Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обучение и воспитание в дворянской семье






 

О существовавшем домашнем воспитании и обучении и образовании мы судим по дошедшей до нас в дворянской художественной литературе и публицистическим статьям.

О недостатках домашнего воспитания писала в статье «О воспитанник Е.Р.Дашкова. Из публикаций Н.И.Новикова узнаем об обеспокоенности общества уровнем преподавания домашними учителями, которые, «чтобы не обедать и ужинать в Бастилии, едут в Россию учить детей». Подобную красочную картину поведал А.С.Пушкин: «француз убогий учил дитя всему шутя», «мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь». Это домашнее воспитание именитого дворянства, а в семье мелкопоместного дворянина в воспитатели для мальчика перевели стремянного Савельича за трезвое поведение, и выписали из Москвы с «годовалым запасом прованского масла» француза Бопре, который в отечестве своем был парикмахером, в Пруссии солдатом, а в России стал учителем. И как заключение: А.С.Пушкин писал, что домашнее воспитание в России «самое недостаточное и самое безнравственное».

Это все критические оценки, их можно продолжить. Но возникает вопрос: в чем же была сильная сторона домашнего образования, если в каждом томике современного издания серии «Жизнь замечательных людей» об ученом, писателе или общественном деятеле России XIX в. встретим, как штамп, слова: «получил прекрасное домашнее образование»?

Мы сможем ясно представить программу домашнего образования, если обратимся к педагогическому наследию Михаила Сергеевича Лунина.

 

М.С. Лунин (1787-1845)

 

Герой Отечественной войны 1812 г., после восстания декабристов был осужден, содержался в тюрьмах Читы и Петровского завода, на поселении в с. Урик, близ Иркутска, где сблизился с семьей Волконских, и стал воспитателем их восьмилетнего сына.

Основным в воспитании Лунин считал воспитание «истинного гражданина», «сына отечества», человека образованного, обладающего самостоятельностью мышления. «Нравственные качества, — писал он, — необходимы». Глубоко верующий, он считал, что нравственность — это вера и что противоречия духа могут быть разрешены только ею. В одном из писем М.Н.Волконской (1843) есть такая строка- «Разум и суждения даются нам не учителями, а Богом». Нравственность — это понимание особого божественного смысла человеческого бытия, и внести этот смысл невозможно, он обретается и обретается человеком самим. И потому никакой учитель не может научить нравственности.

Программа обучения и воспитания Миши Волконского была изложена Луниным в «Плане начальных занятий». Это была программа обучения, близкая к программе Царскосельского лицея Цель обеих — подготовить воспитанника к поступлению в университет.

Интересны сравнения этих программ. Рассмотрим лицейскую с добавлениями Лунина.

1 Грамматическое изучение языков: русского, французского, немецкого, латинского (у Лунина еще английский).

2. Философия и богословие.

3. Науки математические: арифметика, алгебра (Лунин вводит высшую математику).

4. Науки естественные и физические: физика, география, естественная история (Лунин включает астрономию).

5. Науки исторические: история священная и древняя, история российская, история всеобщая (Лунин добавляет историю церкви).

6. Риторика: разбор «избранных мест» из произведений лучших писателей, упражнения в сочинении по-русски (Лунин добавляет: «упражнения в сочинении по-русски, если ученик не предпочитает другой язык. Темы по выбору ученика»),

7. Изящные искусства: чистописание, танцы (Лунин исключает чистописание и танцы, включает музыку и законы гармонии).

8. Физическое воспитание: гимнастика, плавание, верховая езда(Лунин включает охоту, считая ее и спортом, и искусством).

Кроме перечисленных Лунин включает в «План» «науки политические, общественные и военные».

Обучение по «Плану начальных занятий» Лунин делил на три этапа: первый — с 8 до 10 лет, второй — с 10 до 12, третий — с 12 до 14 лет. Для каждого периода — отдельная программа, последующие этапы углубляли знания, полученные на предыдущем. Так, изучение истории планировалось таким образом, чтобы на первом этапе ребенок знакомился со священной историей по рассказам родителей и фрагментам из Библии, на втором — изучал русскую и всемирную историю, на третьем — историю церкви.

Важной в «Плане» является заметка Лунина: «Больше всего прилежания к языкам, ибо они — ключ к знаниям».

В семье Волконских говорили по-русски, по-французски и по-немецки Лунин советовал знать Мише французский, немецкий, английский и латынь, так как «эти четыре языка — ключи современной цивилизации». Он считал, что знание языков — это ключ к самообразованию, возможность знакомиться с ученой и художественной литературой в подлинниках.

В «Плане» Лунин выделяет самостоятельное чтение. Подбирая литературу, следует обязательно учитывать возраст ребенка. На первом этапе он вносит в список только детских писателей, а на втором и третьем этапах — Локка и Руссо, Ломоносова, Фонвизина и Крылова, Кантемира и Курбского. Если в начале обучения преобладала художественная публицистика, то позднее — произведения древнеримских и английских историков. Именно публицистику и историю он считал важными жанрами для образования.

Сохранилось 12 писем Лунина Волконским, которые примыкают к «Плану», в них он советует, как выполнять его программу. Письма Лунина говорят о прекрасных отношениях учителя и ученика, которых разделяли сотни верст и разница в Воспитание возрасте в 40 лет.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.