Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диагностика в профориентационном консультировании






 

1. Профориентационное консультирование — это специальная дея­тельность консультанта, направленная на оказание помощи кли­енту в решении проблем индивидуальной занятости с учетом его особенностей и реальной ситуации на рынке труда.

Профконсультирование помогает решить следующие проблемы индивиду­альной занятости:

• выбор профессии;

• определение профиля профессионального обучения;

• трудоустройство;

• смена сферы деятельности и связанные с этим эмоциональные затруднения и проблемы социальной адаптации.

Профессиональное консультирование может быть:

• индивидуальным, когда работа по профориентации осуществля­ется с одним клиентом, имеющим запрос по поводу своей ин­дивидуальной занятости, и в данном случае используются соот­ветствующие методы и техники работы:

- беседы с профконсультантом;

- диагностические процедуры;

- информационные методы;

- специальные упражнения и домашние задания и т. п.;

• групповым, когда профориентационная работа проводится с группой, имеющей соответствующий запрос, чаще всего в ре­жиме группового профориентационного тренинга, и этом слу­чае, помимо методов индивидуальной профориентационной работы, профконсультантом могут использоваться деловые и имитационные игры и групповая дискуссия. Профессиональное консультирование может осуществляться как со взрослыми, так и с детьми различных возрастов. В свя­зи с этим выделяются следующие сферы применения профориентационного консультирования:

- профориентация в школе;

- профориентация в службе занятости.

2. Так как профориентационное консультирование предполагает известное вмешательство консультанта в личностную сферу клиента и в некоторой степени в его жизнь, на консультанта, занимающегося данным видом деятельности, ложится серьез­ная ответственность.

Выдвигаются следующие профессиональные и этические принципы и нормы работы, регламентирующие и оп­ределяющие деятельность консультанта:

• принцип ответственности. Это означает, что профконсультант несет персональную ответственность за адекватность исполь­зуемых методов, правильность проведения диагностических про­цедур, обоснованность суждений, выводов, рекомендаций;

• принцип компетентности, предполагающий наличие у профконсультанта необходимой специальной теоретической и практиче­ской подготовки, а также использование им приемов и методов, соответствующих его квалификации и личным возможностям.

В связи с этим профконсультант обязан:

- постоянно повышать свою квалификацию; «знакомиться с новыми разработками в области своей профес­сиональной деятельности;

- выбирать методы адекватно конкретной ситуации консульти­рования;

• принцип добровольности, предполагающий личное желание кли­ента участвовать в профконсультации и гарантирующий ему право отказа от какого-либо вида работы с консультантом (тес­тирования, анкетирования и т. п.) без объяснения причин;

• принцип конфиденциальности, означающий, что вся информация, полученная профконсультантом в процессе работы с клиентом, не подлежит разглашению (сознательному или случайному), а передача ее другим лицам возможна лишь с согласия консульти­руемого и если это соответствует его интересам. Также сужде­ния и оценки профконсулътанта в процессе работы с клиентом не должны ограничивать свободу последнего в принятии им решений;

• принцип активности, предполагающий, что клиент самостоя­тельно принимает решение по проблеме, с которой обратился к профконсультанту или в службу занятости, а задача профкон­сулътанта — оказание информационной и психологической по­мощи в ответ на запрос клиента, а также создание условий и поощрение активности и самостоятельности консультируемого в принятии им решения;

• принцип позитивности, означающий, что профконсультант ин­терпретирует полученные результаты с позиции соответствия индивидуально-психологических особенностей клиента требовани­ям конкретной профессии с учетом перспектив ее развития и возможностей компенсации. Он акцентирует внимание на воз­можностях и ресурсах клиента, а не на его недостатках и сла­бых местах и поддерживает и стимулирует поисковую актив­ность клиента;

• принцип лояльности, предполагающий, что профконсультант уважает личность клиента и защищает его право на свободу в профессиональном самоопределении и интересы клиента, даже если они не соответствуют интересам службы занятости, явля­ются приоритетными.

3. Консультанту, занимающемуся профориентационной деятель­ностью, необходимо структурировать процесс консультирования. Для этого в работе следует использовать четкую схему, позво­ляющую организовывать адекватное взаимодействие с клиен­том на всех этапах работы и успешно решать соответствующие каждому этапу задачи.

Существует следующая схема поэтапного решения задач профориентационной консультации:

• подготовительный этап, где главная задача консультанта — составление общего представления о проблеме клиента.

Для решения этой задачи консультант предпринимает следующие действия:

- анализирует имеющиеся у него данные о проблеме клиента;

- подбирает справочно-информационный материал, соответст­вующий запросу клиента; «подбирает необходимые диагностические методики;

- продумывает общую стратегию работы;

• первый этап, в процессе которого решается задача формулиро­вания профконсультационной проблемы, то есть консультанту необходимо увидеть проблему глазами клиента.

Данный этап имеет следующие характеристики:

- должен начинаться со знакомства, создания атмосферы безопас­ности и формирования доверия клиента к консультанту;

- консультанту необходимо оценить исходную ситуацию консуль­тирования по следующим критериям:

= в чем заключается проблема клиента;

= каково отношение клиента к консультации и профконсультанту;

= каково общее психоэмоциональное и физическое состояние клиента;

= каков внутренний мотив обращения к консультанту;

= каковы условия для проведения консультирования с данным клиентом: организационные, временные составляющие, информационная и методическая оснащенность;

= насколько данная ситуация и проблематика клиента соот­ветствуют профессиональной квалификации и компетентно­сти консультанта, какова готовность консультанта к кон­сультированию;

• второй этап предполагает решение задачи выдвижения и провер­ки профконсулътационных гипотез, которая осуществляется сле­дующими способами:

- выдвижение профконсультационной гипотезы, то есть рассмот­рение проблемы клиента глазами специалиста;

- уточнение либо изменение предварительной гипотезы;

- определение пути совместного решения проблемы;

- разработка общего плана дальнейшей консультации, коррекция условий ее проведения;

третий этап предполагает равную степень активности консультанта и клиента и совместное определение ими конкретной цели и характера данной консультации, которая может быть:

- информационно-справочной;

- диагностико-рекомендательной;

- диагностико-корректирующей;

- формирующей;

четвертый этап, предполагающий совместную работу кон­сультанта и клиента по достижению цели, определенной ими на предыдущем этапе. На данном этапе в зависимости от постав­ленной цели консультант может применять и использовать:

- психодиагностические методики;

- наблюдение за клиентом, за его высказываниями о себе, само­оценкой;

- постановку профориентационных задач;

- совместное обсуждение различных ситуаций;

- профориентационные игры и упражнения;

• пятый этап предполагает совместное подведение итогов кон­сультации, которые могут быть окончательными или промежу­точными. Эта задача решается с помощью постановки консуль­тантом специальных вопросов клиенту:

- каковы результаты данной консультации для клиента, что она ему дала;

- достигнуты ли поставленные вначале цели;

- какие выводы сделал клиент и к какому решению пришел;

- в случае многоразовой консультации консультант и клиент опре­деляют пути дальнейшей работы и намечают цели;

- в случае если данная консультация является единственной, то составляется более совершенный вариант профессионального плана;

• завершающий этап предполагает подведение консультантом итогов проведенной консультации, для этого он может запро­токолировать следующие сведения:

- анкетные данные клиента;

- общие выводы по предварительным данным;

- первоначальное понимание клиентом своей проблемы;

- гипотезу профконсультанта;

- совместно конкретизированную цель и шаги, предпринятые для ее достижения;

- итоги консультации, сформулированные клиентом и консультантом;

- примечания.

4. В профессиональном, профориентационном консультирова­нии, в отличие, например, от личностного консультирования, психодиагностические процедуры применяются гораздо чаще. Это обусловлено спецификой профориентационного консуль­тирования, предполагающего изучение и работу с такими ха­рактеристиками личности, как познавательные способности, некоторые качества личности, которые могут быть измерены, например темперамент, а также изучение склонностей и спо­собностей личности и соответствие их выбираемой профессии.

Применение психодиагностических процедур в профориентаиионном консультировании имеет следующие цели:

• выявление актуальных способностей и качеств личности клиента;

• выявление потребностей клиента, его мотивационных и ценно­стных установок',

• определение склонностей и интересов клиента;

• выявление задатков и потенциала личности, который при оп­ределенном воздействии может быть развит;

• выявление областей коррекции, то есть тех качеств и характери­стик клиента, которые необходимо скорректировать;

• сравнение выявленных способностей и качеств личности с теми требованиями, которые выдвигаются выбранной профессией;

• осуществление поиска подходящей профессии на основе выявлен­ных склонностей, черт, интересов, мотивов и потребностей клиента.

Психодиагностика в профориентаиионном консультировании осуществляется по следующим направлениям:

• познавательные способности личности, куда входит изучение и диагностика памяти, внимания, восприятия, интеллекта, мышления, воображения и т. п.;

• личностные особенности, куда входят:

- эмоционально-волевая сфера;

- мотивационно-потребностная и ценностная сфера;

- самооценка и уровень притязаний;

- темперамент, черты характера;

• интересы и склонности, позволяющие выявить интерес к той или иной области профессиональной деятельности и подобрать соответствующие профессии, в которых клиент может реализо­вать свои интересы и склонности, например выявленная склонность клиента к работе с бумагами, а также хорошая гра­мотность могут позволить ему реализовать себя в архивно-библиотечном деле и т. п.

Психодиагностические методики в профориентаиионном кон­сультировании делятся:

• на общие, то есть взятые из других областей психологии. К ним относятся методики и процедуры, целью которых является изу­чение личностных и познавательных особенностей клиента. В этом случае консультант может использовать множество ме­тодов диагностики, например тесты, направленные на изучение самооценки, темперамента, интеллекта (интеллектуальные тес­ты Айзенка), мышления и других познавательных и личност­ных способностей, различные проективные методики, изучаю­щие общие свойства и черты личности;

• специальные, куда входят методики, разработанные специально для профориентационной работы. С помощью таких методик обычно изучаются интересы и склонности клиента, а также его направленность на определенную профессиональную сферу дея­тельности (ДДО, Карта интересов и др.);

• компьютерные, которые могут быть как общими, предназна­ченными не только для профконсультирования, так и специ­альными, разработанными именно для целей профконсультации;

• игровые, которые ориентированы на диагностику в группе и к которым относятся различные имитационные и деловые игры, позволяющие определить:

- ролевые позиции участников;

- способности к той или иной профессиональной деятельности на основе ролевых позиций и демонстрируемого поведения;

- области коррекции поведения участников, которые могут поме­шать реализации себя в той или иной профессиональной дея­тельности.

Существуют следующие правила и принципы применения психо­диагностических процедур в профориентационном консультировании:

• принцип добровольности, означающий, что со стороны профконсулътанта не должно быть никаких принуждений клиента на прохождение той или иной диагностической процедуры;

• принцип компетентности и профессиональности, означающий, что:

- все методики и тесты, которые использует консультант, долж­ны быть валидными, опробованными и четко отражать изучаемые феномены;

- профконсультант должен быть компетентен в применении диаг­ностических методик, в том числе компьютерных;

• принцип системности, предполагающий, что результаты психо­диагностики должны рассматриваться в системе общих знаний о клиенте, а психологическое заключение не должно быть основа­но только на результатах психодиагностики, без учета инфор­мации, полученной с помощью других способов изучения лич­ности и проблем клиента.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.