Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мнение специалиста. Я уже настолько устал от угроз, что на меня подадут в суд, и поэтому сейчас ограничил свою практику и работаю лишь с теми клиентами






Я уже настолько устал от угроз, что на меня подадут в суд, и поэтому сейчас ограничил свою практику и работаю лишь с теми клиентами, которым могу доверять. Я знаю, это звучит странно, — ведь предполагается, что завоевывать доверие должны мы, консультанты, — но я думаю, что этот процесс идет в обоих направлениях. Уже дважды в этом году мне угрожали передачей дела в суд потому что два моих бывших клиента с очень серьезными отклонениями не хотят оплачивать счета за мои услуги. Они думают, что если обвинят меня в каком-то воображаемом нарушении, то тогда смогут избежать уплаты долгов.

Я принимаю на себя часть ответственности за проблему, ведь это я недостаточно хорошо умею собирать гонорары за оказываемые мною услуги, но все же считаю нужным сказать вам следующее: в обоих этих случаях я делал все, что было в моих силах. Я отдавал все свое сердце и душу пытаясь сделать все возможное, чтобы помочь этим клиентам. Откровенно говоря, я чувствую, что меня предали. И получается, что я как бы должен все время держать своего адвоката наготове лишь для того, чтобы он разбирался со всеми этими тяжбами, причиняющими столько беспокойства.

своих клиентов от причинения им вреда, а также себя от абсолютно ненужной уязвимости. Кроме того, при некоторых обстоятельствах вы должны обеспечить соблюдение ряда прав своих клиентов:

1. Право на информированное согласие. Клиент имеет право на получение точной и определенной информации относительно психотерапевтического процесса, ожидаемого распределения ролей, риска и выгод предпринимаемого лечения, его стоимости и вопросов, связанных с заключением контракта, а также право на доступ к своим бумагам, хранимым в картотеке, право знать о возможных последствиях, которые будут иметь место после постановки того или иного диагноза, о доступных альтернативных вариантах лечения, о полученной подготовке и квалификации консультанта.

2. Право на конфиденциальность. Сюда относится помощь клиенту в понимании как того, что значит конфиденциальность и сохранение в тайне всех получаемых сведений, так и того, при каких условиях эти правила могут быть нарушены. Здесь также имеется в виду необходимость хранить записи в безопасном месте и не разглашать сведений о содержании психотерапевтических сессий.

3. Право на защиту от причинения вреда. Это значит следовать главному правилу всех помогающих профессий: Не навреди! Это означает не только ненанесение клиенту вреда посредством небрежного исполнения консультантом своих обязанностей; помимо этого подразумевается защита клиента и от самого себя. Есть ряд ситуаций, особенно когда поведение клиента носит суицидальный или какой-то иной саморазрушительный характер, в которых требуется провести вмешательство, позволяющее избежать катастрофы.

4. Право на отказ от лечения. Было время, когда психически больные пациенты насильно подвергались шоковой и химической психотерапии. Но было введено несколько новых законов, защищающих людей от «химических смирительных руба-


Глава 14. ЭТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ □ 381

шек», особенно для предотвращения случаев, когда людей пичкали медицинскими препаратами до такой степени, что они теряли свободу воли. Исключая критические ситуации и случаи, когда кому-то грозит неминуемая опасность, в настоящее время законы защищают от насильственного лечения психических расстройств. 5. Право на получение квалифицированной помощи. Клиент имеет право работать с консультантом, имеющим достаточную подготовку как по специальности, так и по любым другим практикуемым направлениям (например, наркологическое консультирование, семейная психотерапия, гипноз и т. д.). На юридическом языке это означает, что вы должны придерживаться обычных стандартов оказания помощи, согласованных с представителями рассматриваемой профессии. Вы сможете разобраться с этими стандартами, если будете внимательно читать этический кодекс и консультироваться с супервизорами по мере возникновения у вас вопросов.

Жалобы на нарушение последнего пункта правил наиболее часто приводят консультантов к столкновению с правовой системой, обычно в форме официального обвинения в должностном преступлении. Когда правам клиента угрожает опасность или, выражаясь более точно, когда действия консультанта можно расценить как преступную халатность, тогда может быть выдвинуто обвинение в должностном преступлении. Подобное обвинение должно отвечать нескольким критериям: 1) между консультантом и клиентом существовали профессиональные отношения; 2) был нарушен очевидный стандарт оказания помощи; 3) клиенту был причинен вред; 4) действия консультанта были вероятной причиной вреда, нанесенного клиенту (Bennett et al., 1990).

Давайте посмотрим, как эти факторы используются для работы с конкретным случаем. К вам обращается клиент с жалобами на тревогу и низкую самооценку. Он испытывает постоянное беспокойство и имеет проблемы со сном. Вы пытаетесь работать с ним, консультируя его раз в неделю, но его состояние ухудшается до такой степени, что уже требуется госпитализация. При поступлении вашего клиента на отделение при проведении стандартных тестов обнаруживается, что его симптомы не имеют психологической обусловленности, в их основе лежит скрытое расстройство неврологического характера. Можно ли расценить эту ситуацию как небрежное отношение с вашей стороны к своим профессиональным обязанностям и выдвинуть против вас обвинение в нарушении профессиональной этики?

1. Нет. Вы не были причиной ухудшения его состояния, поскольку имелось расстройство неврологического характера.

2. Нет. Поскольку вы ие врач и у вас нет соответствующей квалификации, то вы вообще не должны заниматься диагностикой проблем неврологического характера.

3. Да. Вы нарушили стандарт оказания помощи. Небрежное выполнение вами своих обязанностей состояло в том, что вы не направили клиента на медицинскую консультацию и в результате этого он был вынужден пережить ненужные страдания и боль.

Верным является последний ответ. Этот пример иллюстрирует сложности, с которыми вы, возможно, столкнетесь в своей работе, и необходимость оберегать благополучие своих клиентов посредством получения соответствующих консультаций и су-первизий лишь при одном подозрении о том, что, возможно, проблемы лежат вне сферы вашей компетенции.


382 □ Часть 4. ПРОФЕССИОНАЛИЗМ КОНСУЛЬТАНТА

Как бы ужасно ни было для вас разбирать подобные ситуации (и представьте себе, насколько трагичными они могут быть для некоторых клиентов), риск можно значительно снизить, если следовать следующим правилам:

1. Тщательно изучите этический кодекс, местные законы и стандарты профессиональной заботы. Поработайте над сборниками, в которых содержатся разборы случаев (например: Herlihy, Corey, 1996; Huber, 1994), что поможет вам понять процесс принятия профессиональных решений.

2. Оформите страховку на случай обвинений в должностном преступлении (как студент, вы имеете право на льготные расценки).

3. Поскольку вы только начинаете работать по специальности, не пытайтесь проводить какое-либо лечение без получения соответствующей супервизии от квалифицированных экспертов.

4. Ведите подробные записи по своим клиентам. Будьте особенно внимательны при выявлении суицидальных или направленных на совершение убийства мыслей и намерений.

5. Достаточно часто консультируйтесь с медработниками, и если вы подозреваете наличие скрытого органического нарушения, то посылайте клиентов к соответствующим специалистам.

6. Предпринимайте шаги по повышению своей компетенции посредством прохождения дополнительного обучения и подготовки.

7. Будьте бдительны к сигналам о собственной усталости и выгорании, поскольку это может привести к тому, что вы будете пропускать мимо себя важную информацию и совершать ненужные ошибки.

8. Избегайте ситуаций, связанных с высоким риском, которые скорее всего приведут вас в суд; это может быть: отказ работать с нуждающимся в помощи клиентом, вступление в сексуальные отношения с клиентом, нарушение конфиденциальности, не предупреждение кого-либо о потенциальной опасности, халатность в исполнении обязанностей, приведшая к суициду, неправильное хранение записей, скопившиеся неоплаченные счета за оказанные услуги, неправильно поставленный диагноз или неправильно проведенное лечение (Corey, Corey & Callanan, 1998; Swenson, 1997).

9. Если вы полагаете, что можете быть вовлечены в совершение какого-либо этического или правового нарушения, позаботьтесь о получении для себя помощи. Часто одной лишь коррекционной психотерапии бывает недостаточно и могут потребоваться другие формы реабилитации, которые позволят противостоять хроническому нарушению границ, особенно если речь идет о сексуальном контакте (Layman & McNamara, 1997).

Помните о том, что поскольку вы только начинаете заниматься консультированием, от вас не ждут, что вы будете все знать и делать все просто превосходно. Ошибки являются частью вашего развития и позволяют вам учиться. Однако вы должны быть уверенными в том, что получаемая вами подготовка и супервизия являются наилучшими и дают вам возможность стать максимально искусным и ответственным специалистом.


Глава 14. ЭТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ □ 383

Резюме

Первый шаг при принятии этических решений состоит в том, чтобы предвидеть появление возможных дилемм, объективно просчитать возможные альтернативные варианты реакций и выбрать наиболее предпочтительные. Чтобы приносить пользу, эти личные решения должны соответствовать профессиональным стандартам, местным и федеральным законам и политике, проводимой учреждением, в котором вы работаете.

Системный подход к этому вопросу поможет сделать принимаемые вами этические решения личностно значимыми, обоснованными и объективно оправданными. Также этот подход даст консультанту возможность реагировать на появляющиеся проблемы личного или правового характера с чувством целостности и понимания рациональной основы любых предпринимаемых действий. Консультант должен сохранять открытое, критическое отношение к принимаемым решениям, а также лежащим в их основе ценностям и установкам.

Принятие этического решения — это не состояние, которого мы достигаем, а постоянно идущий процесс обучения, роста и развития. Принимая этическое решение, мы берем на себя ответственность за то, что наши действия носят максимально нравственный характер, а их цель состоит как в том, чтобы оказываемая нашим клиентам помощь была более эффективной, так и в том, чтобы мы могли избежать судебных тяжб. Периодическое отслеживание ситуаций, вызывающих сложности с этикой, и их детальный анализ являются в этом процессе главными факторами. Часто бывает полезным проконсультироваться с коллегами и супервизорами. Помимо всего прочего, затруднения в нашей профессии имеют свою позитивную сторону: они позволяют избежать ригидности и способствуют пониманию смысла собственных действий.

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Перечислите свои самые прочные убеждения и ценности относительно того, как другим людям и вам в том числе следует жить. Включите сюда свое отношение к таким вопросам, как религия, добрачный и внебрачный секс, аборты, наказание детей, употребление наркотиков, войны, разводы и любые другие темы, которые вам только придут на ум. Опишите ценности человека, который был бы вашей противоположностью. А теперь представьте, что этот самый человек заходит в ваш кабинет, чтобы поработать с вами в качестве клиента. Каким образом вы будете с ним работать?

2. Назовите три самых важных нравственных правила, руководящих вашей жизнью. Поговорите с другими людьми, имеющими те же личные принципы, что и вы. Придите к общему мнению, определив три нравственных правила, с которыми были бы согласны все. Опишите собственные реакции на этот диалог и на процесс преодоления разногласий.

3. Вспомните ситуацию из своей жизни, когда вы оказались перед лицом сложной этической дилеммы. Отследите, как протекал внутренний процесс, приведший вас


384 □ Часть 4. ПРОФЕССИОНАЛИЗМ КОНСУЛЬТАНТА

к принятию окончательного решения. Что помогало вам в процессе поиска удовлетворяющего вас решения? 4. Какого этического конфликта вы боитесь сильнее всего? Опишите реальную ситуацию из жизни, когда вы столкнулись с этой самой проблемой. Как бы вы могли прийти к решению о том, что вам следует делать?

Домашнее задание

Внимательно прочитайте профессиональный Этический кодекс. Отметьте те моменты, которые вас особенно смутили или в отношении которых у вас появились вопросы. Встретьтесь с несколькими опытными консультантами для того, чтобы разобраться с вопросами, представляющими для вас наибольшие сложности.

Рекомендуемая литература

Anderson, В. S. (1996). The counselor and the law (4th ed.). Alexandria, VA: American Counseling Association.

Cohen, E. D., & Cohen, G. S. (1999). The Virtous Therapist: Ethical Practice of Counseling and Psychotherapy. Pacific Grove, CA: Brooks/Cole.

Corey, G, Corey, M. S., & Callanan, P. (1998). Issues and ethics in the helpingp? vfessions(5th ed.). Pacific Grove, CA: Brooks/Cole.

Cottone, R„ & Tarvydas, V. M. (1998). Ethical andprof essional issues in counseling. Columbus, OH: Merrill.

Herlihy, В., & Golden, L. B. (1996). Ethical standards casebook (5th ed.). Alexandria, VA: American Counseling Association.

Huber, С. H. (1994). Ethical, legal, and prof essional issues in the practice of maniage and family therapy (2nd ed.). Columbus, OH: Merrill.

Rave, E. J., & Larsen, С. C. (1995). Ethical decision makingin therapy: Feminist perspectives.

New York: Guilford.

Steinman, S. O, Richardson, N. F., & McEnroe, T(1998). The ethical decision makingmanual

for helping professionals. Pacific Grove, С A: Brooks/Cole.

Swenson, L. С (1997). Psychology and the law (2nd ed.). Pacific Grove, CA: Brooks/Cole.

Welfel, E. R. (1998). Ethicsin counseling and psychotherapy: Standards, research, andemer-

ging issues. Pacific Grove, С A: Brooks/Cole.


глава

Заключение

Советы для студентов, пылко преданных консультированию

Эта глава предназначена для тех, кто, пройдя вводный курс консультирования, решил посвятить свою жизнь оказанию помощи другим людям. Ваше обязательство перед специальностью консультанта состоит в том, чтобы относиться к ней со всей серьезностью, а не как к занятию, на которое вы просто тратите свое время. Консультанты страстно преданы своей работе, которая состоит в том, чтобы помогать клиентам стать более продуктивными, полнокровно живущими людьми. И студент, занимающийся изучением консультирования, также должен быть мотивирован последовать по этому пути обучения длиною в жизнь. Лишь ваша жажда знаний, стремление найти истину и способность донести свои мысли до сознания других людей помогут вам научиться оказывать на клиентов конструктивное влияние.

Преисполненный энтузиазма в отношении миссии консультантов, я предлагаю студентам следующие советы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.