Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эпоха Петровских преобразований.






1. Предпосылки реформ. Характер реформ.

2. Экономическое развитие.

А) Промышленность, специфика русской буржуазии. Политика меркантелизма.

Б) Сельское Хозяйство.

В) Торговля.

Г) Налоговая политика

 

3. Изменение в социальной сфере.

4. Реформа в системе государственного управления.

А) Причины.

Б) Упразднение Боярской думы и учреждение Сената.

В) Упразднение приказной системы и создание органов отраслевого управления – коллегий (1718-1721 год).

Г) Областная (губернская) реформа (1708-1710) и реформа государственного управления.

Д) Создание органов государственного надзора (прокуратура).

Е) Завершение формирования абсолютизма. Устав «О наследии престола» (1722 год).

Ж) «Табель о рангах» (1722 год).

 

5. Ликвидация патриаршества (1721 года). Святейший Синод.

6. Создание регулярной армии и флота.

7. Итоги преобразований.

 

Реформы проводились в течение всего правления Петра I. Нередко случалось так, что новые соображения и предписания упраздняли недавно созданное, но не выдержавшее проверки временем. Специального плана проведения реформ не было. Среди историков широкое распространение получила точка зрения о том, что реформы Петра выросли под воздействием военных потребностей России. И действительно, из 36 лет царствования Петра 28 падает на войны. По другой версии историков реформы были продолжением тех тенденций, которые обнаружились еще в XVII веке. Реформы проводились сверху, и в их осуществлении огромную роль сыграла личность Петра. Реформы, несомненно, отвечали национальным потребностям России, однако этого не хотят признать славянофилы.

 

1. Насущная необходимость преобразований вызывалась комплексом различных факторов, как внутренних, так и внешнеполитических:

 

- Нарастало экономическое и военное отставание России от стран Европы, что представляло серьезную угрозу национальному суверенитету, но для преодоления отсталости и культурной изоляции необходимо было совершить прорыв к незамерзающим морям, а это требовало мобилизации все материальных и человеческих ресурсов страны. Реформы обеспечили эту мобилизацию.

 

- Служилое сословие – опора самодержавной власти не соответствовало требованиям общественного развития страны ни по своему социально-политическому, ни по своему культурному развитию. Оно в массе своей оставалось патриархальной социальной общностью средневековой эпохи, и о своих сословных интересах имела смутное представление. А «бунташный век», социальная нестабильность требовали укрепить позиции правящего сословия, его мобилизовать и обновить, а также совершенствовать государственный аппарат управления и армию.

 

- Общество переживало духовный кризис, вызванный обмирщением, расколом церкви, а это порождало потребность качественных преобразований в культурной сфере, которые с одной стороны должны были вернуть Россию в европейскую цивилизацию, а с другой стороны укрепить власть новой рационалистической идеологией, идущей на смену религиозной.

 

- Сама возможность преобразований создавалась в результате тех изменений, которые происходили в стране в течении XVII века: в экономической сфере – появление мануфактур, начало формирования всероссийского рынка, развитие внешней торговли, политика протекционизма; в социальной сфере – отмена местничества, увеличение числа служилых людей, развитие крепостничества, сближение поместья и вотчины; в политической сфере – формирование абсолютизма, преодоление дипломатической изоляции, приобретение Левобережной Украины, Создание полков «нового строя»; в культуре – процесс обмирщения.

 

- Сама личность царя-преобразователя стала одним из условий реформ. Петр как личность складывался в исторических условиях конца XVII века и осознав необходимость изменений вложил всю силу своего недюжинного ума и железной воли в обновление страны.

 

Насущная необходимость преобразований и недостаточная зрелость их предпосылок, в том числе неготовность общества к качественным изменениям порождали насильственный характер реформ. Это дало некоторым исследователям основания назвать реформы «революцией сверху».

 

Однако внешне произошел резкий разрыв с Московией, с православной традицией, но так как уровень средств и ресурсов был весьма низким, то это привело к парадоксальному результату: обновление и европеизация сочетались с укреплением таких сущностных основ российской цивилизации как – самодержавие и крепостничество. Поэтому некоторые историки реформы Петра I квалифицируют как контрреформы и даже как контрреволюцию.

 

Безусловно петровские реформы укрепили самодержавие: создали бюрократию, преобразовали служилое сословие и превратили его в дворянство, ставшее со временем привилегированным сословием страны. Но эти изменения происходили на базе укрепления крепостничества, а значит, их можно охарактеризовать как самодержавно-крепостнические, дворянско-бюрократические.

 

С цивилизационной точки зрения реформы Петра – это первый опыт модернизации отсталой аграрной страны. Однако он вызван не внутренним развитием общества, его потребностями, а вызван внешними обстоятельствами – необходимостью пробиться к морям. Поэтому модернизация принимает форму европеизации и отличается поверхностным, выборочным заимствованием у европейских стран, прежде всего технических достижений для военных целей. Она сопровождается ужесточением эксплуатации собственного народа, растущей централизацией и бюрократизацией системы управления, порождает цивилизационный раскол российского общества.

 

2 А. Опираясь на достигнутые в XVII веке успехи (первые мануфактуры, складывание мелкотоварного производства, начало формирование всероссийского рынка) Россия при Петре сделала решающий рывок в экономическом развитии: к концу XVII века было около 30 мануфактур, а в первой четверти XVIII уже около 200. Экономические преобразования диктовались потребностями обеспечения армией: армия и флот нуждались в большом количестве железа, леса, парусов, канатов, обуви, сукна и т.д. Государство спешно развивало отрасли промышленности, работавшие на военные нужды. Главным металлургическим районом станы стал Урал, который оттеснил на второй план Олонецкий и Тульско-Каширский районы. В 1698 году на Урале был построен первый металлургический завод – Невъянский, а уже в 1702-1707 годах были основаны еще 11 заводов: Солекамск, Лялинский, Алапаевский, Екатеринбургский, Уктусский, Нижнетагильский, Верхнетагильский и другие. Это позволило удовлетворить потребности страны в металле. Уральское железо на долгое время оказалось лучшим в мире. К середине XVIII века 61 металлургический завод из 75 действовал на Урале.

Производство металла позволило создать оружейные заводы. Первый – Тульский, затем в Сестрорецке, близ Петербурга и в Олонецком крае (Карелия).

 

Развивались и предприятия легкой промышленности. Наибольшее развитие получила текстильная промышленность в центре страны. Она в основном работала на армию. Наиболее значительными предприятиями были Московский суконный двор, Большая, Ярославская мануфактура, суконные мануфактуры в Воронеже, Казани, на Украине. Получила развитие новое производство: шелкопрядение, стеклянное и фаянсовое дело, производство бумаги (в Петербурге, Москве). Все предприятия были мануфактурного типа, то есть самого передового в то время. Строились на казенный счет и принадлежали казне.

 

В конце Северной войны Петр преступил к поощрению частного предпринимательства. В 1719 году указом Петра была опубликована Берг привилегия, которая позволяла всем жителям России заниматься поисками полезных ископаемых. С разрешения Берг коллегии основывать заводы. То есть провозглашала горную свободу. В частные руки стали широко передаваться заводы, принадлежавшие раньше казне. Как правило, новыми владельцами становились купеческие кампании, которым предоставлялись ссуды и налоговые льготы. При этом цели производства оставались те же: в первую очередь предприятия должны были выполнять казенный заказ, и нарушение этого условия каралось конфискацией завода, даже если он основан на собственные средства владельца. Владельцам мануфактур это нравилось, потому что казенный заказ обеспечивал гарантированный сбыт продукции. Но это, же обстоятельство снижало конкуренцию и позволяло владельцам не заботиться о техническом и организационном совершенствовании производства.

 

Русская мануфактура принципиально отличалась от западноевропейской не только своей тесной связью с государством, но и характером используемой рабочей силы. Дело в том, что русская промышленность развивалась в условиях господства крепостничества. Так как в стране почти не было свободных рук, то на предприятиях использовались работавшие по найму иностранные мастера, солдаты, а также беглые крестьяне и посадские люди, бродяги, каторжники и так далее. В первые годы создания крупной промышленности использовался наёмный труд, но его резервы были не велики и крепостнические порядки стали распространяться и на мануфактуры. В 1721 году Петр I специальным указом разрешил владельцам мануфактур-недворянам покупать и переселять крестьян на заводы. В отличие от крепостных их называли посессионными. Посессионные считались собственностью завода и не могли быть проданы отдельно от предприятия. Кроме того, с самого начала, особенно на Урале и Карелии к заводам стали приписывать государственных крестьян, которые свои подати государству платили не деньгами, а отрабатывали на заводе по установленным расценкам. Эта категория работников на казенных мануфактурах получила название приписных.

 

Уже после смерти Петра эта тенденция использовать подневольный труд на мануфактурах сохранилась: указом 1736 года работники, попавшие на заводы владельцами которых были лица не дворянского происхождения, закреплялись за ними навечно и этот разряд населения получил название «навечноотданные к заводам». Позднее они слились с посессионными. Таким образом, особенностью развития русская мануфактура сближалась с крепостной вотчиной. Особенно в таких отраслях, как металлургия, полотняная, суконная промышленность. Российская мануфактура петровской реформы, будучи по характеру организации производства (разделение труда, частичная работа на рынок) была буржуазным явлением, но по способу эксплуатации рабочей силы оставалась феодальной. Вольнонаемный труд использовался эпизодически.

 

Эта особенность мануфактурного производства в России повлияла на формирование русской буржуазии. Она по сравнению с западноевропейской оказалась в большей степени связанной с режимом. В зависимость от правительства ее ставили правительственные субсидии, казенные заказы, покровительственная таможенная политика. Купечество по существу феодальное сословие и оно стремилось получать льготы, привилегии, монополии, а наиболее богатые (Строгановы, Демидовы, Походяшины, Осокины, Баташевы, Мясниковы и другие) стремились получить дворянские звания и соответствующие им сословные привилегии. Этот процесс получил название «одворянивание» в зарождавшейся русской буржуазии. Примечательно, что крестьяне и земля под заводом стоили в 3-4 раза дороже, чем само предприятие. Если в Европе буржуазия боролась против сословных барьеров, то в России – за их укрепление. Все это при традиционной слабости городского самоуправления привело к тому, что русская буржуазия так и не стала самостоятельной политической силой, носителем идеи представительного правления.

 

Петр I продемонстрировал независимость государства от интересов дворян: указом 1722 года он разрешил не возвращать помещикам беглых крестьян, овладевших мастерством. Кроме того, государство приписывало государственных крестьян не только к казенным, но и частным мануфактурам, обычно купеческим.

 

Петр I проводил политику покровительства отечественного производства. Высокие таможенные пошлины вводились на те товары, которые Россия начинала производить и низкими таможенные пошлины были только для тех товаров, которые в России еще не производились. Петр, таким образом, стремился оградить интересы национальной промышленности от иностранной конкуренции (таможенный устав 1724 года).

 

2 Б. В сельском хозяйстве изменения незначительные. Вводились новые культуры – картофель, табак, виноград, фруктовые деревья. Расширялись посевы технических культур – льна, конопли. Продолжалось сельскохозяйственное освоение новых земель – на юге страны, в Поволжье, в Сибири. Разводились более продуктивные породы скота – овцы мериносы, коневодство. Петр ярко проявлял патернализм. Указом 1721 года крестьянам предписывалось применять во время жатвы место серба косы и грабли.

 

Наиболее привычным для дворян путем увеличения производства было усиление крепостного гнета. На этом пути у них не было преград: закон не определял размер крестьянских повинностей и устанавливался самим помещиком.

 

2 В. Для пополнения государственной казны Петр стремился расширить торговлю. С этой целью создавались крупные купеческие кампании, был построен Вышневолодский канал, связавший Петербург с бассейном Волги, планировалось, и сооружение Волго-Донского канала.

 

Производство и сбыт многих товаров объявлялись казенной монополией, то есть исключительным правом государства и отдавались на откуп крупным купцам. Нередко монополистами становились иностранные купцы. Монополии были разнообразны и многочисленны. Частные лица лишились права торговать наиболее выгодными товарами: зерном и щетиной, мачтовым лесом и пенькой, табаком и воском, железом и парусиной… Нередко конкуренция с иностранными купцами разоряла отечественных купцов, не имеющих ни опыта, ни средств. Петровская эпоха оказалась тяжелой для купечества. Обриминительной были не только государственные монополии, высокие налоги, но и стремление царя, во что бы, то, ни стало вывести русскую торговлю на Балтику. В 1713 году он запретил доставлять многие товары в Архангельск и повелел ими торговать через Петербург. Но у купцов в Петербурге, ни жилья, ни складов для товаров, дороги по суши отвратительные, а морем – купеческий корабль рисковал встретиться со шведскими военными судами. Таким образом, рушились налаженные трудом нескольких поколений деловые связи. Это не прошло для купечества бесследно: многие торговые фамилии разорились и их представителей можно найти в солдатах, монахах, бродягах.

 

Однако, в конце Северной войны (1719 году) большинство монополий были отменены, но государство не прекращало свое вмешательство в торговлю: царскими указами по-прежнему предписывалось в какие порты вести товары, какие корабли строить. Торговыми делами ведала Коммерц-коллегия.

 

Основой государственной политики в области торговли служила теория меркантилизма. Согласно ей основу государственного богатства составляет накопление денег в казне, а значит, экспорт должен превышать импорт. Основным средством обеспечения этого стал протекционизм, то есть высокие таможенные пошлины на импорт и поощрительные низкие пошлины на экспорт. Но такая политика уже была характерна в XVII веке (Новоторговый устав 1667 года), но таможенный тариф 1724 года имел еще более ярко выраженный протекционистский характер. Например, пошлины на некоторые виды железных изделий достигали 75% их стоимости. Благодаря этим мерам, к 1726 году ввоз товаров был вдвое ниже, чем вывоз и это приносило казне большие доходы.

 

Главными торговыми портами России были Астрахань, Архангельск, Петербург. Оборот Петербурга превысил оборот Архангельска в 12 раз. Российский экспорт составляли: лен, пенька, кожа, лес, но к ним в первой четверти XVIII века прибавилось железо (с 1722 года) и полотно, ставшее одной из важнейших статей российского экспорта. Импортировались сукна, шелка, краски, вина, сахар, предметы роскоши.

 

Усилился обмен товарами между отдельными частями страны. По-прежнему большую роль играли ярмарки. В стране продолжался процесс формирования всероссийского рынка.

 

Наряду с серебряными монетами начали чеканить медные разменные деньги. Причем серебряный рубль стал почти вдвое «дешевле».

 

2 Г. Северная война требовала огромных средств. Источником стали постоянно растущие налоги. С 1678 года единицей налогообложения был двор, но перепись 1710 года показала, что количество дворов уменьшилось почти на одну треть. Причины: бегство крестьян, утайка помещиками количества дворов, своз родственников, а то и чужих людей в один двор, чтобы уменьшить подати.

 

В 1718 году единицей налогообложения стала «душа» мужского пола. Правительство приступило к проведению подушной переписи, но поручило подавать сведения самим помещикам. Когда правительство убедилось, что помещики не заинтересованы в подаче точных сведений, то в 1722 году перепись поручили офицерам. В 1722-1724 годах была проведена ревизия поданных помещиками списках и с этого времени перепись населения в России получили название ревизий.

 

После проведения ревизии введена подушная подать в размере 74 копеек в год с помещичьего крестьянина, 1 рубль 14 копеек с государственного крестьянина или посадского человека. Разница объяснялась тем, что крепостной помимо государственных нес повинности перед своим барином. Подати брались формально с мужского населения, но независимо от возраста крестьянин, занесенный в документы ревизии (ревизские сказки) именовался «ревизской душой». Даже если он умирал, то налоги за него прекращали взимать только после следующей ревизии.

 

Кроме подушной подати существовало до 40 видов косвенных налогов (за бороду, за дым, за ловлю рыбы и так далее), а так же прямые – рекрутские, драгунские, корабельные и особые «сборы». Общий объем налогообложения возрос почти вдвое. Тяжесть подушной подати усиливалась тем, что ее размер не зависел от уровня доходов податного населения и её размер определялся в результате деления суммы, требуемой на содержание армии и флота на число налогоплательщиков. Эта ситуация порождала рост недоимок.

 

Подушную подать собирали воинские команды тех полков, которые были закреплены за данной территорией (отсюда название полков). Чтобы обеспечить сбор податей, а также затруднить бегство крестьян правительство ввело паспортную систему – каждый крестьянин, уходивший на заработки дальше 30 верст от постоянного места жительства, должен был иметь паспорт с указанием срока возвращения домой. Так, указом Петра 1724 года было положено начало паспортной системе в России. Всякий кто не имел паспорта, подлежал задержанию и выяснению личности в воеводской канцелярии. Кроме того устанавливался штраф 100 рублей, налагавшийся на помещика, укрывшего беглого.

 

Налоговая политика тесно связана с социальной: подушная подать была распространена и на холопов, которые прежде государственных налогов не платили. Если по Соборному Уложению 1649 года холопы имели старинное право выйти на свободу после смерит господина, то теперь, уровняв в податном отношении холопов с крестьянами их одновременно навсегда закрепили за помещиками. Беглых холопов стали искать также упорно, как и крестьян. Эта мера не означала, что холопов подняли до уровня крестьян, а наоборот. Крестьян опустили до уровня холопов.

 

3. При Петре Первом сложилась новая структура общества, в которой четко прослеживался сословный принцип, регулируемый государственным законодательством. Социальная политика Петра отличалась особенностями, проистекавшими из его собственных социально-политических взглядов. Он считал себя слугой государства. Под службой Петр подразумевал все виды разнообразной деятельности: военное дело, законотворчество, кораблестроение и т.д. Петр представлял цель своей службы – достижение общего блага. Но под общим благом он понимал не всеобщее благоденствие подданных, а только способность каждого подданного в зависимости от сословной принадлежности беспрекословно и четко выполнять обязанности, возложенные на него государством. Он считал, что социальное и правовое неравенство заложено ещё с рождения. Помещик и крепостной крестьянин должны занимать полярные позиции в социальной структуре. Таким образом, вся социальная политика Петра была направлена на подчинение разных сословий государству.

Сословное деление общества при Петре было следующим: привилегированное положение занимали два сословия – дворянство и духовенство. Они были освобождены от налогового бремени. Крестьянство, купечество и горожане были податными сословиями, но не все. Высшим сословием было дворянство, которое при Петре укрепило свое положение. Завершился процесс формирования дворянского сословия. Его численность выросла в 5 раз. Петр хотел видеть в дворянстве опору власти, пытался добиться его сплоченности, высокой образованности, он считал, что дворянство – это лицо его государства. Первое новшество состояло в том, что эпизодические сборы дворянской конницы превращались в непрерывную пожизненную службу. От неё можно было освободиться либо по болезни, либо получив увечье. Изменилась форма вознаграждения за службу. Раньше государство расплачивалось с дворянами землей и крепостными крестьянами. Теперь государство перешло к денежному вознаграждению. Чтобы повысить уровень образования дворянства, в 1714 году Петр издал указ, по которому священнослужителям было запрещено регистрировать брак, если жених был неграмотным. Дворянских сынков ожидало серьезное испытание при получении образования. Созданные при Петре 1 учебные заведения напоминали казармы, а ученики напоминали рекрутов. Петр приказывал отправлять дворянских недорослей для обучения за границу, но их положение там было крайне тяжелым. Без знания языка и обычаев неприспособленные к самостоятельности они нередко, не получая денег на пропитание, пытались сбежать. В 1714 году Петр издает указ о единонаследии. Цель его состояла в том, чтобы побудить самих дворян проявлять интерес к службе. Указ уравнял дворянское поместье и боярскую вотчину. Теперь земельное владение называлось имение и передавалось по наследству. Землевладельцев стали называть помещиками или шляхтой на польский манер. Причем Петр заставлял называть именно шляхтой. Но это название не прижилось, а указ о единонаследии постепенно после смерти Петра стал нарушаться, а потом и вовсе был отменен Анной Иоанновной. Указ запрещал продавать, закладывать земли, а также делить их между наследниками (было учреждено правило майората). Вся недвижимость передавалась одному наследнику (не обязательно старшему). Все остальные сыновья должны были «хлеба своего искать службою, учением, торгами и прочим». Таким образом, дворянские дети обязывались служить отечеству. К указу о единонаследии примыкали законы, запрещающие производить в офицеры дворян, не прошедших службу рядовыми в гвардейских полках. Громадное влияние на судьбы дворянства оказала Табель о рангах 1722 года. В ней определялись принципиально новые критерии служебной годности. Теперь на первый план выдвигалась не порода, а способности, образованность и профессионализм. Значение Табели о рангах состояло в предоставлении «подлородным людям», за исключением крепостных крестьян, права пополнять ряды дворянства. Всякий, получивший первый офицерский чин, то есть 14 ранг (прапорщик), приобретал потомственное дворянство. На гражданской службе – с 8 ранга (коллежский асессор). То есть дворянство стало пополняться талантливыми людьми, выходцами из других социальных групп. Из низов вышел пирожник А.Д.Меншиков, прибыльщик Курбатов – бывший холоп боярина Шереметева. Такое положение не нравилось дворянству, и после смерти Петра оно стало игнорироваться.

92% общества составляло крестьянское сословие. Здесь тоже произошли изменения. Во-первых, был образован новый разряд крестьян – государственные крестьяне. В эту категорию по налоговому принципу были объединены черносошные крестьяне севера, однодворцы южных уездов, ясачные крестьяне Поволжья и Сибири. Государственные крестьяне испытывали меньший гнет, нежели частновладельческие. Они несли государственные повинности: привлекались на строительство дорог, крепостей; должны были служить в армии и т.д., но они не платили оброк и не работали на барщине как частновладельческие крестьяне. Во-вторых, было ликвидировано холопство. Холопы были переведены в категорию государственных крестьян. В-третьих, были созданы две особые категории крестьянства: приписные крестьяне - государственные крестьяне, жившие в районах строительства заводов и использующиеся на них в качестве рабочей силы в счет уплаты государственных налогов и повинностей, работали не регулярно, а только в зимнее время; посессионные крестьяне – их покупали заводчики, они становились собственностью мануфактуры, не получали жалования, продавались вместе с мануфактурой. Указы об этих категориях вышли в 1721 году. За уклонение от повинностей государственных крестьян жестоко наказывали. Самой распространенной формой протеста было бегство. Для борьбы с беглыми крестьянами была создана паспортная система. Крестьянин, уходивший на заработки далее 30 верст, получал открепительный документ. Положение частновладельческих крестьян ухудшилось с введением подушной подати.

Жители города составляли 3% населения страны. Они также прикреплялись к месту уплаты подушной подати. Все ремесленники были обязаны жить в городах. Если по отношению к ним правительство занимало очень жесткую позицию, то в отношении купечества придерживалось более гибкой политики. Петр понимал, что, с одной стороны, купечество – это источник доходов, но с другой стороны, для развития купечества тоже нужны были деньги. В 1696 году Петр произвел крупное изъятие денежных средств у купцов, он заставил их соорудить, оснастить и укомплектовать экипажами 12 кораблей. В 1705 году государство ввело монополию на продажу за границу самых ходовых товаров. Купцы лишились важных источников доходов. Результат сказался быстро: в 1715 году половина гостей оказалась настолько разоренной, что прекратила торговые операции. Петр, понимая это, в 1717 году отказывается от монополии на продажу ходовых товаров. Во-вторых, он учреждает в 1722 году цехи для городских ремесленников. Если в Западной Европе они образовались по инициативе самих горожан, то в России цехи были учреждены для удобства распределения государственных заказов на изготовление изделий для армии и флота. Здесь допускалась конкуренция, учитывалось качество выпускаемой продукции, тем самым купечество могло скупать более качественные товары у посадского люда и вывозить за границу.

С 1699 по 1720 годы проводилась городская реформа. По этой реформе все горожане делились на две категории: регулярные и нерегулярные граждане. В регулярные зачислялись купцы, промышленники, ремесленники. Они могли избирать магистраты, то есть впервые в России действует избирательная система. Регулярные горожане делились на гильдии согласно своему состоянию. В первую гильдию входили самые богатые – это купцы, торговавшие с другими странами (гости), владельцы мануфактур. Они были освобождены от городских повинностей и налогов. Нерегулярных граждан называли «подлыми людьми». Сюда входили горожане, работающие по найму и на черных работах. Они не имели права голоса.

Таким образом, Петру удалось создать стройную регулярную сословную систему, подчинявшуюся императору.

4 А. В конце XVII - начале XVIII века система управления во многом оставалась архаичной. Функции разных приказов переплетались, дублировались. Их число достигало более 70. Методы работы оставались патриархальными. После отмены местничества главный орган управления – Боярская дума формировалась по-прежнему на основе родовитости, поэтому её работоспособность была невысока. Петр понимал, что необходимо изменить систему управления, так как:

- требовалось создание нового государственного аппарата, способного эффективно осуществлять руководство модернизирующимся обществом;

- Петр 1 стремился утвердить и закрепить свою абсолютную власть, считал, что для создания государства «общего блага» нужен решительный, мощный аппарат управления, который безоговорочно выполнял бы его монаршую волю, т.к. он был убежден, что только она сам знает, что необходимо делать;

- в это время и в Европе, и в России утвердились рационалистические представления об обществе и государстве, согласно которым не Бог, а разум человека являлся источником знаний и развития общества. В итоге дух времени подталкивал к созданию новых учреждений власти. Петр придерживался теории камерализма, согласно которой предполагались разделение функций отдельных звеньев управленческого аппарата, четкое определения круга обязанностей чиновников, персональная ответственность, учет документации. С помощью такого аппарата Петр рассчитывал поставить общество под полный контроль. Он не доверял своим подданным и стремился регламентировать почти все сферы жизни, включая личную;

- непосредственное влияние запада на убеждения Петра. Он считал, что запад достоин подражания. Неслучайно многие органы управления были устроены и даже названы на западный манер.

4 Б. Уже в 1701 году Петр 1 создал «Консилию министров» (Совет министров), в ведение которой перешли дела, решавшиеся Боярской думой. Дума не была упразднена, царь просто перестал её собирать. В Консилии был установлен строгий порядок работы, велись протоколы заседаний. Петр ввел это правило, чтобы «ибо сим всякого дурость явлена будет». Каждый министр отвечал за свой круг обязанностей. Так начала формироваться бюрократия. В 1711 году Петр учредил Правительствующий Сенат. Принципиальным отличием Сената от Боярской думы было то, что его члены (9 сенаторов) назначались лично Петром 1. Сенат был создан в результате экспромта как временное учреждение – отправляясь в Прутский поход, Петр оставил за себя 9 исполнителей. Но со временем он превратился в высший распорядительный, судебный, законосовещательный, а в момент отсутствия царя – законодательный орган власти. Решения Сената принимались коллегиально и скреплялись подписями. Мнение высказывали, начиная с младшего по чину. Нельзя было говорить по бумажке. Председательствовал в Сенате сам царь или один из сенаторов, а позднее – генерал-прокурор или обер-прокурор. Всем делопроизводством ведала Сенатская канцелярия. В целях пресечения злоупотреблений и волокиты при Сенате учреждается должность генерал-ревизора. В 1722 году Сенат был поставлен под надзор генерал-прокурора (первым генерал-прокурором был Ягужинский) и обер-прокурора, который подчинялись самому царю.

4 В. В 1718-21 годах проводилась реформа исполнительных органов власти. Громоздкая приказная система была заменена новыми центральными органами – коллегиями. Их назвали так, потому что каждую возглавлял не один начальник, а совет из 5 человек во главе с президентом. Всего было 11 коллегий, но затем добавилась 12ая – Духовная коллегия (1721), то есть Синод. Три коллегии были главными, «первейшими» - Военная, Адмиралтейская, Иностранных дел. Три – экономические (Берг-коллегия, занимавшаяся тяжелой промышленностью, Мануфактур-коллегия, ведавшая легкой промышленностью, и Коммерц-коллегия (ведала торговлей)). Следующие 3 коллегии – финансовые. Это Камер-коллегия (ведала сбором налогов), Штатс-коллегия (ведала расходами) и Ревизион-коллегия (контролировала расходы и доходы). Особняком стояла Юстиц-коллегия, которая занималась разработкой законов, контролировала деятельность судов. Кроме этого, вместо Поместного приказа была создана Вотчинная коллегия, занимавшаяся земельными вопросами. Для управления городами был создан Главный магистрат. Не относился к коллегиям Преображенский приказ, в дальнейшем усиленный Тайной канцелярией, которая ведала следствием о государственных преступлениях и подчинялась Сенату. Все функции коллегий были подробно разработаны в Генеральном регламенте и регламентах отдельных коллегий. Новая система исполнительной власти строилась на принципах рационализма, централизма и коллегиальности. Особенностью системы управления при Петре 1 являлась возможность личного вмешательства монарха в решение любого вопроса, минуя государственные органы. Для этого у Петра был личный аппарат – Кабинет Его Императорского Величества, который возглавлял кабинет-секретарь Макаров. Всё это свидетельствовало об укреплении абсолютизма.

4 Г. Реформа началась в 1708-09 годах. Начинается перестройка местных органов управления. Она была начата под воздействием последствий Крестьянской войны 1707-08 годов под руководством К.Булавина. Страна была разделена на 8 губерний, во главе которых поставлены губернаторы. Они назначались царем, но подчинялись не только ему, но и Сенату и даже коллегиям. В 1713 году местное дворянство получило право избирать 8-12 ландратов в помощь губернатору. Так Петр хотел на уровне губерний ввести коллегиальное управление для предотвращения злоупотреблений, что было неслучайно. За многочисленные злоупотребления подвергся казни сибирский губернатор князь Гагарин, сделавший в свое время не мало полезного для Сибири. В присоединенных к России территориях, например прибалтийских, управление осталось без изменений. Здесь существовали органы самоуправления. Украина имела своего гетмана (автономия), а в Калмыкии правил свой хан. Только впоследствии общая система распространилась и на эти области. В 1719 году страна была поделена на 50 провинций при сохранении губерний. Но губерний стало 11. Провинции делились на дистрикты, которые возглавляли земские комиссары. Провинции возглавляли воеводы. Новое административное деление преследовало несколько целей:

- укрепление власти на местах

- прекращение побегов крепостных

- обеспечение набора рекрутов

- сбор налогов и пошлин.

Дополнением губернской реформы стала вторая городская реформа. В 1718 году в Петербурге учреждается должность генерал-полицмейстера, который ведал отраслями полицейского управления в городах, воинскими командами и тюрьмами, которые назывались «колодничьи палаты». В 1721 году был утвержден регламент Главного магистрата. Главный магистрат возглавлял все самоуправление в городах, где учреждались магистраты и ратуши. Эти учреждения должны были избираться. Главный магистрат возглавлял президент, который назначался царем.

Вся эта сложная система органов власти и управления имела продворянский характер. Она закрепляла активное участие дворянства в управлении страной, но одновременно она расширила объем и формы дворянской службы, что вызывало недовольство дворянства.

4 Д. Органы надзора распределялись на прокурорские и фискальные. Должности фискалов были введены начиная с Сената и заканчивая местными органами управления. Задача фискалов заключалась в том, чтобы контролировать администрацию, выявлять случаи нарушения законов, взяточничества и казнокрадства. Фискалы подчинялись непосредственно царю. Они не получали жалования и существовали за счет доли конфискованного имущества. Прокуроры имелись в разных учреждениях: в Сенате, Синоде, коллегиях. Генерал-прокурор мог приостановить и опротестовать решение Сената. Они являлись «оком государевым» и подчинялись лишь царю.

4 Е. Завершение складывания абсолютизма происходит к 1721 году, когда Сенат после заключения Ништадтского мира провозгласил Петра императором. Царь стал носителем высшей законодательной, исполнительной и судебной власти и не разделял её ни с кем. Эти полномочия были прописаны и в Воинском регламенте, и в Духовном. «Император всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный, повиноваться его верховной власти не токмо за страх, но и за совесть сам Бог повелевает».

ИМПЕРАТОР (с 1721 года)

|

СЕНАТ ОРГАНЫ НАДЗОРА:

| 1) фискальная служба

ПРАВИТЕЛЬСТВО (коллегии) 2) прокуроры

|

Губернии – губернатор

|

Провинции – воеводы

|

Дистрикты – комиссары Уезды – воеводы

 

Завершающим штрихом в создании абсолютизма стала ликвидация последнего ограничения власти самодержца. Это ограничение заключалось в порядке престолонаследия, по которому независимо от воли императора престол переходил к старшему сыну. Но в 1722 году Петр издает Устав «О наследии престола», дающий императору право назначать себе приемника по своему усмотрению, но только из царской семьи. Его появление было вызвано делом царевича Алексея. Царевич Алексей, сын Петра и Евдокии Лопухиной, был воспитан матерью и монахом Никифором Вяземским. К делам управления Алексей склонности не проявлял. В 1715 году у него родился сын Петр II – новый кандидат в наследники. Петр предложил Алексею либо постричься в монахи, либо принимать участие в государственных делах, он даже пригрозил ему лишить его права на престол. Но Алексей отказался от короны. Однако вокруг него постепенно формируется кружок недовольных Петром. В 1716 году Алексей, притворившись, что едет в Копенгаген, бежал, но был возвращен в Россию. В 1718 году началось следствие. Есть несколько версий по делу Алексея:

1) он действительно участвовал в заговоре и под пытками выдал своих сообщников, которые вскоре были казнены. Якобы Петр 1 создал специальный суд из 127 высших сановников, которые 24 июня 1718 года приговорили Алексея к смертной казни, обвинив его в государственной измене. Но 26 июня 1718 года при невыясненных обстоятельствах царевич умер в Петропавловской крепости.

2) Не было никаких пыток, суда, приговора, а Алексей умер от болезни. Само же дело Алексея возникло после смерти Петра 1 в период дворцовых переворотов, чтобы показать негативную роль Петра в последующей частой смене императоров.

4 Ж. В усилении власти царя большую роль сыграла Табель о рангах. Российский чиновный мир был разделен на 14 разрядов. Были выделены воинские чины, которые подразделялись на гвардейские, сухопутные и морские. В гвардейских чинах низшим чином являлся фендрик, а высшим – полковник. В сухопутных чинах низшим был прапорщик или фендрик, а высшим – генералиссимус или фельдмаршал. В морских чинах низшим был шкипер второго ранга, а высшим – генерал-адмирал. В Табели о рангах выделялась вторая категория чинов – гражданские. Низший чин – коллежский регистратор, высший чин – канцлер. Первым канцлером в России был Головкин. Последним – Горчаков. Третья категория чинов – придворные чины. Низший чин 12го разряда – камердинер, а высший чин первого класса – генерал-адъютант. Каждый чиновник и военный получал свое жалование и занимал определенное положение в обществе. Табель о рангах четко расположила по вертикали чиновничьи и воинские обязанности, закрепила их законодательно и давала возможность карьерного роста. Так сложилась мощная бюрократическая машина, которая впоследствии стала играть в обществе очень большую роль.

5. Церковную реформу можно отнести к важнейшим административным начинаниям Петра. Она коренным образом изменила положение церкви в государстве и решительно пресекла её притязания на вмешательства в светские дела. Новшества коснулись двух сторон жизни церкви:

- материальных ресурсов (церковного землевладения)

- места в государственной структуре

И здесь Петр, выстраивая отношения с церковью, исходил из убеждения, что, поскольку все должны служить государству, церковь тоже обязана быть на службе. Поэтому не могло быть речи об её независимости. В 1700 году умирает патриарх Адриан. Прибыльщик Курбатов предлагает Петру повременить с избранием нового патриарха, а для управления монастырскими землями создать светское учреждение. Петр согласился и вместо патриарха разрешил назначить местоблюстителя патриаршего престола. Им становится Стефан Яворский, рязанский митрополит. Петр надеялся на его поддержку, но Яворский не поддерживал нововведений и просил о выборах патриарха. По данным на 1722 год духовенству принадлежала 1/5 всех крестьян страны. Все монастырские вотчины были разделены на 2 категории: «определенные» - доход с них поступал самому монастырю – и «заопределенные» (доход поступал в казну). Тем самым Петр провел скрытую секуляризацию. Видя сопротивление Яворского, Петр подыскал нового сторонника церковных реформ – Феофана Прокоповича (публицист, законодатель, писатель). Особое место в его деятельности занимает создание Духовного регламента, который должен был заменить единоличное управление церковью на коллегиальное. В 1721 году вместо местоблюстителя была создана Духовная коллегия – Синод. Членов Синода назначал царь. Они были приравнены к чиновникам светских учреждений: получали из казны жалование, приносили присягу на верность государю. Они обязывались не вмешиваться в мирские дела. Здесь так же, как и в Сенате, было «око государево» - обер-прокурор. Обер-прокурор БЫЛ СВЕТСКИМ ЛИЦОМ. Формально первым обер-прокурором был Стефан Яворский, но фактическим руководителем был вице-президент Феофан Прокопович. Церковная реформа расширила обязанности духовенства. Монахов Петр называл тунеядцами и требовал от них службы государству: содержания школ, богоделен (дома престарелых), занятия ремеслами. Но самое главное, к чему стремился Петр, это проведение «секуляризации мысли», то есть частичного освобождения общественной мысли от церковной идеологии. С этой целью Петр прекратил преследование еретиков. Он начал исповедовать веротерпимость. Не стали преследовать старообрядцев. Ещё одна особенность церковной политики Петра состояла в предоставлении иностранцам права исповедовать свою религию. Так Петр способствовал распространению протестантизма в стране.

Жестокий удар получило духовенство. Была определена норма: один священник на 150 дворов прихожан. В 1722 году «лишние» священники были включены в состав тяглых людей и выбыли из духовного сословия. Те из них, которые жили на помещичьей земле, стали крепостными. Кроме того, государство сделало церковь орудием своей пропаганды. Здесь зачитывались царские указы, проклинались преступники. Светская власть вместе с тем поощряла переход иноверцев в православную веру. Специальные указы требовали от подданных регулярно посещать церковь и исповедоваться. Так государство принуждало быть православным. Требуя регулярной исповеди, светская власть заботилась не столько о нравственности, сколько о собственных полицейских интересах. В 1722 году Синод постановил, что священник, узнавший на исповеди об антигосударственных намерениях прихожанина, обязан донести на него. То есть государство отменило тайну исповеди. Мало того, государство заставляло священников присягать (давать присягу) в доносительстве. Священник, нарушивший присягу, лишался сана, имущества и даже подвергался смертной казни. Всё это вызвало недоверие общества к церкви и падение её авторитета.

6. Армия и флот являлись главной заботой Петра на протяжении всей его жизни. Известно, что из 36 лет царствования Петра, Россия лишь около 8 лет находилась в состоянии мира. Ко времени походов на Азов Петром уже были сформированы Преображенский и Семеновский полки на основе его потешных полков, и заново переукомплектованы Бутырский и Лефортовский полки (полки иноземного строя). Но сама военная реформа началась с 1699 года. Причины этой реформы:

1. Неудачи в ходе боевой кампании под Азовом (несмотря на победу во втором походе)

2. Расформирование стрелецких полков после бунта 1698 года из-за низкой боевой готовности

3. Война со Швецией, особенно «Нарвская конфузия»

4. Недостаток финансирования. В XVII веке армия состояла из поместной конницы, то есть дворянского ополчения, созываемого на момент войны, и стрельцов, которым надо было платить жалование. Денег всегда не хватало, стрельцы должны были служить постоянно, жить в пределах крупных городов, они дорого обходились государству. Полков нового строя было не много.

Военная реформа представляла собой комплекс мер, направленных на создание и совершенствование регулярной кадровой боеспособной армии и военно-морского флота. В 1699 году, 19 ноября Петр издает указ о формировании 30 полков путем призыва рекрутов от определенного количества дворов из крестьян и посадских людей, а также вольных людей. Село Преображенское становится центром призыва солдат. Складывание системы рекрутских наборов завершалось указом 1705 года. 20 дворов крестьян должны были поставлять одного рекрута. Всего к 1725 году было проведено 53 рекрутских набора, и сформирована 200-тысячная армия. Кроме того, насчитывалось до 105 тысяч казачьих и других иррегулярных частей – это конницы калмыков, башкир и т.д. Служба рекрута была пожизненной, что обеспечивало высокую боевую выучку и позволяло использовать армию в любое время. Регулярная армия подразумевала единообразное стрелковое вооружение, снаряжение, единую форму одежды, систему подготовки и обучения. В странах Запада армии формировались за счет наемников из числа граждан и иностранцев. Российская армия изначально стала национальной, народной армией. В решающих битвах её народность оказывалась важнейшим психологическим фактором. Люди шли в бой не за деньги, а защищать Родину. Вот почему главным источником побед в XVIII веке был моральный дух русской армии. Обучение стало одной из важнейших черт существования петровской армии. Для обучения были созданы специальные школы Артиллерийские, Военно-инженерные, Хирургическая, школы для унтер-офицерского состава, мореходные училища, школа гардемаринов, Морская академия (1715). Впервые в Европе Петр ввел систему полевой подготовки, благодаря которой были подготовлены талантливые полководцы Румянцев, Суворов, Кутузов. Смысл ее заключался в такой подготовке солдат, чтобы в бою армия несла наименьшие потери. На Западе на вооружении появились кремневые фузеи со штыками, ручные гранаты и многое другое. Петр немедленно перенял эти нововведения. Как и на Западе, он ввел гренадерские полки – полки гранатометчиков. Был полностью обновлен артиллерийский парк. Пострадала даже церковь: на пушки были переплавлены церковные колокола. В середине 1720х годов в России числилось только в полевой артиллерии более 2, 5 тысяч пушек. Пехота оснащалась легкими мортирами – легкие пушки, которые использовались в полевых условиях и были маневренными. Была ликвидирована дворянская конница, и образованы регулярные кавалерийские части. Их ядром стали драгунские полки. Они вооружались фузеями, пистолетами и саблями. Впервые в мире Петр ввел в военную практику легкую кавалерию и крупные кавалерийские соединения: корпуса и конную армию. Их подмогой были иррегулярные кавалерийские части.

В Европе существовало линейное построение войск, то есть расположение и в атаке, и в обороне шеренгами и стрельба плутонгами, то есть поочередно каждой шеренгой. В русской армии шеренги вели огонь «с падением», то есть, выстрелив, первые шеренги падали на землю, стрельбу продолжали задние шеренги. Так достигалась непрерывность стрельбы. Если в западных армиях штык предназначался для обороны, то Петр сделал его средством атаки. С тех пор штыковой удар стал одним из сильнейших боевых приемов русской армии. Недаром Суворов сказал: «Пуля – дура, штык – молодец». В 1716 году был издан Воинский устав, вобравший в себя лучшие из прежних воинских наставлений и отразивший все изменения в русской армии. Большое внимание в уставе уделялось морально-волевым качествам русского солдата. Святой долг командира – защита и спасение знамени. Обязанность воина – сам погибай, товарища выручай.

Одновременно с армией создается военно-морской флот. Ещё в конце лета 1691 года на Переяславском озере Петр заложил первый военный корабль. Корабли строились вскладчину. К весне 1698 года было 52 корабля. Петр строил одновременно флот на юге, так в Каспийском море к 1720 году насчитывалось 300 военных русских кораблей. Вторым центром строительства флота стало Балтийское море. Здесь в 1708 году был спущен на воду первый 28-пушечный фрегат. Проблема в создании флота заключалась в том, что в России не умели строить морские корабли. Для обучения Петр отправляет в Голландию русских дворян, учится сам. Но первые корабли были некачественными, сказывался не только непрофессионализм, но и непонимание русского общества необходимости создания военно-морского флота. Зачастую нарушались технологии, но Петр жестоко наказывал за оплошности. Вторая проблема – отсутствие кадров. Петр создает мореходное училище, но для обучения он нанимает иностранцев. К началу 1720 года русские армия и флот были обеспечены собственными кадрами. Иностранным офицерам предложили пройти специальный экзамен и уволили тех, кто не выдержал его. Затем вообще отказались от практики приема на военную службу иностранцев.

Разрабатывалась символика в армии и на флоте: вводились ордена, на флоте был введен Андреевский флаг.

В 1718 году был создан Морской устав.

К 1725 году в России была создана мощная армия и военно-морской флот.

7. В результате преобразований Петра было создано мощное промышленное производство, сильная армия и флот, Россия преодолела изоляцию, сократилось отставание от передовых стран Европы. Россия превратилась в великую державу мира. Реформы государственного строя придали новые силы служилому деспотическому государству. Европейские новшества только укрепили самодержавие. Тем самым Петр на долгое время приостановил политическое развитие страны и способствовал сохранению самодержавия. Реформы в области культуры и быта, с одной стороны, создавали условия для развития науки, просвещения, но с другой стороны, насильственное перенесение многих европейских ценностей препятствовало развитию собственной национальной культуры. Дворянство, воспринимая ценности европейской жизни, обособлялось от остальных слоев общества. Эта пропасть нарастала по мере модернизации страны, что привело к расколу общества. Отсутствие консолидации привело к мощным противоречиям в XIX – начале XX вв. Парадокс петровских реформ заключался в том, что он укрепил основы русской цивилизации: самодержавие, крепостничество, вызвал антизападническую реакцию многих слоев общества. Вместе с тем, Петр Великий – наиболее грандиозная личность XVIII века. Историки делят историю России на допетровский период и послепетровский. Отношение к Петру и его реформам вызывает споры в обществе до сих пор: можно ли считать это историческим подвигом народа, или же эти реформы обрекли страну на разорение после Петра? Одни специалисты говорят, что петровские реформы привели к нарушению прав и свободы личности, вызвали потрясения в жизни страны – это мнение славянофилов. Другие утверждают, что Россия сделала большой шаг на пути прогресса. Скорее всего, в то время петровские преобразования носили прогрессивный характер, но впоследствии феодальная система свела их «на нет». Только Екатерина II попыталась повести страну по пути «петровских» реформ. Реформы Петра неотделимы от его личности. Несомненно, он был наделен чертами харизматического лидера. Царь все время находился в движении, много учился, но плата за эти реформы была слишком велика. Жизнь народа не стала легче, хотя Петр запретил употреблять в документах уменьшительные имена «Ивашка», «Петька» и т.д., не нужно было падать перед государем на колени, в общении с людьми он показывал простоту и ясность. Он говорил: «Я продолжать буду так поступать, что ложь сама посрамлена будет, и надеюсь, что справедливость моих дел восторжествует».

Последние годы жизни Петра. Петр Великий – человек и государственный деятель.

Петр не получил в детстве и юности систематического образования. Его воспитывал пьяница Никита Зотов, который, несмотря на отсутствие педагогического образования, сумел подметить интересы Петра и направить их развитие в нужное русло. А интересовался Петр многим. В первую очередь, военным делом. Зотов приказал выписать из-за границы всевозможные приборы, книги, способствовал созданию потешных войск, но не особенно заботился о моральном воспитании Петра. Часто устраивались попойки, дикие забавы (катание на свиньях). Петр был женат дважды: первая жена Евдокия Лопухина была найдена его матушкой Натальей Кирилловной Нарышкиной. От этого брака родился Алексей. Но Петр воспринял женитьбу как обязанность царя и практически сразу же после свадьбы влюбился в дочку немецкого купца Анну Монс. Он не скрывал своих отношений с Анной, а впоследствии Евдокию Лопухину отправил в монастырь. Но жениться на Анне Монс он не стал. Второй брак Петра с будущей Екатериной I, урожденной Мартой Скавронской, тоже долгое время был неофициальным. Она была прачкой, любовницей князя Меншикова, но эта добрая недалекая женщина, безграмотная, могла сдерживать порывистость характера Петра и смягчать его дикий нрав. Во втором браке (неофициальном, Екатерина венчана в императрицы только в 1724 году) родилась Анна Петровна и Елизавета Петровна. Анна Петровна вышла замуж за герцога голштингского и утратила все права на русский престол. Младшая Елизавета была молода к моменту смерти Петра. В начале 1724 года Петр провел грандиозную коронацию своей супруги Екатерины Алексеевны. Этим он определил выбор преемницы престола. Но связь Екатерины с Вильемом Монсом обострила отношения между супругами, и в 1725 году Петр 1 остался совершенно один. В опалу попал и Меншиков – его лучший друг. 28 января 1725 года Петр 1 умер, не оставив завещания. Петр сформировался как личность, как человек, который на первый план выносил результат. Он не терпел пышных церемоний, нарядов. Привычный кафтан, поношенные ботфорты – таким видели Петра его современники. Он был равнодушен к пище, не выносил, когда его отвлекали по пустякам, был нетерпим и жесток к людям, которые плохо служили отечеству. Его деятельность должны были оценить потомки.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.