Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности реализации потребительной стоимости






Характер культурной деятельности и особенности восприятия и потребления ее результатов оказывает определяющее влияние и на реализацию создаваемых потребительных ценностей. Эконо­мисты, занимающиеся проблемами культуры, уже давно ведут спор о том, является творческая продукция товаром или не является? Причина спора основана на том, что между материальным произ­водством и сферой культуры происходит определенный и систе­матический обмен результатами деятельности и труда.

Основная часть специалистов приходит к согласию о том, что результаты деятельности в сфере культуры в силу своей специ­фичности не являются товаром, но имеют товарную форму. Тео­ретический спор обусловлен тем, что экономика культуры как на­ука стала формироваться в советский период истории, когда товар

33


как экономическая категория был в общем-то " не в чести". Товар и без того - сложное понятие, а в тот период положение усугубля­лось идеологизацией экономики. Поэтому нам необходимо рас­крыть полнее понятие товара и услуги. От этого будет зависеть 'понимание других проблем и категорий экономики культуры. Раз­личия между товаром, вынесенным на рынок сферой материаль­ного производства, и товарной формой, предложенной в результа­те деятельности сферы культуры, выводятся из основных положе­ний теории стоимости.

В материальном производстве создается потребительная сто­имость как товар, воплощенный в материальной форме. Его сто­имость определяется количеством затраченного живого труда и количеством прошлого труда, овеществленного в потребляемых материальных ресурсах.

В процессе культурной деятельности потребительная сто­имость далеко не во всех случаях имеет материальное воплоще­ние и об этом уже говорилось, а стоимость произведения искусст­ва нельзя оценить по величине затрат живого труда. Одно полот­но может быть написано гениальным художником в состоянии творческого подъема за несколько дней, а другое " вымучено" мас­титым и " раскрученным" творцом за несколько лет. И уж совсем нельзя установить общественно необходимое рабочее время для воспроизводства одной и той же потребительной стоимости. Мож­но обучить человека актерскому мастерству, но ворпроизвести та­лант артиста или художника нельзя ни с какими затратами обще­ственного труда. В ряде случае затрат прошлого труда, овеществ­ленного в каких-либо материалах тоже нет. Поэтому результаты деятельности в сфере культуры всегда уникальны, хотя степень уникальности различна. Несколько картин, написанных одним и тем же художником на один и тот же сюжет; моноспектакль, еыгт ранный одним и тем же артистом, будут отличаться при каждом исполнении, становясь неповторимыми, а значит - уникальными. Но уникальность проявляется еще ярче при сравнении работ раз­ных мастеров.

Так спектакль, поставленный талантливым режиссером и груп­пой артистов может оказаться несравнимым по эмоциональному воздействию с представлением, разыгранным артистами—непро-

34,


фессионалами, но и в том и в другом случае результаты деятель­ности невоспризводимы и не имеют стоимости, хотя и сопровож­даются затратами рабочего времени.

Вместе с тем, при товарно-денежных отношениях результаты культурной деятельности участвуют в обмене с товарами, произ­водимыми в материальном производстве.

Учреждения культуры предлагают к обмену произведения куль­туры и искусства, не имеющие стоимости, но имеющие ценность для потребителя. Эта ценность определяется:

а) потребностью отдельных членов общества;

б) потребностью общества в целом;

в) затратами необходимого рабочего времени;

г) уникальностью.

При этом сфера культуры реализует свои " потребительные стоимости" либо персонифицировано, либо для обобщенного по­требителя.

При первом виде - персонификации - предполагается, что известен вполне конкретный потребитель и его состояние - зри­тель, слушатель, группа зрителей, слушателей, имеющих вполне определенный уровень духовного развития и сложившегося эсте­тического восприятия.

•При втором виде потребителем является общество в целом, которое не имеет воплощения в какой-то конкретной личности, но отражает необходимые потребности в возвышении уровня куль­туры каждого члена общества. Выразителями интересов обще­ства, которые берут на себя миссию определять и задавать уро­вень общественно необходимых потребностей и шкал эстетичес­ких вкусов и воззрений, могут быть разные субъекты. Это.могут быть чиновники государственного' аппарата или общественных организаций, правящая партия или специалисты- искусствоведы и культурологи.

Эти направления реализации продукта культурной деятельно­сти различаются как социально - содержанием, так и экономи­чески - разными источниками покрытия издержек, связанных с творческо-производственным процессом. Источником покрытия затрат, вызванных подготовкой и реализацией мероприятий по удовлетворению индивидуальных потребностей населения, дол-

35.


ясны служить денежные средства населения. Следовательно, все эти мероприятия реализуются на платной основе.

Источником покрытия затрат, вызванных подготовкой и реа­лизацией мероприятий по удовлетворению общественно необхо­димых потребностей, служат средства, аккумулированные в об­щественных фондах потребления. Следовательно, они будут плат­ными для общества в целом, но бесплатными для индивидуума в отдельности.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.