Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Л. Н. Толстой






 

Педагогическое наследие Льва Николаевича Толстого, писателя с мировым именем, властелина Душ целой эпохи, гений которого поражал современников, явилось событием и в истории образования России Философ и мыслитель, просветитель и основатель движения «толстовцев» был известен и как создатель оригинальной система обучения и воспитания

Рассмотрим только один аспект его богатого педагогического наследия — отношение к вопросу свободного обучения и воспитания.

Чтобы развеять мнение, что Толстой был сторонником теории свободного воспитания, обратимся к его практике создания Яснополянской школы.

Эта школа — плод его «трехлетнего увлечения педагогическим делом». Открывая школу, он ставил задачу воспитания творческой личности. «Если, — писал он, — ученик в школе не научится сам ничего творить, то в жизни он всегда будет подражать и копировать».

Школа была бесплатной, в ней учились 30—40 крестьянских ребят 7—13 лет. Занятия велись с 8 часов утра до 2 часов дня и после обеда продолжались до 8—9 часов вечера. Программа состояла из 12 предметов: чтение механическое и постепенное, писание, каллиграфия, грамматика, священная история, русская история, рисование, черчение, пение, математика, беседы из естественных наук и Закон Божий.

Учителей было четверо. Через полчаса после звонка ребята приходили в школу, ничего не принося с собой.

«Никакого урока, — пишет Толстой, — ничего сделанного вчера он не обязан помнить нынче, его не мучает мысль о предстоящем уроке. Он несет только свою восприимчивую натуру и уверенность в том, что в школе нынче будет весело так же, как вчера. Никогда никому не делают выговоров за опоздание, и никогда не опаздывают — нешто старшие, которых отцы другой раз задержат дома какой-нибудь работой. И тогда этот большой рысью, запыхавшись, прибегает в школу».

До обеда по расписанию было четыре урока, но иногда получалось три или два. Учитель мог начать арифметику, а затем переходил к геометрии; начав священную историю, вместо одного часа продолжал урок три часа. Случалось, что ученики просили учителя продолжать или прекращать занятия.

Главным в этой школе был психологический настрой. «Школа развивалась свободно из начал, вносимых в нее учителями и учениками. Несмотря на все преимущества влияния учителя, ученик всегда имел право не ходить в школу и даже, ходя в школу, не слушать учителя. Учитель имел право не пускать к себе ученика и имел возможность действовать всей силой своего влияния на большинство учеников».

Этот «н©«асидьственный».Порядок в школе влиял на учеников так, что они «сильнее чувствовали потребность порядка».

Не каждый учитель мог понять беспорядок в школе. Ведь если войдя в класс и увидев «кучу малу», он попытается криком навести порядок, то шум и возня только увеличатся. Поэтому здесь был другой прием: учитель начинал раздавать книжки для чтения, верхние с «кучи» их брали, и постепенно все садились и работали. Этот беспорядок уничтожался сам, без насилия.

Чем старше становились ученики, тем требовательнее они относились к порядку. Со временем они стали требовать следовать расписанию, были недовольны, когда их отрывали от урока, выгоняли малышей, которые к ним забегали и мешали.

Обычной стала обстановка, когда учитель приходил в класс и ученики обступали его у доски или садились на лавки вокруг него.

Вечерние уроки отличались от утренних. Это были уроки пения, постепенного чтения, свободных бесед, физических экспериментов; в это время ученики писали сочинения. Больше всего ребята любили чтение и различные опыты. После 9 часов дети с учителем шли кататься на санях, летом купаться.

В Яснополянской школе новыми были отношения между учениками и учителем. Толстой писал, что подобная школа может быть создана, если учителя откажутся «от старого взгляда на школу, как на дисциплинированную роту солдат, которой нынче командует один, завтра другой поручик». В результате в школе была создана обстановка деятельности и творческой работы и учителей, и учеников, создан особый дух школы. «Есть в школе что-то неопределенное, почти не подчиняющееся руководству учителя, что-то совершенно неизвестное в науке педагогике и вместе с тем составляющее сущность, успешность учения — это дух школы. Этот дух школы есть что-то быстро сообщающееся от одного ученика другому, сообщающееся даже учителю, выражающееся, очевидно, в звуках голоса, в глазах, движениях, в напряженности соревнования, что-то весьма осязательное, необходимое и драгоценнейшее и потому долженствующее быть целью веского учителя».

Ребята учились с огромным желанием, нарушений дисциплины не было. Это достигалось бережным отношением к детям, простотой и добротой в общении.

«В школе у нас, — вспоминал В.С.Морозов, — было весело, занимались с охотой. Но еще с большей охотой, нежели мы, занимался с нами Лев Николаевич. Так усердно занимался, что нередко оставался без завтрака. В школе вид он принимал серьезный. Требовал от нас чистоты, бережливости к учебным вещам и правдивости. Не любил, если кто-нибудь из учеников допускал глупые шалости, не любил шалунов, которые смеялись нечистым смехом, любил, чтобы на вопросы ему отвечали правду без задней выдумки».

В статье «Воспитание и образование» Толстой рассматривает образование в широком смысле, как «совокупность всех тех влияний, которые развивают человека». В этом влиянии, считал он, суть свободного образования. Свобода образования и воспитания — необходимое условие сознательной деятельности человека.

«Полная свобода, — писал он, — то есть отсутствие принуждения и выгод как для обучаемых, так и для обучающих, избавило бы людей от большой доли тех зол, которые производит принудительное образование».

Опыт Яснополянской школы подтверждал, что школа России должна основываться на принципах свободного образования без слепого копирования западноевропейского опыта. Толстой сформулировал цели народной школы: воспитание творческой, нравственной личности, формирование в процессе обучения творческого мышления и нравственного самосознания, получение научного образования. Ученик должен получить систему знаний, которые отражают действительность, труд и жизнь людей, общества.

Ученик должен иметь право выбора, говорить, что ему не подходит, или «уклониться отто№ образования, которое по инстинкту не удовлетворяет его: критерием педагогики есть только один — свобода».

За эти слова — «критерием педагогики — это свобода» Л.Н.Толстого и назвали основателем теории «свободного воспитания». Но его представления не укладываются в рамки определения этой теории, они гораздо шире и содержательнее.

В Яснополянской школе претворялась идея свободного творчества ребенка во время учебно-воспитательного процесса в сельской школе. Весь процесс обучения строился на интересе ребенка, недопустимости насилия и давления на него. На отсутствии принуждения ученика был построен свободный порядок в школе.

В статье «О свободном возникновении и развитии школ в народе» писатель доказывал, что отсутствие насилия при организации народного образования и есть тот путь, идя которым «дело народного образования найдет себе в народе не врага, а помощника и, безостановочно поведет общество к вечной цели совершенствования».

Гуманное отношение к ребенку — вот основной принцип свободного воспитания по Толстому. Свободное образование он рассматривал как предоставление народу, родителям определять, чему учить их детей в школах.

В начале XX в. идеи свободного воспитания увлекли прогрессивных педагогов России. С Т.Шацкий, И.И Горбунов-Посадов, А.У.Зеленко, Н.В.Чехов, К.Н.Вентцель были сторонниками свободного воспитания Все их устремления были попыткой решить обострившиеся социальные проблемы общества «по-новому» организованного образования и воспитания, попыткой изменить общество путем нового воспитания.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.