Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






К.Д. Ушинский о религиозном воспитании






 

В истории социального воспитания следует обратиться к трудам замечательного русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского воспитании (1823-1871). В педагогике нет проблемы, которую бы не освещал ученый. Это — цели и задачи воспитания, народная школа, закономерности развития детей, теории личности и обучения, организация работы школы, подготовка учителя.

Ученый сформулировал принципы содержания образования, обратил внимание на методы развивающего обучения. Его учебные книги — это своеобразные энциклопедии элементарных знаний, доступных для ребенка. Все многообразие проблем педагогики он изложил в книге «Человек как предмет воспитания», в учебных пособиях «Детский мир» и «Родное слово».

К.Д.Ушинскому мы обязаны определением места педагогики в системе других наук, ее специфики и взаимодействия со смежными науками.

Его идея о народности школы, отвечающей потребностям простых людей, была подхвачена прогрессивными педагогами-практиками и давала прекрасные результаты (Татевская школа С.А.Рачинского и земские школы Н.А.Корфа). Выступая против слепого копирования опыта европейских школ он доказывал, что эта практика только вредила отечественному образованию.

В истории советской педагогики взгляды Ушинского на религиозное воспитание не рассматривались. Глубокая религиозность ученого трактовалась как одна из «реакционных ошибок его мировоззрения».

Следует остановиться на его философских взглядах. В учебниках советского периода по истории педагогики было написано, что Ушинский «шел от идеализма к материализму», что «у него много материалистических элементов», но его «путь оказался незавершенным», что он «поднялся до констатации общественных противоречий». При этом упускалось главное Ушинский не был ни на позиции материализма, ни на позиции идеализма. Спор между ними он оценивал как спор о том, «что для обеих сторон одинаково неизвестно», так как «если трудно определить, что такое дух, то труднее сказать, что такое материя в существе своем. Зачем же с обеих сторон не сознаться в недоступности первых начал?»

Вопросы религиозного воспитания в его сочинениях имеют ключевое значение.

«Для нас, — писал Ушинский, — нехристианская педагогика — вещь немыслимая, предприятие без побуждений позади, без результатов впереди. Все, чем человек, как человек может и должен быть, выражено вполне в божественном учении, и воспитание остается только прежде всего и в основу всего положены все истины христианства. Оно служит источником всякого света и всякой истины и указывает высокую цель всякому воспитанию».

К вопросам христианского воспитания К.Д Ушинский обращается во многих работах: «О народности в общественном воспитании», «О нравственном элементе в русском воспитании», «Труд в его психическом и воспитательном значении», «Педагогические сочинения Н.И.Пирогова», «Общий взгляд на возникновение наших общих школ», «Педагогическая антропология».

Подчеркивая значение православия для русского народа, в статье «О нравственном элементе в русском воспитании» он писал: «Русское воспитание нуждается не во внешних формах, не в замене прежнего, вышедшего уже из моды и истасканного нами костюма новым столь же иностранным и столь же чуждым, что хотя, конечно, очень многое можем и должны занять из опытов иностранной педагогики, но не должны забывать, что для младенца тогда только не вредна чужая пища, когда он, вскормленный молоком матери, уже приобрел достаточно сил, чтобы переварить и употреблять эту чужую пищу и силою своей собственной, самостоятельной жизни превращать в кровь и тело. Такой родимой грудью для нас является народность и наша народная религия, соединяющая каждого из нас с каждым русским, хотя бы он скрывался далеко от глаз наших, в самой темной массе народа или в самом отдаленном уголке нашей неизмеримой отчизны, — соединяющие нас с давно отжившими поколениями, — словом, со всем тем, что дает нам прочное, историческое, а не эфемерное существование».

Воспитание ребенка достигает успеха, когда на него в равной степени влияют церковь, семья и школа.

Родители прежде всего должны заботиться о религиозном воспитании ребенка, и первостепенная роль в этом отводится матери. При этом Ушинский подчеркивал, что в процессе обучения нельзя отделять преподавание Закона Божьего от других предметов и воспитания.

Он писал, что религиозное воспитание человека происходит на протяжении всей жизни. Оно начинается с раннего детства, продолжается в юности, проникает во все школьные предметы, в окружающую жизнь человека.

В статье «О нравственном элементе» Ушинский подчеркивал важность соответствия религиозного воспитания возрасту ребенка. Он учитывал это и при подготовке своих учебников, как в светских разделах, так и в религиозной части.

В дискуссии — кто должен учить в народной школе: священник или учитель — Ушинский отдает предпочтение учителю, объясняя это занятостью священника в приходе и его слабой педагогической подготовкой. Но это не значит, что он был против священника в школе: он был убежден в необходимости союза церкви и школы в воспитании детей.

Вопросы христианского воспитания у КД.Ушинского тесно переплетаются с народностью в воспитании. Это была одна из острых проблем; проблем социальных, которые поднимались педагогикой XIX в.

Статья К.Д.Ушинского «О народности в общественном воспитании» вызвала широкую дискуссию в педагогической среде. Он писал. «Если воспитание хочет одержать победу над дурными привычками человека, оно должно опираться на народность, если воспитание не хочет быть бессильным, (оно) должно быть народным».

Личность связана с обществом. Общественное воспитание осуществляет связь поколений посредством народности, «вносит свет сознания в тайники народного характера, оказывает сильное влияние на развитие общества, развитие его языка, литературы, законов».

Отвечая на вопрос, что такое народность, Ушинский указывал: «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».

Народность проявляется в каждой системе воспитания как ее основа. «Народ без народности — тело без души, которому остается только подвергнуться закону разложения и уничтожиться в других телах, сохранивших свою самобытность».

Народность отражается в воспитании национального характера, исторической самостоятельности, творческой силы, психологического склада народа, его любви к Родине.

Главным направлением Ушинский считал воспитание любви к Родине, веры в творческие силы своего народа, чувства национальной гордости в сочетании с уважением к другим народам. Это будет возможно, если воспитанием будет заниматься сам народ. Нужно, чтобы дети знали свою Родину, для этого необходимо улучшить преподавание географии, отечественной истории, родного языка и литературы.

В статье «О необходимости сделать русские школы русскими» он говорит, что «даже выпускники университетов не знают Россию, родной язык и литературу, презирают Державина, Карамзина и Пушкина, не знают ничего о Новгороде и Киеве, разницы между Иваном III и Иваном IV».

Народность воспитания Ушинский представлял как часть общественного воспитания.

Чтобы более полно представить христианское воспитание, надо рассмотреть воспитывающую роль проповеди, с которой обращался священник к родителям по поводу воспитания детей. В качестве примера могут служить проповеди, прочитанные в начале XX в. митрополитом Киевским и Галицким Владимиром.

 

Митрополит Киевский и Галицкий Владимир (1848-1918)

 

Митрополит Владимир (Василий Никифорович Богоявленский) родился в семье священника Тамбовской губернии, окончил Владимир Киевскую Духовную семинарию, получил(1848—1918) звание кандидата богословия, преподавал в Тамбовской семинарии. Затем архимандрит монастыря в Козлове, настоятель Антониева монастыря в Новгороде Великом, епископ Самарский, экзарх Грузии, митрополит Московский, ас 1915 г. митрополит Киевский и Галицкий. В Киеве его застала революция, в феврале 1918 г. был расстрелян у стен Киевской лавры. Это был выдающийся проповедник своего времени. Архиепископским собором Русской Православной Церкви в 1992 г. он был причислен к лику святых.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.