Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура России в XVII веке






1. Особенности развития и новые тенденции

2. Просвещение

3. Научные знания

4. Литература и общественная мысль

5. Театр. Музыка

6. Архитектура

7. Живопись

 

1. XVII век завершает период Средневековья, и со второй половины века начинается развитие новой культуры. Она формировалась в новых условиях социально-экономического развития – зарождения буржуазных отношений, роста мелкотоварного производства, развития торговли, формирования всероссийского рынка, складывания капитала. Всё это обусловило укрепление связей между различными частями страны, что благотворно воздействовало на культуру, и она обогащалась за счет взаимовлияния отдельных её регионов.

В развитии русской культуры XVII века можно выделить 3 этапа:

А) 1600-1620е годы, для которого характерен некоторый застой, связанный со Смутой и её последствиями;

Б) 1630е-1670е годы – время бурного развития культуры и всех её направлений;

В) 1680е-1690е годы – период наивысшего развития культуры Средневековья.

Для третьего этапа характерной чертой стало усиление влияния западноевропейской культуры. Иностранные специалисты приезжают в Москву и вносят в русскую культуру новые достижения и приемы, способствуя её поднятию на более высокий уровень. Однако в XVII веке западноевропейское влияние в русской культуре не играет определяющей роли, а только подготавливает почву для более успешного её развития в XVIII веке.

Другой характерной чертой русской культуры XVII века явилось проникновение светских элементов, которые ещё не стали доминирующими, но позволяют говорить о начавшемся «обмирщении» русской культуры. Обмирщение коснулось всех сторон культурного развития: образования, литературы, архитектуры, живописи. Это касается, однако, преимущественно городского населения, а культура деревни ещё долго оставалась полностью в рамках традиций.

Большинство современных исследователей считает, что важнейшие культурные преобразования Петра I подготовлены развитием российской культуры XVII века.

2. Грамотность распространялась преимущественно в городах и среди мужского населения. Это было связано с практическими нуждами – развитием торговли, производства, формированием административного аппарата, требовавшим от людей определенного уровня знаний. К концу XVII века уровень грамотности в среде купечества и приказных вырос до 52%.

В XVII веке существовало несколько печатных и рукописных учебных пособий: «Букварь» Василия Бурцева (издан в 1634 году), «Грамматика» Михаила Смотрицкого, «Считание удобное» (таблица умножения), но в основном обучение грамоте происходило по псалтырю и другим религиозным текстам. Если в XVI веке было издано 14 книг, то в XVII – уже 483, причем значительными тиражами (в среднем по тысячи экземпляров каждого наименования), но книги светского содержания составляли не более 1, 5%.

Потребность в образованных людях приводила к созданию школ, причем использовался опыт организации школ на Украине и в Белоруссии. В 1649 году открылась школа боярина Фёдора Ртищева, который пригласил в Москву из Киева 30 ученых монахов, и школа была открыта в Андреевском монастыре. Здесь преподавались греческий и латинский языки, философия, риторика. В 1640х годах в Чудовом монастыре была открыта школа Епифания Славинецкого, в 1665 году – в Заиконоспасском монастыре школа Симеона Полоцкого, в 1681 году по инициативе патриарха открыта Типографская школа, которую возглавили русский монах Тимофей и грек Мануил. К концу века в Москве грамотой владели 24% взрослого мужского посадского населения. Это был весьма высокий показатель. Особенно быстро грамотность росла среди дворян.

В 1682 году в кельях Богоявленского монастыря начали преподавать братья Лихуды, греки по происхождению, получившие образование в Падуанском университете. В 1686 году было построено специальное здание в Заиконоспасском монастыре, и на следующий год в 1687 году было открыто первое в России высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинское училище (позже – академия). Прием в него был разрешен детям из свободных сословий. Целью академии была подготовка грамотного духовенства и приказной администрации. В академии преподавались духовные и светские науки: грамматика, риторика, пиитика, философия, богословие, славянский, греческий, латинский и польский языки. Однако после ссылки Лихудов в 1701 году в Ипатьевский монастырь академия постепенно пришла в упадок. (Один из знаменитых выпускников академии – Михаил Ломоносов).

Образование в России в XVII веке развивается на более высоком уровне по сравнению с предыдущим периодом, однако оно носило, во-первых, достаточно узкий характер и не затрагивало широкие слои населения, а, во-вторых, оно по своей сути осталось средневековым, сохраняя духовный, религиозный характер.

3. В науке шло дальнейшее накопление знаний, и значительных перемен эти знания не претерпели. Большое распространение получили переводные трактаты на различные темы, но переводчики часто пренебрегали теоретической частью и больше внимания уделяли практическим рекомендациям. В это время появились книги, в которых факты соединялись из разных источников и дополнялись оригинальным авторским текстом. Примером служат «Книга сошного письма», которая содержала сведения по геометрии, «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки» Онисима Михайлова. Широкое распространение получили различные травники, лечебники, и среди них «Фармакопея» Ивана Венидиктова и «О строении тела человеческого» (перевод Епифания Славинецкого).

Из-за границы в Россию доставлялись не только книги, но и многие технические новинки, которые использовались в научных целях. Например, уже в начале XVII века буквально через 5 лет после изобретения в России появилась первая подзорная труба.

XVII век – это век великих географических открытий. В 1670е годы научную экспедицию в Китай совершил Спафарий, и по материалам экспедиции были составлены «Описание первыя части Вселенныя, именуемой Азии» и «Сказание о великой реке Амуре». В 1690е годы голландец Идес совершил путешествие в Китай по поручению русских царей и составил описание части России в районе границы с Китаем.

Продолжалось исследование Сибири, открыты Амур, пролив между Азией и Америкой, реки Аргун, Селенга, Ингода, Колыма, Анадырь. Проводились исследования и в центральной Азии: в конце века морской офицер Дубровин составил карту Туркестана.

В ходе географических открытий делались попытки составления карт. Первая карта Московского Государства была составлена ещё в самом начале XVII века. В 1640 году была составлена «Роспись Сибирским городам и острогам», а в 1672 году – «Чертёж Сибирской земли».

Определенный интерес проявлялся к истории. Первое печатное историческое произведение, которое содержало краткий обзор русской истории с древних времен до 1670х годов, - «Синопсис». Он был написан Иннокентием Гизелем и издан в 1678 году. «Синопсис» стал одной из самых популярных книг, по которой и в XVIII веке изучалась история нашей страны.

Полученные научные знания использовались, как правило, на практике. В 1615 году русские мастера изготовили первую пушку с винтовой нарезкой. В этом же году отлит колокол весом более 200 тонн. Русские мастера успешно владели техникой строительства, широко использовали водяные двигатели.

4. В литературе происходят большие изменения: возникают новые жанры, и видоизменяются старые. Происходит сближение фольклора и письменности (впервые записываются произведения фольклора), идет сближение литературного языка с живым народным языком, от исторических литературных героев переходят к вымышленным, и создаются обобщенные литературные образы. Летописная форма постепенно изживала себя и уступила другим видам исторических сочинений. Появились новые «городские» жанры литературы: демократическая сатира, бытовая повесть.

Демократическая сатира – это новый жанр. В центре внимания писателей отдельные стороны жизни общества и некоторые государственные институты. Например, в «Повести о Шемякином суде» и «Повести о Ерше Ершовиче» высмеивают такие явления, как волокита в суде, продажность судей и так далее.

Бытовая повесть отразила те изменения, которые происходили в мировоззрении людей и их быте. Она повествовала о конфликтных ситуациях. Например, «Повесть о горе и злосчастье» повествует о столкновении двух миров: традиционного и молодого. Примерами бытовых повестей являются «Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Савве Грудцине».

Жития постепенно превращаются в биографическую и даже автобиографическую повесть. Например, «Житие протопопа Аввакума».

Широкое распространение получила переводная художественная литература. Горожане читали «Повесть о Бове-Королевиче», «Повесть о Василии Златовласом» и другие.

В XVII веке появляется силлабическое стихосложение, то есть число слогов в строке упорядочено, пауза в середине строки и ударение на предпоследнем слоге последнего слова. Первым поэтом и теоретиком силлабического стиха стал Симеон Полоцкий. Он – автор таких произведений, как «Рифмологион», «Вертоград многоцветный». Творчество Симеона Полоцкого положило начало любовной лирики в России. Продолжателями, учениками Полоцкого были Кареон Истомин и Сильвестр Медведев.

Большое число литературных произведений было посвящено осмыслению событий Смуты. Исторические повести имели публицистический характер: «Временник» дьяка Ивана Тимофеева, «Сказание» Авраама Полицына, «Псковские летописи» Ивана Хворостина, сочинения Катырева-Ростовцева. Другие произведения послужили обоснованием принципов абсолютизма: Юрий Крижанич «Думы политичны» («Политика»). Одной из ярких фигур этого времени был Афанасий Ордин-Нащокин, автор Новоторгового устава и Псковской городской реформы. Он считал, что необходимо провести преобразования на поддержку купечества и ограничение власти бояр и воевод, он выступал за передачу части административных и судебных функций в руки самоуправления и за создание кредитных учреждений.

В XVII веке были созданы последние летописные сочинения: В 1630е годы появился «Новый летописец», который излагал события от смерти Ивана Грозного до окончания Смуты, и в нем доказывались права новой династии на престол.

В конце 17 века сибирский казак В.Атласов исследовал Камчатку и Курильские острова.

5. Первый театр, созданный в России в 1672 году при Алексее Михайловиче, просуществовал только 4 года. Первой пьесой, поставленной этим театром, стала «Комедия – притча о блудном сыне» Симеона Полоцкого. Актеры в основном были немецкие, причем женщин к театральному действу не допускали, и все роли исполняли мужчины. В репертуаре театра пьесы на библейские и легендарные исторические сюжеты. Этот придворный театр заметного следа в русской культуре не оставил. В русских городах и селах широкое распространение ос времен Киевской Руси получил бродячий театр – театр скоморохов и Петрушки, который был главным героем народных кукольных представлений. За веселый и смелый юмор, обличавший власть, правительство и церковные власти преследовали скоморошество.

В XVII веке появилась музыкальная грамота. По приказу Алексея Михайловича пригласили музыкантов из Европы, появились органы, а бродячие оркестры услаждали слух вельмож на праздниках. Профессиональные оркестры, которые появились во второй половине XVII века, исполняли произведения западных композиторов. Одним из первых русских композиторов был дьяк Титов. Он положил на музыку псалтырь Симеона Полоцкого.

В 1677 году в России началось нотопечатание.

6. Архитектурные сооружения XVII века отличались большой живописностью. Развивалась церковная и гражданская архитектура, причем зодчие пытались создавать единые архитектурные ансамбли, которые сочетались бы с другими постройками и местным ландшафтом. Особенно это удавалось в Москве, Ростове, Ярославле, Суздале.

В XVII веке Москва была гигантским городом – в ней проживало около 500 тысяч человек. Центром кремлевского ансамбля оставалась колокольня Ивана Великого – это самое высокое столичное сооружение (81 метр). Кремлевский ансамбль в 1630е годы дополнился Теремным дворцом, построенным для царских детей. Это – трехэтажное здание, воплотившее в себя особенности тогдашней архитектуры: асимметрию, украшения изразцами и украшениями из резного камня и кирпича. Такие здания назывались «дивным узорочьем». Строили Теремной дворец Константинов, Огурцов, Ушаков, Шарутин.

По московским слободам и ближайшим пригородам купцы и бояре поставили много новых храмов. Священный Собор 1652 года наложил запрет на шатровый стиль, и официально был объявлен пятиглавый храм. Но в XVII веке появляются соборы в стиле, названном «нарышкинским» или «московским барокко». Примерами являются церковь Покрова Богородицы в Филях и церковь Рождества Богородицы в Путинках. Близкие по стилю к ним храмы Ярославля – церковь Ильи Пророка и ансамбли в Коровниках и Толчкове. В Москве сохранились церковь Николы в Хамовниках, церковь Троицы в Никитниках.

Обмирщение искусства нашло отражение и при строительстве или перестройке крепостных сооружений. К середине XVII века крепости уже утратили свое военное назначение, и на башнях московского кремля четырехскатные крыши были заменены великолепными шатрами, которые должны были подчеркнуть величие и торжественную мощь столицы. Первый шатер появился на Спасской башне московского кремля. Примечательно, что в Ростове Великом резиденцию опального, но властного митрополита Ионы построили в форме кремля, который уже не являлся крепостью, а его стены имели чисто декоративный характер. А стены других крупных монастырей (Троице-Сергиева, Кирилло-Белозерского, Спасо-Ефимиева в Суздале и др.), следуя общей моде, тоже украшались декоративными деталями.

В стиле нарышкинского барокко сочетается красный и белый цвета. Обязательна многоэтажность постройки и широкое использование декоративных украшений, в том числе колонн. Очевидно, что московское барокко имеет общие черты с архитектурой запада, но в нем ярко проявилось своеобразие.

В XVII веке переживает расцвет деревянное зодчество. «Восьмым чудом света» современники назвали дворец Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенском. Этот дворец имел 270 комнат и около 3 000 окон, отличающихся друг от друга наличниками. Строили этот дворец Семен Петров и Иван Михайлов. Из-за ветхости был разобран при Екатерине II.

Гражданское строительство не отличалось многообразием типов сооружений: гостиные дворы в Москве и Архангельске, жилые постройки, многие из которых сохранились и не только в Москве, Сухарева башня (архитектор Михаил Чоглоков), здания Земского приказа в кремле и Монетного двора.

7. С особой силой обмирщение искусства проявилось в живописи. Крупнейшим художником XVII века был Симон Ушаков. В его иконе «Спас нерукотворный» хорошо заметны реалистические черты живописи: объемность в изображении лица и элементы прямой перспективы. Другая икона Симона Ушакова – «Насаждение древа государства российского» изображает Ивана Калиту и митрополита Петра, которые находятся у истоков этого древа, а на ветках древа укреплены медальоны с изображением наследников Калиты. С левой стороны древа – Алексей Михайлович, а справа – его супруга и двое царевичей. Эта икона – панегирик Романовых, якобы составлявших единое древо с потомками Ивана Калиты.

Обмирщение проявилось в распространении в России портретной живописи – парсуны (персоны). На парсунах XVII века изображены реальные персонажи, например, царь Фёдор Иванович, полководец Скопин-Шуйский, царь Фёдор Алексеевич и др. Но техника художников ещё аналогична иконописной, то есть писали на досках яичными красками. Только в конце века появились первые парсуны, написанные маслом на холсте, и они предвосхитили расцвет русского портретного искусства XVIII века.

В XVII веке положено начало двум светским жанрам: портретной живописи и пейзажу. Пейзаж не стал ещё объектом самостоятельного изображения, и в иконе являлся фоном.

Симон Ушаков создал живописную школу. Его последователями были Зиновьев, Максимов, Филатьев, Владимиров и другие. Вместе с Никитой Павловцем Симон Ушаков написал икону «Троица».

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.