Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Общая характеристика экономической системы современной России






Начиная с 1991 года, в экономической системе России стали появляться признаки, которые в совокупности позволяют назвать последнее десятилетие периодом " переходной экономики"..Про­стой сам по себе термин тем не менее требует осмысления. В час­тности, мы должны уяснить для себя несколько вопросов: " от чего к чему осуществляется переход" и " как долго может длиться пере­ходный переход".

Свои версии ответа на вопрос о длительности переходного периода высказывают многие экономисты-теоретики, которые го­ворят о 30-40 годах. По поводу первого вопроса более или менее очевидна первая часть - " от чего уходим? " Россия уходит от пери­ода социалистического и коммунистического строительства. Для этого периода было характерно:

• государственная (всенародная) собственность на средства про­
изводства и отсутствие права для отдельных граждан владеть
частной собственностью;

• государственная собственность на продукты труда в сочетании
с планово-распределительным механизмом их потребления, ко­
торая оставляла за гражданами право покупать только предме­
ты прямого потребления и исключала права покупать или про­
давать средства производства;

• командная система управления обществом, построенная по прин­
ципу административной пирамиды, при которой вся полнота
власти над всеми сторонами общественной жизни возлагается
на Правительство; '

• всеобъемлющая.идеологизация бытия и общественной жизни
на основе догм единственной правящей коммунистической
партии;


9


• " Двухцветная" денежная система, при которой в финансовой
системе циркулировали наличные деньги, выплачиваемые тру­
дящимся, и безналичные расчеты, используемые для расчетов
между предприятиями;

• уравнительная система оплаты труда, нивелирующая качество
жизни до некоторого среднего уровня, задаваемого системой об­
щегосударственного управления.

На первоначальном этапе переходного периода (1991-2000 гг.) началась реформа политической и экономической систем. В итоге:

• " базисом" политической системы стала многопартийность;

• государственно-монопольный единый народнохозяйственный
комплекс дезинтегрирован и преобразован в многоукладную си­
стему с разными формами собственности;

• органы управления страной перераспределили функции, выделив
3 " ветви" власти: законодательную, исполнительную и судебную;

• правительство страны сложило с себя функции хозяйствующе­
го субъекта " покровительство" социальной сферы и оставило
за собой функции регулятора экономических отношений, осно­
ванных на рыночных принципах и системе законов.

Процесс трансформации России развивается неравномерно, сопровождается политическими потрясениями и не имеет одно­значной оценки в обществе.

. '. •' Таблица 1

 

 

 

 

Показатели •    
Среднегодовая численность занятых в экономике, тыс. чел. 68484, 4 64638, 5
Общая численность безработных 5478, 0 8180, 0
Численность населения с денежными доходамилиже ве­личины прожиточного минимума (в % от численности населения) ' 22, 4 20, 8
Число действующих предприятий с участием иностранно­го капитала (*- в 1975 г) 14550 *'  
Число пред- Государственная и муниципальная соб-приятий, ственность / Н.Д. 4, 4
(в процентах) Негосударственная собственность Н.д. 95, 6
Распределение инве­стиций в основной капитал по формам собственности (в процентах) Государственная 32, 4 27, 7
Муниципальная 8, 1
Частная' 18, 3. 13, 9
Смешанная российская 39, 4 47, 3
Удельный вес убыточных предприятий и организаций (в процентах от общего количества) 32, 5 50, 1

Данные таблицы 1 для 1994 и 1997 годов, указывают на то, что в экономической системе сохраняются или развиваются дина­мические процессы, когда состояние отдельных подсистем меня­ется по годам. Промежуточные состояния, которые будут склады­ваться в каждый момент переходного периода, каждый специалист или просто член общества будет оценивать по собственным на­блюдениям или ощущениям. Но приводимые численные значения ничего не скажут нам о том, достигнута " конечная цель" переход­ного периода или не достигнута; закончился период " переходной экономики" или не закончился. Эти самые " конечные цели" опре­деляются как результат общетеоретических споров и рассужде­ний и состояния общественного сбзнания.

По мнению одних экономистов-теоретиков и политиков ко­нечная цель переходного периода будет достигнута, когда в Рос­сии сложится так называемая либеральная экономика, похожая на экономическую систему США. По мнению других моментом окон­чания переходного периода в России должно стать построение смешанной либерально-регулируемой экономики. Принципиальные различия состоят в том, что по-разному понимается распределе­ние прав и обязанностей государства в экономической жизни об­щества, что хорошо видно из таблицы 2.

Таблица 2

 

Либеральная экономика Базовые. • элементы экономики*' Смешанная либерально-регулируемая экономика
Частная собствен­ность. Земля и природ­ные ресурсы Государственная собственность должна преобладать или является исключительной
Частная собсгвш-ность Средства произ­водства Государственная собственность преобладает
Судьба человека находится в руках самого человека. Девиз: «Интересы личности выше ин­тересов и прав Госу­дарства» Человек - граж­данин государст­ва Судьба человека находится в ру­ках государства, которое должно заботиться о социально незаии-щенных и централизованно пере­распределять доходы от богатых к бедным. Девиз: «Интересы Госу­дарства выше интересов и прав отдельной личности»

 


10


11


 

Либеральная экономика Базовые элементы экономики** Смешанная либерально-регулируемая экономика
Устанавливается законами* которые вытекают из вышеперечисленног Экономическая инициатива и предпринимателе тво Задается поведением чиновников, входящих в систему органов власти и управления государства
Перераспределяется между субъектами на основе принципов купли-продажи и. законов спроса и предложения Капитал _•" *.< Перераспределяется между субъектами на основе принципов купли-продажи и законов спроса и предложения с учетом решений государственных структур, принимаемых чиновниками органов Власти и Управления, исходя из их понимания интересов Государства и своей личной роли в жизни общества
Доли распределения. через ' бюджет, устанавливается на основе формальных экономических законов Характер перераспределены я вновь созданной стоимости Государство стремится увеличить долю средств, распределяемых через государственный" бюджет, исходя из девиза, приведенного выше в строке 3.

Конкретное состояние экономической системы на этапе " пе-
реходно^ экономики", зависит от степени либерализации обще­
ства. Либерализация тем выше, чем меньше роль государства и
скромнее поведение чиновников государственной " машины". Ил-
соответственно, 'наоборот. В 2001 году и, видимо, ближайшие
10 лет для экономической системы России будет характерным
сочетание элементов, оставшихся от " советского" периода, когда
ни о каком " либерализме" даже думать нельзя было, и элементов
либерализации, которые будут возникать под давлением множе­
ства экономических и внеэкономических факторов. Это очень важ­
ное обстоятельство, которое должны учитывать специалисты сфе­
ры культуры..






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.