Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Модели организаций как объектов управления






В теории организаций выделяют четыре типа моделей, отражающих эволюцию теоретических концепций, определяющих сущность самих ор­ганизаций, роль и доминирующие функции менеджмента, а также крите­рии, применяемые для оценки эффективности их функционирования.

1. Механистическая модель организации. Ф. Тейлор рассматривал эффективность с точки зрения факторов времени и движения. Расчлене­ние работы на автономные, полностью программируемые элементы и последующий оптимальный сбор их в единое целое являются обязатель­ными условиями, которые формируют высокопроизводительную органи­зацию. М. Вебер обосновал положение, согласно которому самой эффек­тивной формой человеческой организации является рациональная бюро­кратия. Организация — это механизм, представляющий собой комбина­цию основных производственных факторов: средств производства, рабо­чей силы, сырья и материалов. Ее целями являются максимизация при­были, рентабельности, инвестиций, общего оборота капитала. Для их достижения с максимальной эффективностью и при минимальных затра­тах ресурсов необходимо оптимально использовать все виды ресурсов. Поэтому управление организацией должно быть ориентировано, в пер­вую очередь, на оперативное управление, с помощью которого рациона­лизируется структура производственных факторов и всего процесса об­служивания клиентов. В соответствии с этим оценка эффективности функционирования организации осуществляются по экономическому показателю, определяемому как отношение предоставленного обслужи­вания к затраченным ресурсам.

Механистическая модель организации позволяет установить технико-экономические связи и зависимости различных факторов производства. В то же время в ней недостаточно учитываются роль и значение челове­ческого фактора в эффективной работе организации. Приоритетная ори­ентация на крупные организации; завоевание позиций на рынке главным образом за счет снижения общих издержек, а не роста доходов; широкое использование аналитических методов, результаты которых нередко трудно и даже невозможно использовать на практике; стремление к со­хранению стабильности (консерватизм); всеобщий контроль и надзор за качеством и выполнением плановых заданий; представление о высших руководителях как о людях, которые «мудрее, чем рынок» — все это ста­вит определенные рамки в использовании механистической модели ор­ганизации с ее узким взглядом на управление и эффективность, оцени­ваемую только по экономическим результатам.

2. Модель, построенная на определении организации как коллектива, сформированного по принципу разделения труда. Эта модель организа­ции строится исходя из положения о том, что важнейшим фактором про­изводительности в организации является человек. Поэтому компонента­ми модели являются внимание к работникам, их мотивация, коммуника­ции, лояльность, участие в принятии решений. Другими словами, моде­лируется система поддержания человеческих отношений внутри органи­зации. При этом особое внимание уделяется стилю управления и его влиянию на показатели производительности и удовлетворенности работ­ников своим трудом. Предпочтение отдается демократическому стилю, обеспечивающему наиболее полное раскрытие способностей работников за счет их вовлеченности не только в процесс исполнения, но и в процесс разработки управленческих решений.

Главные задачи менеджеров в этих условиях заключаются в органи­зации и управлении персоналом, что в конечном счете должно приводить к выполнению целей организации. При этом организация обеспечивает соответствующие структуры, регулирует отношения между работниками и координирует процессы, необходимые для выполнения поставленных задач; управление же означает личное и конкретное воздействие на ра­ботников, необходимое для своевременного принятия решений и успеш­ной реализации намеченных планов. Если все внутренние процессы, свя­занные с персоналом, управляются надлежащим образом, у организации не возникает проблем с достижением заданий по обслуживанию клиен­тов, прибыли, доходам. В качестве критерия успешности работы по дан­ной модели принимается повышение эффективности организации за счет совершенствования ее человеческих ресурсов.

Такой подход требует разработки специальных методов, позволяю­щих производить оценку качества труда, диагностику организации и вы­являть внутренние процессы, требующие принятия мер с целью повыше­ния производительности труда. Возможности модели, построенной на основании теории человеческих отношений и поведенческих наук, в по­иске резервов эффективности организации ограничиваются тем, что внимание концентрируется только на одном внутреннем факторе — че­ловеческом ресурсе и подчинении ему всех остальных факторов произ­водства.

Как и в механистической модели, управляющая система здесь также ориентирована на анализ внутренних факторов и условий функциониро­вания организации. Таким образом, обе модели могут рассматриваться как «закрытые», т.е. не учитывающие воздействие на эффективность факторов внешней среды. Теоретиков управления до 60-х годов XX в. не волновали проблемы бизнесс-среды, конкуренции, сбыта, что имеет внешний для организации характер. Они придерживались взгляда на мир с точки зрения «замкнутой системы». Именно эти ограничения привели к необходимости разработки новых моделей организаций, для которых ха­рактерна их «открытость», т.е. учет того, что внутренняя динамика орга­низации формируется под воздействием внешних событий.

3. Модель организации, представленной в виде сложной иерархиче­ской системы, тесно взаимодействующей с окружением. Ее основу со­ставляет общая теория систем, а главная идея заключается в признании взаимосвязей и взаимозависимостей элементов, подсистем и всей систе­мы в целом с внешней средой. В соответствии с этими теоретическими положениями организация рассматривается в единстве ее составных час­тей, которые неразрывно связаны с внешним миром (табл. 3).

Ключевые факторы успеха организации находятся в двух сферах: во внешней (из которой она получает все виды ресурсов, включая информа­цию, т.е. знание) и во внутренней (сильные и слабые стороны которой создают те или иные предпосылки для преобразования ресурсов в про­дукцию и услуги).

Внешняя среда характеризуется как совокупность переменных, кото­рые находятся за пределами предприятия и не являются сферой непо­средственного воздействия со стороны его менеджмента. Это прежде всего все те организации, а также люди, которые связаны с данным предприятием в силу выполняемых им целей и задач: поставщики, по­требители, акционеры, кредиторы, конкуренты, профессиональные сою­зы, торговые организации, общества потребителей, правительственные органы. Кроме того, существует как бы второй ряд переменных внешней среды — социальные факторы и условия, которые, не оказывая прямого воздействия на оперативную деятельность организации, предопределяют стратегически важные решения, принимаемые ее менеджментом. Важ­нейшая роль здесь принадлежит экономическим, политическим, право­вым, социально-культурным, технологическим, экологическим, физико-географическим факторам и переменным (рис. 14). Значение факторов внешней среды резко повышается в связи с возрастанием сложности всей системы общественных отношений (социальных, экономических, поли­тических), составляющих среду менеджмента. Именно внешнее окруже­ние диктует стратегию организаций.

Таблица 3






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.