Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обучающие тренинги






1. Под психологическом тренингом понимается разновидность группового взаимодействия, вмещающая в себя совокупность различных психотерапевтических, психокоррекционных и обучающих методов, направленных на развитие и формирование у участников группы навыков самопознания и рефлексии, эмо­циональной и физиологической саморегуляции и самоконтро­ля, коммуникативных и межперсональных навыков взаимодей­ствия, а также коммуникативных и профессиональных умений.

Выделяются следующие специфические черты психологического тренинга:

• соблюдение ряда принципов групповой работы;

• оказание участникам группы психологической помощи в самораз­витии в большей степени через других членов группы;

• относительное постоянство состава группы;

• четкая пространственная организация группы;

• акцент на взаимоотношениях участников группы в контексте " здесь и теперь";

• применение активных методов работы, предполагающих уча­стие всех членов группы;

• озвучивание участниками своих чувств в контексте групповой работы, ориентация на вербализацию своих внутренних состояний;

• создание чувства безопасности через атмосферу раскованности и свободы общения между участниками группы. В тренинге всегда отражается определенная парадигма, или теоретическая ориентация, руководителя группы, которая и яв­ляется канвой, основой тренинга.

Критерии для классификации парадигм тренинга:

• степень директивности и манипулятивности стиля ведения группы;

• уровень ответственности участников группы за происходящее в групповом пространстве;

• степень осознанности участников группы.

Выделяются следующие парадигмы тренинга:

• жесткий тренинг (с целью внушения, создания установок) — манипулятивные методы руководства, минимальная ответственность и степень осознания проблем участниками тренинга;

• тренинг-тренировка (не имеет цели внушения, формирования навыков " извне") — ориентация на отработку, развитие уже имеющихся навыков, средний уровень ответственности и осоз­нания проблем участниками тренинга.

2. На сегодняшний день в литературе не существует единой классификации видов психологических тренингов, но можно выделить следующие наиболее популярные виды групповой тре-нинговой работы:

• тренинга развития саморегуляции;

• коммуникативные тренинга;

• тренинги личностного роста;

• обучающие тренинги.

3. Тренинги развития саморегуляции представляют собой специаль­но организованные группы, целью которых является:

• развитие у участников группы самоконтроля и управления сво­ими физиологическими функциями;

• оптимизация эмоционального состояния и снижение уровня пси­хологического напряжения;

• формирование стрессоустойчивости, толерантности к стрессо­вым воздействиям окружающей среды через физиологическую и психологическую саморегуляцию.

4. Коммуникативные тренинги представляют собой группы, имею­щие довольно обширную область прорабатываемых проблем, свя­занных с взаимодействием человека со средой и окружающими его людьми.

Психосоциальный тренинг, или тренинг социальной компе­тентности, ориентированный на работу со здоровыми людьми, не имеющими серьезных психических или невротических расстройств, и поэтому использующий менее жесткие и ди­рективные методы воздействия.

Психосоциальный тренинг решает следующие задачи:

• повышение социальной чувствительности (сензитивности) уча­стников, предполагающей умение более тонко понимать окру­жающих и быть более гибким в общении, оценке и принятии

других людей;

• формирование у них умения строить более продуктивные взаи­моотношения с окружающими;

• развитие у участников группы навыков общения и использова­ния более адекватных способов адаптации в среде.

Существуют следующие компоненты проведения социально-психологического тренинга:

• ролевая игра, ориентированная на отработку какого-либо навы­ка или исследование какой-то части себя;

• групповая дискуссия, предполагающая обсуждение эмоций, чувств, откликов, вызванных проведенной ролевой игрой;

• поведенческий тренинг, чаще направленный на коррекцию неже­лательных или неадаптивных форм поведения, чаще используется в группах, участники которых имеют определенные психические или невротические нарушения, и предполагает более директив­ные, жесткие методы руководства и воздействия, часто осно­ванные на различного рода подкреплениях.

5. Тренинги личностного роста представляют собой тренинговые занятия, ориентированные на развитие отдельных сторон лично­сти участников и имеющие различные теоретические основы, которые и определяют понятие личностного роста и параметры развития в данной конкретной группе.

Выделяют следующие теоретические основы и соответственно разновидности, тренингов личностного роста:

• динамическая, к которой относятся психодраматическое группы;

• гуманистическая, где основными являются группы встреч Роджер­са, гешталът-группы Перлза и группы экзистенциального тренинга;

• когнитивная, где основной упор направлен на развитие когни­тивных компонентов самопознания и осознавание неадаптивных форм поведения.

В рамках тренинга личностного роста выделяются следующие самостоятельные тренинги. ориентированные на развитие кон­кретных параметров роста:

• тренинг уверенности в себе, основанный на положениях поведен­ческой психотерапии и следующих выдвигаемых ею предпосылках:

- самоутверждение, выраженное в действиях индивида, опреде­ляет его самоуважение и служит формированию позитивной. Я-концепции;

- поведение тесно связано с внутренним самоощущением, уверен­ное адекватное поведение основано на чувстве уверенности в себе;

• тренинг самоутверждения, имеющий сходные характеристики с тренингом повышения уверенности в себе и свои отличитель­ные особенности:

- уверенность в себе понимается как умение определять и выражать свои желания, потребности, чувства, любовь к другому человеку, раздражение, критику;

- имеет четкую пошаговую структуру, когда участникам предлагается вначале составить список ситуаций, в которых они испытают неуверенность, затем выбрать несколько возможных поведенческих реакций на данную ситуацию и отработать эти поведенческие реакции на практике в специально разработанных упражнениях;

тренинг сензитивности, основанный на гуманистических тен­денциях в групповой психотерапии и ориентированный на дос­тижение следующих целей:

- общее развитие компетентности в общении;

- усиление чувства самоидентичности;

- развитие у участников способности понимать других людей: ви­деть, слышать и чувствовать другого человека, запоминать его поведение;

- развитие способности предсказывать мысли, чувства и поведе­ние других людей, запоминать и использовать для понимания других людей их личностные характеристики.

6. Обучающие тренинги представляют собой краткосрочные или долгосрочные группы, ориентированные на совершенствование различных профессиональных навыков, необходимых для обще­ния с людьми, при этом обучение участников происходит на ос­нове приобретения ими нового опыта.

В обучающих тренингах существуют следующие разновидности групп:

• группы для повышения навыков психотерапевтов и психологов;

• группы повышения профессионального уровня тренеров, рабо­тающих с различными психологическими группами;

• обучающие группы для управленческого персонала, включающие в себя тренинг управления, тайм-менеджмента, различные ро­левые игры для оценки способностей и потенциала работни­ков и др.;

• обучающие группы для линейного персонала, предполагающие отработку навыков взаимодействия с людьми, например тре­нинг продаж или тренинг телефонных переговоров и т. п.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.