Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Гуманитарного цикла






Зададим глобальный вопрос: зачем в школе нужны предметы

гуманитарного цикла вообще и литература в частности? Чтобы

познакомить детей с самыми важными явлениями нашей куль-

туры, передать им наши Ѓбкультурные кодыЃв. Чтобы поставить

перед детьми важные жизненные, нравственные, общественные,

социальные вопросы, помочь обдумать эти вопросы и в идеале

сформировать свое мнение.

Как помогут в этом игры? Участие в интеллектуальной игре

может повысить мотивацию к запоминанию важных фактов.

Типы учебных игр 37

Участие в ролевой игре поможет глубже понять личность лите-

ратурного героя и связанные с ним идеи. Участие в игре-модели

поможет рассмотреть моделируемое явление с разных сторон,

понять и осмыслить его.

В игре ученик получает новый опыт — интеллектуальный,

эмоциональный, опыт поведения и общения с товарищами и учи-

телем. Игра — один из самых активных методов обучения. Она

Ѓбловит на интересЃв. Играть готовы практически все. Вопрос — во что же играть на уроке?

Психологи и педагоги описывают разные типы игр (или

предлагают для них разные термины): деловые и ролевые, ими-

тационные тренинги, организационно-деятельностные игры,

организационно-обучающие игры… Если вы когда-нибудь ин-

тересовались этим вопросом, вы, очевидно, слышали множество

других названий: игры-драматизации, организационно-

мыслительные игры, символические учебные игры… Некото-

рым из них дать определение легко, определения других в ли-

тературе недостаточно четки. Сложно разделить имитационные

и деловые игры, деловые и ролевые. Так или иначе, авторы

разных работ пытаются выделить для каждого вида игр некий

набор признаков. Познакомиться с ними можно, обратившись

к специальной литературе, а мы попробуем дать свои короткие

описания видам игр, кажущихся нам наиболее подходящими

для использования на уроках в школе. Эти игры рассчитаны на

15–5 детей 11–6 лет, проводятся на одном (45 минут) или

двух (90 минут) уроках одним учителем (иногда ему нужны

несколько помощников), не требуют сложного реквизита и

долгой подготовки.

О бс уж де ни е р ол ев ыхи грии грм од ел ей Прежде чем начать рассказывать о самих играх, хочется от-

метить очень важное обстоятельство. Любой процесс работы с

ролевой игрой или игрой-моделью состоит из двух одинаково

важных частей —самой игры и ее обсуждения. Можно сказать,

что обсуждение (ЃбрефлексияЃв) является такой же полноправной

частью, как и сами игровые действия. Именно обсуждение по-

зволяет проанализировать явление, которому была посвящена

игра; без него для большинства учащихся игра очень часто ока-

зывается бессмысленной.

38 Лекция 7

Обсуждение игры часто является началом серьезной работы

над темой. Часть проблем затрагивалась в самой игре, часть до-

бавляется на следующих уроках, но так или иначе все они

связываются с игровым опытом и выстраиваются в некую об-

щую систему. Предлагаемая вам схема содержит несколько

видов обсуждения. Они могут проводиться и по отдельности,

и вместе —одно за другим. Познакомившись с ними и перейдя к

непосредственному описанию игр, вы сможете продумать, как

строить обсуждение в разных ситуациях, когда делать упор на

тот или иной вид.

Эмоциональный вид обсуждения: особое внимание уделяется

чувствам играющих. Учитель просит вспомнить (или же он за-

ранее попросил отметить, записать) слова, действия, игровые

ситуации, которые особенно затронули, вызвали положительные

или отрицательные эмоции, а также дать эмоциональную оценку

тех реальных явлений жизни, которым была посвящена игра.

Обобщения, которые делаются в результате игры, становятся

эмоционально окрашенными ценностными ориентациями. Этот

вид обсуждения можно использовать после игр, чья цель —за-

интересовать детей проблемой, показать необходимость какого-

то права, познакомить с разными точками зрения, чувствами в

одной и той же ситуации.

Смысловое обсуждение: главное в этом обсуждении —выяв-

ление проблем, проведение параллелей между игрой и действи-

тельностью на рациональном уровне, поиск путей решения

данной проблемы. Учащиеся должны постараться отвлечься от

своих чувств и взглянуть на проблему, как на математическую

задачу. Во многих играх дети должны сформировать некую стра-

тегию поведения, которой они могут руководствоваться, вступая

в правовые отношения. Важно, чтобы дети отрефлексировали ее

и она закрепилась в их в сознании.

ЃбКонструкторскоеЃв обсуждение: это обсуждение может быть

заключительным этапом работы над игрой со старшеклассника-

ми. Когда все чувства проанализированы и проблемы, относя-

щиеся к данной теме, обсуждены (не только проблемы, затрону-

тые в игре, но и проблемы, предложенные на следующих уроках),

ребята вместе с учителем могут попробовать изменить, улучшить

игру. Для этого они должны понять, какие цели в игре ставились,

какие важные признаки явления моделировались. Одна из целей

Т ип ы у че бн ыхи гр39

работы —решить, что можно добавить или убрать для того, что-

бы модель более полно соответствовала жизни. Или же —как

изменить игру, чтобы затронуть какие-то новые проблемы? Как

упростить игру, чтобы проиграть ее с младшими классами? Как

изменить ЃбмеханизмыЃв игры, чтобы точнее выполнялись ее учеб-

ные цели? В любом случае этот вид работы может стать обобще-

нием по всей теме и позволит ребятам еще раз вспомнить все

изученное.

Р аз ны е в ид ы и гр Описанные ниже игры можно использовать и на этапе изуче-

ния нового материала, и на этапе закрепления и повторения.

Иногда один и тот же вид игр хорошо подходит и для первого, и

для второго. В каждом конкретном случае будет указано, на каком

этапе изучения темы лучше применять эту игру.

И гр ы-д ра ма ти за ци и («р аз ыг ры ва ни е с це но к»,

«и сп ол не ни е р ол ей)

Именно такие игры в западной литературе называют ролевы-

ми. Участникам предлагается некая ситуация (чаще всего кон-

фликтная) и описание персонажей, участвующих в ней (роли).

Ребята выбирают себе роли и разыгрывают взаимодействие

между персонажами.

В каких случаях целесообразно использовать игры-

драматизации на уроках литературы? Прежде всего —при изуче-

нии драматургических произведений. И мы имеем в виду не

традиционное Ѓбчтение по ролямЃв и не разыгрывание какой-то

сцены из пьесы. В играх-драматизациях необходим простор для

творчества, фантазии. По форме это близко к ЃбэтюдамЃв в теа-

тральных вузах, когда студентам предлагается некая выдуманная

ситуация, в которой они должны сыграть роли каких-либо из-

вестных литературных героев.

Например, при изучении ЃбГоря от умаЃв учитель предлагает

разыграть такую ситуацию. ЃбФамусову намекнули, что прави-

тельство заинтересовано в том, чтобы такие умные молодые люди,

как Чацкий, служили “на благо царя и Отечества”. Фамусов дол-

жен уговорить Чацкого поступить на службу —от этого зависит

и карьера самого ФамусоваЃв. Двум ученикам накануне сообща-

40 Лекция 7

ется, что они будут играть роли Фамусова и Чацкого, но им при-

дется импровизировать. Если игра-драматизация проводится

впервые, необходимо подробно объяснить ЃбартистамЃв их задачу

и, возможно, даже отрепетировать с каждым из них по отдель-

ности.

Остальным ученикам ситуация описывается прямо на уроке.

Они смотрят сценку, потом проводится обсуждение: согласны

ли зрители с тем, что Фамусов и Чацкий именно так повели бы

себя в этой ситуации? Какие варианты могли бы предложить

зрители?

Игры-драматизации помогают узнать и изучить разные точки

зрения на проблему, учат отстаивать свою точку зрения, старать-

ся понимать противоположную сторону конфликта.

Например, в форме игры-драматизации может пройти об-

суждение драмы А.Н. Островского ЃбГрозаЃв. Спорят два персо-

нажа —ЃбДобролюбовЃв и ЃбПисаревЃв, отстаивая свое понимание

сути пьесы. Разумеется, до игры учитель должен понять, кому из

детей чья позиция ближе.

Игры-драматизации удобны также для отработки некоторых

умений и навыков, можно раз за разом повторять сценку, пока

участники игры не освоят правильную модель поведения. Фак-

тически именно этим мы занимаемся на уроках подготовки к ЕГЭ:

объясняем детям, какую модель поведения им выбрать при на-

писании части С.

К сожалению, число участников сценки обычно не слишком

велико. На долю остальных ребят остается роль зрителей. Мож-

но ли как-то сделать их более активными, вовлечь их в игру? Мы

хотим предложить вам несколько приемов, разработанных раз-

ными педагогами и психологами.

«П ро ти во ст оя щи е р яд ы»

Выбирается сценка, в которой всего два участника. Класс

делится на пары. Одного человека в паре назовем Х, другого — Y. Играющие Х получают роль первого героя ситуации, играю-

щие Y —второго. Если позволяет место, все ЃбиксыЃв становятся

в одни ряд, напротив них в ряд становятся ЃбигрекиЃв. Если места

недостаточно, пары произвольно расходятся по классу и стано-

вятся так, чтобы не мешать друг другу (а может быть, просто

Т ип ы у че бн ыхи гр41

сидят на своих местах, повернувшись друг к другу лицом).

По сигналу учителя пары начинают разыгрывать сценку. Второй

сигнал —игра прекращается. Чтобы обсудить, что же произо-

шло, учитель может попросить кратко высказаться представи-

теля от каждой пары, выслушать несколько желающих или

предложить одной из пар разыграть сценку для всех. В резуль-

тате у каждого учащегося появится свой опыт и свой взгляд на

проблему.

«Д уб ле р»

Сценка разыгрывается несколькими учениками для всего

класса, однако у каждого из ЃбартистовЃв есть свой ЃбдублерЃв. В

любой момент учитель может попросить дублера сменить артиста.

Дублеров можно выбрать заранее, а можно назначать тут же из

зрителей.

«В то ро е Я

Дублер не просто готовится сменить артиста, а стоит рядом с

ним, внимательно наблюдая, иногда подсказывая и помогая ему,

но не заменяя его в сценке. Учитель может остановить сценку и

попросить Ѓбвторое ЯЃв персонажа рассказать о том, почему его

герой вел себя таким образом, что для него ценно в жизни, что он

может сделать дальше. Артисту будет интересно увидеть, как

воспринимаются его намерения и поступки со стороны. В то же

время игроку, играющему Ѓбвторое ЯЃв, понадобится чуткость,

внимательность, умение поставить себя на место другого.

«Г ру пп а п од де рж ки

Как и в предыдущем случае, в сценке принимают участие не-

сколько человек. Для каждого персонажа заранее формируется

Ѓбгруппа поддержкиЃв. Ее члены внимательно следят за действия-

ми ЃбсвоегоЃв игрока и его оппонентов. В любой момент играющий

может прервать сценку и обратиться к ним за помощью. В край-

нем случае артиста может заменить один из членов Ѓбгруппы

поддержкиЃв.

«О бм енр ол ям и»

Из названия понятно, что играющим будет предложено по-

меняться ролями и разыграть сценку еще раз. Этот прием можно

42 Лекция 7

использовать в ситуации, когда роль подразумевала выражение

нетерпимых взглядов, нарушение чьих-то прав, особенно если

играющий сам выбрал такое поведение. Ему будет полезно ока-

заться на месте Ѓбпотерпевшей стороныЃв. В то же время этот при-

ем можно использовать в ситуациях конфликта прав для того,

чтобы научить ребят видеть разные стороны конфликта и ставить

себя на место другого.

«А кт ив ны й з ри те ль

Каждого зрителя просят внимательно следить за тем, что про-

исходит в игре, и отвечать в тетрадях на вопросы, которые заранее

предложил учитель или сформулировали сами ребята.

«Г ру пп ов ыер ол и»

Достичь большей активности ребят можно, разработав игру с

групповыми, а не одиночными ролями. В сценке будут принимать

участие не персонажи Петр Сергеевич и Ваня, а, например, груп-

па учителей и группа учеников. Кто-то будет вести себя более

активно, кто-то —более пассивно. Однако если дать группам

время для выработки общих целей и обдумывания группового

поведения, все более или менее включатся в работу.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.