Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Землеустроительные работы в период военного коммунизма, тыс. дес.







Вид работ


1919 г.


1920 г.


 


Окончание работ по распределению земель Подготовка волостных отводов и дач разверстания Отводы земель волостям

Разверстание волостей и специальных дач разверстания Отвод земель:

совхозам

колхозам

государственным учреждениям Уничтожение чересполосицы и дальноземелья Итого


 

 
   
   
 
158, 7 199, 1
131, 6 163, 2
  79, 7
3224, 7  
1925, 4  

Как видно из табл.21, в 1919г. землеустроительные работы были выполнены на площади 21 млн га (19, 3 млн дес), в 1920 г. — на 23, 7 млн га (21, 7 млн дес). План на 1919 г. предусматривал землеустройство 45 млн дес. Прежде всего намечался отвод земель совхозам и коллективным хозяйствам, государственным учрежде­ниям и предприятиям, предполагалось также приступить к отводу земель волостям и разверстанию земель между отдельными сель­скохозяйственными объединениями. Но для выполнения этих ра­бот не хватало ни специалистов, ни геодезических инструментов, ни планово-картографического материала. Столь грандиозного землеустройства дореволюционная Россия никогда не знала. По­этому фактический объем выполненных работ оказался гораздо меньшим.

В 1920 г. с учетом опыта предыдущего года силы были сосредо­точены в районах с наиболее сложными и запутанными земельны­ми отношениями, в первую очередь в основных земледельческих губерниях. Работы организовывались так, чтобы их можно было завершить в том же 1920 г.

В Положении о социалистическом землеустройстве была по­ставлена задача способствовать обобществлению единоличного землепользования. По мере решения этой задачи за период с 1918 по 1921 г. число коммун возросло с 975 до 3313, сельскохозяй­ственных артелей — с 604 до 10 185, товариществ по совместной обработке земли — с 622 (в 1919 г.) до 2514. В 1921 г. всего было коллективизировано 227, 9 тыс. крестьянских дворов (около 1 %), а земельная площадь обобществленных хозяйств составляла 1223, 4 тыс. дес. Возросло и число совхозов — с 3101 до 4391, их об­щая площадь превысила 2 млн дес. В этот период основным со­держанием землеустройства был отвод земель коллективным и со­ветским хозяйствам.

Перед революцией главным землеустроительным учреждением России была Межевая часть, входившая в состав Министерства юстиции. Заведование всеми межевыми учреждениями лежало на


управляющем Межевой частью, при котором состояло централь­ное управление. На местах основную роль выполняли губернские чертежные, входившие в состав губернских правлений; при них имелись межевые архивы, где хранились все межевые дела данной губернии.

Еще в 1905 г. было образовано Главное управление землеуст­ройства и земледелия, а в 1906 г. — Комитет по землеустроитель­ным делам в центре, губернские и уездные землеустроительные комиссии на местах. Непосредственное ведение всех землеустрои­тельных дел было возложено на уездные комиссии и их непремен­ных членов. При каждой губернской комиссии состоял техничес­кий штат производителей землеустроительных работ — старших землемеров и землемеров. Весь технический персонал подчинялся губернскому землемеру, который и заведовал землеустроительны­ми работами.

После Февральской революции постановлением Временного правительства от 21 апреля 1917 г. были учреждены земельные ко­митеты «для подготовки земельной реформы и для разработки неотложных временных мер». Во главе земельных комитетов стоял Главный земельный комитет, затем шли губернские, уездные и волостные. Структура комитетов и их состав отличались большой пестротой, в них включали представителей различных партий, крестьянских организаций, местной администрации. Впрочем, эти комитеты продержались недолго; уже летом 1917 г. «землеуст­ройство» превратилось в массовый стихийный захват крестьянами помещичьих земель, скота и инвентаря.

В связи с предпринятой Советской властью реорганизацией правительственных органов Управление межевой частью (поста­новлением Наркомюста от 11 декабря 1917г.) было передано в ве­дение Наркозема, созданного на базе бывшего Министерства зем­леделия. Вместе с данным управлением были переданы и подчи­ненные ему местные межевые учреждения: Межевая канцелярия в Москве, губернские и областные чертежные (61), межевые комис­сии для размежевания башкирских земель (в городах Уфе, Перми и Оренбурге), комиссии для ограничения земель Забайкальского казачьего войска (в Чите) и Закавказская межевая часть в составе межевых учреждений пяти губерний Закавказья [Кириллов И. А. Очерки землеустройства за три года революции (1917—1920).— Петроград: Наркомзем, 1922. — С. 19—21].

Находившиеся в ведении Управления межевой частью учебные заведения — Константиновский межевой институт и 14 землемер­ных училищ — были выделены из состава управления и переданы и Наркомпрос.

Из-за несоответствия устройства и порядка деятельности Уп­равления межевой частью новым условиям названное управление приказом Наркомзема от 5 января 1918 г. было упразднено и вмес-


то него для объединения и направления деятельности местных ме­жевых учреждений и землемерных организаций образован Цент­ральный землемерно-технический отдел (1ДЗТО).

Функции и организационное устройство отдела были опреде­лены в Положении об отделе, утвержденном наркомом земледе­лия А. Л. Коллегаевым 20 января 1918 г. Возглавлял отдел совет в составе заведующего, двух представителей от общества межевых инженеров и четырех человек от Всероссийского союза землеме­ров. Заведующим отделом в 1918—1927 гг. был Н. П. Рудин, кото­рый в начале марта 1918 г. вместе с несколькими сотрудниками переехал из Петрограда в Москву.

Подбор основного рабочего персонала отдела (преимуществен­но из межевых инженеров) был завершен во второй половине фев­раля 1918 г. С этого времени предварительная разработка и после­дующее осуществление мер по организации землеустройства фак­тически сосредоточились в ЦЗТО под руководством коллегии Наркомзема и Главного земельного совета (ликвидированного

9 августа 1918 г. постановлением коллегии Наркомзема).

На Наркомзем правительство возложило задачи по осуществле­нию земельной реформы в связи с национализацией земли, по­этому в структуре комиссариата помимо ЦЗТО существовали так­же отдел текущей земельной политики, занимавшийся преимуще­ственно проведением временного уравнительного распределения нетрудового земельного фонда, и переселенческое управление, выяснявшее возможности колонизации (переселения).

В декабре 1918 г. состоялся Первый Всероссийский съезд зе­мельных отделов, комитетов бедноты и сельскохозяйственных коммун, которым был взят курс на коллективизацию земледелия и выработан Проект положения о социалистическом землеустрой­стве и мерах перехода к социалистическому земледелию, утверж­денный 14 февраля 1919 г.

Уже 3 мая 1919 г. для осуществления намеченного и организа­ции социалистического землеустройства при Наркомземе создает­ся Центральный отдел землеустройства (ЦОЗ), объединивший ЦЗТО, переселенческое управление и отдел землеустройства (циркуляр ЦОЗ, № 10 от 3 мая 1919 г.). Во главе отдела стоял заве­дующий и коллегия в составе руководящих работников отдела.

10 мая 1919 г. Наркомземом было также утверждено Положение о
земельных отделах губернских, уездных и волостных исполкомов,
которое определило структуру землеустроительных органов на ме­
стах.

Губземотделы организовывали земельные преобразования в пределах губерний и состояли из управления общими делами и подотделов: землеустройства, сельского и лесного хозяйства.

Подотделы землеустройства разделялись на отделение зем­леустройства, землемерно-техническую часть, земельно-учет-


ное и переселенческое отделение (открывалось при необходи­мости).

В уездах землеустройство осуществлялось уездными земельны­ми отделами исполкомов со структурой, аналогичной губземот-делам. Исполнительным органом отдела был подотдел землеуст­ройства.

На волостные земельные отделы возлагалось исполнение распо­ряжений высших земельных органов и содействие им в проведе­нии в пределах волости необходимых мероприятий. Работающие в волости специалисты, командированные уездным или губернским земотделами или центральными отделами Наркомзема, участвова­ли в заседаниях волостного земельного отдела по касающимся их вопросам с правом решающего голоса. Возлагаемые на сельские советы обязанности по проведению в жизнь земельной реформы и по организации сельского хозяйства на социалистических началах исполнялись ими под непосредственным контролем и руковод­ством волостных и уездных земотделов.

Губернские мелиоративные (гидротехнические) или другие подотделы временно передавались подотделам землеустройства.

Поддержание постоянной живой связи между центральными и местными землеустроительными органами возлагалось Особым наказом от 19 мая 1919 г. на инструкторов по землеустройству, представлявших отчеты о своей деятельности непосредственно в

цоз.

Предполагалось, что заведующими отделами и отделениями губернских и уездных землеустроительных и земельно-техничес­ких подразделений, а также их заместителями (помощниками) должны быть межевые инженеры или техники с высшей подго­товкой по межевой или геодезической специальности. В исклю­чительных случаях при невозможности подыскать кандидата с означенной подготовкой допускалось должность заведующего и его помощника замещать техником со средней землемерной под­готовкой.

Заведующие геодезическими и картографическими работами в губерниях, их помощники и геодезисты должны были назначаться Наркомземом из лиц, имевших высшую геодезическую подготов­ку. Все прочие должности по губернской землемерно-технической части могли замещаться лицами, прошедшими специальную зем­леустроительную подготовку по решению Наркомзема.

Таким образом, новая система землеустроительных органов требовала солидного кадрового обеспечения. В это время уже четко проявилась тенденция разделения межевиков по двум на­правлениям: землеустроительному (осуществление земельной реформы, перераспределение земель, рациональное устройство территории, образование новых и упорядочение существующих землевладений и землепользовании и т. д.) и геодезическому (то-пографо-геодезическое и картографическое обеспечение земле-


устроительных работ). Поэтому наряду с ЦОЗ при Наркомземе с 1919 г. было создано также Высшее геодезическое управление как самостоятельный государственный орган по изучению территории России в топографическом отношении. Постановлением коллегии Наркомзема от 3 марта 1921 г. ЦОЗ был преобразован в Централь­ное управление землеустройства (Центрозем), которое после включения в его состав в июле 1921 г. отдела сельскохозяйствен­ной мелиорации было преобразовано в Центральное управление землеустройства и мелиорации, или Центрмелиозем (Российский государственный архив экономики, ф. 478, оп. 35, д. 40, л. 54—57; д. 198, л. 244).

Для осуществления положений Декрета о земле правительство сделало ставку на ускоренную подготовку землеустроителей. По данным Наркомзема, для проведения земельных преобразований в России в 1919—1921 гг. требовалось не менее 4, 5—5 тыс. земле­устроителей со специальным образованием, фактически же их в 1919 г. насчитывалось чуть более 3 тыс. Средний годовой выпуск межевых инженеров в Московском межевом институте в 1917— 1919 гг. составил только 17 человек, поэтому был взят курс на фор­сированное развитие землеустроительного образования, центром которого стал Московский межевой институт (преемник Констан-тиновского межевого института).

2. ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ В 1921—1927 гг.

В 1921 —1927 гг. крен в аграрной политике России был вновь взят на поддержку мелких крестьянских хозяйств. На основании решений XIII съезда ВКП(б) по индивидуальному сектору были произведены: устранение недостатков землепользования на пло­щади 83, 4 млн га; разделение землепользовании крупных селений на площади 30, 5 млн га; ликвидация узко-, много- и мелкополоси-цы с разверстанием земель на поля севооборотов на площади 29, 6 млн га.

Несмотря на сокращение числа коллективных хозяйств, в этот период были произведены земельно-хозяйственное устройство объединений с товарищеской формой землепользования на пло­щади 4, 4 млн га, землеустройство совхозов и государственных зе­мельных имуществ соответственно на 4, 7 и 7, 1 млн га (История земельных отношений и землеустройства/Под ред. Н. В. Бочко-ва. — М.: Сельхозгиз, 1956. — С. 8).

В рамках экономических преобразований 20-х годов землеуст­ройству отводилась значительная роль. Формулируя его основ­ные задачи в период восстановления народного хозяйства стра­ны, Д. Зайцев писал: «Большое значение имеет вопрос землеуст­ройства сельскохозяйственных коллективов. На него нужно на ме-


стах обратить особое внимание. Ибо землеустройство в их эконо­мическом развитии играет решающую роль, а до тех пор, пока не землеустроен тот или иной коллектив, он не может фактически организовать многопольный севооборот и перейти к интенсифи­кации всего хозяйства». Член Наркомзема профессор П. А. Меся­цев указывал: «Землеустроитель, агроном и партийный работ­ник — вот три силы, которые, действуя одновременно и в копта к те, смогут обеспечить нормальные условия для быстрого разни гни производительных сил земледелия».

Все признавали важность земельного вопроса, а также то, что для проведения земельных преобразований нужен основной за кон — Земельный кодекс. В 1921 — 1922 гг. вопросы регулировании земельных отношений и землеустройства трижды обсуждались на всероссийском уровне: в декабре 1921г.— на I Всероссийском съезде земельных органов по вопросам земельной политики и землеустройства; в феврале 1922 г. — на Всероссийском съезде землеустроителей и мелиораторов; в марте 1922 г.— на Вссрос сийском съезде агрономов.

Наркомзему было поручено разработать новый земельный за­кон, учитывающий все необходимые изменения, вытекающие из условий новой экономической политики и требований ускорен ного развития сельскохозяйственного производства. В соотпег ствии с этим в мае 1922 г. III сессией ВЦИК был утвержден Закон о трудовом землепользовании, а 30 октября 1922 г. IV сессией ВЦИК принят и с 1 декабря 1922 г. введен в действие Земельный кодекс РСФСР. В этом кодексе были специальная часть III о чем леустройстве и переселении и самостоятельный раздел о землеуст­ройстве. Его главной задачей считались упорядочение существую­щих землепользовании и образование новых соответственно пра­вам на землю и требованиям хозяйственно-технической целесооб­разности.

Кодекс регламентировал следующие землеустроительные дей­ствия:

а) отвод земель, предоставляемых в пользование государствен-ным организациям, учреждениям и предприятиям, городам и im селениям городского типа, объединениям трудовых землсдеш.пеи, а также на особых условиях (аренды, концессии и пр.) иным уч реждениям, обществам и лицам;

б)образование земельных фондов специального назначении (переселенческого, концессионного, лугового и др.) и иеречпеие ние угодий из одного фонда в другой;

в) изъятие земель для государственных и общественных малой
ностей;

г) установление городской черты;

д) раздел земель, состоящих в пользовании земельных общее in;
выдел земель отдельным хозяйствам (дворам) и их группам; pa i
верстание всех или некоторых угодий земельного общества па ху

2." '


торские либо отрубные участки; раздел земель обособленных тру­довых земледельческих хозяйств (дворов);

е) устранение или уменьшение чересполосности отдельных
землепользовании, вклинивания и вкрапливания их, дальноземе­
лья, неправильности очертаний границ и других недостатков зем­
лепользования;

ж) положение, перемещение или упразднение дорог, предостав­
ление водопоев и перемещение землепользовании в связи с произ­
водством коренных улучшений земельных угодий (мелиорации);

з) распланирование сельских мест поселения;
и) установление и изменение границ волостей.
Указывалось, что землеустроительные действия выполняются

под общим наблюдением, руководством и контролем Народного комиссариата земледелия местными землеустроительными учреж­дениями через уполномоченных землемеров-землеустроителей.

Землеустроительные действия производились по инициативе землеустроительных учреждений в следующих случаях:

а) образования и изменения состава земельных фондов специ­
ального назначения;

б) признания землеустроительными учреждениями необходи­
мости немедленно устранить в том или ином районе недостатки
землепользования, особо вредные по их влиянию на хозяйство
или обостряющие земельные отношения; во всех же прочих случа­
ях названные действия производились лишь по ходатайствам за­
интересованных сторон.

С принятием Земельного кодекса предусматривалось все зем­леустроительные действия осуществлять только на основании проектов землеустройства. При этом ст. 179 предписывалось про­изводить землеустроительные дела в следующем порядке: 1) воз­буждение землеустроительного дела; 2) подготовка землеустрои­тельного дела, составление землеустроительного проекта и предъявление его участникам землеустройства; 3) утверждение проекта землеустройства и приведение его в исполнение с уста­новлением на месте пограничных межевых знаков; 4) составление и выдача сторонам землеустроительных документов.

В период 1921 —1925 гг. выполнялись также работы по межсе-ленному и внутриселенному землеустройству, устройству государ­ственных земельных имуществ (табл. 22).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.