Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел А. Психотерапевтические отношения






А.1. БЛАГОПОЛУЧИЕ КЛИЕНТА

а. Главная обязанность. Главная обязанность консультантов состоит в уважении достоинства клиентов и поддержании их благополучия.

б. Позитивный рост и развитие. Консультанты содействуют развитию и росту своих клиентов посредством способов, отвечающих интересам и запросам клиен-


ПРИЛОЖЕНИЕ □ 399

тов; консультанты должны избегать формирования и поддержания зависимых отношений в консультировании.

в. Консультационные планы. Консультанты и их клиенты занимаются совместным составлением консультационных планов, обеспечивающих, в разумных пределах, гарантию успешности проводимой работы и совместимых с возможностями и особенностями клиентов. Консультанты вместе с клиентами регулярно пересматривают консультационные планы, чтобы убедиться в том, что они продолжают сохранять свою актуальность и полезность, при этом признается право клиента на свободу выбора (см. А.З.6.).

г. Участие семьи. Консультанты должны считаться с тем, что обычно семьи играют важную роль в жизни клиентов, и, когда возможно, стараться заручиться поддержкой и пониманием семьи, используя это как позитивный ресурс.

д. Удовлетворение потребностей в профессиональном консультировании. Консультанты проводят совместную с клиентами работу по подбору возможных вакансий и рабочих мест, которые сочетались бы с общими особенностями клиентов, их профессиональными ограничениями, физическими недостатками, особенностями темперамента, системами установок и интересов, социальными навыками, полученным образованием, квалификацией и с другими имеющими значение факторами и потребностями. Консультанты не должны ни устраивать, ни содействовать в устройстве клиентов на работу в том случае, если это будет отрицательным образом сказываться на интересах и благополучии клиентов, работодателей или общества.

А.2. УВАЖЕНИЕ РАЗЛИЧИЙ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ.

а. Недискриминация. Консультанты не должны заниматься дискриминацией, основанной на таких параметрах, как возраст, цвет кожи, физические недостатки, принадлежность к той или иной этнической группе, тендерные, культуральные, расовые и религиозные особенности, сексуальная ориентация, семейный или социально-экономический статус (см. В.5.а, В.5.б, ГЛ.и).

б. Уважение различий между людьми. Консультанты должны активно стремиться понять культурные особенности клиентов, с которыми они работают. Сюда, в частности, относится изучение того, какое влияние культурная/этническая/ расовая принадлежность самого консультанта оказывает на его убеждения и представления относительно психотерапевтического процесса (см. Д.8, Е.2.и).

А.З. ПРАВА КЛИЕНТОВ

а. Информирование клиентов. При начале консультирования, а также по ходу психотерапевтического процесса, когда в этом возникает необходимость, консультанты предоставляют клиентам информацию о целях, задачах, техниках, процедурах, ограничениях, потенциальном риске и пользе оказываемых услуг и предоставляют другие актуальные сведения. Консультанты предпринимают меры для того, чтобы убедиться, что клиенты правильно поняли: последствия, которые влечет за собой поставленный диагноз; ради каких целей проводятся тестовые процедуры и исследования; сколько берет за свою работу консультант; каким образом необходимо оплачивать его услуги. Клиенты имеют право на то,


400 □ ПРИЛОЖЕНИЕ

чтобы сообщаемые ими сведения хранились в тайне, и они должны быть проинформированы об условиях ограничения конфиденциальности, включая сообщение этих сведений супервизорам и/или специалистам, работающим в одной команде. Клиенты также имеют право на получение четкой информации по поводу записей, которые делает консультант по ходу работы, они могут участвовать в составлении консультационных планов, отказаться от получения любых рекомендуемых услуг и знать о последствиях, которые влечет за собой подобный отказ (см. Д.5.а, Ж.2).

б. Свобода выбора. Консультанты предоставляют клиентам право на свободу вы- ■ бора при принятии решения о том, вступать или нет в психотерапевтические отношения и какой (какие) именно специалист (специалисты) будут проводить консультирование. Обстоятельства, ограничивающие право клиента на свободу выбора, должны быть подробно разъяснены (см. А.1.в).

в. Неспособность дать согласие. Когда в качестве клиентов выступают подростки или люди, неспособные дать добровольное информированное согласие, консультанты должны действовать в соответствие с интересами этих клиентов (см. Б.З).

А.4. КЛИЕНТЫ, ОБСЛУЖИВАЕМЫЕ ДРУГИМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ

Если клиенту оказывает услуги другой специалист, занимающийся поддержанием психического здоровья, тогда консультант, с согласия клиента, предоставляет информацию этому специалисту и начинает с, ним сотрудничать, чтобы избежать возможных конфликтов и запутанных ситуаций (см. В.б.в).

А.5. ЛИЧНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ И ЦЕННОСТИ

а. Личные потребности. Консультанты должны осознавать существующую в психотерапевтических отношениях близость и свою ответственность в рамках этих отношений, должны сохранять уважение по отношению к своим клиентам и избегать действий, направленных на удовлетворение личных потребностей и наносящих при этом вред интересам клиента.

б. Личные ценности. Консультанты должны осознавать собственные ценностные ориентации, установки, убеждения, предпринимаемые действия, знать, насколько они приемлемы при существующих в обществе различиях, и не навязывать свои ценности клиентам (см. В.5.а).

А.6. ДВОЙСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

а. Если это возможно, стремитесь их избегать. Консультанты должны осознавать, насколько влиятельную позицию они занимают по отношению к своим клиентам, и стремиться избегать эксплуатации доверия и формирования зависимых отношений. Консультанты должны прилагать всяческие усилия, направленные на избегание двойственных отношений, которые отрицательным образом сказались бы на способности консультанта поддерживать высокий уровень профессионализма или увеличили бы риск нанесения вреда клиенту. (Сюда относятся семейные, социальные, финансовые, деловые, близкие личные отношения с клиентами и т. п.) Когда невозможно избежать возникновения двойственных отношений, консультант должен предпринять соответствующие меры профессиональной предосторожности, такие как: получение информированного согла-


ПРИЛОЖЕНИЕ □ 401

сия, прохождение консультаций, супервизии, составление документации, позволяющие убедиться в том, что консультант сохраняет высокий уровень профессионализма и не допускает эксплуатации (см. Е.1.6). б. Отношения «начальник/подчиненный». Консультант не должен брать себе в качестве клиентов лиц, с которыми имеются супервизорские, административные или оценочные отношения.

А.7. ВСТУПЛЕНИЕ В СЕКСУАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ С КЛИЕНТАМИ

а. Текущие клиенты. Консультанты не должны вступать в какие-либо сексуальные отношения со своими клиентами и не должны заниматься консультированием лиц, с которыми имеются сексуальные отношения.

б. Бывшие клиенты. Консультанты не должны вступать в сексуальные отношения со своими бывшими клиентами менее, чем через два года после завершения психотерапевтических отношений. Консультанты, вступающие в подобные отношения через два года после завершения психотерапевтических отношений, обязаны иметь соответствующие доказательства того, что в основе сексуальных отношений не лежит эксплуатирование; подобные доказательства должны быть основаны на изучении таких факторов, как длительность консультирования, количество времени, прошедшего после завершения консультирования, обстоятельства, приведшие к окончанию психотерапевтических отношений, личная история клиента и состояние его психического здоровья, негативные воздействия на клиента, действия, предпринятые консультантом для инициации сексуальных отношений с бывшим клиентом.

А.8. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ НЕСКОЛЬКИХ КЛИЕНТОВ

Когда консультант соглашается проводить консультирование с двумя или более людьми, состоящими в определенных отношениях между собой (например, мужем и женой или родителями и детьми), сперва он должен уточнить, кто именно будет выступать в качестве клиента/клиентов и какие отношения будут существовать между ним и каждым человеком, вовлеченным в психотерапевтический процесс. В том случае, если становится очевидным, что консультант будет вынужден играть потенциально конфликтную роль, он должен соответствующим образом уточнить роли, изменить их распределение или уклониться от исполнения своей роли (См. Б.2, и Б.2.г).

А.9. ГРУППОВАЯ РАБОТА

а. Отбор. Консультанты должны производить отбор будущих членов консультационной/психотерапевтической группы. Насколько это возможно, консультанты должны стремиться отобрать таких участников группы, которые: имели бы потребности и цели, совместимые с целями группы; не препятствовали бы развитию группового процесса; чье благополучие не оказалось бы поставленным под угрозу опытом участия в группе.

б. Защита клиентов. Работая с группой, консультанты должны предпринимать необходимые меры предосторожности с тем, чтобы защитить своих клиентов от получения ими физических или психологических травм.


402 □ ПРИЛОЖЕНИЕ

А.10. ГОНОРАРЫ И ОБМЕН УСЛУГАМИ (см. Г.З.а, и Г.З.б)

а. Предуведомление. До вступления в психотерапевтические отношения консультанты должны четко разъяснить клиентам все финансовые вопросы, связанные с оказанием профессиональных услуг, в том числе возможности оплаты оказанных услуг общественными организациями и юридические аспекты, позволяющие получать бесплатные консультации (см. А. 11.в).

б. Установление гонораров. Устанавливая гонорары за оказываемые профессиональные услуги, консультанты должны учитывать финансовый статус своих клиентов и их местожительство. Если клиента не устраивает установленный гонорар, то ему необходимо оказать помощь в поиске аналогичных услуг, оказываемых за более приемлемую плату (см. А.Ю.г, Г.З.а, и Г.З.б).

в. Обмен услугами не поощряется. Консультанты должны стремиться воздерживаться от принятия вещей и услуг в обмен на оказываемые услуги, поскольку подобные условия предполагают наличие потенциала к возникновению конфликтов, эксплуатированию и вырождению консультационных отношений. Консультанты могут участвовать в обмене услугами лишь в том случае, если: отношения не являются эксплуатирующими; клиент просит об этом; составлен четкий контракт в письменном виде; подобный обмен услугами является общепринятой практикой в среде профессионалов (см. А.б.а).

г. Занятия благотворительностью. Консультанты должны учитывать общественные интересы, отдавая часть своего времени на оказание профессиональных услуг, которые имеют либо малую финансовую отдачу, либо таковая вообще отсутствует (благотворительность).

АН. ЗАВЕРШЕНИЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ УСЛУГДРУГИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

а. Бросать клиентов запрещается. Во время консультирования консультанты не должны бросать своих клиентов или проявлять к ним невнимание. Когда возникает необходимость, консультанты должны оказывать клиентам помощь в поиске альтернативных вариантов, позволяющих продолжать прохождение консультирования, например, во время перерывов (таких как отпуск) и после прекращения прохождения консультирования.

б. Невозможность помочь клиенту. Если консультант приходит к выводу, что он неспособен оказать клиенту профессиональную помощь, то он не должен вступать с ним в психотерапевтические отношения или же ему следует незамедлительно прекратить их. Консультанты должны иметь представление о других специалистах, чьи услуги в качестве альтернативных вариантов можно предлагать клиентам. Если предложенные варианты клиента не устраивают, то консультант должен прекратить психотерапевтические отношения.

в. Завершение психотерапевтических отношений. Консультанты завершают психотерапевтические отношения, заручаясь, по возможности, согласием клиента, в тех ситуациях, когда: становится ясно, что клиент больше не получает пользы от консультирования; клиент перестает нуждаться в оказываемых услугах; консультирование перестает отвечать интересам и потребностям клиента; клиент


ПРИЛОЖЕНИЕ □ 403

не оплачивает установленные гонорары; учреждение/организация вводит ограничения на дальнейшее оказание консультационных услуг (см. А.Ю.б, и В.2.л<).

А.12. КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

а. Использование компьютеров. Используя в консультировании компьютерные программы, консультант должен убедиться в том, что: 1) клиент на интеллектуальном, эмоциональном и физическом уровне способен использовать компьютерную программу; 2) использование компьютерной программы отвечает потребностям клиента; 3) клиент понимает, с какой целью используется программа, и знает, что с ней нужно делать; 4) после использования компьютерной программы с клиентом будет проведена дополнительная беседа с целью исправления возможных недоразумений, обнаружения несоответствий в использовании программы и оценки дальнейших действий, которые будет необходимо предпринять.

б. Объяснение ограничений. Консультант должен быть уверен в том, что клиент владеет информацией, точно определяющей ограничения в использовании компьютерных технологий, поскольку эта информация является частью психотерапевтических отношений.

с. Доступ к компьютерным программам. Консультанты при оказании консультационных услуг должны иметь одинаковый доступ к компьютерным программам (см. А.2.а).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.