Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение понятия, основные научные школы и классификация организаций






Миротин Л.Б., Чубуков А.Б., Ташбаев Ы.Э.

М 64 Логистическое администрирование: Учебное пособие / Л.Б. Миротин, А.Б. Чубуков, Ы.Э. Ташбаев. —М.: Издательство «Экзамен», 2003.—480с.

Рецензенты:

И.Н. Омельченко — доктор технических наук, профессор,

Е.В. Павлова — кандидат экономических наук.

ISBN 5-94692-213-0

Как создаются и развиваются организации, почему и как изменяются, почему их участники действуют так, а не иначе — ответы на эти вопросы дает теория организации. Именно организационный аспект является наи­более важным моментом в логистическом администрировании.

Настоящее учебное пособие содержит исчерпывающий материал по теории организации, приводятся практические рекомендации по органи­зации логистики в компании.

Для студентов и преподавателей, менеджеров, предпринимателей.

УДК 65.01(075.8)

ББК 75.40я73

ISBN 5-94692-213-0

© Миротин Л.Б., Чубуков А.Б., Ташбаев Ы.Э., 2003

© Издательство «ЭКЗАМЕН», 2003

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Предисловие.............................................................................................................................................................................................................. 2

Введение..................................................................................................................................................................................................................... 3

ЧАСТЬ I. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ............................................................................................. 8

Глава 1. Понятие и сущность организации...................................................................................................................................................... 8

Глава 2. Организационные структуры в компании..................................................................................................................................... 32

Глава 3. Механизмы координации................................................................................................................................................................... 69

Глава 4. Организационное развитие................................................................................................................................................................ 75

Глава 5. Организация логистического обслуживания потребителей в компании.............................................................................. 87

Глава 6. Управление персоналом подразделения логистики................................................................................................................... 89

Глава 7. Должностные инструкции................................................................................................................................................................ 107

Глава 8. Взаимодействие организаций......................................................................................................................................................... 126

Глава 9. Основные задачи и принципы проектирования организации............................................................................................... 132

ЧАСТЬ II. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО РАЗВИТИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ЛОГИСТИКИ.................................................................................................................................................... 161

Глава 1. Сетевые организации........................................................................................................................................................................ 161

Глава 2. Структуризация работ и делегирование полномочий............................................................................................................. 166

Глава 3. Организационная структура и распределение полномочий................................................................................................. 174

Глава 4. Определение функций и эффективность управления............................................................................................................... 185

Глава 5. Формирование структуры решения.............................................................................................................................................. 192

Глава 6. Проектирование коммуникационных каналов (информационных потоков).................................................................... 198

Глава 7. Развитие организационно-структурных форм управления.................................................................................................... 205

Глава 8. Современные формы интеграции организаций......................................................................................................................... 222

Глава 9. Структурная перестройка организации...................................................................................................................................... 227

Глава 10. Межгрупповое поведение.............................................................................................................................................................. 231

Список рекомендуемой литературы.............................................................................................................................................................. 235

 

 

Предисловие

Учебное пособие соответствует курсам «Основы теории организа­ции» и «Логистическое администрирование», программа которых разра­ботана авторами пособия.

Курсы по современной теории организации и логистическому адми­нистрированию читаются во многих высших учебных заведениях стра­ны.

На основе анализа и обобщения отечественных и зарубежных иссле­довании авторы изложили основные теоретические положения теории организации и основные требования к организации логистики в компа­ниях.

Учебное пособие содержит две части. В части I раскрываются основ­ные понятия и сущность организации, их классификации, особенности каждого типа организационных систем и пр. Представлены основные на­учные школы, как отечественные, так и зарубежные.

В части II авторы рассматривают отдельные проблемы логистическо­го администрирования, знакомят с тенденциями управленческих процес­сов, современными формами интеграции организации.

Авторы учебного пособия:

Миротин Леонид Борисович, доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой менеджмента и логистики Московского автомо­бильно-дорожного института (Государственного технического универси­тета), председатель Координационного совет по логистике, директор Учебно-методического центра «Логистика», декан факультета логистики Московского транспортного института.

Чубуков Александр Бежанович, кандидат технических наук, декан факультета Управления Московского автомобильно-дорожного институ­та (Государственного технического университета), директор Московско­го транспортного института.

Ташбаев Ырысбек Эгембердиевич, кандидат технических наук, до­цент кафедры Менеджмента и логистики Московского автомобильно-дорожного института (Государственного технического университета, заместитель председателя Координационного совета по логистике, за­меститель директора Учебно-методического центра «Логистика» Мос­ковского транспортного института.

Авторы благодарят Сергея Кузнецова, Надежду Тихонову и Евгения Хорошилова за помощь в подготовке рукописи книги.

Авторы будут благодарны читателям за обнаруженные ошибки, не­точности и недочеты в книге, признательны за замечания и пожелания. Просим присылать их по адресу: 125319, Москва, Ленинградский про­спект, 64, офис 217нд. Координационному совету по логистике, или по электронной почте ccl@logistics.madi.ru.

Введение

Рынок достаточно быстро оценивает и отбирает наиболее выгодные формы и методы ведения бизнеса. Наибольшую практическую ценность имеют теоретические разработки, отражающие изменившиеся условия функционирования организаций.

Логистика является прежде всего частью общей теории управления. Как самостоятельная дисциплина логистика имеет свою область дея­тельности — управление различными потоковыми процессами, к кото­рым относятся материальные, товарные, транспортные, финансово-кредитные, информационные процессы.

Кроме того логистика обеспечивает организацию рационального управления процессами, т.е. осуществляет оптимизацию организацион­ных структур, форм и методов управления потоковыми процессами. И, конечно же, логистика является научно-практическим инструментом взаимодействия между бизнес-организациями. Для большинства россий­ских компаний логистическая концепция сегодня воплощена в отдель­ные функциональные виды деятельности.

Логистику можно понимать как системный подход к организации все­го производства и распределения готовой продукции.

Логистический цикл начинается с поступления заявки на поставку и заканчивается доставкой продукции потребителям. Логистика распро­страняется не только на материальные или товарные потоки. Она также учитывает и человеческие ресурсы, охватывая персонал организации, ее клиентов и поставщиков, согласовывает интересы этих сторон. Конечно, очень важно формирование четко работающего механизма реализации логистического подхода внутри организации, но при этом нельзя пре­небрегать интересами клиента.

Логистика призвана сопрягать функциональные сферы (маркетинг, производство, транспорт, финансы, управление), учитывать их взаимо­влияние и взаимодействие в организации, должна поддерживать баланс между функциями, согласовывать цели структурных подразделений, чтобы в конечном счете все работало на общую цель. Однако без четко сформулированных целей совершенствовать разные стороны деятельно­сти организации и сложить их в стройно работающую систему невозможно. Нередко в процессе решения локальной задачи совершенствова­ния склада обнаруживается, что необходимо пересматривать всю органи­зационную структуру, а иногда и всю систему поставок и сбыта органи­зации. После того как рационализированы бизнес-процессы внутри орга­низации, можно думать о перестройке всех процессов взаимодействия с поставщиками и клиентами. Назначение логистики заключается в раз­мещении запасов там и тогда, где и когда они нужны для поддержки эф­фективных продаж. Такая поддержка должна осуществляться своевре­менно и, как правило, по всей гамме операций, а это означает, что логи­стика является интегральной частью всех бизнес-процессов. Идеальной формой организации является такая организационная структура, в рам­ках которой все ключевые работы выполняются как составная часть под­держиваемых ими процессов. Поскольку логистические операции отли­чаются значительной географической разобщенностью и типичная орга­низация, как правило, состоит из множества различных бизнес-единиц, отсутствует универсальная логистическая организационная структура. В каждом конкретном случае должны быть разработаны методы улучше­ния и координации логистических операций, а также установления все­объемлющего контроля над логистической деятельностью организации в целом на основе использования информационных сетей. Роль специали­стов по логистике организации в создании добавленной стоимости для потребителя весьма значительна. Логистические системы организации должны функционировать под продуманным и грамотным руководством менеджеров по логистике. Менеджеры среднего звена становятся актив­ными исполнителями, наделенных значительными полномочиями и имеющими доступ фактически ко всем данным. Вследствие постоянно осуществляемых организационньк перестроек и реинжиниринга опера­ционных процессов иерархические организационные структуры изменя­ются, приспосабливаясь к функционированию в условиях информацион­ных сетей и самоуправляемых межфункциональных команд. Вертикаль­ные бюрократические структуры уступают место горизонтальным моде­лям, ориентированным на управление ключевыми процессами. В услови­ях конкуренции организации должны быстро перестраиваться, приспо­сабливаясь к новым рыночным возможностям.

Организация — сложный организм. В ней переплетаются и уживают­ся интересы личности и групп, стимулы и ограничения, технология и ин­новации, дисциплина и свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы. У организаций есть свой облик, своя куль­тура, свои традиции и репутация. Они развиваются, когда имеют обосно­ванную стратегию и эффективно используют ресурсы. Они перестраи­ваются, когда перестают эффективно работать. Они погибают, когда ока­зываются неспособными выполнять свои задачи.

Не познав сущности организаций и не поняв закономерностей их раз­вития, нельзя ни управлять ими, ни использовать их во благо общества, ни переходить в их деятельности на современные технологии. Зачем нужны организации, как они создаются и развиваются, на каких принци­пах формируются, почему и как изменяются, какие возможности для прогресса открывают, почему их участники действуют так, а не иначе, — ответы на эти вопросы дает теория организаций.

Трудно переоценить значение научного обоснования аспектов фор­мирования и эффективного функционирования логистических систем. Организационная деятельность испытывает влияние нарастающих тем­пов и масштабов изменений в логистической инфраструктуре. Переход к эффективной организации логистики, построенной на научных принци­пах, становится одним из главных условий успешного осуществления реорганизации компании. Конкуренция продуктов и услуг стала конку­ренцией организации, используемых форм, методов и мастерства управ­ления ими.

Тяжелое наследство централизованной типизации всех структурных построений, жесткой формализации внутренних и внешних связи и от­ношений, несвободы нижестоящих звеньев, массовое распространение и многолетнее использование организационных схем, пригодных лишь для определенных условий или чрезвычайных обстоятельств, породило сте­реотип консервативного мышления и организационной скованности. Это затрудняет как восприятие научных принципов, так и их применение для создания современных организаций или приспособления существующих к современным требованиям. Изучение теории организаций призвано ка­чественно изменить подход к организациям, к пониманию и регулирова­нию протекающих в них логистических процессов.

Существуют различные трактовки термина «организация». В одних случаях он употребляется для обозначения свойства, понимаемого как деятельность по упорядочению всех элементов определенного объекта во времени и пространстве. Такое истолкование близко к понятию «организовывать». В других случаях термин «организация» рассматривается как объект, обладающий упорядоченной внутренней структурой. В нем соче­таются многообразные связи (физические, технологические, экономиче­ские, правовые) и человеческие отношения. Организация как объект представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов и особое единство с внешним окружением. Для нее характерна целена­правленность функционирования и развития. Организация является са­моорганизующейся системой на всех этапах своего жизненного цикла.

Такой сложный организм, каким является современная организация, не может быть понят, описан и всесторонне изучен только с позиций его формальной структуры и разложения на отдельные части. Наряду со структурным подходом, отражающим преимущественно статику органи­зации, ключевое значение имеет поведенческий угол зрения, нацеленный на выявление динамики организации, ставящий в центр исследований человека, систему отношений между людьми, их компетентность, спо­собности, мотивации к труду и к достижению установленных целей. Лю­дей побуждают объединяться в организации и взаимодействовать в их рамках физические и биологические ограничения, свойственные каждо­му человеку в отдельности, и цели, достижение которых требует коллек­тивных усилий. Дополняя друг друга, люди складывают свои способно­сти и влияют на поведение организации в целом в интересах повышения ее эффективности. Таким образом, основополагающей задачей теории организаций является изучение влияния индивидуумов и групп людей на функционирование организации и происходящие в ней изменения, на обеспечение эффективной целенаправленной деятельности и получение необходимых результатов. Теория организаций использует подходы и достижения других научных дисциплин — психологии, социологии, со­циальной психологии, антропологии — для решения этих задач.

Вклад психологии в теорию организаций проявляется в наибольшей мере через изучение и прогнозирование поведения индивидуума, изме­рение и выявление возможностей изменения поведения людей. Психоло­гия выявляет условия, мешающие или способствующие рациональным действиям и поступкам людей. В последнее время расширяется база пси­хологических исследований, непосредственно связанных с поведением человека в организации. Речь идет о приемах восприятия, обучения и тренировки, выявлении нужд и разработке методов мотивации, степени удовлетворенности работой, психологических аспектах процессов при­нятия решений, об оценке поступков.

Исследования в области социологии расширяют методологические основы теории организаций за счет изучения социальных систем, где ин­дивидуумы исполняют свои роли и вступают в определенные отношения между собой. Важными являются изучение группового поведения (осо­бенно в формальных и сложных организациях) и социологические выво­ды и рекомендации, касающиеся групповой динамики, процессов социа­лизации, организационной структуры, бюрократии, коммуникаций, ста­туса и власти. Особый вклад социологии обусловлен исследованием природы социальных конфликтов и прежде всего конфликтов межлично­стных, между малыми, средними и большими социальными группами. Для теории организаций большую научную значимость приобретает изу­чение мотивации человеческой деятельности, места и роли человека в социальных и логистических системах, факторов социальной активно­сти, моделирование социальной значимости деятельности человека, его социальные возможности, ожидания, ограничения, социальные переме­щения, мобильность, идентификация.

На возникающие в процессе функционирования организации вопро­сы, как и почему индивидуумы ведут себя в групповой деятельности так, а не иначе, ответы дает социальная психология. При изучении межлич­ностного поведения главный ориентир — как происходят изменения, в каких формах они осуществляются, как преодолеваются барьеры их вос­приятия. Ценность для организаций представляют исследования, посвя­щенные измерению, пониманию и изменению позиций, форм коммуни­каций и путей удовлетворения индивидуальных нужд в условиях груп­повой деятельности.

Вклад антропологии в теорию организаций обусловлен тем, что эта наука занимается поведением и деятельностью людей в широком контексте жизни общества, распознаванием того, как люди себя ведут, т.е. занимается функцией культуры всего общества. Культура— механизм, отбирающий из имевшихся в прошлом ценностей и норм те, которые мо­гут служить настоящему и проявляться в поведении людей в организаци­ях. Культура обновляет унаследованные из прошлого ценности и нормы с учетом происходящих в обществе изменений, транслирует их живущим поколениям, вооружает людей определенными стереотипами сознания и поведения. Эта социальная память прошлого лежит в основе различии фундаментальных ценностей, взглядов и норм поведения, проявляющих­ся в деятельности организации. В теории организаций учитывается ха­рактер и степень влияния указанных факторов на поведение людей, их приоритеты, на их поступки в процессе работы.

Связь теории организаций с экономической наукой определяется объ­ективной потребностью формировать цели и стратегию организаций как основу для их построения, обеспечения внутренних и внешних взаимо­действий в соответствии с избранным курсом. Исследования отношений собственности, рыночного и государственного регулирования, макро- и микроэкономических аспектов функционирования субъектов хозяйство­вания, проблем эффективности и ее измерителей, методов экономическо­го стимулирования имеют непосредственное отношение ко всем аспек­там деятельности организаций.

Определяющая роль в обеспечении жизнеспособности организаций и достижении ими своих целей принадлежит науке об управлении. В рабо­тах по теории управления, формулируются основные категории, законо­мерности, принципы и типологии организационных систем.

Имеется большое количество работ, выделяющих проблемы органи­зации в относительно самостоятельную область знаний и целиком им по­священных. Исходная позиция авторов состоит в том, что «организация» отвечает на вопрос, чем управлять, а «управление» — зачем и как воз­действовать на объект. Понимание организации создает основу для изу­чения управления. Такая позиция позволяет глубже и всесторонне иссле­довать закономерности и принципы построения организаций разных ти­пов, условия и пути обеспечения действенности отдельных элементов, их взаимосвязей и взаимозависимостей, учесть особенности каждой стадии жизненного цикла субъектов хозяйствования. При таком подходе сохра­няется объективно существующая связь и неизменное взаимовлияние ор­ганизации и управления в рамках единого процесса целенаправленной логистической деятельности.

В состав элементов организации входят объекты двоякой природы. С одной стороны, это факторы, определяющие социально-экономическую структуру организации (индивидуумы с их способностями, интересами и подготовленностью, социальные совокупности, подразделения, распре­деление полномочий и ответственности, неформальные отношения, по­токи информации). С другой стороны, это элементы, определяющие ло­гистическую инфраструктуру организации (орудия труда, материальные ресурсы, технологические правила и нормативы).

Особое значение в этой связи приобретает роль современных инфор­мационных систем, связывающих воедино логистические процессы ор­ганизаций и собственно управленческой деятельности. Организации должны быть структурированы так, чтобы максимизировать способности системы управления справиться с объемами информации, добиться тре­буемой скорости и реактивности при принятии, реализации и контроле управленческих решений. Организации должны обеспечить получение требуемой информации в определенной форме и в нужное время теми, кому она необходима. Изменения в этой области протекают в настоящее время быстрее, чем когда-либо за счет расширения масштабов и повы­шения роли информационных технологий, компьютерных сетей и теле­коммуникаций. В перспективе значение этого фактора будет нарастать.

Современная теория рассматривает организацию как координируемое социальное образование с решающей ролью индивидуального и группо­вого поведения. Поэтому в проектах и программах преобразования орга­низаций важно возвышать значимость человека с его интересами, моти­вами, стимулами, компетентностью, степенью удовлетворенности.

Организационное поведение как научная дисциплина имеет своим объектом поведение индивидуумов и групп. Поведение индивидуумов изучается с позиций восприятия ценностей, профессионального образо­вания, мотивации и личных особенностей. При рассмотрении поведения групп внимание уделяется ролям, статусу, руководству, общению и кон­фликтам.

Теория организаций и организационное поведение близко соприкаса­ются, дополняют друг друга при изучении проблем поведения организа­ций. Исследуя конфликты, дисциплина организационного поведения со­средоточивается на межличностных и внутригрупповых столкновениях, которые происходят из-за разнообразия личностных особенностей и не­достаточной коммуникации. Конфликт же, когда он изучается теорией организаций, связан преимущественно с проблемами внутренней коор­динации. В одном случае конфликт рассматривается как проблема, воз­никающая между людьми, в другом — как столкновение в результате имеющихся недостатков в построении организации. Теория организаций и организационное поведение охватывают различные уровни и аспекты анализа организации.

Теория организации и теория систем тесно взаимосвязаны, причем теория организации является самостоятельным элементом общей теории систем. Как и теория систем, теория организации изучает общие свойст­ва организации как единого целого.

Теория организации рассматривает в различных аспектах как каждую подсистему отдельно, так и их взаимоотношения. При этом основное внимание уделяется иерархии работ и задач, подчеркиваются вертикаль­ные связи в этой иерархической лестнице. Не остаются без внимания и горизонтальные связи. В теории организации наиболее важными счита­ются именно эти горизонтальные связи. Функция горизонтальных связей состоит в упрощении решения логистических задач, возникающих вследствие функционального разделения труда. Их природа и особенно­сти определяются членами организации, имеющими различные органи­зационные подцели, но взаимозависимая деятельность которых требует взаимодействия.

Основные, характерные особенности и выводы по изучению теории организаций последовательно изложены в части I пособия.

Рассматриваются понятие и сущность организаций, их классифика­ции, особенности каждого типа организационных систем. Понимание сущности организаций расширяется благодаря ознакомлению с их внут­ренней и внешней средой, с миссией и системой целей, с концепцией жизненного цикла, включая стадии развития. Для читателя представят интерес ролевые функции, служащие основой динамизма организа­ций, — межличностные, информационные и связанные с принятием и реализацией управленческих решений.

Представлены основные теоретические исследования, научные прин­ципы и модели организационной работы Ф. Тейлора, А. Файоля, М. Вебера, Р. Лайкерта, современные теории системного подхода, социальных систем, бихевиористские концепции. При изложении рассматриваемых теорий основной упор делается на их научную и практическую значи­мость в совершенствовании логистических систем.

Выделены формальные построения и система неформальных связей, вертикальное и горизонтальное разделение труда и формы их взаимодей­ствия, объемы контроля и его модели, различные виды деления органи­заций на части и звенья. Овладение такими знаниями позволяет обосно­ванно подходить к определению степени централизации и децентрализа­ции функций и механизмов принятия решений в организациях, соотно­шений между ними, направлений и методов делегирования полномочий и ответственности. Особое внимание уделяется формированию горизон­тальных связей в организациях, разбираются контакты между руководи­телями, взаимосвязи между подразделениями, методы работы целевых групп и органов по организации, различные условия эффективных взаи­модействий, практика разрешения конфликтных ситуаций. Анализиру­ются как условия и формы построения, так и преимущества и недостатки различных видов структур (линейно-функциональных, дивизиональных, продуктовых, проектных и матричных), варианты их сосуществования и взаимного дополнения. Приводятся основные характеристики возникших в последнее время сетевых организаций с обоснованиями использования внутренних, стабильных и динамичных сетей.

Даются представления об основных рычагах и организационных ме­ханизмах, приводящих в действие субъекты хозяйствования и обеспечи­вающих их устойчивую и сбалансированную работу. Прежде всего, это организация деятельности высшего звена и механизм принятия управ­ленческих решений — стратегических и оперативных, простых и слож­ных. С этих же позиций рассматриваются деятельность по координации и ее основные виды — превентивная, устраняющая, регулирующая и стимулирующая. По мере усложнения организаций трудно переоценить значение межгруппового поведения. Важное место отводится формам проявления межгрупповых отношений, моделям поведения групп, путям преодоления межгрупповых конфликтов.

В условиях перехода к новым формам организации рассматривается влияние форм собственности на организацию управления применительно к разным видам хозяйствующих субъектов, соответствующие типы структур управления. Изучаются современные формы интеграции пред­приятий — финансово-промышленные группы, корпорации, холдинги, консорциумы, конгломераты, совместные предприятия.

С учетом мировых тенденций в книге рассмотрены перспективные формы организации управления, а также условия их использования в долгосрочном плане.

В главе «Проектирование организаций» анализируется системному подход к формированию структур организаций, сопоставляются основ­ные методологические принципы, процессы и методы проектирования организации, используемые критерии для оценки организационных ре­шений, основные условия и направления корректировки структур. Дана характеристика возможных этапов реализации, программ реорганизации и методов решения задач каждого этапа (подготовки, сбора информации,. определения и понимания проблем, организационно-технического про­ектирования. социального проектирования, проведения преобразовании). Учебное пособие завершается постановкой и решением задач по опреде­лению эффективности организационных изменений на основе критериев.

В части II рассматриваются отдельные проблемы логистического ад­министрирования: развитие организационно-структурных форм управ­ления, современные формы интеграции организаций, управленческих процессов и деятельности структурных подразделений. Особое внимание уделено проблемам структурной перестройки, проектированию комму­никационных каналов.

Многие теоретические положения даны в виде схем, рисунков, что придает наглядность и способствует пониманию сложных связей. При­водятся примеры логистического администрирования по зарубежным и отечественным компаниям.

ЧАСТЬ I. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ

Глава 1. Понятие и сущность организации

Теория организации призвана ответить на вопросы: зачем организа­ции нужны, как они создаются, функционируют и изменяются, почему члены организации действуют именно так, а не иначе. Владение этими знаниями позволяет обоснованно и профессионально подходить к фор­мированию организаций, пониманию и регулированию протекающих в них процессов, определению курса действий и руководству его реализа­цией в интересах достижения поставленных целей в области логистики.

Каждая организация имеет свое предназначение — миссию, во имя которой люди объединяются и осуществляют свою деятельность. Осу­ществляя свою миссию (предназначение), организация добивается дос­тижения определенных целей.

Примерная характеристика предназначения организации в обобщен­ном виде включает предлагаемые продукты или услуги: место и роль в системе рыночных отношений; цели организации (выживание, рост, до­ходность); технологию (процессы, инновации); философию (базовые взгляды, ценности, мотивации); внутреннюю концепцию (источники си­лы, степень конкурентоспособности, факторы выживания); внешний об­раз, имидж (ответственность перед партнерами, потребителями, общест­вом в целом).

Определение понятия, основные научные школы и классификация организаций

Организация — это сознательно координируемое социальное образо­вание с определенными границами, функционирующее на относительно постоянной основе для достижения общей цели. Под словами «созна­тельно координируемое» понимается управление, под «социальным об­разованием» — то, что организация состоит из людей или групп лиц, взаимодействующих между собой. Взаимодействие членов групп должно быть сбалансировано и предполагает необходимость в координации.

Организация имеет относительно определенные границы, которые могут меняться со временем. Члены организации, на которых возлагаются определенные обязанности, вносят свой вклад в достижение установ­ленных целей. Преимущество организованных групп заключается в том, что человек, войдя в состав коллектива, может более эффективно дос­тичь своих целей, чем индивидуально.

Определение организации предусматривает необходимость формаль­ного координирования взаимодействия работников.

Термин «организация» употребляется в двух значениях: как название компаний, учреждений и других объектов и как обозначение процесса организовывания.

Организация — это совокупность людей, групп, объединенных для достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи на основе принципов разделения труда, разделения обязанностей и иерархической структуры. Организации создаются для удовлетворения разнообразных потребностей людей и поэтому имеют самое различное назначение, раз­меры, строение и другие характеристики, что необходимо учитывать при рассмотрении организаций как объектов управления. Для управления их функционированием и развитием требуются специальные знания, мето­ды и приемы, обеспечивающие эффективную совместную деятельность работников.

Под термином «организация» обычно понимают схемы администра­тивной подчиненности, должностные инструкции и другие структурные факторы организации. Однако теоретическое изучение организации ох­ватывает более широкий круг явлений, хотя структура, повторим, зани­мает центральное место. Так, Д. Пью пишет: «Более конкретно теория организации может быть определена как изучение структуры, функцио­нирования и эффективности организаций, а также поведения групп и от­дельных лиц внутри них».

Любая организация может быть описана с помощью ряда параметров. Это— целевое назначение, правовая и нормативная основа, ресурсы, процессы и структура, разделение труда и распределение ролей, внешняя среда и система внутренних социальных, а также экономических связей и отношений, отражающих организационную культуру.

Задача организации состоит в том, чтобы отношения между отдель­ными видами деятельности на предприятии, лицами и материальными ресурсами обеспечивали оптимальное достижение цели. Для этого ис­пользуются организационные формы; организационные модели. При их выборе ориентируются на цель, а также учитывают влияние внешней среды.

Предметом нашего изучения являются формальные хозяйственные организации, которые в соответствии со ст. 48 (п. 1) Гражданского ко­декса Российской Федерации являются юридическими лицами, имеют в собственности, хозяйственном владении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом.

Гражданским кодексом России предусмотрены организационно-правовые формы, в которых может осуществляться деятельность ком­мерческих и некоммерческих организации. В соответствии с ним органи­зационно-правовая форма «предприятие» сохранена только для государ­ственных и муниципальных предприятий, причем предприятием как объектом прав признается имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности (ст. 132 Гражданско­го кодекса РФ). С учетом сложившихся традиций понятия «организация» и «предприятие» применяются как тождественные.

Одной из новейших организационных форм является виртуальная корпорация, представляющая собой создаваемую на временной основе сеть независимых организаций (поставщиков, заказчиков), объединяе­мых информационными системами с целью взаимного пользования ре­сурсами, снижения издержек и расширения рыночных возможностей. Технологический фундамент виртуальной корпорации составляют ин­формационные сети, которые способствуют объединению и осуществле­нию гибкого партнерства на основе «электронных» связей.

Развитие сетевых связей между организациями, входящими в вирту­альную корпорацию, может иметь своим следствием пересмотр традици­онных границ организаций, так как при высокой степени кооперации трудно определить, где кончается одна и начинается другая компания.

Рассмотрим несколько основных школ по теории организаций.

1. Классический подход акцентирует внимание на структурных факто­рах, функциях или видах деятельности, необходимых для достижения целей. По мере определения задач и их последующей группировки фор­мируются рабочие места, отделы и другие подразделения с целью эф­фективной специализации и координации деятельности в рамках физиче­ски нормальной загрузки руководителей. Далее формируется система координации путем установления соподчиненности работников и границ их ответственности в иерархии управления. Для классического подхода характерны попытки разработать правила (принципы организации), рас­сматриваемые как критерии построения организации.

2. Представители школы человеческих отношений наряду со сторон­никами бихевиорального подхода исследуют проблемы мотивации пове­дения людей, руководства, группового и внутригруппового поведения. Такие исследования оценивают социально-психологические последствия различных организационных изменений и дают рекомендации по улуч­шению управленческих процедур, политики, по созданию такого органи­зационного климата и такой структуры, которые стимулируют совмест­ные усилия работников для достижения целей организации. Координа­ция деятельности людей не может быть эффективной, если они не жела­ют сотрудничать, и такая кооперация не возникает автоматически, но ее возникновению может способствовать организация.

3. При системном подходе главное внимание уделяется отношениям взаимозависимости и изучению организации как целостной системы. Однако единый системный подход еще не сформировался. Те или иные авторы изучают различные функциональные подсистемы организации. В данной книге мы рассматриваем логистические подсистемы в соответст­вии с решениями, необходимыми для достижения целей; организация, таким образом, создается для облегчения принятия решений. В процессе принятия решений формируется политика, обеспечивающая будущее ор­ганизации. Но поскольку решения требуют информации, а информацию необходимо передавать, то при этом подходе изучается не только про­цесс принятия решений, но также потребность в информации и каналы коммуникаций. Без передачи информации не может быть ни сотрудниче­ства, ни координации.

Это относительно узкий подход, и многие представители системных теорий доказывают необходимость более широкого взгляда на организа­цию. Однако он позволяет понять значение информации и коммуникаци­онных каналов для эффективной деятельности организации.

4. Различные ситуационные теории организации, характеризуясь в целом системной ориентацией, делают акцент на различные факторы: приспособление организации к требованиям технологии, необходимость инноваций; требования, вытекающие из неопределенности внешней сре­ды и процессов принятия решений.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.