Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Трудовых приемов






 

Ц е л ь: научиться определять содержание вводного инструктажа с учетом психолого-фи­зиологиче­ских факторов формирования производственных умений и навыков

 

Теоретические сведения

 

Мастер производственного обучения должен знать и уметь использовать в своей работе психолого-физиологические особенности формирования производственных умений и навыков.

Производственные умения и навыки - это качественные характеристики выполнения дей­ствия. Прежде чем практически выпол­нить любое трудовое действие, чело­век осуществляет его мысленно, поэтому и формирова­ние умения начинается с усвоения знаний о способе и последовательности выполнения дей­ствия (рабочая стойка, хватка инструмента, характер рабочих движений, распределение усилий, условия безопасной работы), рабочем инструменте, материале и др. Из системы указанных знаний создается представление о содержа­нии и способе вы­полнения: трудового действия - так называемый образ действия, ориентируясь на кото­рый учащийся будет выполнять практичес­кие действия. Это придает образу действия одно из решающих значений в формировании умений. От его полноты и точности во многом завис эффективность практического выполнения действия, а следовательно фор­мирование умения. Мастер формирует у учащихся образ действия с помощью методов беседы, расс­каза, объ­яснения и показа.

Практика показывает, что создать полный образ действия не удается потому, что не все подда­ется объяснению и показу. Внутреннюю картину выполнения действия учитель не в состоя­нии ни по­казать, ни объяснить. Например, прикладываемые к рабочему инстру­менту усилия меньше всего удается проиллюстрировать, хотя они и являются основными. В каждый момент времени, в каж­дой точке траектории они меняются и зависят от усло­вий протекания движения. Следовательно, образ действия, формирующийся с помощью объяснения и показа, не может быть полным и точным, а поэтому и трудовое действие, также не может быть точ­ным. Этим и объ­ясняется необходимос­ть применения тренажеров, выполнения длительных упражнений по отра­ботке действия.

Усложняют управление движениями рабочих органов и инструмента и такие факторы, как их инертность, сила тяжести, реактивные силы (сила отдачи), сопротивление обраба­тываемого материала и другие факторы. Эти факторы сбивают движение с запланиро­ван­ного пути и поэтому получили название - сбивающих факторов.

Незнание учителем психолого-педагогических основ формирования трудового дейст­вия приво­дит к тому, что обучающее влияние преподавателя на учащихся ограничивается рассказом и по­казом, направленным на создание образа действия. Сразу после рассказа и показа учащиеся при­ступают к изготовлению изделия, тогда как для за­вершения процесса формирования необходимо пройти еще второй этап обуче­ния - нау­читься противодействовать сбивающим факторам: быстро и точно обнаруживать ошибки в трудовых действиях и своевременно исправлять их. Этот этап по­лучил название корре­гирования трудовых действий

Коррегирова­ние – сли­чение (сопоставление) результата действия с замыслом, представленном в виде образа действия. Только путем сличе­ния можно обнаружить отклонения (ошибки), воз­никающие в процессе вы­полнения трудового действия. Как показывает практика, сличе­ние вызы­вает у учащихся значи­тельные трудности. Они связаны с тем, что каждое тру­довое действие характеризуется не одним, а многими параметрами: усилием, скоростью, точностью и др. Осуществлять контроль одновремен­но за всеми параметрами ученик, как правило, не в состоянии. Обучить уча­щих­ся умению выделять из всего разнообразия параметров ведущий параметр - первооче­редная задача учителя. Ведущий параметр слежения должен быть максимально доступным для наблюдения отклонений. Как правило, это пространственные параметры: горизонтальное, вертикальное направления и др. Например, демонстрируя прием опиливания плоской поверхности, мастер говорит о необходимости движения напильника в горизонтальной плоскости. Существенное отста­вание исправления отклонений от их обнаружения вынуждает прибегать к так называе­мой антиципации, т.е. к опережению исправления отклонений путем заблаговременного противодействия им. С этой целью мастер предупреждает учащихся заблаговременно о возможных ошибках и способах их предупреждения.

Значительное влияние на овладение трудовыми умениями и навыками оказывают ра­нее усво­енные трудовые действия, эти действия могут ускорять или задерживать усвое­ние нового умения и переход его в навык. Положительное влияние приобретенного опыта (усвоенных действий) на овладение новыми умениями принято называть перено­сом, а отрицательное - интерференцией. Перенос возникает, когда в ранее усвоенных действи­ях и тех действиях, которые усваиваются, есть сходные элементы или общие приемы выполнения действий. Усвоив резание металла ножов­кой, учащиеся легче и бы­стрее овладевают опиливанием металла напильником. Объясняется это тем, что рабочая поза, хватка инструмента, возвратно-поступательное движение, входят состав­ными эле­ментами и в опиливание. Наличие переноса в усвоении трудовых действий вызывает не­обходимость располагать их при организации учебного процесса в такой последова­тель­ности, чтобы усваиваемые действия опирались на ранее приобретенные.

Успех в усвоении трудовых действии в значительной мере зависит от возрастных осо­бенностей учащихся. В подростковом возрасте проис­ходит наиболее интенсивное физиче­ское и психическое развитие школь­ников. Развитие костной системы происходит быстрее мышечной. Отстает и сер­дечно-сосудистая система, что и приводит относительно быст­рому утомлению подростков.

Наблюдается также усиление деятельности щитовидной железы, в связи с чем повы­шается воз­будимость и раздражительность. Чтобы уменьшить отрицательное влияние этих особенностей, нудно всемерно стремиться обеспечить хотя бы небольшой успех уча­щихся в деятельности.

Кроме того, в подростковом возрасте проявляется потребность у учащихся в осознании практи­ческих знаний и действий. Возникают вопросы типа «Почему данный трудовой прием или операцию необходимо выполнять именно так как показывает мастер?» Появляется стремление к независимости, самоутверждению.

В процессе длительных и систематических упражнений умения совершенствуются и переходят в навыки. При этом ослабляется напряженность, устраняются скованность и лишние движения, зрительный контроль заменяется кинестетическим (двигательным) контролем, повышается координация движений, возрастает меткость, ловкость, точность, появляется легкость и изящество, происходит совмещение движений.

 

Практические задания

1. Из перспективно-тематического плана выбрать тему операционного занятия производственного обучения.

2. По соответствующему учебнику (учебному пособию) изучить содержание изучаемой операции.

3. Заполнить таблицу 15, раскрывающую психолого-физиологические факторы формирования производственных умений и навыков.

 

Таблица 15

Содержание вводного инструктажа

 

Тема занятия____________________________________________________

Цель вводного инструктажа_______________________________________

Материально-техническое

оснащение вводного инструктажа __________________________________

Дидактическое обеспечение

вводного инструктажа____________________________________________

 

Психолого-физиологические факторы Содержание вводного инструктажа (в соответствии с каждым фактором)
1. Образ действия (приемы работы) 2. Факторы слежения 3. Сбивающие факторы 4. Антиципация 5. Перенос, интерференция (если есть?) 6. Физиологические факторы 7. Критерии сформированности умений (навыков) 8. Коррекция    

Литература: 16, 19, 21, 23

 

Практическая работа 12

Разработка плана - конспекта урока производственного обучения






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.