Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Влияние вида землевладения на состав земельных угодий (по данным писцовых






книг, 1570-1590 гг.)*

 

 

Вид землевладения Структура угодий %
пашня перелог
Форма землевладения:    
монастырская поместная 16 21 84 79
вотчинная    
черная крестьянская    
дворцовая    
Размер землевладения:    
крупные средние мелкие 33 28 50 67 72 50

* Шулейкин И. Д. История русского землеустройства (в материалах и доку­ментах). — М.; Л.: Сельхозгиз, 1930. — С. 19.

Сравнительно эффективное использование черных земель объяснялось заинтересованностью свободных крестьян в их обра­ботке, стремящихся обеспечить себя всеми необходимыми сред­ствами к существованию.

Уже к середине XVI в. землевладение, землепользование и зе­мельные отношения в России оказались сильно запутанными. От­сутствовала ясность в количестве и качестве земель поместий и вотчин, дворцовых, государственных, монастырских, церковных,


крестьянских земель; не были описаны и распределены обширные земли, присоединенные к России в первой половине XVI в. Необ­ходимо было установить, кто, какими землями и на каком основа­нии владеет, какие площади можно предоставить служилым лю­дям, как пополнять казну за счет перераспределения земель.

С этой целью государство приступило к осуществлению специ­ального вида землеустроительных и земельно-учетных работ, ко­торые получили название писцовые межевания. Это был первый и основной вид землеустроительной деятельности, организованной государством и финансировавшейся из государственной казны. Она отражала главное направление тогдашней земельной полити­ки — укрепление поместного землевладения.

Контрольные вопросы и задания

1. Как формировались земельные отношения в период возникновения Древ­нерусского государства?

2. Какие виды разграничения земель существовали в Древней Руси?

3. Чем была вызвана необходимость межевания земель?

4. Назовите первые межевые знаки славян.

5. Перечислите виды землевладений, существовавшие в Русском государстве в XV-XV1 вв.

Глава 8 ПИСЦОВЫЕ МЕЖЕВАНИЯ (1550—1684 гг.)

1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В РОССИИ.

ПОМЕСТНЫЙ ПРИКАЗ

Наведение порядка в использовании земель потребовало от го­сударства проведения специальных работ, которые получили на­звание «писцовые описания». Поскольку при этом осуществлялся целый комплекс землеустроительных действий по учету земель, установлению границ, оценке качества земель, правовому оформ­лению участков, указанные действия можно назвать «писцовыми межеваниями». Ведал ими Поместный приказ — специальное уч­реждение центральной власти, образованное в царствование Ива­на IV (первоначально — Поместная изба)1.

Большинство историков сходятся в мнении, что приказы вы­росли из аппарата дворцового управления, когда единичные пору-

1 Приказ — специализированное подразделение государственного аппарата в России в XVI—XVII вв. (предвосхищающее последующие министерства), ведав­шее определенными делами. Основные приказы размещались на территории Кремля. Главными из них были: Посольский, Поместный, Тайный, Аптекарский, Печатного дела и др.


чения, дававшиеся княжеским служителям, стали заменяться сис­темой постоянных присутственных мест — «изб» или «приказов». Их деятельность определялась уже не единоличной волей князя, а законоположениями. Со временем стали возникать и развиваться новые приказы общегосударственного значения, что было связано с усложнением роли боярской думы в системе государственного управления (Ключевский В. О. Курс русской истории. Т. 2. — М., 1957.— С. 339; Боярская Дума древней Руси. — М., 1902.— С. 162).

По мнению А. К. Леонтьева, невозможно указать точную дату создания не только Дворца, но и таких первых приказов, как Ка­зенный, Большой Разрядный, Разбойный, Поместный и др. (Ле­онтьев А. К. Образование приказной системы управления в Рус­ском государстве: Из истории создания централизованного госу­дарственного аппарата в конце XV — первой половине XVI в. — М.: Изд-во МГУ, 1961. - С. 58-59).

Тем не менее исследования С. А. Шумакова, занимавшегося историей Поместного приказа, указывают на то, что это ведомство выделилось из Государственной казны и что «Поместный приказ даже по выделении поместного ведомства в 7064 г. (1555—1556 гг.) в особую Поместную избу, по крайней мере до 7076 г. (1568 г.), то есть за годы правления... первых начальников, продолжает сохра­нять связь с Казенным двором, и именно потому, вероятно, два первых дьяка этой избы одновременно... продолжали по старой памяти оставаться дьяками Казенного двора» (Там же. — С. 118). В доказательство С. А. Шумаков ссылается на вкладную грамоту В. Г. Слизнева на деревню Белкино и пустошь Климкову, отдан­ные Саввину Сторожевскому монастырю (1567 г.). Слизнев обя­зался вкладную грамоту предъявить казначеям, а затем вписать ее в книги у дьяков, сидевших в Поместной избе.

С. А. Шумаков считал, что уже с конца XV в. выделяются осо­бые дьяки, ведавшие поместными делами до выделения особой Поместной избы из ведомства казначеев. Такими дьяками, по его мнению, были Никифор Кобелев (конец XV в.), Труфан Ильин (1523—1524 гг.), Василий Амирев (1529—1530 гг.), Третьяк Левон-тьев (1546—1547 гг.), Василий Нелюбов (1550—1551 гг.). Как при­знавал С. А. Шумаков, этот список «поместных» дьяков конца XV — первой половины XVI в. далеко не полон и основывается на весьма скудных сведениях немногочисленных источников.

Список этот может быть значительно пополнен, если в него иключить дьяков, которые «специализировались» главным обра­зом на делах, связанных с феодальным землевладением. Во второй половине 80-х годов XV в. ими занимался дьяк Василий Третьяк Долматов. В конце 80-х — начале 90-х годов он был дьяком в бояр­ском суде, в котором рассматривались земельные тяжбы между феодалами, тогда же он вместе с Ф. Ф. Алабышевым описывал Бе-лоозерский уезд. Его подпись имеется на подтверждениях жало-


ванных грамот, на докладных купчих грамотах, на подтверждении несудимой грамоты, выданной вотчиннику. Одновременно с Ва­силием Долматовым и позднее (до начала XVI в.) вопросами зем­левладения занимался Никифор Кобелев, дьяк Дворца. Имеется прямое указание, что в 90-х годах он хранил у себя документацию, касающуюся феодального землевладения.

В начале XVI в. к вопросам, связанным с управлением феодаль­ным землевладением, ближайшее отношение имели дьяки Боль-дырь Паюсов и Лука Семенов. Оба они одновременно были вид­ными деятелями в области внешней политики. Б. Паюсов в 1504 г. подписал ряд жалованных грамот Ивана III своим сыновьям на села и города, а также межевые отводные грамоты на эти земли. В 1506 г. он же подписал ряд подтверждений ранее выданных мит­рополичьей кафедре жалованных тарханно-несудимых грамот. В эти годы Б. Паюсов, видимо, был дьяком Дворца. Другой дьяк из Дворца Лука Семенов в 1509—1512 гг. подписал подтверждения нескольких жалованных несудимых грамот (причем три из этих грамот были подтверждены подписью Б. Паюсова всего за не­сколько лет до этого — в 1506 г.). Но если Н. Кобелев и Б. Паю­сов имели дело прежде всего с привилегированным монастыр­ским землевладением, то Лука Семенов был первым из известных нам дьяков начала XVI в., чья подпись была поставлена на имму-нитетных грамотах, выданных светским феодалам (Там же. — С. 123).

Необходимость в создании Поместного приказа стала ощу­щаться с того момента, когда условное поместное землевладение было использовано государством в качестве основы для создания дворянского ополчения с одновременным распространением на вотчинников обязанности военной службы. Создание поместного войска было шагом вперед в развитии вооруженных сил России и скоро доказало свое преимущество перед старой системой органи­зации вооруженных сил, представлявшей из себя механическое соединение великокняжеского «двора» с «дворами» вассалов и ополчением из горожан и крестьян.

Образование Поместного приказа происходит именно в то время (середина XVI в.), когда перед правительством со всей ост­ротой встал вопрос о ликвидации разрыва между окладом и да­чей, и находится в общем ряду с другими мероприятиями, прове­денными в связи с реформами 50-х годов по укреплению армии. Например, приговор 1556 г. об отмене кормлений и о службе предписывал:

установить минимальный размер поместья (100 четвертей в одном поле), с которого должен был выставляться один человек на коне и в полном вооружении, а в дальний поход — с двумя ко­нями;

преобразовать «кормления» наместников в специальный госу­дарственный налог — «кормленый окуп» и передавать его в спе-


Рис. 12. Поместный приказ. Миниатюра из рукописной книги XVII в.

циально созданные финансовые приказы — «четверти»; это по­зволило правительству частично восполнить недостаток земли у помещиков выплатой им за службу постоянного денежного жа­лованья.

Ко второй половине XVII в. Поместный приказ по числу своих дел, составу служащих и размерам принадлежащих ему помеще­ний стал весьма обширным учреждением. Заведуя в качестве выс­шего судебно-административного места почти всеми делами о зе­мельных владениях в государстве, он имел в своем составе не­сколько сот служащих, помещавшихся в особом здании Кремля в 15 саженей длины и 11 саженей ширины (рис. 12).

Через Поместный приказ предоставлялись земли служилым людям в поместное владение. Он вел даточные (земельные) книги, в которых записывалось, кому, где и за какую службу даны земли. Здесь же осуществлялась регистрация перехода землевладений от одного лица к другому, разрешались в высшей инстанции земель­ные споры. В архиве Приказа сосредоточивались дела и докумен­ты писцовых описаний.

Деятельность Поместного приказа распространялась не на всю

153


территорию государства, а лишь на центральную его часть. К кон­цу своего существования (начало XVIII в.) Приказ ведал 95 горо­дами (уездами). Ему не были подчинены дворцовые земли (они описывались из Приказа большого дворца) и крестьянские (чер­ные) земли, которые описывались писцами финансовых приказов (четей).

В 30-е годы XVII в. Приказ провел большую работу по описа­нию земель с целью восстановления прав дворянства на владение землями, нарушенных в Смутное время. В 1646—1648 гг. Приказ участвовал в переписи всего тяглого населения. Составленные им переписные книги стали основой закрепощения крестьян. В тече­ние XVII в. Приказ приобрел и судебные функции (в частности, занялся сыском беглых крестьян). Он также участвовал в переписи 1677—1678 гг. и в неудавшейся попытке нового описания земель в 80-х годах XVII в.

В начале XVIII в. деятельность Поместного приказа значитель­но расширилась. Он был привлечен к сбору даточных людей в ар­мию (рекрутов) и денег (вместо них) на территории всего государ­ства; ему был поручен набор работных людей на постройку Петер­бурга и на другие строительные работы; Приказ стал ведать прода­жей соли на всей территории государства, кроме Сибири.

Руководил работой Поместного приказа «боярин со товари­щем» (заместителем) в чине «окольничего». Наличие бояр во главе Приказа было необходимо при проведении каких-либо обширных работ (переписи населения, описаниях земли). Так, в 1621 — 1629 гг. во время описания земель страны Приказ возглавляли бо­ярин князь Иван Борисович Черкасский, а затем боярин князь Андрей Васильевич Сицкий. В 1647—1648 гг. во время проведения переписи населения Приказ был временно подчинен боярину князю Никите Ивановичу Одоевскому. В 1676 г. для руководства очередной переписью судьей Поместного приказа был назначен боярин князь Иван Борисович Репнин. В 1682 г. во главе Приказа стал боярин князь Иван Борисович Троекуров, а в 1689 г. его сме­нил боярин граф Петр Васильевич Шереметьев.

Канцелярией Приказа заведовали дьяки; некоторые из них имели звание думных. Наиболее известные среди них: Новокще-нов (1617—1620 гг.), Данилов (1635—1643 гг.), Елизаров (1646— 1664 гг.), Караулов (1665—1670 гг.), Дохтуров (1670—1676 гг.), Иванов (1688-1709 гг.).

Самой многочисленной группой служащих в Приказе были по­дьячие, которые делились на три разряда: старших, средних и млад­ших. В разное время их насчитывалось от 80 до 442 человек.

Все чины Приказа на общих основаниях могли иметь помест­ные оклады. Кроме того, в зависимости от своих заслуг, звания и продолжительности службы они получали денежное жалованье.

Заседания в Поместном приказе проводились ежедневно, за исключением праздников, по два раза в день: утром 5 ч и вечером


5 ч. За неявку на службу, ошибки в делах, а в особенности за взят­
ки и пристрастные решения дел виновные служащие подвергались
строгим наказаниям: от денежного штрафа до битья кнутом перед
зданием Приказа.

Канцелярия Приказа, управляемая дьяками, делилась на столы (отделы), а столы —на повытья (подотделы). Приказный стол предназначался для внутреннего управления самим Приказом. В Вотчинном столе велись дела о вотчинах. Имелось четыре помест­ных стола, где велись дела поместные. Кроме того, имелся стол для дел о выморочных имениях. Поместные столы назывались: Московский, Псковский, Владимирский и Рязанский. К каждому повытью стола приписывались дела по нескольким городам. Всего к каждому столу было приписано от 15 до 38 городов.

Первая специальная землемерная школа в России возникла при Поместном приказе. К началу XVIII в. она насчитывала уже до 400 подьячих. Школа существовала с 70-х годов XVII в.; в раз­ные годы в ней обучалось от 35 до 100 человек. Учащиеся были разделены между столами (отделами) Приказа и прикреплены к стоявшим во главе их опытным подьячим. Обучение продолжалось от 2 до 3 лет в зависимости от уровня предыдущей подготовки.

В школе изучались математика, грамматика, сошное письмо (включавшее землемерное дело, технику оценки качества земель, расчет площадей), черчение, картография. Имеются также данные

06 открытии в 1698 г. в Москве при Пушкарском приказе школы
«цифири и землемерия», где также изучалось землемерное дело
[Никонов А. А. Спираль многовековой драмы: аграрная наука и
политика России (XVIII—XX вв.). — М.: Энциклопедия россий­
ских деревень, 1995].

Порядок организации работ в Поместном приказе был следую­щим. На поступавших в Приказ прошениях по земельным делам дьяки немедленно делали надпись о том, что надлежало испол­нить подьячим, чтобы подготовить дело к слушанию. Подьячие также немедленно должны были выписать и подклеить к проше­нию все справки по делу, включающие все сведения о землях и владениях из межевых, писцовых, отказных и других документов архива Приказа, а также все относящиеся к делу статьи Уложения и указов, все показания просителей, донесения по делу местных воевод и вообще все то, что относилось к делу, разъясняло и опре­деляло его.

Затем дело слушалось присутствием (по типу современной кол­легии) Приказа, и по нему принималось решение (приговор), из­лагаемое по склейкам бумаг дела, которое имело вид так называе­мого «столбца», иногда в несколько аршин длины. Исполнение по приговорам Приказа обыкновенно поручалось местным воеводам, которые о своих действиях по исполнению приговора доносили в Приказ.

Подготовка дел к слушанию и постановление по ним пригово-


ров производились в Приказе необычайно быстро. Задержки слу­чались лишь в тех случаях, когда нужно было осветить дело дозна­нием на месте, что при тогдашних путях сообщений не могло де­латься скоро.

По законам Уложения 1649 г. на межевание спорных земель от Поместного приказа надо было направлять нарочных (командиру­емых) межевщиков из дворян или давать указания о таких межева­ниях местным воеводам или старостам.

Однако в то время воеводы чаще всего посылали на эти работы своих подчиненных «служилых» людей из числа городовых дво­рян, пушкарей, подьячих и других грамотных людей. По Указу 1682 г. на межевание всяких земель было велено посылать от По­местного приказа исключительно стольников, дворян московских и стряпчих, но вскоре по Указу 1688 г. вновь было разрешено кро­ме нарочных межевщиков Поместного приказа отправлять на ме­жевание местных воевод и губных старост. Выдвигалось лишь одно непременное условие — чтобы воеводы сами ездили на мес­то, а не посылали от себя городовых дворян и подьячих, как это практиковалось ими ранее.

Таким образом, во второй половине XVII в. в составе государ­ственных землемеров были лица преимущественно из средних чи­нов — стольников и дворян московских, имевших права почти на одинаковый поместный оклад, а именно: «в Московском уезде на 100 четв., да в диких полях стольники на 350 четв., а дворяне мос­ковские на 300 четв.». Денежное жалованье этих лиц также было почти одинаковым.

В указах о жалованьи стольники и дворяне московские всегда помещались в одну статью. Так, например, в 1660 г. им было дано по 20 руб., в 1661 г. — по 30 руб., в 1664 г. — по 15 руб., в 1667 г. они получили одинаковую добавку по 12 руб. к прежнему жалова­нью. Надо заметить, что придачи к окладам тогда давались служи­лым людям весьма часто и нередко значительными для того вре­мени суммами.

По данным И. Е. Германа, кроме поместных и денежных окла­дов, получаемых по чинам государственной службы, писцы во время своих межевых командировок получали еще с владельцев устраиваемых земель подводы (не менее 8), по гривне со 100 четв. обмежеванных земель на канцелярские принадлежности, кормо­вые деньги. В 1680, 1681, 1684 и в последующие годы давали по одной деньге (0, 5 коп.) с 1 четв., а в 1683 г.— по гривне в день. Ранее писцы взимали с владельцев корм натурой по особому рас­чету и при производстве межевания квартировали бесплатно у землевладельцев.

Помощниками писцов были «старые» подьячие Поместного и иных приказов, а иногда и подьячие городовые. Поместный ок­лад их был 60 четв. в диких полях, а денежное жалованье весьма различным; так, подьячие Поместного приказа могли получать


от 1 до 45 руб. в год, а городовые получали 10, 7 или 5 руб. в год. Однако те из них, которые посылались на межевание, принадле­жащие «старым» подьячим, получали: городовые — 10 руб., а при­казные — не менее 12 руб. в год.

Во время межевых командировок они получали 2 подводы и кормовые деньги (по 1 деньге с 1 четв. межуемых земель), но на всю писцовую партию (включая стрельцов). В 1683 г. подьячим и прочим низшим служащим писцовой партии было указано давать суточное содержание по 10 денег в день на всех, но эта система продержалась только один год.

Наиболее употребительным наказанием для подьячих за пре­ступления и проступки по службе был кнут (Герман И. Е. История русского межевания. — 3-е изд. — М., 1914. — С. 118).

Если отследить фамилии постоянно работавших писцов и по­дьячих по уцелевшим писцовым книгам второй половины XVII в., можно сделать вывод, что многие из них работали в одном и том же уезде, иногда переезжали из одного города в другой, но, как правило, продолжали заниматься межевым делом.

Содержание писцовых межеваний в разные годы определялось специально утверждаемыми государством наказами (своего рода инструкциями по производству межевых работ).

2. СОДЕРЖАНИЕ И РОЛЬ ПИСЦОВЫХ МЕЖЕВАНИЙ

Основным видом землеустроительных работ, проводившихся государством через Поместный приказ, стали писцовые межева­ния. Работы начались с 1551 г., когда Иван Грозный в послании к Стоглавому Собору (общецерковному собранию Московского государства) писал о том, что он «приговорил семи писцов по­сла™ во всю свою землю писати и сметити...». А позже, в 1556 г., в специальном положении о государственной службе повелел «в поместьях землемерием уверстати и учинити коемуждо что дос­тойно...» (История земельных отношений и землеустройства/ Под ред. Н. В. Бочкова. — М.: Сельхозгиз, 1956. — С. 14).

Работы велись на основе «писцовых наказов» — специальных документов о порядке проведения описаний. В них предписыва­лось:

осуществить записи о землях поместных и вотчинных, сел и де­ревень по видам и землевладениям (бояр, окольничих, стряпчих, дворян, иноземцев, монастырских, церковных и др.), одновремен­но описать население и его занятия (количество дворов в каждом селе, поименно людей в них, наличие заброшенных дворов, заня­тость людей);

сверить наличие земель по ранее выданным документам на право владения (государевым грамотам, выпискам из писцовых книг, купчим, отдельщиковым или отказным записям и др.) с


фактическим использованием земель на основании описаний и обмеров, показаний свидетелей из местных людей; установить за­конность землевладения и изъять в пользу государя с последую­щий раздачей сокрытые или незаконно используемые участки (при отсутствии документов или при опустении деревень опреде­лять принадлежность земель владельцу путем опроса людей, про­живающих поблизости);

описать земли с подразделением по видам угодий (пашня, по­косы, леса и т. д.), по качественному (лучшие, средние, худшие) и культуртехническому состоянию (пашня, заросшая лесом и кус­тарником; пятилетние и более давние перелоги; чистые перелоги), а также по видам хозяйственного использования (указывать, на­пример, «где, под какой деревней имеется рек, озер, прудов, мель­ниц, рыбных ловель, бобровых гонов, всяких угодий», сколько и на каких покосах, на скольких десятинах и по скольку копен с де­сятины сена ставится и т. д.);

разрешать земельные споры на меже.

Описания проводились писцовыми партиями (комиссиями), которые направлялись Поместным приказом из Москвы в отдель­ные города и округа. Они состояли из старшего писца (дьяка) и его помощников (подьячих). Местный воевода выделял в распоря­жение партии отряд стрельцов от 5 до 15 человек.

Из истории известны также названия «дозорщиков» и «мерщи­ков», участвовавших в писцовых описаниях. Первые занимались проверкой, исправлением и дополнением уже произведенных ра­нее описаний, вторые обмеряли земли.

Одной из главных задач писцовых описаний был раздел земель, то есть установление границ (меж) между землевладельцами и их описание. В одном из наказов писцам, относящемся к середине XVII в. (ст. 29 Писцового наказа 1622 г.), указано: «А которые бор­тные леса и деревни, и починки, и пустоши, и селища, и займища сошлись с поместными землями, с пашнями и с покосами и со всякими угодьями, хотя будет в которых ныне и спору нет, те бор­тные земли с поместными и вотчинными землями размежевать и межу чинить и на межах велети ямы покопати и грани потесати и в книге имянно межи их велеть писать по межам, чтоб впредь меж их в землях споров не было» (Шулейкин И. Д. Истории земельных отношений и землеустройства. — М.; Л.: Изд-во колх. и сов. лит., 1933.-С. 113).

Если межевание, и особенно его юридическая сторона, долгое время не слишком интересовало правительство, то к концу XVII в. межевание вместе с поземельно-устроительными задачами стано­вится главным элементом писцовых описаний.

Раньше размежевания производились по инициативе землевла­дельцев и без участия властей. Но в случаях споров между владель­цами, при разделах имений, выделах и отводах новых земель по­мещикам или вотчинникам размежевание, а также установление


или восстановление границ происходили при участии писцов. Эти последние либо сами производили нужные действия, либо запи­сывали в соответствующие книги соглашения владельцев. Посте­пенно случайные и разрозненные действия по межеванию превра­тились в важнейшую задачу писцовых описаний. Так, в Наказе 1622 г. уже имеется целый ряд статей, посвященных этому: «А тем помещикам и вотчинникам... кому у кого доведется выделять пашни... и отделять новым помещикам... и они б однолишно те поля меж себя поделили сами по четвертям на колько четвертей в котором поле пашни, к которому полю доведется и межи меж себя сами ж учинили и ямы докопали и грани поклали, чтоб впредь меж их споров в землях не было, да те межи написать на список и руки свои к тому списку приложить» (ст. 20).

В Наказе явно указывается, что писцовые описания — это важ­ная задача, которую государство через Поместный приказ и пис­цов этого ведомства берет на себя: «А которые дети боярские пис­цам скажут, что им меж себя самим делить и размеживать немоч-но, и писцом... те поместья размежевать и на списки межи писать, да те списки межевые велеть присылать к себе, а писцом по тем спискам межи писать в книги письма своего» (ст. 21).

Обязательное размежевание и установление границ предписы­вались в случаях наделения поместий вспомогательными угодья­ми, когда этим создавались разбросанность и чересполосность, а также в случаях разверстания чересполосных дач: «И кому через чьи земли к которым селам и деревням и от чьих сел и деревень сколько десятин лесу и сел придадут и писцам то все написать в книги подлинно порознь, да разъезды и межи в тех землях, в кото­рых местах, у которых угодий убавят и к которым местам которые угодья прибавят чинить межи, а на межах велети ямы копати и грани потесати и в книги писать подлинно, чтобы впредь в лесах и в покосах и во всяких угодьях и в бортных угодьях ни у кого, ни с кем споров не было» (ст. 17).

Уже во время писцовых межеваний описания стали впервые дополняться графическими изображениями местности, выполняе­мыми (в связи с отсутствием геодезических инструментов) очень схематично. Так, в 1556 г. был составлен Писцовый наказ с прило­жением «земельных начертаний». В первой половине XVI в. в Рос­сии были проведены первые картографические работы: составлена первая карта, изображающая Московию, а также карта Москов­ского государства с частью Сибири и Татарии. Чуть позже была написана первая русская «геометрия» (геодезия), имевшая назва­ние «Книга, именуемая геометрия, или землемерие радиксом и циркулем, глубокомудрая, дающая легкий способ измерять места самые недоступные, плоскости, дебри» (Варламов А. А., Хисма-туловО. Т., Левин Б. Г. Земельный кадастр субъекта Федера­ции. — Пермь: Денор, 1997. — С. 31).

Для того чтобы иметь достоверные сведения о всей земле, осу-


ществлялись сплошные описания писцами территории государ­ства в целом. Эти работы назывались валовыми описаниями или валовыми межеваниями; они были проведены в XVII в. До этого времени были известны лишь валовые писцовые описания 1592 г.; по царскому указу от 1597 г. землевладения, записанные в писцо­вых книгах 1592 г., признавались бесспорными.

В начале XVII в. из-за неурядиц Смутного времени произош­ли большие изменения в землепользованиях; многие земли неза­конно приобретались и расхищались. В 1622 г. был издан указ о сыске поместных окладов (земель), полученных в Смутное вре­мя, по которому были произведены описания большей части зе­мель России, однако в 1626 г. здание Поместного приказа сгоре­ло со всеми документами и архивами. Поэтому к середине XVII в. писцовые описания были начаты вновь. Большое значе­ние при этом имело Соборное уложение 1649 г. — первый свод законов России, где межевание признается как самостоятельное юридическое действие. В этом документе были названы два ос­новных вида межевания:

спорное и бесспорное межевание земель, еще не межеванных писцами;

спорное и бесспорное восстановление межевых знаков.

В уложении устанавливались меры взыскания за порчу меже­вых знаков, нарушение границ землепользования и незаконное пользование землей, неправильные действия межевщиков при спорных межеваниях. Определялся порядок отвода и раздела по­местий, разрешения земельных споров (земельного суда), уста­новления и восстановления границ.

Для межевания поместий, еще не межеванных писцами, пред­писывалось «...давать Государевы межевые грамоты и с писцовых книг выписи и велеть по тем выписям те их поместья и вотчинные земли межевать с окольными людьми и согорожильцами, и на ме­жах велеть ямы копать и столбы ставить, и грани тесать, и всякие признаки чинить, чтобы впредь ни у кого ни с кем в поместных и вотчинных землях спору не было».

Взыскания за порчу меж, насильственное завладение землями и неправильные действия межевщиков определены в уложении так: «...кто писцовую межу испортит и столбы вымечет или грани высечет, или ямы заровняет, или землю перепашет, а по суду и сыску про то сыщется допряма, и тех людей на спорных межах бить кнутом нещадно, вкинуть в тюрьму на неделю, а истцу на нем взять за каждую грань по пяти рублев. А буде кто послан бу­дет межевать спорную землю и разведет не по правде, для своей корысти, и в том на него будут челобитчики и сыщатся про то допряма, что он в том деле учинил неправду и ему за то воров­ство учинить жестокое наказание, велеть ему бить кнутом по тор­гам, а спорную землю велеть развести иному кому, чтобы в той земле у смежных помещиков и у вотчинников впредь спору не


было» (Герман И. Е. История русского межевания. — М., 1902. — С. 85).

Межевые работы, проведенные в России в соответствии с Со­борным уложением 1649 г., навели определенный порядок в зем­левладениях и землепользованиях, однако окончательно не дали ясности в использовании земель и не закрепили всех прав поме­щиков на землю. Для решения этих задач в период с 1680 по 1686 г. по наказам писцам 1680, 1683, 1684 гг. было осуществлено новое валовое писцовое описание земель России.

Межевание велось от уездных городов, постепенно распростра­няясь по волостям; границы землевладений устанавливались в на­туре (на местности). Для обозначения границ (меж) применялись столбы, деревья с тесаными гранями, рылись ямы, вырубались просеки, использовались также межники и границы живых уро­чищ.

Длина граничных линий выражалась в саженях. Площадь паш­ни измерялась в десятинах во всех трех полях (имевшихся при трехпольной системе хозяйства) и пересчитывалась потом в чет­верти для раскладки поземельного налога. При измерении боль­ших лесов достаточно было определить длину и ширину их в вер­стах и саженях.

Инструментами для измерения земель служили трехаршинная сажень (2, 13 м) и мерная веревка.

Записи осуществлялись в писцовых книгах. С технической точки зрения производилось только описание земель без изобра­жения на бумаге землевладений и землепользовании в виде чер­тежей или планов. Это объяснялось тем, что в то время в России практически не было лиц, знакомых с правильными геометри­ческими приемами и сложными землемерными инструментами (рис. 13).

Во второй половине XVII в. в разные годы на места выезжало различное число межевых (писцовых) партий.

В 1650 г. в 12 городах работали 13 партий, в 1665 г. в 3 городах межевали 3 партии (последний год войны с Польшей), в 1675 г. в 11 городах — 15 партий, в 1685 г. в 52 городах — 62 партии (валовое межевание), в 1695 г. в 9 городах — 9 партий, в 1700 г. в 8 городах работали 8 партий.

В Московском уезде, наиболее часто межевавшемся, число ме­жевых партий составило: в 1680 г.— 37 (валовое межевание), в 1681 г. — 9, в остальные годы — от 1 до 7 партий, за исключением 1654—1658 и 1695 гг., за которые (по уцелевшим писцовым книгам Московского уезда) данные по межеванию отсутствуют.

О продолжительности валовых межеваний городов можно су­дить по следующим примерам.

Валовое межевание Новгорода продолжалось с 1683 по 1686 г., то есть 4 года, и производилось 9 различными партиями. В 1683 г. работали две партии: одна — в Бежецкой пятине на землях Ивер-


Ft


           
   
     
 
 
 

C-lr~ Ottt

0< Я$/! ' ТГ/ГГ /СТтт*,,, * (?».«*'

Q^V-цП kc.^Ju cfyMfy*


j^jjr -<? Гл.и11огв.Гул

^fi'-TCt^Rv.(.0^vo! a^< 2y> 3-

^

-tr-l о /> ^ t —Гсо i Гли^к.(/., и < *-rvjt" -rvvb.ix> * SfLe't< JiV

 

Д1А l_l_LI t иЛ.

 

Л'--*

r-r-n, «^ivi j (s< siLitf <? a'=S-^>

^

'/


Рис. 13. Страницы Писцовой книги Дорогобужского уезда, 1671 г.

ского и Юрьева монастырей, а другая — в Шелонской пятине на ее поместных и вотчинных землях. В 1684 г. работали три партии: одна — в Обонежской пятине в вотчинах Тихвинского монастыря, другая — в Шелонской пятине на землях дворцовых и оборочных сел, деревень и пустошей, а третья — в Деревской пятине на ямс­ких и монастырских землях. В 1685 г. также работали три партии: одна — в Вотцкой пятине на ямских, митрополичьих, монастырс­ких, церковных, поместных и вотчинных землях, другая — в Ше­лонской пятине в посадских, ямских, монастырских и архиерейс­ких землях, третья — в Деревской пятине в митрополичьих, мона­стырских, поместных, вотчинных и пустых землях. В 1686 г. рабо­тали две партии: одна домежевывала Деревскую пятину, а другая — Бежецкую в ее церковных, государевых, монастырских, поместных и вотчинных землях. Писцовые партии ежегодно ме­нялись, за исключением одной — стольника князя Белосельского, который межевал здесь в 1685 и 1686 гг.

Валовое межевание Коломны велось в 1684, 1685 и 1686 гг. од-


ной и той же писцовой партией стольника Е. Н. Хрущева с подья­чим И. Барановым. Были обмежеваны поместные, вотчинные и посадские земли в Б. Викулинском стане, дворы и усадьбы пушка­рей в городе, дворы Коломенских пушкарей, воротников, приста­вов и казенных кузнецов и т. д.

По свидетельству В. Н. Татищева (1686—1750), опубликовавшего первый научный труд по отечественной истории, некоторые писцы не знали грамоты, а многие из них небрежно выполняли свои обя­занности. В своей работе «О скудности и богатстве» И. Т. Посош­ков говорил о писцовых межеваниях: «А сие весьма неправо деет­ся: писцы и переписчики и дозорщики пустоши и жилыя деревни как коя слывет именно, пишут, и колико в коем урочище четвер­тая пашня и сенные покосы, пишут же и пяшучи, не то-б, чтобы ее смерять, но и глазами не видав, пишут все по крестьянским сказкам, и в иной пустоши напишут четвертей 50 в поле, а в дву потомуж. И егда кто станет сеять, ажио во всех трех полях толико не высеет. А в иной пустоши, видел я, написано 6 четвертей, а высевается ржи в одном поле по 20 четвертей, а лесу будет больше трех верст. И в таком расположении только одна смута. И всякой деревне и пустошам мера, да прозвание, и при какой признаке та земля, или с какою землей смежная, ничего того не пишут, и раз­деления межам совершенно не чинят. И от того многое множество ссор и убийств чинятся. И иные, забыв страх божий, взяв в руки святую икону, и на голову свою положа дерницу, до отводят зем­лю, и в таковом отводе смертне грешат; и много и того случается, еже отводя землю и неправдою межу полагая, и умирали на меже» [Шулейкин И. Д. История русского землеустройства (в материа­лах и документах). — М.; Л.: Сельхозгиз, 1930. — С. 64].

Тем не менее писцовые описания принесли большую пользу государству и имели все признаки землеустройства. При их со­ставлении писцы старались уничтожить чересполосицу, не уста­навливать новых въездов в чужие леса, а озера и места для рыбной ловли, еще не отданные никому в дачу (пользование), передавать только тем владельцам, внутри земель которых они находятся. Су­ществовали также правила отвода и размежевания земель, разме­щения новых дорог, которых они старались придерживаться.

Контрольные вопросы и задания

, 1. Расскажите, как возникло первое землеустроительное учреждение в России.

2. Чем занималась землеустроительная служба России в XVI—XVII вв.?

3. Какие землеустроительные работы проводились на основе «писцовых нака­зов»?

4. Как назывался первый свод законов России, где межевание признается как самостоятельное юридическое действие?

5. Какие инструменты использовались при осуществлении писцовых межева­ний? Почему в то время не применялись планы местности?


Глава 9

ПЕТРОВСКОЕ И ЕЛИЗАВЕТИНСКОЕ МЕЖЕВАНИЯ (1684—1761 гг.)

1. РЕФОРМЫ ПЕТРА I В ЗЕМЛЕВЛАДЕНИИ И МЕЖЕВАНИИ

С 1678 г. посошная подать (поземельный налог) в России была заменена подворным налогом, а в царствование Петра I (1682— 1725) введена подушная подать. Одновременно с отменой помест­ного налога уничтожалась старая служебная система Московского царства, основанная на обязанности поместного дворянства нести службу за право пользования землей. С переходом при Петре I к постоянной армии она потеряла всякий смысл. Государство пере­стало выделять поместные оклады, заменив их денежным жало­ванием. Указ «О единонаследии» от 23 марта 1714 г. полностью ликвидировал различие между вотчинами и поместьями, объеди­нив их под общим названием «недвижимая собственность» или «имение».

Всеми этими мерами значение Поместного приказа сильно уменьшалось. Государственное межевание, предпринимавшееся раньше для устройства дач, потеряло свою роль, а введением по­душной подати оно лишилось и финансового значения. Его заме­нили ревизии и переписи населения. Поэтому в 1721 г. сам Поме­стный приказ был заменен Вотчинной коллегией (Кавелин С. П. Межевание и землеустройство. Теоретическое и практическое ру­ководство. — М.: Изд. м-на «Правоведение» И. К. Голубева, 1914.-С. 10).

Таким образом, можно считать, что Поместный приказ — глав­ное межевое учреждение России допетровских времен — просуще­ствовал практически без изменений более 150 лет. К Вотчинной коллегии, равноправному с другими коллегиями центральному учреждению, перешли его функции, связанные с дворянским землевладением. В качестве отделений Вотчинная коллегия име­ла в Москве и Петербурге Вотчинную контору, в 1740—1763 гг. — Крепостную контору, а в 1765 г.— первой половине 1770-х го­дов — Вотчинный департамент при Слободской губернской кан­целярии.

Подведомственность, структура и порядок деятельности Вот­чинной коллегии определялись Генеральным регламентом от 28 февраля 1720 г., именными и статскими указами за 1728— 1768 гг., штатами от 24 февраля 1725 г. и 15 декабря 1763 г., а также Манифестом от 15 декабря 1763 г. Возглавляло коллегию присут­ствие, куда входили в разное время от 3 до 14 человек, в том числе президент, вице-президент, прокурор, советники, асессоры.

Канцелярия — исполнительный орган коллегии — насчитывала в разное время от 79 до 209 служителей (секретарей, регистрато­ров, протоколистов, канцеляристов, подканцеляристов, архивари-


усов). До начала 60-х годов она состояла из четырех унаследован­ных от Поместного приказа поместных столов, деливших между собой по территориальному признаку оформление поземельных дел, а также стола межевого правления, который ведал текущими вопросами межевания, и нескольких столов, осуществлявших канцелярские функции.

В начале 60-х годов столы были заменены экспедициями, чис­ло которых доходило до 10.

Вотчинная коллегия осуществляла ведение «неспорных дел»: разрешение и утверждение прав на все виды земельных владений на основе купли-продажи, заклада, передачи по наследству, обме­на и других земельных сделок, которые никем не оспаривались; ведение «спорных дел»: установление путем следствия и суда позе­мельных прав, оспариваемых друг у друга различными владельца­ми; хранение документов Поместного приказа и текущего дело­производства, выдачу по этим материалам выписок о земельных дачах; межевание частных земель по желанию владельцев; хране­ние межевых планов и книг вплоть до учреждения в 1768 г. Меже­вого архива; регулирование землевладения во всех российских гу­берниях.

В связи с переводом Поместного приказа в 1715—1717 гг. в Пе­тербург в Москве была образована Вотчинная контора, переме­щенная затем в Петербург. Структура ее была примерно той же, что и Вотчинной коллегии: присутствие (1—3 человека), канцеля­рия (1—30 человек) и около десятка нижних чинов. Контора осу­ществляла ведение всего комплекса подведомственных Вотчин­ной коллегии поземельных и межевых дел.

В царствование Петра I, всецело занятого решением полити­ческих задач, началось усовершенствование приемов межевой тех­ники.

Появляется «геометрическое межевание», прежде неизвестное. Во время писцовых межеваний (XVI—XVII вв.) измерение линий по границам участков производилось редко, а измерение углов между линиями вообще не было известно. Площади определяли обычно по четвертям (единицам измерений объемов) высеваемого зерна, по копнам скашиваемого сена и другими косвенными путя­ми. Линейными мерными приборами были веревки.

Для определения площадей участков применялись не всегда верные правила. Так, площадь трапеции определяли как произве­дение полусуммы оснований не на высоту, а на одну из боковых сторон; площадь всякого треугольника — как произведение поло­вины меньшей стороны на одну из других сторон; площадь непра­вильного четырехугольника — как произведение полусумм проти­воположных сторон (Маслов А. В., Ларченко Е. Г., Гордеев А. В. и др. Геодезия. Ч. 1. — М.: Недра, 1964. — С. 6).

Постановке техники измерений на научную основу способ­ствовало издание в 1703г. «Арифметики» Л.Ф.Магницкого, со-


держащей первоначальные сведения о методах практической гео­метрии, а также книги «Геометрия словенски землемерие или приемы циркуля и линейки», впервые напечатанной гражданским шрифтом в 1708 г.

Мероприятия Петра I, связанные с заселением Ингерманлан-дии, составление карты России и генеральное межевание произ­водились уже на основе новой геодезической техники измерений. Веревки были заменены металлическими цепями, а для измере­ния углов стали применять астролябию и буссоль.

В 1715 г. начались картографические работы по созданию об­щей (генеральной) карты России и партикулярных карт на отдель­ные губернии страны; они продолжались до середины 40-х годов. В результате были получены картографические материалы на 4 гу­бернии, а также на Енисейскую провинцию, крепости по реке Иртышу, полуостров Камчатку, 4 уезда и 5 городов в азиатской части страны. Масштаб уездных планов составляли 10 верст в одном дюйме, то есть 1: 420 000 (История земельных отношений и землеустройства/Под ред. Н. В. Бочкова. — М.: Сельхозгиз, 1956.-С. 22).

Съемочные работы велись расходящимися от главного города радиусами вдоль больших дорог до уездной границы, где и закан­чивались. Направление хода определялось буссолью, а линии из­мерялись мерной цепью. Все объекты местности отмечались на абрисе на основании засечек по буссоли с измерением расстояния. Положение отдельных точек (координаты) устанавливалось астро­номическим путем с применением квадранта.

В дальнейшем каждый геодезист наносил на специальные лис­ты бумаги сетку меридианов и параллелей и, по данным абриса, города, села, деревни, дороги, реки, озера, леса, поля, луга и дру­гие объекты местности. Затем карты отсылались в Сенат, где их сводили в атлас и готовили к печати (Хлыстун В. Н., Пальчиков Ф. И. Земельные отношения и землеустройство. — М.: Колос, 1956.-С. 64).

Эти работы закончились только 25 лет спустя после смерти Петра I. В результате были составлены первый в истории государ­ства Атлас земель России, планы Москвы и Петербурга (1731 — 1739 гг.).

Лица, получившие образование в межевой школе, также были привлечены к межеванию Ингерманландии. Обширная раздача этих земель, начатая в 1712 г. с целью заселения их русскими ко­лонистами и укрепления границ государства, потребовала прове­дения сплошного межевания.

В работах по межеванию, начавшихся в 20-е годы XVIII в., уча­ствовали первые российские геодезисты из Адмиралтейства — вы­пускники школы математических и навигационных наук. Инст­рукция о производстве технических работ при Ингерманландском межевании требовала производить съемки местности на основе уг-


ломерной съемки астролябией. Ландкарты (планы) составлялись как на большие территории (дачи), так и на отдельные имения. Межевание шло очень медленно.

Кроме этих чисто технических работ в первой половине XVIII в. производились межевые действия, но лишь по просьбе частных лиц по законам Соборного уложения и правилам Писцо­вого наказа 1684 г. Эти работы из-за их дороговизны были весьма мало распространены.

В целом государственное межевание в России после 1686 г. приостановилось на весьма длительный срок — более чем на 70 лет, вплоть до издания Инструкции межевщикам 1754 г. Тогда при Елизавете Петровне было предпринято новое государствен­ное межевание; оно продолжалось до самой смерти императрицы, но успеха не имело.

2. ЗЕМЛЕМЕРИЕ И МЕЖЕВАНИЕ В ПРАВЛЕНИЕ ЕЛИЗАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ

Уменьшение объемов межевых работ, связанное с ликвидаци­ей поместной системы, привело к росту земельных беспорядков. В царском указе 1731 г. отмечалось: «Многие... земли прежде были не межеваны, а которые и были межеваны, тех межи и гра­ни через многие прошедшие годы попортились и ямы заровня­лись, отчего непрестанно происходят ссоры и драки, и смертные убийства...».

Вновь возник вопрос о необходимости проведения сплошного или валового межевания, которое было начато в царствование Елизаветы Петровны (1741 — 1761). Только в мае 1754 г. была ут­верждена Инструкция межевщикам. При производстве работ впервые юридическая сторона дела была строго отделена от тех­нической: межевщик ведал юридической частью дела, а состоя­щий при нем геодезист производил измерение земель и составлял межевые акты. Для сохранения результатов межевания составля­лись полевая межевая записка, межевой журнал, межевая книга и межевые планы. Были введены усовершенствованные приемы из­мерения и инструменты (астролябия и мерная цепь).

С межеванием по инструкции 1754 г. связано и возникновение в России первых специализированных учреждений, занимающих­ся исключительно этой работой. При Сенате была образована Главная межевая канцелярия, в Москве — губернская межевая канцелярия. Непосредственную работу проводили межевые кон­торы и межевые партии.

Основные задачи межевания заключались в следующем:

произвести ревизию всех земель с целью проверки прав на вла­дение;

осуществить «редукцию», то есть вернуть в пользу государства


земли, на которые их владельцы не могли представить оправда­тельных документов (так называемые примерные земли).

Примерными землями государство могло распоряжаться различ­ными способами: отбирать в казну, оставлять у их владельцев, юридически закрепляя их права, принудительно или по взаимно­му согласию («полюбовно») перераспределяя между несколькими землевладельцами. Прецеденты такого рода уже имелись в рос­сийской истории.

В ходе межевания 1754 г. был выдвинут принцип: каждый дол­жен владеть лишь той землей, которая принадлежит ему по праву. Общее и чересполосное землевладение уничтожалось принуди­тельно даже при бесспорном владении; этим обеспечивалось со­здание компактных участков, находящихся у конкретных земле­владельцев.

Юридическая сторона государственного межевания в инструк­ции 1754 г. была разработана прекрасно. В ее основу были поло­жены лучшие правила о межевании по Соборному уложению 1649 г. и Писцовому наказу 1684 г., а также решения судебных ор­ганов по спорным делам о землях. По правилам этих межеваний предписывалось измерять румбы граничных линий и составлять планы на все обмежеванные дачи.

Межевание по инструкции 1754 г. предполагалось валовым или генеральным, то есть общим для всего государства. Оно произво­дилось по инициативе правительства и не зависело от желания владельцев. В результате этого межевания каждое землевладение в отдельности должно было быть закреплено за владельцем техни­чески и юридически.

Инструкция 1754 г. давала межевщику неограниченную власть. Рассмотрение и утверждение прав на землю, определение границ имений и их закрепление на местности доверялись не Вотчинной коллегии (законной наследнице дел Поместного приказа), а слу­жащему исполнительной власти.

Межевщик делил, продавал остававшиеся за наделами при­мерные земли, при доносах об умышленной порче меж он сам проводил розыск и без суда брал с виновных штраф по 100 руб. за каждый испорченный граничный знак. При сопротивлении ме­жеванию он являлся в поместье (вотчину) с вооруженной коман­дой от ближайших полков и самовластно наказывал и штрафовал виновных. За убийство межевщика была предусмотрена смертная казнь.

По проведенным работам межевщик давал Вотчинной колле­гии лишь краткий отчет. Многие из землевладельцев смотрели на межевание как на средство приобрести лишний участок. Некото­рые из них, стремясь получить земли сверх тех, на которые они могли предъявить документы, специально затевали земельные споры с соседями, подкупали землемеров, затягивали процесс раз­межевания.


Межевщики в то время в большинстве своем не имели специ­ального образования, необходимого запаса юридических знаний и опыта. По свидетельству комиссии о государственном межева­нии, которая рассматривала недостатки межевания по инструк­ции 1754 г., «все владельцы стали быть подвержены во всем сво­ем недвижимом имении, яко главнейшем состоянии своей жиз­ни, под рассмотрение посылающихся многочисленных, разного количества и состояния, а совсем не практикованных в государ­ственных делах межевщиков, избирающихся из штаб- и обер-офи­церов, состоящих более из молодых людей» (Ржаницын А. А. Ру­ководство по землеустройству и межеванию. — СПб.: Типография Б. М. Вольфа, 1910. — С. 49). В конечном счете это обрекло данное мероприятие на провал. Начавшись в Московской губернии в 1754 г., оно уже в 1755 г. там и закончилось, причем было обмеже­вано только 50 дач (округов). Всего по России было обмежевано 359 дач на площади 57 319 десятин. Такой результат был вызван также практически полным отсутствием специальных землемер­ных школ, общим недостаточным уровнем образования и культу­ры в то время, а также отсутствием нормальной государственной землеустроительной службы.

Контрольные вопросы и задания

1. Как изменились землеустроительные органы во время царствования Петра I?

2. Какие картографические работы проводились во время Петра I?

3. Какими были основные задачи межевания во времена Елизаветы Петров­ны?

4. Опишите порядок межевания по инструкции 1754 г. и объясните причины его неудачи.

Глава 10

ГЕНЕРАЛЬНОЕ И СПЕЦИАЛЬНОЕ МЕЖЕВАНИЯ (1766—1882 гг.)

1. НЕОБХОДИМОСТЬ ГЕНЕРАЛЬНОГО МЕЖЕВАНИЯ

К середине XVIII в. земельные отношения в России были силь­но запутаны. Землевладения дворян с произвольно присоединен­ными к ним землями не были оформлены законным образом, в связи с чем государство не досчитывалось в казне очень больших сумм. Многие имения не имели установленных границ. Сервиту­та с неопределенным объемом прав вносили неясность в пользо­вание такими угодьями, как леса, а также в пользование водопоя­ми, проездами и т. д. На этой почве постоянно возникали недора­зумения и споры. Многие владения были расположены череспо-


лосно, имели неправильные очертания границ и другие недо­статки. Все указывало на необходимость проведения срочных мероприятий по упорядочению отношений по владению и пользованию землей. Эту функцию и выполняли межевания. В их проведении особенно были заинтересованы дворяне, стре­мившиеся закрепить за собой все земли, находящиеся в их фак­тическом владении.

Неустроенность земельных отношений и неудачные попытки межевания в царствование Елизаветы Петровны по инструкции

1754 г. заставили правительство радикальным образом изменить
подход к делу. Поэтому в царствование Екатерины II (1762—
1796) начались новые работы по размежеванию российских зе­
мель.

Первыми были преобразованы межевые учреждения. Указом от 16 октября 1762 г. была закрыта Главная межевая канцелярия: «Правительствующий Сенат, по доношению присутствующего в Главной межевой канцелярии генерал-лейтенанта Григорьева, приказали: оной Главной межевой канцелярии не быть, а соеди­нить ту обще с Московской Канцелярией, и быть в Москве и име­новаться Межевой Канцелярией, в которой Главным присутство­вать по-прежнему означенному генерал-лейтенанту Григорьеву, а имеющиеся в Главной Межевой Канцелярии по Ингерманландии дела отдать в Санкт-Петербург в Вотчинную Контору» (ПСЗ, № 11685). С этого времени Межевая канцелярия — главное Рос­сийское межевое государственное учреждение — стала размещать­ся в Москве на территории Кремлевских присутственных мест. Незыблемость и важность землеустроительных дел в стране пони­мали все российские монархи. В связи с этим Межевая канцеля­рия практически в неизменном виде просуществовала с середины XVIII до начала XX в., то есть почти 150 лет.

Через год, 15 декабря 1763 г., в манифесте об учреждении де­партаментов в Сенате и в коллегиях (ПСЗ, № 11989) было поста­новлено закрыть Московскую межевую канцелярию и передать все дела Вотчинной коллегии и ее департаментам. Таким образом, к 1765 г. организация государственного межевания стала следую­щей. Во главе дела стоял Сенат, затем Вотчинная коллегия в каче­стве второй инстанции межевого суда, затем провинциальные ме­жевщики, которые вместе с городовыми межевщиками назнача­лись для ведения межевания Сенатом и действовали по инструк­ции 1754 г. Межевание по просьбам частных лиц во всей Российской империи, за исключением Московской губернии, проводилось по действовавшему тогда еще указу от 31 января

1755 г. через посылаемых из Вотчинной коллегии «народных» ме­
жевщиков.

Однако данная реорганизация не способствовала улучшению межевого дела в России, поэтому Екатерина II своим указом от 20 февраля 1765 г. утвердила особую комиссию по государственно-


му межеванию. Комиссии предписывалось подготовить на основе изучения недостатков межевания по инструкции 1754 г. проект основных правил государственного межевания. Тем самым в Рос­сии фактически началась земельная реформа, получившая назва­ние «Генеральное межевание» и длившаяся почти 100 лет (с 1765 по 1861г.).

Юридической основой генерального межевания был прави­тельственный манифест, опубликованный 19 сентября 1765 г., а также «Генеральные правила, данные Межевой комиссии для со­чинения по оным межевой инструкции», опубликованные в тот же день.

В следующем 1766 г. были созданы две межевые инструкции, определявшие организацию и порядок производства генерального межевания: для землемеров (Инструкция землемерам, к генераль­ному всей империи земель размежеванию) и для межевых учреж­дений (губернских канцелярий и провинциальных контор).

Утвердив инструкции, Екатерина II собственноручно начерта­ла будущий межевой девиз «Каждый при своем» и подтвердила его следующими знаменательными словами: «Утверди, Господи, дос­тояние людям своим». Изречение «Каждый при своем», начертан­ное рукой императрицы, нашло отражение на рисунке межевого штемпеля. Впоследствии оно находилось также на знаке формен­ного кепи воспитанников Константиновского межевого института (рис. 14).

Один из современников екатерининских реформ, известный учетный А. Т. Болотов писал в это время: «Манифест о межевании произвел во всем государстве великое потрясение умов и всех вла­дельцев деревенских заставил много мыслить... Важность сего но­вого дела была так велика, что у всех сельских и деревенских жи­телей объяты были все умы по­мышлениями и разговорами об оном».

В манифесте объявлялось: ни­кому не распространять своих владений за пределы, в которых застанет владельцев обнародо­ванный манифест. Все границы на день 19 сентября 1765 г. стали считаться бесспорными. Это оз­начает, что землевладельцы были признаны собственниками всех примерных земель, которые ока­зались в границах их владений.

Был выдвинут новый прин­цип «полюбовного отвода» гра-

НИЦ самими землевладельцами Рис. 14. Штемпель Межевой

вместо отвергнутого комиссией канцелярии



прежнего начала «ревизии и редукции». Было определено, что у полюбовно разводящихся землевладельцев «крепостей на их зем­ли ни к какому рассмотрению не требовать, но снимая их дачи, класть на планы». Поэтому основная задача генерального межева­ния заключалась в съемке земель и утверждении границ землевла­дений.

Чтобы побудить землевладельцев к полюбовному разграниче­нию земель, правительство лишало льгот спорщиков на пример­ные земли, какие могли оказаться у них. Они могли получить не более 10 четвертей примерной земли из 100, все остальное отбира­лось в казну.

Землемер екатерининского межевания, как писал А. А. Ржани­цын, — это не прежний «мощный елизаветинский межевщик, су­дья и следователь, самовластно карающий виновных и силою по­давляющий сопротивление межеванию, это по преимуществу лишь исполнитель и примиритель враждующих за поземельную собственность» (Ржаницын А. А. Руководство по землеустройству и межеванию. — СПб.: Типография Б. М. Вольфа, 1910).

Начиная с генерального межевания, то есть со времен Екатери­ны II, межевое дело (землеустройство) считалось делом наивыс­шей государственной важности, поскольку общество осознало, что земельные богатства России — ее неоценимое достояние, на­стоящее и будущее страны. Поэтому межевое дело считалось свя­щенным, а государственные межевщики (землемеры) принимали присягу, в которой обещали и клялись достойно выполнять пору­ченное им дело.

Первый текст присяги землемеров был утвержден законом в июле 1766 г. (ПСЗ, № 12711, ч. V, прил. 4 к ст. 266) и имел следую­щее содержание.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.