Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виды группового взаимодействия






 

1. Групповое консультирование имеет следующие цели:

• работа с проблематикой участников группы, изучение, диагно­стика и помощь в разрешении затруднении;

• укрепление общего психического состояния, а также в некоторой степени и физического;

• коррекция поведенческих паттернов и стереотипов участников группы через изучение особенностей и механизмов эффектив­ных способов взаимодействия со средой;

• осуществление личностного роста участников группы через раз­витие у них различных параметров роста: самосознания, рефлек­сии, повышение самооценки и т. п.;

• формирование способности к самонаучению и самокоррекции, то есть использованию своих внутренних ресурсов для изменений и решения возникающих проблем и затруднений;

• коррекция эмоциональной сферы участников группы, выработка более позитивных и адекватных способов эмоционального реа­гирования;

• раскрытие внутреннего потенциала участников, творческой энергии, формирование умения жить в полную силу и " здесь и сейчас" и позитивного отношения к жизни.

2. В групповом консультировании существуют свои нормы и пра­вила работы, при этом в разных группах эти нормы и правила могут быть различны. В большинстве групп создаются свои своды норм и законов, в которых не присутствуют культурные, социальные и иные нормы такого характера, а акцент делается на правилах, позволяющих регламентировать групповой процесс, а не нормы поведения. Несмотря на то что каждая группа устанав­ливает свои принципы и нормы, все же существуют наиболее часто используемые правила работы.

В групповом психологиче­ском консультировании существуют следующие нормы и принципы работы:

• принцип " здесь и теперь", предполагающий, что все происходя­щее в группе — действия, обсуждения тем, испытываемые уча­стниками чувства и т. п. — должно обсуждаться в настоящем. Это означает, что участники не должны обсуждать какую-то прошлую ситуацию, но должны высказывать, анализировать и проживать те чувства, которые они испытывают по отноше­нию к этой ситуации сейчас, будучи такими, какие они есть в данный момент своей жизни. Консультанту в этом случае сле­дует контролировать соблюдение этого принципа и переводить " чувства из прошлого" в " чувства в настоящем", используя спе­циальные техники и приемы и обращая внимание участников группы на их актуальное состояние;

• принцип искренности и открытости, предполагающий соблюдение следующих правил:

- все, что рассказывается в группе, является правдой',

- участникам группы следует стремиться к самораскрытию и оз­вучивать действительно значимые для них темы и переживания;

- предоставление честной обратной связи в том случае, если уча­стник решил высказаться по поводу кого-то из других членов группы или по поводу работы с кем-то, но если в ответ на просьбу дать обратную связь участник не хочет этого делать, то он может отказаться, но не лгать',

• принцип Я, предполагающий, что основное внимание каждого участника группы должно быть направлено внутрь себя, на са­морефлексию и самопознание, в том числе и оценочные вы­сказывания по отношению к другому лицу должны строиться исходя из своих чувств, эмоций и ощущений;

• принцип активности, предполагающий активное участие всех чле­нов группы и не допускающий возможности пассивно " отсидеться";

• принцип права выбора, означающий, что если кто-то из участ­ников не хочет высказываться или делать какое-либо упражнение и т. п., никто не имеет права заставлять его делать это;

• принцип ответственности, предполагающий, что каждый из участников несет личную ответственность за себя, свои действия, свой выбор и результаты своей работы;

• принцип конфиденциальности, означающий, что каждому из участников гарантирована анонимность и конфиденциальность и то, что происходит в групповом пространстве, не будет выне­сено за его пределы. Этот принцип распространяется как на участников, так и на руководителей группы.

3. Групповое психологическое консультирование имеет свои от­личительные особенности, и эти особенности являются инстру­ментами коррекционного, терапевтического воздействия.

Выде­ляются следующие отличительные особенности группового кон­сультирования:

• группа как мини-модель социума, так как в группе создается ситуа­ция, в которой индивид проявляет все те же отношения, установ­ки, ценности, те же способы эмоционального реагирования и те же поведенческие реакции, что и в реальной жизни; также группа дает обратную связь относительно поведения индивида, и на основании этой обратной связи он может осознавать свои поведенческие ус­тановки и при необходимости изменять их на более продуктивные',

• групповая динамика, понимаемая как характеристика социально-психологических процессов и явлений, которые происходят в груп­пе по мере ее развития и изменения и оказывают определенное влияние на всех участников группы, и имеющая следующие ха­рактеристики:

- включает в себя ряд стадий, которые определяются сменой преобладающего типа взаимодействий и взаимоотношений между участниками, а также определенными особенностями по­ведения участников,

- может служить диагностической процедурой, позволяющей консультанту определить уровень актуального развития членов группы и выстроить и спланировать свою дальнейшую работу;

• ролевые стереотипы участников группы, позволяющие:

- выстроить мини-модель социума и осуществить проекции и пе­реносы участников,

- анализ и проработка этих проекций и переносов может слу­жить терапевтическим инструментом работы;

- анализ ролевых стереотипов может помочь участникам осознать и скорректировать непродуктивные способы взаимодействия и адаптации в среде.

В групповом психологическом консультировании существуют сле­дующие особенности, отличающие его от индивидуального:

• использование как методов индивидуальной работы, которые обычно применяются в индивидуальном консультировании, так и методов и техник, специально разработанных для группо­вого воздействия,

• помимо использования специально разработанных техник и ме­тодик групповой работы, консультант может использовать в те­рапевтических целях следующие феномены группового пространства:

- ролевые позиции участников группы, отличающиеся многообра­зием и индивидуальностью;

- взаимоотношения и взаимодействия, возникающие между уча­стниками группы;

- групповую динамику, особенности или специфику развития группы на той или иной стадии работы;

- личность психотерапевта, которая является одним из важнейших факторов личностного роста в группе, так как представля­ет собой определенную модель для участников.

4. Выделяются следующие преимущества групповой работы:

• помощь в решении межличностных проблем через создание ми­ни-модели социума и обнаружение и коррекцию всех противо­речий и трудностей в реальном взаимодействии с окружающими;

• возможность получения обратной связи по поводу своих стереотипов в поведении и личностных качеств, что помогает расши­рению взгляда участников на себя и свою проблематику;

• возможность получения эмоциональной поддержки и принятия со стороны других участников группы, имеющих схожие проблемы;

• возможность научения и приобретения новых умений, навыков, а. также более продуктивных и адаптивных способов взаимодей­ствия с окружающими и способов решения возникающих про­тиворечий и проблем через общение и взаимодействие с другими равными партнерами — членами группы;

• возможность идентификации себя с другим человеком, что способствует расширению сознания и большему пониманию проблем других людей;

• возможность более полно и глубоко понять и проработать личные проблемы каждого из участников через создание в группе определенного напряжения, которое обостряет индивидуальные противоречия и конфликты;

• облегчение процессов самораскрытия, самоисследования и самопо­знания, которые становятся возможны в полной мере через взаимодействие с другими людьми;

• экономическая выгода, так как работа участника в группе стоит дешевле, чем индивидуальная терапия или консультирование.

5. Выделяются следующие наиболее распространенные виды груп­пового консультирования:

психотерапевтические группы (групповая психотерапия), имею­щие следующие характеристики:

- глобальные цели, ориентированные на перестройку структуры личности в целом;

- работа с глубинными уровнями личности и глубокими внутриличностыми проблемами, анализ прошлых конфликтов лично­сти и т. п.;

- наличие психосоматических, невротических, психических расст­ройств в некоторых случаях;

- использование определенных теоретических принципов работы (психоаналитические группы, гештальт-группы, бихевиоральные группы и т. п.);

- достаточно длительный временной промежуток работы; «использование глубинных методов работы;

• группы встреч, имеющие следующие характеристики:

- менее глобальные цели, ориентированные в основном на прора­ботку социально-психологических проблем;

- ориентированы на оказание психологического содействия рос­ту личности;

- рассматриваются как способ ускорения психологического раз­вития и самореализации нормально функционирующей личности;

- меньшие в отличие от психотерапевтических групп временные рамки;

- могут применяться различные, в том числе психотерапевтиче­ские, методики, скорректированные под цели группы;

• группы психологического тренинга.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.