Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В России 1 страница






 

Показатели 1971-1975 гг. 1976-1980 гг. 1981— 1985 гг. 1986-1990 гг.

Составлено схем землеустройства 6 191 417 9

районов

Составлено проектов межхозяйствен- 792 1651 1062 784

ного землеустройства (включая проек­ты образования новых сельскохозяйст­венных предприятий)

Составлено проектов внутрихозяйст- 5560 10249 10217 2788

венного землеустройства (включая про­екты перераспределения земель) Общая стоимость проектно-изыскатель-ских работ по землеустройству:

млн руб. 152, 5 258, 6 278, 9 402, 7

млн долл. 95, 9 161, 5 174, 5 251, 7

Среднегодовая стоимость работ по зем­леустройству:

млн руб. 30, 5 51, 7 55, 8 80, 5

млндолл. 19, 1 32, 3 34, 9 50, 3


Продолжение

 

Показатели 1971-1975 гг. 1976— 1980 гг. 1981-1985 гг. 1986— 1990 гг.

Удельные затраты на землеустройство в год на 1 га сельскохозяйственных угодий:

pv6. 0, 14 0, 23 0, 25 0, 36

долл. 0, 08 0, 14 0, 16 0, 22

Составлено рабочих проектов по земле­устроительным мероприятиям на сумму:

млн руб. ' 12, 12 22, 44 28, 0 33, 9

млндолл. 6, 92 13, 68 17, 95 20, 8

В связи с необходимостью повышения культуры земледелия и эффективности сельскохозяйственного производства ряд респуб­ликанских гипроземов провели с 1980 по 1988 г. землеустроитель­ные работы, связанные с введением систем земледелия в колхозах и совхозах (Росземпроект, 1984—1988 гг.), корректировкой нару­шенных севооборотов и проектированием в них комплекса агро­технических противоэрозионных мероприятий (Молдгипрозем, Укрземпроект), укрупнением севооборотов (Росземпроект, Каз-гипрозем и др.).

Землеустроительная служба приняла непосредственное участие в проведении нескольких туров земельно-оценочных работ и при­ступила к осуществлению внутрихозяйственной оценки земель. Продолжали также осуществляться работы по составлению схем землеустройства и межхозяйственному землеустройству.

В течение 1987 г. землеустроительной службой выполнены сле­дующие виды работ:

почвенные и геоботанические обследования, включая полевые работы, на площади 38, 3 млн га, изготовление и выдача докумен­тации 2863 хозяйствам;

разработка 102 схем землеустройства районов в 1118 проектах внутрихозяйственного землеустройства, изготовление и выдача документов по внутрихозяйственному землеустройству по 1014 хозяйствам;

составление и выдача проектно-сметной документации: на создание полезащитных лесополос на площади 28, 5 тыс. га, строительство противоэрозионных гидротехнических сооруже­ний на 31 575, 2 тыс. руб., террасирование склонов на 1, 9 тыс. га, коренное улучшение сельскохозяйственных угодий, не требую­щих осушения, — на 1276, 1 тыс. га, рекультивацию земель — на 46 тыс. га.

Ряду хозяйств были выданы акты на право пользования землей. Таким образом, к началу 1990 г. в стране сложилась определенная система землеустройства, способная выполнять задачи, связанные с планированием, прогнозированием и проектированием исполь­зования земель, организацией территории, осуществлением комп­лекса мероприятий по защите и повышению плодородия почв.


Вместе с тем в использовании земель, организации производ­ства и территории, землевладения и землепользования имелись большие проблемы, которые сдерживали развитие экономики страны, что привело к необходимости земельной реформы и ново­му этапу землеустройства.

Контрольные вопросы и задания

1. С чем были связаны землеустроительные работы в 1954—1965 гг.?

2. В чем особенность землеустроительных работ, проводимых в 70-е годы?

3. Назовите прогнозные и предпроектные землеустроительные документы, ко­торые разрабатывались в 70-е годы.

4. Какие функции и задачи выполнял Росземпроект?

5. Какие землеустроительные работы проводились в 80—90-е годы?

Глава 16

СОСТОЯНИЕ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА НА СОВРЕМЕННОМ

ЭТАПЕ

С начала земельной реформы в Российской Федерации и ре­формирования земельных отношений, то есть с 1991 г., их земле­устроительное обеспечение осуществлялось в соответствии с Рес­публиканской программой проведения земельной реформы на территории РСФСР, утвержденной постановлением Совета Ми­нистров РСФСР от 18 января 1991 г.

В разделе «Землеустроительное обеспечение земельной рефор­мы» акцент был сделан на составлении схем землеустройства, включающих комплекс топографо-геодезических и почвенно-геоботанических изысканий, проведении межхо'зяйственного землеустройства, инвентаризации и перераспределения земель с целью создания фонда для наделения ими крестьянских (фер­мерских) хозяйств. Намечались также разработка и осуществле­ние республиканской и региональных программ защиты земель от деградации, консервация деградированных земель и их вос­становление.

На первом этапе земельной реформы (19911993 гг.) основное внимание было уделено созданию фонда перераспределения зе­мель, организации крестьянских (фермерских) хозяйств, передаче земель в ведение сельских (поселковых) администраций, реорга­низации колхозов и совхозов и приватизации их земель.

В ходе реорганизации колхозов и совхозов возникли новые формы хозяйствования: ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, акционерные общества, сельскохозяйственные коопера­тивы, сельскохозяйственные товарищества и общества.

При разработке проектов реорганизации сельскохозяйствен­ных предприятий предусматривалось разграничение земель, на-


ходяшихся в постоянном пользовании сельскохозяйственных предприятий, с установлением площадей и местоположения зе­мельных массивов, подлежащих передаче гражданам в частную и коллективно-долевую собственность, остающихся в государ­ственной собственности, включаемых в фонд перераспределения земель и т. д.

В 1991 —1992 гг. были проведены работы по формированию специального земельного фонда для последующего перераспреде­ления и наделения земельными участками граждан и юридических лиц. Формирование этого фонда шло за счет земель, оставшихся после бесплатной передачи земельных участков гражданам, кол­лективам бывших колхозов и совхозов, а также земель, используе­мых не по целевому назначению, неэффективно используемых и выбывших из оборота.

Были осуществлены значительные работы по межеванию зе­мель, в результате которых установлены в натуре (на местности) границы большинства созданных крестьянских (фермерских) хо­зяйств, а также подготовлены необходимые документы для офор­мления прав на земельные участки.

Основное место в структуре землеустроительных работ заняли мероприятия по перераспределению земель, удовлетворению по­требностей граждан и юридических лиц в земельных участках для садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строи­тельства.

На втором этапе земельной реформы (1994—2000 гг.) землеуст­ройство было направлено в основном на решение текущих задач, связанных с выдачей документов на право собственности на зем­лю, поддержанием земельного оборота, дальнейшей инвентариза­цией земель.

Главными результатами земельной реформы были следующие:

ликвидирована монополия государственной собственности на землю, осуществлен переход к многообразным формам земельной собственности, созданы условия для равноправного их развития, проведено перераспределение земли в пользу граждан, всем соб­ственникам выданы соответствующие документы, введено плат­ное землепользование;

основная часть сельскохозяйственных земель передана в част­ную собственность;

земли лесного фонда, природоохранные и другие наиболее ценные земли сохранены в государственной собственности;

выполнены значительные объемы работ по инвентаризации зе­мель;

созданы объективные условия для гражданского оборота земли.

За 1991— 2000 гг. подготовлены и приняты 32 федеральных за­кона, 52 указа Президента Российской Федерации, 180 постанов­лений Правительства РФ и 242 ведомственных нормативных пра-


вовых акта по земельным вопросам. На уровне субъектов Рос­сийской Федерации принято около 13 тыс. соответствующих нор­мативных актов.

На территории Российской Федерации в настоящее время бо­лее 43 млн собственников земельных участков, которые имеют 130 млн га земли. Все права собственников зарегистрированы.

За последние 10 лет в России создано 265 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств на площади 14, 4 млн га.

В соответствии с принятыми законодательными и другими нормативными актами в ходе реорганизации колхозов и совхозов земельные доли получили 11, 9 млн человек на площади 117, 6 млн га. Удостоверяющие право на землю документы оформлены и выда­ны 10, 9 млн собственников.

Увеличен сбор всех видов земельных платежей. В 2000 г. он со­ставил более 20 млрд руб. В результате развития гражданского обо­рота земли в последнее время ежегодно осуществляется более 5 млн различных сделок с земельными участками.

Сформирован целевой земельный фонд для расселения бежен­цев и вынужденных переселенцев: около 70 тыс. семей получили более 48 млн га земли для индивидуального жилищного строи­тельства и других целей, создан земельный фонд для обеспечения земельными участками уволенных в запас военнослужащих. 27 тыс. семей военнослужащих получили земельные участки об­щей площадью около 50 тыс. га.

Осуществлены землеустроительные работы по созданию це­левого земельного фонда для казачьих обществ на территории 27 субъектов Российской Федерации на площади 244 тыс. га. Заложены основы пространственного развития муниципальных образований. В ведение органов местного самоуправления пе­редано 36, 4 млн га земли для 153, 3 тыс. сельских населенных пунктов.

Для индивидуального жилищного строительства предоставле­ны земельные участки 6, 4 млн граждан на площади 638 тыс. га.

В ходе преобразований земельными органами сформирован фонд перераспределения земель для удовлетворения потребнос­тей граждан и юридических лиц в земельных участках для раз­личных видов деятельности, площадь которого 37, 2 млн га, в том числе 25 млн га сельскохозяйственных угодий. Завершается раз­работка федеральной программы комплексного использования земельных ресурсов северных территорий и районов, приравнен­ных к ним.

Осуществляют работы по делимитации и демаркации государ­ственной границы России с Украиной, Казахстаном, Грузией и Азербайджаном.

Создан качественный планово-картографический материал на территорию 240 млн га.


В структуре земельной службы России сформирована система государственного контроля за использованием и охраной земель. Органами госземконтроля ежегодно проводится около 500 тыс. проверок: только в 1999 г. выявлено более 200 тыс. нарушений за­конодательства по использованию и охране земель. По итогам про­верок вовлечено в сельскохозяйственный оборот около 2 млн га заброшенной пашни.

Вместе с тем в ходе земельной реформы были допущены и су­щественные ошибки. Так, за 1991—2000 гг. федеральный орган ис­полнительной власти по земельным ресурсам, на который возло­жена функция организации проведения землеустройства, реорга­низовывался 10 раз. В 2000 г. эту функцию стал выполнять Рос-земкадастр (Вехи российского землеустройства: Время, события, люди /Сост. С. Н. Волков. - М: ГУЗ, 2000. - С. 168-200).

Практически не велись работы по планированию и зонирова­нию земель, резко сократились объемы работ по внутрихозяй­ственному землеустройству, не разрабатывались проекты органи­зации рационального использования и охраны земель.

Несмотря на принятие Правительством Российской Федера­ции постановления «О федеральной целевой программе «Развитие земельной реформы в Российской Федерации» на 1999— 2002 годы» (1999 г.), из-за недостаточного финансирования зе­мельные преобразования проводятся бессистемно, без необходи­мого правового, экономического и экологического обоснования, соблюдения требований землеустройства и привлечения землеуст­роительных организаций.

Осуществление земельной реформы не сопровождалось береж­ным отношением к земле, повышением плодородия почв, ростом производства сельскохозяйственной продукции. Усилились про­цессы деградации продуктивных земель и сокращения их площа­дей, наблюдается тенденция к увеличению изъятия сельскохозяй­ственных угодий для нужд промышленности, транспорта, связи и т. д. Мелиорированные земли используются для несельскохозяй­ственных целей, изымаются для садоводства, огородничества, ин­дивидуального жилищного строительства.

Значительные площади земельных угодий, в том числе и мели­орированных, переданные в 1991 —1994 гг. в ведение сельских ад­министраций для расширения личных подсобных хозяйств и вы­паса скота сельских жителей, отданы под коллективные сады, ин­дивидуальное жилищное строительство жителей городов и посел­ков. Этому в значительное мере способствовало то обстоятельство, что Законом «О земельной реформе» (1990 г.) ее проведение воз­лагалось на местные Советы народных депутатов. При этом отсут­ствовал должный контроль со стороны государственных органов и землеустроительной службы.

Повсеместно нарушены устойчивость и компактность земле-


пользований сельскохозяйственных предприятий, организация их территории, деформированы специализация и экономика. Рефор­мирование сельскохозяйственных предприятий и образование на их базе новых форм хозяйствования во многих случаях проводи­лись без привлечения землеустроительных организаций и учета норм землеустроительного проектирования, развития и оптимиза­ции размеров землевладений и землепользовании.

В процессе реформирования разрушалась производственная и социальная инфраструктура. Вновь создаваемые предприятия, особенно крестьянские (фермерские) хозяйства, практически не имеют не только необходимых условий для ведения сельскохозяй­ственного производства ввиду отсутствия водоснабжения, энерго­снабжения, теплоснабжения, нормальных подъездных путей и связи, но и достаточной территории для получения товарной про­дукции. Примерно треть крестьянских хозяйств организована на землях специального фонда, сформированного первоначально из нерационально или неэффективно используемых земель, имею­щих, как правило, низкое плодородие и неудовлетворительное культуртехническое состояние.

Для коллективного садоводства и индивидуального жилищно­го строительства отводились земельные участки на землях особо охраняемых природных территорий, в охранных и санитарно-за-щитных зонах и в местах, затрудняющих к ним доступ. В боль­шинстве документов, удостоверяющих права граждан и юриди­ческих лиц на землю, не отражались ограничения и обремене­ния.

В последнее десятилетие практически не велись землеустрои­тельные работы по организации территории сельскохозяйствен­ных предприятий и рациональному использованию их земель, со­ставлению планов земельно-хозяйственного устройства в городах и поселках.

Роль землеустройства была сведена к оформлению решений, принимаемых органами местного самоуправления, по перерасп­ределению и переделу земли и сделкам граждан с земельными уча­стками.

Не уделялось должного внимания научно-методическому обес­печению землеустройства.

По содержанию, составу и объемам работ землеустройство значительно отстает от назревших потребностей организации, использования и охраны земель. Решение поставленных задач может быть обеспечено при условии развития земельного зако­нодательства, соответствующем научно-методическом обеспече­нии, наличии квалифицированных специалистов, обеспеченнос­ти современными средствами производства и достаточном фи­нансировании.

Правовой вакуум в области землеустройства постепенно лик-


видируется. 18 июня 2001 г. был принят Федеральный закон «О землеустройстве», а с 30 октября 2001 г. введен в действие новый Земельный кодекс Российской Федерации, принятый Государ­ственной думой 28 сентября 2001 г.

Таким образом, перед землеустроителями стоят большие зада­чи по наведению порядка на земле, которые необходимо решать со знанием теории и современной практики землеустройства.

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы этапы земельной реформы в России?

2. Какими были задачи землеустройства на различных этапах земельной ре­формы?

3. Каковы итоги земельной реформы 1991—2000 гг.?

4. Назовите недостатки в организации, использовании и охране земель, воз­никшие в ходе реформы.

5. Как исправить эти недостатки и организовать рациональное использование земель в будущем?

;


Раздел III НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

Глава 17 ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

1. ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ОБЩЕСТВЕННОГО СПОСОБА ПРОИЗВОДСТВА

Социальная природа землеустройства обусловливает влияние на него объективно действующих экономических законов (см. т. 5 настоящего издания). Определенное действие совокупности эко­номических законов проявляется в виде закономерностей, которые тоже являются объективными, то есть не зависят от воли и созна­ния людей и выявляются в ходе общественного развития.

Землеустройство направлено на организацию рационального использования и охрану земли. При этом земельное пространство (территория) измеряется и делится на различные по форме, мес­тоположению и площади участки, предназначенные для исполь­зования в отраслях производственной и непроизводственной сфер. На этих участках размещаются также связанные с землей основные средства производства (дороги, каналы, здания, мно­голетние насаждения, населенные пункты и т. д.). В этих дей­ствиях проявляется активное отношение человека к земле; они направлены на освоение и приумножение богатств природы. По­этому устройство земли как средства производства вполне можно отнести к процессу размещения и развития производительных сил общества.

В ходе общественного развития под воздействием производи­тельных сил земельные отношения неизбежно меняются. Но эти изменения происходят не произвольно, а с помощью системы со­циально-экономических, правовых и административных мер, осу­ществляемых государством. Среди этих мер видное место занима­ет землеустройство.

Землеустройство способствует, с одной стороны, укреплению существующих земельных отношений, с другой — ликвидации от­живших, развитию новых земельных отношений и их регулирова­нию. Например, границы, устанавливаемые в результате землеуст­ройства, определяют на местности территориальные пределы прав собственника или пользователя по распоряжению землей и ее экс­плуатации для тех или иных целей. Предоставление и отвод на местности земельных участков для различных отраслей народного хозяйства становятся территориальным выражением обществен-


ного разделения труда. Соединение или разделение земельных участков создает материальную базу для удовлетворения хозяй­ственных интересов отдельных граждан и предприятий, развития прогрессивных форм организации производства. Иначе говоря, посредством землеустройства реализуется широкий спектр обще­ственных отношений.

Таким образом, землеустройствоэто одновременно элемент и производительных сил, и производственных отношений, в совокуп­ности образующих, как известно, общественный способ произ­водства. Обе эти стороны в землеустройстве тесно связаны и обус­ловливают его зависимость от социально-экономических процес­сов, происходящих в обществе. В этом смысле землеустройствосоставная часть общественного способа производства, на него влияют в полной мере все законы и закономерности экономичес­кого развития.

Каждый общественный способ производства, создавая свой­ственную ему форму земельной собственности, определяет и соот­ветствующее этой форме содержание землеустройства.

Правильное раскрытие понятия и выявление закономерностей развития землеустройства имеют большое теоретическое и прак­тическое значение. Только на этой основе можно уяснить его ха­рактер и содержание, наметить перспективы дальнейшего совер­шенствования.

Обобщение научных исследований в области землеустройства позволяет сформулировать следующие основные закономерности его развития:

соответствие содержания, видов и форм землеустройства ха­рактеру производительных сил и производственных (земельных) отношений;

государственный характер;

влияние на эффективность хозяйствования;

соответствие содержания и методов землеустройства уровню научно-технического прогресса.

Рассмотрим каждую их этих закономерностей.

2. СООТВЕТСТВИЕ СОДЕРЖАНИЯ, ВИДОВ И ФОРМ

ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА ХАРАКТЕРУ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ

И ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ (ЗЕМЕЛЬНЫХ) ОТНОШЕНИЙ

Использование земли как природного ресурса определяет вос­производство условий существования человека, изменение в луч­шем или худшем направлении среды его обитания. Во всех об­щественно-экономических формациях земля остается также всеобщим условием труда и средством производства, а в классо­вых обществах — объектом земельно-имущественных отношений.


Поэтому всегда осуществлялись и были необходимыми действия по целенаправленной организации территории.

Главная задача землеустройства как составной части обще­ственного производствапространственная организация использо­вания земли совместно с размещением других, связанных с ней средств производства. Тем самым устанавливается определенный порядок землепользования, соответствующий конкретным произ­водственным или социальным целям общества и остальных хозяй­ствующих субъектов (юридических и физических лиц). Причем этот порядок устанавливается обязательно с учетом определенных производственных (земельных) отношений и соответствует харак­теру производительных сил общества.

При феодальном и капиталистическом способах производства землеустройство базируется на принципе частной собственности на землю, которая священна и неприкосновенна.

При капиталистическом способе производства с помощью зем­леустройства проводятся всевозможные операции по разделению и соединению земельных участков в связи с куплей-продажей, арендой и другими сделками. Землеустройство способствует раз­витию рыночного оборота земли, укреплению частной собствен­ности на нее, которая является основой земельных отношений. В этой связи главными землеустроительными действиями являются перераспределение земель при совершении земельных сделок; ус­тановление и закрепление границ землевладений и землепользо­вании; оформление правоустанавливающих документов на землю; создание базы данных, обеспечивающей земельный рынок; опре­деление ограничений и обременении в использовании земель це­левого назначения и природоохранных правил землепользования, границ территориальных зон, то есть работы, относящиеся к меж­хозяйственному землеустройству. Работы по внутрихозяйственно­му землеустройству (внутри границ землевладений) на землях соб­ственников являются их частным делом и практически не прово­дятся.

В странах бывшего социалистического лагеря, и прежде всего в СССР, работы не ограничивались межхозяйственным землеуст­ройством. За государственный счет проводились также работы по внутрихозяйственному землеустройству. Широко осуществлялись мероприятия по планированию размещения и развития отраслей народного хозяйства, а вместе с этим и работы по планированию использования и охраны земель. Землеустройство было направле­но на укрепление производственных отношений социалистичес­кого типа и развитие государственной и колхозно-кооперативной собственности. Спектр земельных отношений в связи с отсутстви­ем частной собственности на землю был недостаточным, поэтому землеустройство в меньшей степени работало на их регулирование (за исключением периодов ломки старого земельного строя) и больше организовывало территорию в сфере производства.


Следует отметить, что землеустройство возникло, существует и будет существовать как объективное социально-экономическое явление, обусловленное потребностью общественного производ­ства. Содержание, виды и формы землеустройства определяются способом производства, то есть характером производительных сил и производственных (земельных) отношений. Ввиду того что экономи­ческие законы, объективно действующие в разных экономических формациях, различны, неодинаковы и характер, и содержание землеустройства.

Данная закономерность обусловливает следующее: землеуст­ройство как составная часть общественного способа производства представляет собой диалектически и исторически развивающееся явление, служит основным рычагом регулирования земельных от­ношений и находится под влиянием развития техники, техноло­гии и организации производства, то есть связано с изменениями производительных сил.

Кроме того, землеустройство проявляется в конкретных, свой­ственных соответствующему способу производства формах земле­владения и землепользования, в определенной организации тер­ритории. Так, в царской России существовали помещичье, вот­чинное, общинное, крестьянское землевладение и землепользова­ние. В период Советской власти преобладала исключительно государственная собственность на землю, основными землеполь­зователями в сельском хозяйстве являлись колхозы и совхозы. Се­годня имеются различные формы собственности на землю (част­ная, коллективная, государственная). Землеустройство активно участвовало в создании всех этих форм.

3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ХАРАКТЕР ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

Во всех общественно-экономических формациях землеустрой­ство — основной механизм, призванный укреплять земельный строй, разрушать старые или создавать новые земельные отноше­ния, организовывать использование земли и ее распределение в интересах социальных групп или классов, находящихся у власти, а также проводить в жизнь земельную политику государства. Отсю­да следует, что землеустройство:

носит государственный характер;

проводится в интересах правящих партий, господствующих классов, выражает волю той части общества, которая формирует власть;

находится в центре политической борьбы.

Государственный характер землеустройства обусловлен следу­ющими причинами:

государство обеспечивает суверенитет страны в пределах ее внешних границ;


землеустройство основывается на законах, изданных государ­ством, и направлено на их практическое осуществление;

землеустроительные органы, как правило, создаются государ­ством, подконтрольны ему и обязаны проводить государственную земельную политику, даже частные землеустроители лицензиру­ются и контролируются государством;

предоставление и оформление земель собственникам и земле­пользователям осуществляются по решению органов государ­ственной власти;

государство выделяет бюджетные средства на проведение ос­новной части землеустроительных работ и часто берет на себя инициативу землеустройства;

в ряде случаев государство само является участником землеуст­ройства (например, при выделении земель в федеральную соб­ственность или устройстве территории этих земель).

Государство, используя механизм землеустройства, всегда учи­тывало интересы тех людей, идеи и политику которых оно выра­жает. В феодальном обществе, например, землеустройство позво­ляло феодалам присваивать земли, находившиеся ранее в свобод­ном пользовании крестьян, и тем самым содействовало их закре­пощению. Кроме того, с помощью землеустройства феодалы расширяли свои владения за счет завоеванных и незаселенных территорий, отводили земельные наделы крестьянам в целях их эксплуатации.

При переходе от феодализма к капитализму с помощью земле­устройства производилось обезземеливание мелких производите­лей.

В России при проведении земельной реформы 1861 г. в связи с отменой крепостного права землеустройство служило инструмен­том, с помощью которого помещики производили массовые от­резки земель от крестьянских наделов. В результате помещики увеличили свои землевладения, захватив лучшие земли. Это было своего рода «российское огораживание земель». Касаясь политики землеустройства в этот период, В.И.Ленин писал: «...крестьянс­кие земли отмежевывали от помещичьих так, что крестьяне пере­селялись на «песочек», а помещичьи земли клинком вгонялись в крестьянские, чтобы легче было благородным дворянам кабалить крестьян и сдавать им землю за ростовщические цены» (Поли, собр. соч.-Т. 20.-С. 173).

В период столыпинской реформы землеустройство способство­вало росту землевладений сельской буржуазии, разорению и обез­земеливанию широких масс деревенской бедноты. В работе «Зем­леустройство и деревенская беднота» В. И.Ленин так определяет столыпинское реформирование: «Землеустройство помогает толь­ко сильным, а голытьбу губит. Землеустройство — это колесница, в которой сидит сильный и давит пораженных» (Поли. собр. соч.-Т. 24.-С. 5).


Землеустройство было главным рычагом государства и при осу­ществлении в России социалистических преобразований — в пе­риод национализации земель, коллективизации сельского хозяй­ства, освоения целинных и залежных земель, перехода к социали­стическим земельным отношениям после второй мировой войны на территории Прибалтийских республик и т. д.

Сегодня в «постиндустриальном обществе», странах Европей­ского Союза, США, Канаде и др. государственный характер зем­леустройства усиливается. В ряде случаев частная собственность на землю, несмотря на ее привлекательность, служит тормозом в решении государственных задач в области природопользования, мешает отводам земель для государственных и общественных на­добностей, не позволяет соблюдать национальные интересы в сфере продовольственной безопасности. Поэтому государство через землеустройство вынуждено брать на себя инициативу за­щиты общенациональных (общенародных) интересов. Оно пла­нирует использование земель на перспективу, вводит ограниче­ния на развитие частной земельной собственности, предупреж­дает возможность нерационального землепользования собствен­никами и арендаторами, контролирует динамику почвенного плодородия и т. д.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.