Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профессиональной подготовки.






Ц е л ь: изучить сущность, классификации и характеристики методов профессионального обучения; сформировать умения конструирования методов обучения для решения конкретных дидактических задач.

 

Теоретические сведения

Методы обучения являются одной из категорий дидактики. Если содержание обучения отвечает на вопрос - «ЧЕМУ УЧИТЬ?», то методы - на вопрос «КАК УЧИТЬ?».

Так как одно и тоже содержание может передаваться учащимся и изучаться ими по- разному, т.е. разными методами, то естественно, что и результаты обучения будут неодинаковыми. С помощью одних методов можно добиться только образовательных целей (усвоение фактов, понятий), посредством других - учащиеся овладеют (в процессе усвоения понятий) и способами умственной деятельности. Совокупность различных методов в процессе обучения (система методов) позволяет решать в комплексе образовательные, развивающие и воспитательные задачи.

Кратко остановимся на некоторых подходах к определению сущности методов обучения.

Так М.А. Данилов и В.П. Есипов определяют методы обучения как способы работы учителя и руководимых им учащихся, с помощью которых достигается усвоение последними знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения и развитие познавательных сил.

Н.Я. Лернер и М.Н. Скаткин определяют методы как способы организации познавательной деятельности учащихся, обеспечивающих овладение знаниями, методами познания и практической деятельности, а также воспитание в процессе обучения.

С.Г. Шаповаленко толкует это понятие как тесное единство методов преподавания и учения, т.е. упорядоченную систему действий преподавателя, состоящую в передаче учащимся общественного трудового опыта человечества, обобщенного наукой и соответствующую систему действий учеников, направленную на овладение этим опытом.

Ю.К. Бабанский и М.М. Левина полагают, что методы обучения - это способы совместной деятельности учителя и учащихся, обеспечивающие решение задач обучения и воспитания учащихся.

М.И. Махмутов и А.З. Шакирзянов определяют метод обучения как систему регулятивных принципов и правил целесообразного взаимодействия обучающего и учащихся, выбора применения приемов и способов решения определенного круга дидактических и воспитательных задач.

В.П. Беспалько рассматривает метод обучения как компонент алгоритма функционирования и трактует его как способ представления (подачи) информации.

Наличие разных точек зрения на проблему классификации методов отражает естественный процесс дифференциации и интеграции знаний о них. «Метод обучения»- понятие многоаспектное.

Известны различные классификации методов обучения: по источнику знаний, форме передачи информации; по степени активности познавательной деятельности учащихся; по способам организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся и др. Наличие различных классификаций не означает противопоставления методов обучения друг другу и не является основанием для предпочтительного применения какого-либо из них. Методы, обладая свойством взаимопроникновения, характеризуют с разных сторон процесс взаимодействия педагогов учащихся. И когда говорят о применении в данный момент определенного метода, то это означает, что он доминирует на данном этапе, внося больший вклад в решение основной дидактической задачи.

На занятиях профессионального обучения педагог, как правило, использует несколько взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга методов, которые в данном случае образуют систему методов обучения. Системообразующим фактором данной системы методов может быт, например, образовательная цель урока. Компонентами системы являются сами методы или группы методов обучения. Конструирование системы методов обучения означает построение ее элементов (методов) в определенной последовательности: в соответствие с этапами усвоения знаний, механизмом формированием профессиональных умений, навыков и т.п.

В таблице 5 приведены некоторые классификации и системы методов обучения, показана их связь с системами обучения.

 

 

Таблица 5

Классификации методов обучения

 

Признаки классификации Система обучения Система методов
Источник знаний, форма подачи информации (С.Г. Шаповаленко, Е.И. Перовский, Г.Я. Голант) Традиционная   Словесные Наглядные Практические
Активизация и развитие познавательной самостоятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин) Развивающее обучение Объяснительно- иллюстративный (информационно-репродуктивный); репродуктивный; проблемное изложение; частично-поисковый (или эвристический); исследовательский.
Способы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (Ю.К. Бабанский). Оптимизация обучения. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: Методы контроля и самоконтроля
Бинарный подход. Методам преподавания соответствуют методы учения. (М.И. Махмутов).   Проблемное обучение. Информационно-сообщающий и исполнительский. Объяснительно-иллюстративный и репродуктивный. Инструктивно-практический и продуктивно-практический. Стимулирующий и частично-поисковый. Побуждающий и исследовательский (поисковый).

 

В реальном учебном процессе важным является не сама проблема классификации методов, а глубокое знание преподавателям (мастером производственного обучения) их дидактической сущности, условий эффективного применения, владения умениями пользоваться ими для руководства познавательной и учебно-производственной деятельностью учащихся. В таблице 6 приведены характерные особенности методов, применяемых в профессиональном обучении.

Таблица 6

 

Методы, применяемые в профессиональном обучении.

 

 

Группа методов обучения Методы Характерные особенности
Словесные методы   Устное изложение     Беседа. Эвристическая беседа. Работа учащихся с книгой, учебным пособием.   Инструктаж.     Изложение учебного материала в повествовательной форме с подробными пояснениями сопоставлениями, обоснованиями и выводами. Вопросно-ответный метод организации и руководства учебно-познавательной деятельности учащихся. Беглое чтение, конспектирование, выделение главного, составление плана прочитанного, ответы на контрольные вопросы, выполнение заданий. Указания о практическом выполнении задания и для предостережения учащихся о возможных ошибках и неточностях в работе, последствия которых носят негативный характер.    
Наглядные методы Демонстрация объектов и процессов Натуральные объекты: инструменты, приборы, детали, узлы оборудования, действующее оборудование, образцы материалов, изделий и т. п. Изобразительные пособия: плакаты, модели, макеты, схемы и т. п. Экранные и экранно-звуковые средства: кино-видеофильмы, слайды, кодопроекции, мультимедиа и др.
Практические методы Упражнения: репродуктивные; творческие; поисковые; диагностические. Лабораторно-практические работы. Формируют умения практического использования полученных знаний, а также способствуют эффективному закреплению и совершенствованию знаний и умений.   Служат одним из средств связи теории и практики. Способствуют закреплению и совершенствованию знаний и формированию исследовательских профессиональных умений.
«Активные» методы обучения. Дидактические игры.   Деловые игры.   Ролевые и управленческие игры.   Семинарские занятия.     Практикум.     Показ приемов трудовых действий. Упражнения: по дидактической цели; по содержанию.   Упражнения на тренажерах.   Решение производственно-технических задач.   Решение производственных ситуаций. Средство активизации учебного процесса, обладающее сильным мотивирующим воздействием. Формирование и отработка конкретных умений действовать в четко определенных ситуациях. Характеризуются значительным эмоциональным воздействием, способствуют формированию и развитию умений общения, норм поведения. Три этапа проведения: лекция по теме семинара; самостоятельная домашняя работа учащихся по подготовке семинара, собственно семинар. Практическое изучение устройства и принципа работы, наладки, настройки, регулировки оборудования; приобретение навыков. Создание в сознании учащихся точного и четкого значительного образа трудовых действий. Формирование профессиональных умений и навыков. Представляют собой многократное повторение определенных действий (трудовых приемов, операций, технологических и трудовых процессов). Отработка трудовых умений и навыков в условиях, приближенных к реальной производственной обстановке или имитированной. Формирование умения выполнять расчеты режимов обработки, наладки, регулирования; разрабатывать кинематические и принципиальные схемы, технологические процессы. Формирование умений по диагностике оборудования, агрегатов, установлению причинно-следственных связей.
Самостоятельные наблюдения учащихся. Наблюдения за действиями высококвалифицированного работника. Наблюдение за технологическим процессом. Наблюдение аппаратурных процессов. Выполнение действий в качестве «дублера». Применяются в производственном обучении на предприятиях со сложным оборудованием, условиями труда и аппаратурными процессами. Требуют специальной подготовки мастера производственного обучения к проведению наблюдений учащимся.
Письменное инструктирование. Инструкционные карты. Технологические (инструкционно-технологические) карты. Учебные алгоритмы. При освоении и формировании первоначальных трудовых умений в выполнении операций. При выполнении учебно-производственных работ комплексного характера.   Формирование умений и навыков обслуживания, наладки, регулировка и диагностики оборудования и действий в штатных ситуациях.

 

Важным условием конструирования системы методов обучения для конкретного урока являются критерии их выбора (табл. 7)

Таблица 7

Критерии выбора методов обучения

 

Критерии выбора методов:
Соответствие дидактическим принципам.
Соответствие целям и задачам обучения, развития, воспитания.
Соответствие специфике содержания обучения.
Соответствие форме организации учебного процесса.
Учет логики процесса учебного познания.
Разнообразие.
Учет реальных учебных возможностей учащихся.
Учет собственного педагогического мастерства.

Эффективность выбора методов обучения.

Практические задания

1. Дайте характеристику следующим методам:

- теоретического обучения: объяснение нового материала, рассказ, беседа; демонстрация, лабораторная работа, деловая игра, решение задач, работа с учебником, наблюдение.

- производственного обучения: объяснение приемов работы, показ, упражнение, практическая работа.

 

Результаты оформить в виде таблицы 8.

Таблица 8

Характеристика методов обучения

Наименование метода Группа методов Основные признаки метода обучения Условия применения.
       

 

2. Заполнить таблицу 9. Для этого:

1) выбрать предмет из любого цикла профессиональной подготовки по рабочей профессии;

2) подобрать соответствующие методам преподавания, указанным в таблице, возможные виды деятельности учащихся на уроке.

Таблица 9

Методы преподавания и учения на занятии теоретического обучения

по предмету __________________________

 

Методы преподавания Виды деятельности учащихся (методы учения)
1. Рассказ 2. Беседа. 3. 3. Объяснение репродуктивного характера 4. Объяснение с использованием проблемных ситуаций. 5. 5. Демонстрация наглядного пособия. 6. Решение задач 7. Постановка эксперимента. 8. 8. Письменное инструктирование.  

 

3. Сконструировать систему методов профессионального обучения для формирования у учащихся:

1) научных понятий;

2) умений применять полученные знания на практике;

3) производственных умений и навыков;

4) технического мышления;

5) исследовательских умений

 

Литература: 7, 9, 10, 16, 17, 18

 

 

Практическая работа 6

Планирование системы уроков теоретического обучения

Ц е л ь: научиться составлять перспективно-тематический план по предмету теоретического обучения в учреждениях начального профессионального образования.

 

Теоретические сведения

На этапе перспективной подготовки к занятиям по какому-либо предмету, преподаватель предварительно продумывает организацию и основные вопросы методики изучения учебного материала каждой темы учебной программы. С этой целью разрабатывается перспективно-тематические планы (ПТП).

ПТП представляет собой систему уроков по теме, которая обеспечивает развитие процесса обучения в пределах темы, рациональное соче­тание учебно-познавательной деятельности учащихся по восприятию учебного материала, его осмыслива­нию, закреплению, применению, обобщению и систематизации. Элементами указанной педагогической системы являются отдельные взаимосвязанные между собой уроки. Системообразующим фактором ПТП выступает цель педагогического процесса - усвоение учебного материала темы. Управление педагогическим процессом осуществляется педагогом, средствами обучения.

Обязательной формы перспективно-тематического планирования нет. Ниже приведена примерная форма ПТП по специальным и общетехническим предметам (табл.10)

 

Таблица 10

Предмет_________________

Перспективно-тематический план изучения темы «____________________________»

Профессия: _____________

Срок обучения: _________

Количество часов: ______

№ урока, кол-во часов Тема урока, краткое содержание учебного материала Основная образовательная цель урока Методи- ческая характе- ристика урока Задания для учащихся, виды контроля Межпред- метные связи Материально-техническое и дидактическое оснащение урока Примечание
               
               

 

Работа над составлением ПТП включает семь основных этапов:

1) распределение материала темы на уроки;

2) выявление межпредметных связей;

3) формулировку основной образовательной цели каждого урока;

4) выделение уроков связанных с изучением нового материала (урок сообщения новых знаний, комбинированный урок);

5) включение уроков по закреплению, применению, обобщению, контролю знаний и умений учащихся (практические, лабораторные, контрольно-проверочные занятия и др.);

6) определение методической характеристики урока (тип урока, технология обучения и др.;

7) указание методических материалов к уроку (задания для учащихся к уроку, учебно-методическое оснащение и др.).

Планируя систему уроков, преподаватель, прежде всего, разделяет ма­териал темы учебной программы на части, соответствующие содержанию уроков, и располагает их в порядке изучения (графы 1, 2).

При распределении материала темы на уроки следует руко­водствоваться следующими правилами:

- новый изучаемый материал каждого урока должен содержать определенное количество (обычно три-четыре) узловых вопросов, которые учащимся необходимо усвоить;

- материал урока по содержанию должен иметь относительно за­конченный характер;

- последовательность расположения учебного материала по уро­кам должна соответствовать логике предмета, обеспечивать внутреннюю взаимосвязь и постепенное повышение сложности учебных задач;

- при определении объема материала, планируемого на урок, не­обходимо учитывать возможности его изучения, закрепления, применения в течение отведенного на урок времени;

- в зависимости от сложности и трудоемкости учебного материала возможно выделение «сдвоенных уроков» (90 мин).

Определив краткое содержание учебного материала по урокам, используя учебную программу по предмету, указывают возможные межпредметные связи (графа 6). Чтобы было более понятно, в эту графу вносят название предмета и тему.

После распределения учебного материала по урокам и определения межпредметных связей в перспективно-тематическом плане указывают основную образовательную цель и продумывают тип занятия (соответственно графы 3, 4).

Сначала выделяют уроки, где имеет место изучение нового материала (уроки изучения новых знаний, комбинированные уроки). Затем препода­ватель продумывает и включает в ПТП уроки по закреплению и применению знаний, лабораторно-практические работы, экскурсии и т. д. В конце изучения темы, как правило, планируются уроки систематизации, обобщения знаний, контрольно-проверочные занятия. Таким образом, опре­деляются структура и последовательность учебного процесса по изучению темы в целом.

Определившись с дидактической задачей (цели и содержание обучения), более детально продумывают методику (технологию) обучения. В методической характеристике урока (графа 4), кроме типа урока, указываются особенности его проведения. Это могут быть: место проведения урока; использование на уроке элементов различных педагогических технологий (проблемного, блочно-модульного обучения и др.); основные методы, приемы, формы обучения; особенности контроля (оценки) знаний учащихся, например рейтинговая оценка знаний и т.д.

Необходимо продумать практические задания для учащихся и виды контроля (графа 5). Именно в процессе самостоятельной практической деятельности самих учащихся активно формируются их знания и умения. В качестве таких заданий могут использоваться: самостоятельная работа с учебником, упражнения, практические работы, карточки задания, различные задачи.

В графе 7 преподаватель систематизирует по урокам имеющиеся в его арсенале материально-технических и дидактических средств обучения. К ним относятся:

- реальные объекты: станки, инструменты, детали машин, заготовки, сырье;

- изображение объектов: модели, макеты, таблицы, плакаты, фотографии, кодограммы, диапозитивы, звуковые записи, кинофильмы, видеофильмы и др.;

- описание предметов и явлений: справочники, пособия, материалы для программированного обучения, технологическая документация;

- технические средства обучения: информационные (киноаппараты, проекторы на базе компьютера, магнитофоны, видеомагнитофоны и др.), контролирующие (матрицы, перфокарты, машины для программированного контроля, шаблоны, измерительный инструмент и др.), тренажеры;

- специальные средства для научной организации учебного процесса и управления им: логические схемы содержания учебного материала, технические средства управления и т. д.

Важно при их отборе руководствоваться следующими основными положениями технологии комплексного использования средств обучения:

- оптимальное количество средств обучения для полного и доходчивого изучения учебного материала;

- охват узловых вопросов учебного материала;

- охват всех основных звеньев учебного процесса;

- применение средств обучения в комплексе с учетом их преимущественных дидактических функций;

- обеспечение реализации всех функций процесса обучения: образовательной, воспитательной и развивающей.

В графе 8 - «Примечание» указываются дополнительные данные по планированию и проведению занятий: удачные методические приемы при изучении того или иного учебного материала; важные элементы технологии изучения, применения, контроля знаний; недостающие дидактические средства обучения, необходимость их ремонта, замены, приобретения; предложения по совершенствованию учебного процесса и др.

Перспективно-тематический план является, как правило, долго­временным документом, рассчитанным на 4 - 5 лет, т. е. на все время действия учебной документации, на основе которой он со­ставляется. Однако такая стабильность плана не исключает, а предполагает систематическую работу по его улучшению и совершенствованию.

 

Практическое задание

Разработать ПТП по теме одного из общетехнических, общепрофессиональных или профессиональных (специальных) предметов, изучаемых в УНПО

С этой целью:

1) выбрать предмет и по учебной программе - тему, по которой будет разрабатываться ПТП (объем - не менее 10 часов);

2) в соответствии с приведенными выше методическими указаниями разработать ПТП по форме, представленной в таблице 10.

3) защитить разработанный вариант ПТП.

 

Литература: 10, 12, 20, 21, 22, 24

 

Практическая работа 7

Разработка плана и плана-конспекта урока теоретического обучения

Ц е л ь: научиться планировать уроки теоретического обучения, составлять план и план- конспект занятия.

Теоретические сведения

Особенностью уроков по специальным и общетехническим предметамявляется практическая направленность содержания учебного материала, формирование у учащихся знаний и умений, необходимых для осмысленного выполнения производственных заданий.

Планирование урока теоретического обучения в УНПО может строиться с учетом основных составляющих педагогической технологии. Задача преподавателя сводиться к определению дидактической задачи и технологии обучения для конкретных (исходных) условий проведения урока.

Дидактическая задача включает постановку цели и разработку содержания урока, т.е. указывает - для чего учить и чему учить учащихся на уроке?

В перспективно-тематическом плане (практ. раб. 6) определены основные образовательные цели всех уроков в рамках темы. При подготов­ке к уроку преподаватель корректирует образовательные, воспитательные и развивающие цели с учетом результатов выполнения целей предыдущих уроков и анализа ре­ально создавшихся условий учебного процесса. Т.е. если, например, учащиеся недостаточно глубоко усвоили материал прошлого урока, преподаватель может на следующем уроке еще раз вернуться к изучению пройденного учебного материала. Как отмечалось ранее, цели урока должны быть диагностичными, предель­но четкими и ясными. Важно, чтобы цели урока были доведены до сознания учащихся, стали целями их учебной деятельности на уроке.

Следующим этапом подготовки к уроку является определение его содер­жания, соответствующего намеченной цели. Руководствуясь учебной программой, учебниками и учеб­ными пособиями, преподаватель выполняет методический анализ содержания обучения, моделирует и конструирует формы предъявления учебной информации на уроке.

Для изучения на уроке необходимо планировать такое количество учебных элементов (понятия, факты, явления, процессы, принципы, за­кономерности, зависимости и т.п.), чтобы учащиеся осмыслили, закрепили основ­ные положения, приобрели первоначальные умения опе­рировать полученными знаниями. При этом необходимо ориентироваться на время проведения урока.

Определив цели и содержание предстоящего урока, препода­ватель в деталях продумывает технологию обучения. Сначала определяются тип урока и его структура. Так основными компонентами комбинированного урока теоретического обучения являются: организационный момент; подготовка к изучению нового материала (постановка цели и мотивация учения, актуализация знаний); объяснение новых знаний; закрепление знаний, самостоятельная работа учащихся (формирование практических умений); подведение итогов занятия.

Изучение нового материала основывается на ранее сформированных знаниях и умениях. Поэтому, важно продумать, как актуализировать прежние знания, подвести учащихся к осознанному восприятию учебного материала. С этой целью обычно используется фронтальный опрос и беседа с учащимися.

Технология обучения, прежде всего, ориентирована на учебно-познавательную деятельность обучаемых. Основными приемами учебной деятельности учащихся на уроке теоретического обучения являются слушание, наблюдение, объяснение, конспектирование, сравнение, анализ, решение учебных задач, моделирование, конструирование и др.

В настоящее время кроме традиционной классической системы обучения разработано достаточно много различных педагогических технологий (проблемного обучения, полного усвоения знаний, блочно-модульного обучения, информационные технологии обучения и т.д.). На уроке теоретического обучения могут использоваться элементы различных технологий, с учетом их дидактической ценности и решаемых задач.

Выбор методов и методических приемов в значительной степе­ни определяется целями обучения и содержанием учебного материала

Такая зависимость показана в таблице 11 на при­мере темы «Технологический процесс слесарной обработки», при подготовке в профессиональных учили­щах квалифицированных рабочих по профессии «слесарь».

Таблица 11.

Зависимость выбора методов и приемов

обучения от целей обучения и содержания учебного материала

 

Образовательные цели урока Содержание учебного материала по программе Методы и методические приемы Изучения
Формирование основных понятий технологического процесса обработки     Формирование знаний и умений по определению и выбору отдельных элементов технологического процесса слесарной обработки     Формирование умений по разработке технологического процесса слесарной обработки     Понятие о технологическом процессе. Основные требования НОТ к технологическим процессам обработки. Рабочие положения. Рабочие движения. Требования к технологической оснастке и рабочему месту слесаря. Порядок разработки технологического процесса слесарной обработки. Изучение чертежа. Определение размеров заготовки или подбор заготовки. Выбор базирующих поверхностей и методов обработки. Определение последовательности обработки. Выбор режущего, измерительного и проверочного инструментов, приспособлений, режимов обработки.   Разработка технологического процесса слесарной обработки типовых изделий   Объ­яснение, рассказ, беседа. Демонстрация наглядных пособий. Использование ТСО.   Объяснение, эвристи­ческая беседа, самостоя­тельная работа с техни­ческой документацией Демонстрация нагляд­ных пособий, заготовок, деталей, инструментов, приспособлений и др. Упражнения, практические работы на чтение чертежей, определение размеров заготовки, подбор заготовки, выбор базовых поверхностей, определение последовательности обработки, выбор инструментов, приспособлений и др. Объяснение, эвристическая беседа, проблемное изучение нового материала. Разбор технологических карт слесарной обработки Упражнения в реше­нии продуктивных задач. Самостоятельная работа учащихся по разработке технологического процесса слесарной обработки типовых изделий  

 

Преподаватель, готовясь к занятиям, должен продумать и спланировать технологию комплексного использования средств обучения, которая предполагает:

- охват всех узловых вопросов учебного материала;

- охват всех звеньев учебного процесса (восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация, контроль знаний и др.);

- применение средств обучения в комплексе и с учетом их преимущественных дидактических функций;

- реализация образовательной, воспитывающей и развивающей функций процесса обучения;

- учет экономического, эргономического, гигиенического экологического факторов и требований безопасности.

В комплекс средств обучения входят плакаты, стенды, модели, натуральные объекты, ТСО (в том числе и современные мультимедийные проекторы на базе компьютера), различные дидактические материалы. Наиболее широко при изучении технических дисциплин используются чертежи, схемы, таблицы, графики, диаграммы, учебные алгоритмы, инструкционные и технологические карты и т. п. Все они являются формами наглядного представления технического знания, так как несут в себе конкретную информацию об изучаемых объектах явлениях и процессах. Так, например, принципиальная схема любого станка для обработки металлов дает четкое представление о процессе формообразования детали. Кинематическая схема позволяет «увидеть» все механизмы и детали станка участвующие в передаче и преобразовании движений.

В результате оперативной подготовки преподавателя к занятиям составляется план урока. Ниже рассмотрен примерный план урока, рекомендуемый В.А.Скакуном по теме «Сверление, зенко­вание, зенкерование и развертывание» - курс специальной технологии для слесарей механосборочных работ (разметчиков, контролеров станочных и слесарных работ).

Примерный план урока

теоретического обучения по теме «Сверление, зенкование, зенкерование и развертывание» - курс специальной технологии для слесарей механосборочных работ (разметчиков, контролеров станочных и слесарных работ).

 

Тема урока: «Развертывание отверстий».

Цель урока - обеспечить усвоение учащимися знаний о способах развертывания отверстий вручную, на сверлильных станках и их контроля; закрепить и обобщить знания по теме; сформировать умения систематизировать полученные знания.

Учебно-материальное оснащение урока:

1. Плакаты: «Сверлильные станки», «Сверление», «Зенкование и зенкерование», «Развертывание».

2. Тематический щит «Сверление, зенкование и развертывание»

(шифр 76Н-06).

3 Диафильмы: «Сверление, зенкование, зенкерование, развер­тывание отверстий» «Обработка отверстий на сверлильных станках, «Техника безопасности при работе на станках сверлильной

4." Таблицы: «Режимы резания при сверлении, зенкеровании и развертывании», «Кинематическая схема сверлильного станка 2А125», «Припуска на зенкерование и развертывание».

5. Карточки-задания: С-5-1; С-5-2; С-5-3 (по одному комплекту на каждого учащегося).

6. Набор приспособлений, применяемых при выполнении работ на сверлильном станке (1 компл.).

7. Набор инструментов для измерения и контроля отверстий (1 компл.).

8. Набор эталонных деталей с обработанными отверстиями (1 компл.).

Ход урока

I. Организационная часть (3 мин).

II. Подготовка к изучению нового материала (15 мин).

1. Коллективный разбор выполнения домашнего задания (определение припусков и выбор режимов резания при зенкеровании).

2. Опрос на оценку:

Для чего применяется зенкерование? Почему при зенкеровании возможно достигнуть более высокой точности и качества поверхности, чем при сверлении?

Рассказать о последовательности процесса зенкерования отверстий после сверления. Каковы правила установки отливки на столе сверлильного станка для зенкерования отверстия?

Какие способы закрепления деталей при сверлении вам известны? Каковы преимущества и недостатки сверления по кондуктору?

3. Работа учащихся с карточками-заданиями С-5-1 и С-5-2 (параллельно с опросом).

4. Сообщение темы и цели урока.

III. Объяснение нового учебного материала (30 мин).

Вопросы к учащимся:

Как зависит точность обработки от шероховатости?

Какого квалитета и класса шероховатости можно достигнуть при сверлении и зенкеровании?

Зависит ли шероховатость поверхности отверстия от частоты вращения сверла, зенкера? От чего еще зависит шероховатость?

1. Назначение развертывания. Зависимость точности и шероховатости от количества и формы режущих элементов инструмента.

2. Виды развертывания (ручное и машинное; развертывание цилиндрических и конических отверстий).

3. Инструменты, применяемые для различных видов развертывания: конструкция, геометрические параметры рабочей части и режущих элементов (демонстрация по плакату, натуральных образцов, показ кадров диафильмов).

4. Припуски на развертывание и их выбор.

5. Сочетание сверления, зенкерования и развертывания.

6. Последовательность и приемы ручного развертывания ци­линдрических отверстий и их контроль (демонстрация по плакату, показ приемов, показ кадров диафильмов).

Вопрос учащимся. Почему при развертывании чугунных и бронзовых деталей не применяют смазочных жидкостей?

7. Развертывание и контроль конических отверстий. Приемы машинного развертывания отверстий на сверлильном станке.

8. Передовые высокопроизводительные способы развертывания

9. Правила безопасности при развертывании (показ кадров диафильма).

IV. Закрепление нового материала (7 мин).

1. В каких случаях применяют ручное и машинное развертывание?

2. Почему у разверток делают неравномерный шаг зубьев?

3. Почему сверление отверстия и развертывание его на станке лучше производить с одной установки детали?

4. Указать отверстия, обработанные сверлом, зенкером и разверткой.

5. Какие правила техники безопасности нужно соблюдать при развертывании отверстии вручную и на сверлильном станке?

Сделать вывод.

V. Самостоятельная работа (33 мин).

1. Работа с карточками-заданиями С-5-3.

2. Пользуясь учебником, заполнить бланки сравнительной таб­лицы «Способы обработки отверстий».

3. По кинематической схеме станка 2Н135А (Учебник с. 120) подсчитать наибольшую скорость резания при сверлении.

4. Зная диаметр сверла – 16 мм, сделать вывод о возможности сверления с этой скоростью, если материал сверла - Р18, материал заготовки - Ст7.

5. Контрольное задание (2 мин). Описать технологический процесс обработки отверстий в деталях, изображенных в учебнике.

У1. Подведение итогов ( 2 мин)

 

План урока нужно постоянно обновлять. Меняются программы учеб­ники, развивается техника и технология, более опытным становится преподаватель, расширяется и совершенствуется учебно-материальная база учебного процесса, меняются учащиеся. Все это должно найти отражение в уроке, а, следовательно, и в его плане.

В практике работы начинающих преподавателей широко применяется составление плана- конспекта урока. План-конспект отличается от плана урока тем, что в нем раскрывается, наполняется конкретной информацией каждый этап урока: тезисы содержания учебного материала; основные понятия; необходимые расчеты, построения, выводы формул, таблич­ные данные, схемы, эскизы; вопросы, задания для учащихся и т. п. Хотя план-конспект является более громоздким документом, но молодому педагогу на первых порах часто бывает необходим.

 

Практические задания

1. Ознакомится с теоретическим материалом к работе.

2. Из перспективно-тематического плана учебного предмета профессиональной подготовки выбрать тему одного урока теоретического обучения.

3. Вчитаться в раздел программы, который предстоит изучить на данном уроке.

4. Проанализировать исходные данные (мыс­ленно представить коллектив группы, конкретных учащихся, уровень их реаль­ной подготовки к усвоению учебного материала урока).

5. Сформулировать образовательную, воспитательную и развивающую цели урока, пути достижения этих ко­нечных результатов.

6. Определить содержание материала урока, основные узловые вопросы.

7. На основе педагогического замысла определить организацию урока, его тип, основные структурные элементы.

8. Выбрать самые результативные применительно к структуре данного урока методы и методические приемы.

9. Продумать комплекс средств обучения.

10. Соразмерить выбранные методические приемы со своими воз­можностями, продумать свои действия и действия учащихся на каждом этапе урока

11. Разработать план- конспект урока, используя указанные выше методические рекомендации.

 

Литература: 16, 19, 20, 21, 22

 

Практическая работа 8

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.