Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Раздел 11. Проектная деятельность в социально-культурной сфере.






Особое место в системе управления культурой в целом, отдельными её отраслями и конкретными учреждениями занимает социально-культурное проектирование, содержание которого составляет компетентный анализ конкретной ситуации, разработка и реализация проектов и программ, оптимизирующих основные составляющие человеческой жизнедеятельности. В основе любой профессии социально-культурной сферы лежит способность подготовить и провести культурную акцию, предварительно обосновав её идею, определив цели и задачи, предполагаемые средства их решения. Мероприятия, акция, программа будут эффективными лишь в том случае, если в их основу будет положен идеальный замысел – предваряющий действие проект.

Преимущества технологии проектирования по сравнению с другими методами целенаправленных социо-культурных изменений заключается в том, что она сочетает в себе нормативный и диагностический подходы, характерные для планирования и программирования. При разработки программы акцентируется нормативная сторона изменений, т.е. образ «должного» доминирует над диагнозом ситуации и реальной оценкой имеющихся ресурсов, поэтому общая стратегия программы оказывается, слишком абстрактной. Планирование же, наоборот, слишком детально предписывает цели, результаты и способы деятельности. В отличие от них проектное решение не имеет ярко выраженного директивного или отчётного характера, т.е. не является нормативным документом в строгом смысле, который включает перечень намечаемых на перспективу мероприятий и ожидаемых от них результатов. Создавая образцы решения конкретно социально значимых проблем, проектирование обеспечивает научно-обоснованные управленческие мероприятия, способствующие разрешению конкретной ситуации.

Таким образом, органично сочетая нормативный и диагностический аспекты, проектирование:

· разрабатывает модель «должного» в соответствии с наличными ресурсами;

· соотносит проблему с общим образом проблемы, допуская альтернативные пути и средства достижения цели;

· задаёт обоснованные временные рамки решения проблемы, обусловленные характеристиками проблемной ситуации.

Таким образом, социо-культурное проектирование – это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей.

1.Типология социокультурных проектов:

В зависимости от объявленных целей и организованных средств, которыми пользуются инициаторы проекта, социокультурные проекты могут быть:

· бизнес-характера: извлечение прибыли, организация коммерческих социальных организаций;

· политические: внесение поправок в законодательство, поддержка политических движений, организация выборных компаний и пр.;

· социальные: используются средства бизнеса, но обеспечивают социальные функции;

· культурные: поддержка учреждений, вырабатывающих культурные ценности, развитие предлагаемых ими услуг, внедрение перспективных идей.

По организационной структуре социокультурные проекты могут иметь разовое и постоянное существование.

По длительности: долгосрочные и кратковременные.

По культурной ценности могут иметь идеально-концептуальное, организационное и действенное выражение.

По месту возникновения инициативы:

· локальные;

· межрегиональные;

· международные.

2. Возможные области приложения социокультурного проектирования:

- материальные (развитие инфраструктуры):

· совершенствование и переориентация деятельности традиционных отраслевых учреждений в соответствии с сегодняшними задачами культурной политики;

· реставрацию нежилого фонда, пригодного для организации культурно-досуговых учреждений или их филиалов; создание новых типов учреждений и институтов, способствующих решению задач культурного развития территории:

- создание социально-педагогических и культурных центров, сочетающих досуговые, воспитательные и трудовые функции;

- инициирование и поддержка создания учреждений, способствующих снятию социальной напряжённости);

- создание специализированных центров местной культуры – народных музеев, музеев частных коллекций, домашних библиотек, выставок и др.

В качестве самостоятельного направления проектной деятельности по отношению к инфраструктуре можно рассматривать развитие индустрии досуга, что требует другого рода проектных решений и соответствующих мероприятий:

- насыщение рынка товарами спортивно-культурного назначения, оптимизирующими индивидуальный и семейный досуг;

- строительство аттракционов, детских площадок, игротек, спортивных и культурных центров;

- создание условий для качественной организации культурного досуга на различных уровнях: квартира – жилой дом – двор – микрорайон – район – город, что в итоге даст каждому жителю возможность широкого выбора форм, видов и содержания проведения свободного времени в зависимости от интересов, физического состояния, материальных возможностей и т.д.

- нематериальные («человеческий фактор»):

· развитие и поддержка социально-культурных инициатив, стимулирование творческой активности населения;

· поддержка общественных проектов и новых форм культурно-досуговой деятельности;

· ориентация культурной политики на приоритетные социальные группы и категории населения;

· концентрация материальных и кадровых ресурсов на поддержку на высоком уровне ведущих учреждений и коллективов;

· сохранение и развитие культуры национальных этнических групп, включая сохранение исторических памятников, язык литературы, религии, народного творчества во всех его формах;

· создание для регионального, межрегиональных международных культурных контактов;

· создание специализированной системы переподготовки кадров, ориентированной на использование новых технологий;

· сохранение и наращивание информационного потенциала сферы культуры;

· создание на основе технологий электронных телекоммуникаций единой информационной сети, объединяющей республиканские районные звенья.

В случае если проекты носят ярко выраженную социальную направленность, целевой ориентацией проекта может выступать:

· содействие разрешению, минимизации или профилактике проблем, характеризующих неблагоприятные обстоятельства жизнедеятельности человека;

· создание условий для успешной самореализации личности.

Таким образом, могут быть решены следующие задачи:

- оптимизация образа жизни человека;

-изменение в социально-культурной среде и в основных сферах жизнедеятельности человека;

- оптимизация связей, форм и способов взаимодействия человека со средой.

Т.е. социально-ориентированные проекты имеют различный характер:

- художественно-творческой адаптации и реабилитации;

- социально-психологические адаптации;

- духовной реабилитации;

- профессиональной ориентации и реабилитации;

- физической реабилитации.

Возможные целевые аудитории такого социально-педагогического проектирования:

· семья;

· неблагополучные подростки;

· лица пожилого возраста;

· лица с ограниченными функциями.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.