Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура первой четверти XVIII века






1. Особенности российской культуры

2. Образование. Наука. Издательское дело

3. Литература и общественная мысль

4. Архитектура

5. Скульптура. Живопись

6. Театр

7. Быт и нравы

8. Итоги

1. Появление капиталистического уклада в экономике, петровские преобразования в области культуры, расширение связей с западными странами, изменения эстетических вкусов и потребностей человека XVIII века – всё это обусловило дальнейшее обмирщение культуры и утверждение нового взгляда на человеческую личность. Произошло преодоление замкнутости культурного развития Россия.

Появление новых направлений культуры, например, скульптуры, новых жанров живописи, стилей в архитектуре было связано с расширением сферы деятельности людей. Светская культура занимает более прочные позиции. Важнейшей особенностью русской культуры явилось расхождение между культурой европейски-образованной части русского общества – дворянства - и культурой низов общества – хранителей традиционной русской культуры.

2. Коренные изменения во всех сферах жизни общества потребовали появления специалистов, которых могла подготовить только новая светская школа. В России все вопросы образования раньше решались церковью, теперь же нужно было создать светскую систему образования. Начало ей было положено в 1701 году созданием школы математических наук в Москве. Вскоре появились Инженерная, Горная школы и т.д. Развитие начальной образовательной школы происходит с 1714 года, когда более, чем в 40 городах были открыты цифирные школы. Здесь обучались дети провинциальных дворян и чиновников. Они просуществовали до 1720х годов, а затем были преобразованы в солдатские школы. Содержание обучения резко изменилось. На первом месте оказались предметы, полезные для практики: математика, астрономия, инженерное дело, фортификация (военное дело). Богословие сохранялось только в епархиальных школах. Развитие просвещения вызвало появление новых учебников. Самый знаменитый – Арифметика Леонтия Магницкого и лексиконы (словари). Учебные заведения, созданные при Петре, носили всесословный характер. Туда не допускались только крепостные крестьяне. Развитие науки и техники, образования было обусловлено потребностями промышленности, поэтому процесс был двусторонним: успехи науки и техники позволяли развиваться промышленности, а промышленность стимулировала развитие науки. Связь с Западной Европой заставила общество обратить внимание на изучение иностранных языков - так была создана школа переводчиков, расширено изучение языков в Славяно-греко-латинской академии.

В России развивались преимущественно естественные науки. Царь пригласил на русскую службу европейских ученых, предоставив им хорошие оклады и жилье. Так появился в России швейцарский математик и механик Бернулли, французский астроном и картограф Делиль. Открытие новых земель привело к подлинному экспедиционному буму. Цель экспедиций – разведывание новых земель, получение сведений о полезных ископаемых, составление географических карт. Царь мечтал проложить торговый путь из Индии в Европу через российскую территорию. Были отправлены в Среднюю Азию и Прикаспий экспедиции Саймонова и Вердена. Они составили карту этого региона, и Европа узнала о существовании Аральского моря, так как Петр подарил эту карту Парижской академии наук. Исследования земель велись на Дальнем Востоке. В 1697 и 1699 годах для исследования и описания Камчатки направлена экспедиция Атласова. Экспедиция Беринга и Чирикова исследовала северо-восточную часть России. За 3 недели до смерти Петр сам издал указ об организации этой экспедиции. Был открыт Берингов пролив между Азией и Америкой. К началу 1720х годов Ремезов создал большой чертеж Сибири, а Делиль приступил к работе над картой всей Российской империи. Это время ознаменовалось появлением технических новшеств. Андрей Нартов создал целую серию новых токарных и винторезных станков. Русские умельцы делали микроскопы и подзорные трубы, раньше их покупали за границей. В военном деле прославился инженер Яков Брюс. В горном деле и металлургии прославились де Генин и Татищев. Усиливается интерес к русской истории, начинается сбор материалов по современной истории – «История Свейской войны» Манкиева, «История о царе Петре Алексеевиче» Куракина, в этот же период начинает работу над «Историей российской с древнейших времен» В.Татищев. По инициативе Петра были открыты Астрономическая обсерватория, Ботанический сад. Итогом преобразований в области просвещения явилось открытие Академии наук в Петербурге. Указ о ней был подписан в 1724 году, но открылась она только после смерти Петра в 1725 году. Её особенности: она объединяла научно-исследовательские и педагогические функции, при ней была гимназия и университет. Академия обладала своей библиотекой, лабораториями, музеем и даже типографией. В 1708 году Петр ввел новый гражданский шрифт, он разрешил церкви использовать старый, но светские книги печатались новым шрифтом. В 1702 году начинает систематически выходить первая печатная газета «Ведомости». Она выпускается сначала в Москве, а затем переводится в Питер. Её тираж был 2500 экземпляров, она публиковала внутреннюю отечественную и иностранную хронику.

В 1714 году в России была создана публичная библиотека в Петербурге. Она была бесплатна, но много книг находилось в домашних библиотеках. В образовании нельзя не отметить чрезмерное увлечение всем иностранным. Началось засорение русского языка. 4 000 иностранных слов были приняты к обиходу.

3. Центральной проблемой публицистики являлся вопрос идеологии абсолютизма. Наиболее полно основные принципы его были разработаны в произведениях Феофана Прокоповича («Правда воли монаршей»). В этих трудах он обобщил законодательную и практическую деятельность Петра 1. В том же духе писали свои произведения Татищев, Кантемир – молдавский правитель, поэт и писатель -, Трубецкой А. Не менее важной проблемой является вопрос о просвещении, так как в XVIII веке усиливается гуманистическое начало в литературе: человек воспринимается как активная личность, в связи с чем появляются новые жанры публицистики (ораторская проза, проекты, трактаты, рассуждения (Шафиров)). Биллитристика носит разнообразный характер: переделки былин, исторических песен, то есть начинает развиваться лирика любовная, победные стихи и т.д. Очень популярными становятся «гистории»: «История о российском матросе Василии Кариоцком». Появляются первые произведения, связанные с экономическим развитием страны. Так Иван Посошков в работе «О скудости и богатстве» рассуждает о необходимости развития промышленности и торговли в России. Ему принадлежит и идея учреждения всесословного суда. Но Посошков рекомендовал снизить размер повинностей, считая, что богатым может быть общество, состоящее из богатых людей. Ещё одним публицистом был Салтыков.

4. В архитектуре появляются новые формы, новый художественный язык. Изменяется внешний вид русских городов. Основные принципы нового зодчества воплотились в строительстве Петербурга: регулярная планировка, рационально спланированные ансамбли. Важнейшим атрибутом архитектуры становится ордер – разрешение на строительство сооружения. Улицы мостили брусчаткой, добивались симметричной планировки фасадов зданий, впервые в Питере появились уличные фонари. Для разработки плана застройки Петербурга Петр 1 пригласил французского архитектора Жана Леблона, но план, им разработанный, не был реализован. План разрабатывали русские архитекторы Яробкин и Коробов. Архитектурные памятники Петербурга: Летний дворец Петра 1, Петропавловский собор – Трезини, здание 12 коллегий – Трезини + Земцов, Меншиков дворец на Васильевском острове – Фонтано. Эти архитекторы сформировали направление барокко, которому свойственны контрастность, динамичность, пышность и величие. Он господствовал в первой половине XVIII века, но в период правления Петра его называли «петровским барокко». Большое внимание уделялось строительству пригородов Петербурга – Петергоф (Петродворец), Ораниенбаум (Ломоносов), Царское село (Пушкин). В Москве: здание Арсенала в кремле – Иванов, Лефортовский дворец – Аксамитов. Была сооружена Меншикова башня – архитектор Зарудный и Кунсткамера (1719) – это первый музей в стране (Маттарнови).

5. В живописи утверждаются новые жанры и техники. Ведущее место занимают картины на светские сюжеты. Начали писать маслом. Появляется перспектива в сюжете. Наибольших успехов достигло искусство портрета. Портреты были камерные, то есть отражали внутренний мир человека, и портреты парадные. Становление этого жанра связано с именем Ивана Никитина. Он учился в Европе, написал портреты царевны Натальи Алексеевны, знаменитая работа «Напольный гетман», «Петр 1 на смертном одре». Другой крупный художник – Андрей Матвеев («Автопортрет с женой»). Появляется новое направление – гравюра, художник Зубов, изображал батальные сцены.

Скульптура долгое время была под запретом. Первые скульптуры были привезены из Италии, ими украшали парки. Но начинают появляться рельефы (плоскостные скульптуры) и барельефы, созданные немецким мастером Шлютером. Самым известным скульптором в России был Карл Растрелли, он создал знаменитый Петергофский большой каскад, в области портретов - бюст Петра 1 и бюст Меншикова.

6. Петр1 в 1702 году в Москве открыл общедоступный публичный театр. Сюда была приглашена труппа немецких актеров, но он не прижился в стране, так как тексты были европейские, перевод плохой, сюжеты далеки от русской жизни. Появились придворные любительские театры, но они носили исключительно развлекательный характер, действие было чем-то средним между скоморошичьими представлениями и театральными действиями. Не поднимались серьезные проблемы. В школах создавались школьные театры, которые способствовали воспитанию патриотизма и ответственности. Так здесь была поставлена драма Феофана Прокоповича «Владимир». Устраивались публичные зрелища, фейерверки, которые поощрялись Петром 1.

7. Быт и нравы в петровскую эпоху изменились радикально. Новшество в быт внедрял сам царь. Начал с бород, желая, чтобы его подданные внешне были похожи на европейцев: вернувшись из «Великого посольства», Петр самолично резал бороды боярам, пришедшим его встречать, а в 1705 году ввел налог за право носить бороду. После бороды очередь пришла одежде: в январе 1700 года последовал указ Петра о запрете носить длиннополое платье, а вместо него предложено носить немецкие и венгерские кафтаны. Петр широко вмешивался в личную жизнь подданных, например: в 1724 году запретил заключение браков по принуждению, в том числе и со стороны господ. Обычно при вступлении в брак руководствовались принадлежностью жениха и невесты к одной социальной среде, но сам Петр показал пример отступления от обычая: второй женой была женщина низкого происхождения.

 

В заботе о правилах поведения Петр инициировал в 1717 году издание «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению». Это было компилятивное сочинение, то есть составлено из текстов западноевропейских авторов. В этом произведении допускалось прекословие сына родителю, но указывалось, что оно должно быть «благочинным, учтивым, вежливым». Внушалась мысль о трудолюбии, под которым подразумевалось выполнение служебных обязанностей обучение грамоте, танцам, верховой езде. Были даны советы, касающиеся даже мелочей – от походки и осанки, до умения принимать пищу. Другим сочинением для воспитания детей была книга Прокоповича «Первое учение отрокам». Он подчеркивает, что главная обязанность родителя заключается в заботе об образовании детей.

 

Изменилось представление о дворянском досуге. Появились ассамблеи – форма публичного общения, которая впервые предусматривала общий досуг мужчин и женщин. Отменялись поцелуйные обряды, и раздельное застолье. Ассамблей ломали старый обычай: на них присутствовали люди разного происхождения и рядом с боярами, дворянами купцы и даже корабельные мастера.

 

Изменился характер публичных празднеств: если раньше они носили церковный характер, то теперь приобрели светский. Первое празднество было устроено 30 сентября 1696 года по случаю взятия Азова, а затем поводы для таких празднеств давала северная война. Все победы отмечались парадным шествием войск, демонстрацией пленных и трофеев, а также красочными фейерверками. Маскарады были с большим участием и могли продолжаться несколько дней, а то и недель. Публичными торжествами отмечались спуски на воду кораблей, события в жизни членов царской семьи.

 

Петр решительно менял быт двора. Это коснулось и церемоний официальных и самого уклада жизни: церемонии стали необыкновенно пышными, например коронация Екатерины, а сама жизнь более демократичной.

 

7208 год был объявлен 1700, то есть Россия перешла с календаря от сотворения мира к календарю от рождества Христова, а новый год начинался не с 1 сентября (установлен Иваном III), а с 1 января. Царь предписал в этот день устраивать празднества и поздравлять друг друга.

 

Появились новые заведения по обслуживанию на европейский лад: парфюмерные, парикмахерские, швейные и другие. Публичным местом стал не только театр, но и музей – Кунсткамера.

 

В итоге петровских преобразований быт существенно изменился, изменились нравы, но эти изменения охватили тонкий слой верхов общества: дворян, чиновников, население обеих столиц, а провинциальных городов лишь отчасти. В толщу сельского населения новшества либо не проникали совсем, либо с большим трудом. Неизменным остался рацион питания, причем не, только крестьян, но и посадских. А вот к столу столичных дворян поставлялись разного рода новинки (картофель). Теперь принадлежность к господствующему сословию можно было без труда определить уже по внешнему виду человека.

 

8. Русская культура в первой четверти XVIII века поднялась на новую, более высокую ступень развития и включалась в русло общеевропейского художественного развития. Этот процесс был чрезвычайно сложным и противоречивым. В нем сочетались новаторские тенденции и консерватизм мышления некоторых слоев. Западноевропейское влияние на русскую культуру, безусловно, усилилось и стимулировало развитие многих направлений российской культуры, но при этом не были подорваны основы национального самосознания. Русская культура сохранила традиционно русскую сущность и тем самым была создана база для ее дальнейшего развития.

 

Особенности политики Петра в области культуры было, прежде всего, то, что поощрялись сферы, необходимые для государства: создание новой системы просвещения, развитие науки, формирование светского искусства, внедрение нового быта. Все это позволило России вырваться из тисков средневековья.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.