технологические требования отражают включаемые приемы и операции, точность, качество обработки, соосность, взаиморасположение деталей сложного изделия, соответствие нормативным пара­метрам и т. п.

Учебно-технические требования актуальны прежде всего при подборе учебно-производственных ра­бот для изучения опе­раций; учебно-технологические - для работ комплексного ха­рактера, а также для работ по обслуживанию машин, механиз­мов, агрегатов и т. д.

Таким образом, процесс подбора учебно-производственных работ можно представить в виде схемы (рис. 9)

 

Программа

производственного

обучения Учебно-технические Подбор учебно-

и учебно-технологические производствен­ных

требования работ

Общедидактические

требования к подбору

учебно-производственных

работ

Рис.9

Для ориентировки приведем примеры указанных выше требований для профессии «сле­сарь-ремонтник».

Учебно-технические требования к учебно-производственным работам для изучения темы «Опилива­ние»:

- размеры плоских широких поверхностей - не свыше 100Х150 мм: размер узких плоских поверхно­стей - (5-15)Х150 мм; радиус кривизны вы­пуклых поверхностей - не менее 3 мм; радиус кривизны во­гнутых поверхностей - не менее 10 мм; точность обработки ±0, 1 мм; шероховатость обработанных по­верхностей;

- РZ 80мкм; припуск на обработку - не более 1-1, 5 мм на сторону.

Учебно-технологические требования к учебно-производствен­ным работам по теме «Выполнение сле­сарных работ 2-го раз­ряда»:

- как правило, многодетальные, требующие точной при­гонки и сборки непод­вижных и подвижных соединений; конфи­гурация средней сложности с преобладанием взаимосвязанных деталей призматической и криволинейной формы;

- точность со­блюдения размеров до ±0, 05 мм; пара­метр шероховатости по­верхностей до РZ 20-10 мкм; характер заготовки - штампов­ка.

Учебно-технические и технологические требования к сложной продукции, являются ос­новными средством повы­шения качества производственного обучения и развития произ­водственной дея­тельности училищ. Специфическими требованиями к такой продукции являются: комплексность, разноматериальность, разносложность, товарность, технологичность, безопас­ность.

Практические задания

1. По учебной программе производственного обучения рабочих в УНПО (профессии: токарь, слесарь и др.) выбрать конкретную тему.

2. На основании содержания учебной программы, тарифно-квалификационного справочника, комплекта рабочих чертежей, схем, описаний, и т.д. подобрать типичные, наиболее характерные для выбранной темы учебно-производственные работы (изделия).

3. Изучить общедидактические, учебно-технические, учебно-технологические требования к изделиям. Результаты занести в таблицу (табл. 12).

 

Таблица 12

Требования к учебно-производственным работам

 

№ и наименование темы учебной программы Учебно-технические Требования Учебно-технологические требования Примерные типичные объекты учебно-производственных работ
       

 

4. Выполнить в тетради чертеж одного из изделий. Обосновать выбор данного изделия на основании указанных выше требований.

 

Литература: 5, 16, 19, 21, 22

 

Практическая работа 9

 

Перспективно-тематический план производственного обучения

Ц е л ь: научиться составлять перспективно-тематический план производственного обучения в учреждениях начального профессионального образования.

 

Теоретические сведения

Все приведенные выше рекомендации по разработке ПТП преподавателем теоретического обучения в УНПО в полной мере применимы и к мастеру производственного обучения. Однако специфика занятий в учебно-производственных мастерских вносит некоторые особенности в разработку ПТП (табл. 13).

В программе производственного обучения можно выделить так называемые общие темы, например, при подготовке слесарей-ремонтников: «Рубка, правка и гибка», «Опиливание», которые включают несколько 6-ти часовых занятий и темы конкретных уроков (графы 1, 3).

Цели и содержание учебного материала (виды выполняемых работ) на уроках производственного обучения вытекают из темы занятия и учебной программы. Поэтому, они в ПТП обычно не указываются, так как по любой теме предполагается формирование соответствующих производственных навыков и умений.

В ПТП необходимо наметить учебно-производственные работы (графа 4). Основными требованиями к подбору УПР являются: соответствие программному материалу; посильность и доступность для учащихся; безопасность технологических процессов; возможность изготовления в учебно-производственных мастерских УНПО; экономическая целесообразность и др.

Важно предусмотреть типовые ошибки учащихся при выполнении приемов работы и операций, установить их причины, продумать способы устранения (графа 9).

Необходимо указать технико-технологическую документацию для занятий: чертежи, инструкционные и технологические карты, справочные таблицы и т.д. (графа 5).

Предусматриваемые в плане домашние задания могут быть весьма разнообразны: анализ и составление технологии по обработке деталей согласно чертежам, выполнение эскизов приспособлений, описание инструментов, изучение технической литературы и др.

Разрабатывая ПТП, мастер должен предусмотреть время на изучение передового опыта, изготовление необходимой оснастки, приспособлений для использования их на уроке.

Практические задания

Разработать ПТП по одной или нескольким темам производственного обучения.

С этой целью:

1) по учебной программе производственного обучения учащихся по одной из профессий: «токарь», «слесарь- ремонтник» и др. выбрать тему (темы), по которой будет разрабатываться ПТП (объем - не менее 30 часов);

2) в соответствии с методическими указаниями разработать ПТП по форме, представленной в таблице13;

3) защитить разработанный вариант ПТП производственного обучения

 


Таблица 13

Фрагмент

перспективно-тематического плана по производственному обучению

Профессия: слесарь-ремонтник

Срок обучения: 3 года

Количество часов: (1 полугодие) 162 часа

№ и наименование общей темы, (кол-во часов)   № занятия по теме и (кол-во час.)     Тема урока Учебно-производственные работы (УПР) Материально-техническое и дидактическое оснащение урока   Межпредметные связи   Передовые методы труда Типичные ошибки     Домашнее задание
                 
1.Вводное занятие (3ч.) 2.Безопасность труда в учебных мастерских (3ч.) 3.Экскурсия на предприятие (6ч.) 4. Разметка (6ч.)     5.Рубка, правка, гибка (18ч.)     6. И т.д.   1 (3ч.)     1 (3ч.)     1 (6ч.)     1 (6ч.)   1 (6ч.)   2 (6ч.)   3 (6ч.) Знакомство с мастерской, рабочим местом Общие правила ТБ в учебных мастерских и на рабочем месте   Знакомство с историей ОАО «Северсталь» и РМЦ Плоскостная разметка     Рубка   Правка   Гибка   Заготовки рыхлителя и грабель: пластины, трубы - «- «-   «- «-   - «- «-   Стенды, образцы изделий, вёёерстак, инструменты Плакаты по безопасности, защитные устройства средства пожаротушения     Экспонаты музея ОАО «Северсталь», оборудование РМЦ Инструменты для разметки: чертилка, кернер, шаблон. Заточной станок Сборочные чертежи. Слесарный верстак, тиски, молоток, зубило, крейцмейсель. Инструкционная карта. Слесарный верстак, молоток, приспособления для правки: правильная плита, призмы. Слесарные тиски, приспособления для гибки: плита, оправки, уголки   Техн. черчение: пользование чертежным инструментом   Спецтехнология: основные сведения о размерной обработке деталей - «- «-   - «- «-   Рубка электрифицированным инструментом   Правка с помощью ручного пресса   Гибка с помощью ручного пресса   Риска проводится не один раз   Малый припуск на рубку   Неверный выбор вида и силы ударов Несоответствие загибов разметке   Запись в дневнике     Отчет об экскурсии   Конспекты занятий по спецтехнологии: «Разметка» Учебник «Основы слесарного дела»   - «- «-   - «- «-    

Литература: 5, 15, 19, 21, 22

 

Практическая работа 10

Составление плана производственного обучения на месяц

Ц е л ь: научиться составлять план производственного обучения в учреждениях начального профессионального образования.

 

Теоретические сведения

Мастер производственного обучения с целью нормирования труда учащихся разрабатывает план производственного обучения группы на месяц. Фрагмент такого плана представлен в таблице 14.

План устанавливает нормы и содержание производственной деятельности учащихся в учебно-производственных мастерских на основе учебной программы и перечня учебно-производственных работ.

При составлении плана производственного обучения группы исходят из общего фонда учебного времени (Тфув) и времени на производственную деятельность группы (Тпд), которые подсчитываются по следующим формулам:

Тфув = Тпр · n;

Т пд = (Тпр – Ти – Ту) · n;

 

где: Тпр – общее количество времени на производственное обучение за данный период времени в соответствии с учебной программой (графа 2);

Ти – время, необходимое для проведения вводных и заключительных инструктажей (графа 4) - принимается 1 час на 6-ти часовое занятие;

Ту – время на выполнение упражнений (графа 5) - устанавливается опытным путем и на основании учебной программы;

n – количество учащихся в группе.

При составлении плана производственного обучения необходимо также определить ученическую норму времени на единицу работ (графа 11). Она определяется по формуле:

 

Туч = (Тшт + Тпз / z) · К;

 

где: Тшт – норма штучного времени или рабочая норма времени принятая на базовом предприятии (графа 10);

Тпз – подготовительно- заключительное время, затрачиваемое в начале и в конце работы;

Z – количество деталей (изделий) в партии, изготовленных одним учащимся;

К – переводной коэффициент (смотри таблицу переводных коэффициентов).

Плановое число ученических часов на выполнение задания (графа 12) рассчитывается по формуле:

Тпл = Туч · N;

 

где: N – количество работ (деталей, изделий), выполненных всеми учащимися (графа 9).

В соответствии с приведенными выше расчетами в форму плана производственного обучения (Таблица 10) для примера внесены данные по специальности «слесарь ремонтник», 1 курс, 2 разряд, тема «Опиливание». По программе занятия производственного обучения на 1 курсе проводятся 2 раза в неделю по 6 часов. Поэтому в план на месяц включены 8 занятий (48 час.) Тпз – условно взято для всех УПР равное 0, 25% от соответствующего Тшт, переводной коэффициент К = 2, 5.

 


 

 

Таблица 14

План производственного обучения на месяц ______________ _______г.

Утверждаю: зам.дир. по УПР _______________

«_____»________________200__г.

ПУ № ___г. _____________

Фонд времени на производственную деятельность: 480 час. Общий фонд времени: 960 час.

Переводной коэффициент: 2, 5

Фонд времени на производственную деятельность в рабочих норм. часах: 152 час.

 

ПЛАН

производственного обучения группы № ________________ на ____________ м-ц 20___/____ учебного года

специальность: слесарь-ремонтник мастер группы _____________________ число учащихся в группе 20

 

  № и наименование тем Число часов   Наименование работ   Разряд работ   Кол. работ Норма времени Плановое число учен. час на выполн. задания Приемка ОТК Сдано годн. изделий в ученических часах
На тему по программе в том числе на произв. Деятельность в том числе на инструктаж по теме в том числе на упражнения по теме на произв. деятельность на всю группу рабочая ученическая принято годных брак оценка работы, подпись и штамп ОТК
                               
  Опиливание                     Молоток с квадратным бойком   Угольники ножовочного станка Плоскогубцы                           1, 5     2, 6     6, 3     4, 7     8, 3           Всего: 480 час               -     -     -             Всего: 489 час  

 

См. мастер _________________________ Инженер по производству ______________________

 


Рекомендуется общее количество часов на группу определять в зависимости от трудоемкости учебно-производственных работ: учебно-производственные работы с ученической нормой 8-10 часов и более планируются из расчета 1-2 шт. на каждого учащегося, с нормой времени до 2 часов – соответственно - не менее 10-15 шт. на ученика.

Общее количество работ на группу в ученических нормо-часах (графа 12) должно быть равно общему фонду времени на производственную деятельность (графа 6), т.е. план составляется из расчета 100% выполнения заданий каждым учащимся. Потери учебного времени связанные с возможными болезнью или пропусками занятий учащимися не учитываются.

Опыт мастера при планировании заключается в том, чтобы подобрать УПР с учетом их сложности (норма времени) и количества (фонд времени на производственную деятельность). Поэтому часто при окончательном планировании УПР их количество на одного учащегося может либо уменьшаться, либо увеличиваться. Т.е имеет место «подгонка» под нормативы.

После выполнения плана производственного обучения на месяц мастером составляется отчет, в котором указывается:

- выполнение учебного плана в часах и процентах;

- какие темы не занимавшихся учащихся в группе и успеваемость в %;

- выполнение норм учащимися группы;

- выполнение производственного плана в часах и в %.

Кроме того, в отчете указываются: замечание по организации обучения, материальному обеспечению рабочих мест учащихся, состояния оборудования и др.; фамилии учащихся перевыполнивших и недовыполнивших установленные нормы;

Так по табличным данным можно рассчитать процент выполнения плана по теме «Опиливание»:

∑ Туч / ∑ Тпл · 100%;

 

где ∑ Туч - суммарное время в ученических нормо-часах подсчитанное по сданным годным работам (графа 16);

∑ Тпл – суммарное плановое число ученических часов на выполнение задания (графа 12)

В нашем случае процент выполнения плана по операции «опиливание» составит примерно 101, 9 %. Перевыполнение плана связано с тем, что угольников ножовочного станка было изготовлено на 2 штуки больше нормы.

Аналогично можно подсчитать процент выполнения плана учебно-производственной деятельности группы за весь месяц, полугодие, учебный год.

Практические задания

1. Разработать план производственного обучению (профессии: слесарь-ремотник, станочник и др.) на один месяц

С этой целью:

1) выбрать профессию, квалификацию, период профессионального обучения (1, 2 и т.д. полугодие) и по учебной программе определить темы производственного обучения, которые будут изучаться в течение одного месяца;

2) пользуясь учебной программой производственного обучения, методическими указаниями разработать план производственного обучения на один месяц по форме, представленной в таблице 3.

Для расчетов принимаем:

а) Ти – 1 час в день;

б) Ту – с учетом учебных программ;

в) разряд работ – в соответствии со сложностью - (2-3);

г) Тпз – по справочнику;

д) К – из таблицы;

е) графы 13, 14 - заполняются произвольно.

2. Рассчитать процент выполнения плана производственного обучения за

месяц.

3. Защитить разработанный вариант ПТП производственного обучения.

 

Литература: 5, 15, 19, 21

 

Практическая работа 11






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.