Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль консультанта в групповом психологическом консультировании






1. Под групповым психологическим консультированием понимается терапевтическое взаимодействие между консультантом (не­сколькими консультантами) и группой клиентов, объединенных по определенным признакам и критериям. Критерии отбора участ­ников в одну группу зависят от консультативных и терапевти­ческих целей и задач в конкретной группе.

Специфика группо­вой работы рассматривается через следующие составляющие:

• критерии объединения участников в группу;

• пространственно-временные и организационные особенности проведения групповой работы;

• место и роль консультанта в группе;

• формы применения группового консультирования.

Критериями объединения участников в группу могут быть:

• сходство категорий проблем участников группы, когда группу составляют участники со сходными проблемами или диагнозами;

• разнообразие в проблематике членов группы, предполагающее нахождение в одной группе участников с противоположными проблемами и затруднениями;

• однородность общих характеристик членов группы: пол, возраст, образование, черты личности, проявления в поведении и т. п.;

• разнородность в составе группы, предполагающая продуманное разнообразие типов личности, включающее в себя наличие та­ких типов, как тревожный, прямолинейный, агрессивный, эмоционально-стильный, зрелый, депрессивный и др.;

• постепенное формирование группы, то есть подбор конкретных участников для конкретной группы с учетом целей, задач и групповой динамики в данной группе, предполагающий, что изначально группу составляют 2—3 участника, а затем в соответ­ствии с их потребностями подбираются остальные члены группы;

• ролевые вакансии в группе, то есть включение участника в ту или иную группу определяется тем, какие роли в данной груп­пе не присутствуют и соответствует ли типичное поведение предполагаемого участника потребностям группы.

Выделяют следующие типичные ролевые позиции (роли) участников группы:

- родительские фигуры (строгий родитель, опекающий родитель и т. п.);

- сексуальный объект;

- эмпатичный человек, " жилетка", все понимающий;

- " подросток", " хулиган", аутсайдер и т. п.;

- " бабник", " роковая женщина" и т. п.;

- третейский судья, блюститель справедливости и т. п.;

- " сноб", " VIP-участник";

- " ученый-эрудит", " профессор", " умник".

2. Существуют следующие пространственно-временные и органи­зационные особенности проведения групповой работы:

количество участников:

- минимальное количество участников, необходимое для успешной работы, - не менее 3—4 человек;

- максимальное количество участников группы — 10—12 человек;

- оптимальное количество участников группы — 8 человек, так как это позволяет:

= делить участников на мини-группы для осуществления ка­ких-либо специальных групповых техник и упражнений;

= обеспечивает достаточное разнообразие ролей внутри группы;

= позволяет консультанту осуществлять эффективное руково­дство в группе и двигать группу в нужном для достижения поставленных целей направлении;

= позволяет каждому участнику проявить себя с временной точки зрения, то есть каждому хватит времени для прора­ботки своих проблем, высказываний, откликов и т. п.;

• пространственно-временные и организационные характеристики, включающие в себя:

- место для участников и обстановку в помещении. Необходимо создание физических условия, для того чтобы каждый участник;

= чувствовал себя комфортно и безопасно;

= мог слышать и видеть других участников и руководители группы;

= сам мог выбрать себе место;

= предпочтительной фигурой пространственной организации является круг, а также отсутствие столов между участниками;

- продолжительность сеансов и перерывов между ними, включающие следующие аспекты:

= зависимость частоты и длительности сеансов от теоретиче­ской ориентации консультанта и конкретных целей кон­сультирования;

= зависимость продолжительности группового сеанса от частоты встреч в неделю: чем больше встреч (2—3 раза в неделю), тем менее продолжительными они должны быть (не более 1 часа), и, наоборот, при редких (1 раз в неделю) встречах продолжительность группового сеанса возрастает (1, 5-2 часа);

= при ориентации групповой работы на глубинные слои лич­ности и проработке глубоких внутриличностных затрудне­ний и бессознательных аспектов сеансы следует проводить 3 раза в неделю по 1 часу, так как это позволяет сохранять эмоциональную вовлеченность и интенсивность межлично­стных взаимодействий участников группы;

- степень проницаемости группы для новых участников, на основе которой выделяются следующие типы групп:

= открытая группа, когда границы проникновения в группу прозрачны и участники могут приходить в группу и покидать ее по определенным причинам (достижение личных целей, решение не посещать более группу, невозможность посеще­ния группы из-за внешних причин и т. п.);

= закрытая группа, когда состав, образованный в начале груп­пы, остается на протяжении всего ее существования и новые участники не могут попасть в данную группу.

Выделяют следующие формы применения группового консультиро­вания:

• групповые методы как дополнительный метод воздействия при акценте на индивидуальную работу с каждым клиентом;

• групповые методы как основные методы терапевтического воз­действия, а индивидуальные консультации выступают как вспомогательные методы работы;

• комбинирование методов.

3. Место и роль консультанта в групповом консультировании очень разноплановы и определяются следующими факторами:

• теоретической ориентацией консультанта:

- в психоаналитических группах консультант занимает четкую структурированную позицию и осуществляет четкое руково­дство, направляя процесс работы группы, предлагая темы для осуждения и т. п.;

- в клиент-центрированных и экзистенциальных группах консуль­тант минимально вмешивается в работу группы, оставляя ей право выбора основных моментов и лишь используя некоторые техники воздействия, упражнения и минимальное руководство;

- целями и задачами конкретной группы, а также глубинной про­рабатываемых проблем;

составом групп:

- группы, ориентированные на формирование определенных навыков (социально-психологические тренинга), часто имеют жесткую структуру и план работы, в связи с этим консультанту отво­дится роль руководителя группы, осуществляющего жесткое и структурированное руководство;

- группы, цель которых — работа по глубинной перестройке лично­сти, чаще имеют более гибкую структуру и ориентированы на выражение и проработку различных чувств, а задача консуль­тант — подведение участников к достижению инсайта и катар­сиса, а эти процессы довольно сложно жестко структурировать.

Консультант как руководитель группы, независимо от того, на­сколько структурированно и жестко он осуществляет руково­дство, выполняет следующие функции:

• постановка проблемы, когда руководитель группы прямыми или косвенными способами формулирует тему беседы, сессий, всего процесса работы;

• сдерживание, когда руководитель, используя различные методы и техники, выдерживает баланс активности участников, про­двигая к работе или высказыванию одних и сдерживая излиш­нюю активность других участников;

• проверка настроений, то есть выяснение баланса мнений в группе относительно того или иного вопроса, действия и т. п.;

• разработка идей, когда высказанные участниками группы идеи и мнения дорабатываются, углубляются консультантом, что подводит участников к более глубокому осмыслению выдвину­той идеи, высказывания или темы;

• ограничение, то есть напоминание группе об ограничениях в работе (временные, этические и иные ограничения);

• активизация, повышение мотивации участников группы на ра­боту и прорабатывайте своих проблем и поставленных задач, а также общая активизация группы;

• обслуживание группы, то есть выполнение административных, организационных и хозяйственных обязанностей;

• содержательное участие, то есть принятие наряду с руководя­щей позицией позиции равного участника группы в момент об­суждения различных тем и вопросов;

• ускорение прогресса группы и применение для этой цели сле­дующих средств воздействия:

- инициатива, когда руководитель предлагает новые идеи для об­суждения на основе " внутренних" смыслов высказываний уча­стников группы;

- поправки, то есть внесение корректировок в обсуждение темы; поддержка, осуществляемая с целью принятия той или иной продуктивной идеи, выдвинутой кем-то из участников, всей группой;

- сопротивление, оказание влияния на группу с целью отклоне­ния или оспаривания той или иной непродуктивной идеи; обобщение, объяснение или прояснение содержания идеи, де­монстрация контрастности или схожести идей, то есть анали­тическая деятельность;

- вопросы, которые может задавать консультант с целью прояс­нения ситуации или проблемы, а также направления обсуждения в нужное русло;

- отвлечение, когда руководитель закрывает обсуждение той или иной темы различными способами — прямыми или косвенны­ми замечаниями, шуткой и т. п.;

-контроль, когда руководитель ограничивает активность одних и повышает и развивает активность других участников группы;

- информация, то есть предоставление группе информации раз­личного рода.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.