Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Этическая компонента параметров культурного потенциала






Этическая компонента параметров культурного потенциала включает в себя некоторое количество характерных признаков, которые описывают этику общества, представленного конкретной популяцией людей, их характер, нравы, обычаи. Этическая ком-, понента культурного потенциала России является одной из наи­более сложных и уникальных в мире. Об этом весьма убедительно говорят масштабы страны, многонациональный состав'ее населе­ния и соответствующие различия в проявлениях духовной культу­ры, тысячелетняя история. Здесь на гигантских просторах тради­ционно сосуществовали сотни народов и народностей, имеющих сложившиеся национальные традиции, обычаи, самобытную куль­туру, свои представления о количестве, составе и роли семьи в жиз­ни общества, собственные суждения о месте религии в духовном воспитании и самовоспитании и другие различия, сложившиеся эстетические воззрения. Вместе в России сосуществуют сегодня и десятки миллионов русских и представители самых малочис­ленных народов, насчитывающих сотни человек: алеуты и неги-дальцы— по 500 чел., тофалары и юкагиры—по 800 чел, и другие., Многонациональный характер населения России - не новость, но параметры культуры, входящие в этическую компоненту могут измениться под воздействием факторов массовой иммиграции, что требует проведения особой государственной культурной полити­ки. Для реализации государственной культурной политики в Рос­сии существуют соответствующие институты (органы и учрежде­ния культуры), на которые и возлагается решение совокупности стратегических задач культурного строительства.

Структура сложившейся в 2000 году сети учреждений культу­
ры России видна из таблицы 6. Большое количество учреждений
социально-культурного комплекса дает основание считать, что
страна располагает высоким социально-культурным потенциалом,
использование которого позволяет обществу решать сложнейшие
задачи, которые стоят перед ним. ;

23


Таблица 6

 

Тип учреждения Количество учреждений
Культурно-досуговые учреждения  
Библиотеки  
Музеи  
Парки культуры и отдыха  
Театры  
Концертные организации и коллективы  

Одним из важнейших параметров этической компоненты яв­ляется уровень образованности населения. По имеющимся дан­ным из каждой 1000 занятых в экономике России 889 человек имеют высшее и среднее (полное и неполное) образование.

Это хорошо видно из таблицы 7.

Таблица 7

 

 

 

 

Страна • -.1 Уро­вень гра-мотно-• ста взрос­лого насе­ления в% Чистый показатель поступивших в учеб­ные заведения всех уровней Доля посту­пивших в научные учеб­ные заведения третьего уров­ня (в % от общего числа поступивших в учебные заве­дения третьего уровня) Число учет, ных и тех­нических специалис­тов, зани­мающихся научно-исследоват. работами (на 1000 человек) Число детей, не имеющих 5 классов образо­вания (%%)
(в %% от соответ­ствую­щей воз­растной группы) (в %% от соответ­ствую­щей воз­растной группы)
Россия   99, 9 '87, 6   4, 2 .
США Н.д. 99, 9 96, 3 Н.д. 3, 6 ..
Индоне­зия   99, 2 56, 1   Н.д.  

Обучение и подготовку кадров для России в 1997/98 учебном году вели 67, 8 тыс. государственных и 0, 57 тыс. негосударствен­ных общеобразовательных школ, 4050 учебных заведений началь­ного профессионального образования, 2593 государственных сред­них специальных учебных заведений и 578 государственных и 302 негосударственных высших учебных заведений.

Этическая характеристика России может быть определена как " культура индустриальных государств с высоким уровнем урба­низации". Более 76% населения проживают в городах. Это сфор­мировало характер материальных потребностей. Так каждые 100 семей горожан в 1998 году пользовались 100 радиоприемниками, 102 телевизорами, 101 холодильником, 15 легковыми машинами,


46 магнитофонами. Жители села имели несколько иную обеспе­ченность: 90 радиоприемников, 94 телевизора, 78 холодильников, 17 автомобилей.

Приводя средние данные, мы должны учитывать два фактора:

1. В современной России существует большое количество се­
мей, обеспеченных хуже, чем среднестатистическая семья;

2. Материальное благополучие является всего лишь одной из
альтернатив для человека наряду со свободным временем. Каж­
дый человек в зависимости от своих индивидуальных особеннос­
тей, черт характера, воспитания, положения в обществе, взаимо­
действия с членами своей семьи и других параметров сам опреде­
ляет для себя шкалу ценностей. Для одних смыслом жизни стано­
вится отказ от досуга и стремление к удовлетворению материаль­
ных потребностей вплоть до крайне уродливых форм накопитель­
ства, а другие способны ограничиться Ничтожно малым количе­
ством материальных предметов, но стремятся к увеличению вре­
мени, не занятого работой, а превращенного в досуг.

В зависимости от индивидуальных особенностей каждого че­ловека эти соотношения могут меняться, интересы—взаимопрев-ращаться, что составляет одну из сложнейших проблем челове­ческого бытия и сознания—гармонизацию в развитии личности, которая является одной из характеристик состояния культурного потенциала.

Непосредственно связана с культурным потенциалом и харак­теризует его состояние действующая в обществе духовная концеп­ция или культурная политика. В отличие от многих стран, где та­кая концепция не является формализованной и построена по прин­ципу духовной вседозволенности, в России по традиции пытают­ся иметь сформированной выраженную культурную политику. (Подробнее тема культурной политики раскрыта в книге " Управ­ляемость культуры и управление культурными процессами ". По­этому здесь о ней более говорить нет необходимости.)


 


24


25







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.