Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воспитание крестьянских детей






 

Отечественная литература сполна отдала должное описанию образования и воспитания дворянских купеческих детей. В самых различных жанрах представлено воспитание и царских детей, детей именитой знати. Крестьянское воспитание, точнее, воспитание в крестьянской семье еще ждет своих исследователей.

Следует развеять навязанное представление о дореволюционном крестьянстве как о безграмотном, загнанном «диким барством» и произволом чиновников, тупом и невоспитанном.

Прежде всего надо вспомнить, что в работе на барской усадьбе даже крепостной крестьянин был «носителем сельскохозяйственных знаний, зоотехником и агрономом».

В 1834 г. А.С.Пушкин писал: «Взгляните на русского крестьянина: есть ли тень рабского унижения в его поступи и речи». «Всмотритесь в его (крестьянина) физиономию, — советовал К.Д.Ушинский, — в его усталые задумчивые глаза, и вы найдете в них выражение человеческого достоинства». Л.Н.Толстой собирался написать историю образования русского крестьянина, объясняя это тем, что «величайший абстрактный философ не даст мне одной тысячной доли тех оснований, которые я найду в приемах дедов, отцов, матерей, старших сестёр, братьев, соседей», так как эти приемы действуют на ребенка веками. Осуществить это писателю не удалось.

Первостепенным качеством уважаемого крестьянина было трудолюбие. Лентяй и лживый человек презирался. Крестьянин старался добиться такого уважения к себе, чтобы верили его слову, и внушал это детям.

Крестьянский ребенок знал, что его отец не замешан ни в какие нарушения закона и обман. Он держит слово, так как это дело чести. Нарушить слово считалось «за грех и за стыд».

В крестьянстве сурово осуждались добрачные связи, супружеская неверность. Это внушалось детям в семье. Вымазанные дегтем ворота были позором не только для девушки, но и для всей семьи.

Уход крестьянина на отхожие промыслы формировали черты товарищеской взаимовыручки, обязательств перед членами артели. О поведении каждого могли узнать в деревне. Это была прекрасная школа для юноши, вступающего в жизнь. Здесь формировался социальный характер крестьянских детей.

Воспитывающим фактором было общественное мнение. «На миру», на сходе обсуждалась и определялась репутация крестьянина; решалось, может ли он быть опекуном (община контролировала опекунство). Община даже могла запретить крестьянину пить под угрозой жестокой расправы.

Традиционно на сходе решались вопросы о наследстве, о престарелых родителях. Сход мог простить случайный проступок добропорядочного крестьянина, но лишить права воспитывать своих детей запятнавшую себя пороком мать.

С 10—12 лет подростки участвовали во всех видах крестьянского труда. Забота о хорошем здоровье стимулировалась играми и забавами. Почитались физическая сила, ум и смекалка как важные качества для успешного труда. Отсюда много внимания уделялось умственному воспитанию. Без знаний, без фантазии, памяти, мышления невозможно хранить множество профессиональных навыков и сведений о приемах труда.

По умению трудиться оценивали юношей и девушек. Труд детей определялся возрастом в 7 лет мальчик участвовал в обработке пашни, в 8 — в унаваживании, в 9 — убирал хлеб и кормил скот, в 14 — владел косой, серпом, топором.

Девочка в 6 лет пасла цыплят, в 8 — оставалась за старшую в семье, в 10 — умела шить, в 10—12 — работала в поле, в 12—13 — стирала, доила коров, стряпала, вязала. В 15—17 лет она уже выполняла все виды крестьянского труда. Воспитание целомудрия, уважение к женщине строго соблюдались в крестьянской семье

Свой дом, домашнюю утварь, посуду, рушники, одежду крестьяне всегда украшали С красивой колыбельки, вышитой детской одежды, с умело расписанных игрушек начиналось эстетическое воспитание.

Все русское народное творчество, русский фольклор направлены на воспитание совершенного человека. Это — «добрый молодец», «красна девица», «умница и красавица»; даже «Иванушка-дурачок» все проблемы решает мудро.

Суровые природные условия Руси требовали от каждой семьи жить в коллективе; быть злым было невыгодно, так как доброму помогал весь мир, община Поэтому в отношения ребенка с окружающими закладывалась доброта.

Весь семейный уклад воспитывал в детях любовь к людям и уважение к старшим. Ругань, корысть, злость считались грехом и были невыгодны для экономики семьи.

Приютить странника, накормить солдата, подать нищему считалось нравственной обязанностью. Калеки и убогие почитались в народе, их одевали и кормили всем миром.

Рассматривая крестьянское воспитание, следует остановиться на некоторых элементах крестьянской культуры XIX в. Нужно помнить, что не все крестьяне были пахарями, скотниками. Статистические отчеты того века приводят перечни подсобных промыслов и ремесел, которыми занимались крестьяне. Их насчитывалось до сорока: коновалы и обозники, углежоги и плотники, катали и иконописцы. Каждое ремесло требовало от крестьянина знаний и умений, тут были вожаки рождественских обходов, народные дирижеры свадеб, крестьянские поэты.

Ириной Андреевной Федосеевой, заонежской крестьянкой-писательницей, записано 30 тысяч стихов, больше, чем в «Илиаде» Гомера.

В северной России в каждом доме были книги, некоторые частные библиотеки крестьян насчитывали до двух тысяч экземпляров. В питании крестьянина не было убожества. Огромный перечень блюд говорит об этом: пыхканики, задыманники, калитки, политушки, сканцы, овсяники, кислые и пресные свинки, рыбники всех видов, ши сухие, щи бабковы, крошонки.

Не будет преувеличением сказать, что в каждой деревне сыщется свой Сократ, мудрец, народный заступник В английской «Всемирной энциклопедии народного искусства» помещены статья и рисунки сибирского художника-печника Ивана Егоровича Селиванова В дневнике этого художника. Прокопьевском старца, мы находим глубокие философские, педагогические заметки"

«Человек способен ко всему — любого человека можно научить добру и злу Выбирай учителя!

Чтобы прожить с истинною правдой на земле, надо много поработать над собой. Чтобы сердце и душа по чистоте своей были равны янтарю иль солнечным лучам.

Сделанное предками издревле, с незапамятных времен, не должно забываться нами — ты родился не сам по себе.

Имей трудолюбие, занимайся тем делом, к которому способен.

Работай так, чтобы в твоем труде нуждались все. Главное — красота твоего дела.

Помогай нуждающимся, не бери чужого, не отдавай своего зря в чужие руки».

Крепостной князя А.Н.Лобанова-Ростовского Сычевского уезда Смоленской губернии Федор Подшивалов в XIX в. пишет сочинение о свойствах и качествах человека, о природном равенстве его умственных способностей, о необходимости нравственного совершенствования человека.

В своем сочинении «Новый свет и законы его.» он говорит, что в социально справедливом обществе будущего человек будет красив духовно и физически; подчеркивает, что в совершенствовании человека важную роль играет семейное воспитание. Родители, пишет он, не должны пить, чтобы ребенок был здоров; дети должны обучаться полезным наукам, с почтением относиться к старшим. По его планам, домашнее обучение должно дополняться школьным и в России следует ввести всеобщее школьное обучение до 3-х классов. В школах давать ученикам понятия об «истинных законах», воспитывать человека достойного, труженика, а наставниками «должны быть служители храмов Божьих».

Крестьянский философ Федор Подшивалов об этом пишет царю и приглашенный в III отделение вручает свое сочинение Бенкендорфу. В результате он был посажен в тюрьму Соловецкого монастыря (1830) и только через 9 лет был освобожден и отправлен на поселение в Сибирь.

С сибирским крестьянином-публицистом Тимофеем Бондаревым, учителем крестьянских детей, переписывался Лев Толстой. В селе Юдино Минусинского уезда Бондарев создал кооператив, а в своих сочинениях писал о «справедливых планетах», которые будут населены справедливыми людьми. Не зная ни Руссо и Платона, ни Фурье и Оуэна, он создает свою социальную философию, свою утопическую систему.

Крестьяне-умельцы на Руси были не единичны, артелями и в одиночку они строили самолеты, дельтапланы и воздушные шары. Мещерский старец, рыбак вел рукописный календарь, по которому точно определялось начало ледостава, лова рыбы, указывались приметы засухи или урожая.

Крестьянская культура богата разнообразными обрядами, красочными поэтическими, веселыми праздниками. До XX в. дошел обычай северных рыбаков брать с собой старца, который «сказывал былины», когда после улова уставшие рыбаки не должны были засыпать, а перебирали сети.

Чтобы дополнить представление о воспитании детей в крестьянской семье, обратимся к наследию Н.А. Некрасова.

Было ли сплошь неграмотным, темным и забитым крестьянство в России?

С XVIII в. по России ходили офени и торговали вразнос книжками и картинками. Не зря же дядюшка Яков возил свою тележку по городам и весям России. Читаем у Некрасова:

Дом не тележка у дядюшки Якова, Господи, Боже! Чего-то в ней нет! Мальчик-сударик, купи-ка букварик! Отцы почтенны! Книжки неценны. По гривне штука, деткам наука1 Букварь не пряник, а почитай-ка, Язык прикусишь, букварь не сайка, А как раскусишь, слаще ореха!

Книги у офени покупали в самых глухих селеньях, значит, читали.

Учит грамоте у Некрасова своего сына крестьянка Груша, которая и сама в трудные дни «на какой-то портрет все глядит да читает какую-то книжку» («В дороге»). Автор-рассказчик видит книжку в котомке у подростка из крестьянской среды, который шел в Москву за знаниями («Школьник»).

Убедительно описана поэтом жажда знаний у народа:

Кто видывал, как слушает Своих захожих странников Крестьянская семья, поймет

Газету заменял лубок, который оперативно откликался на все события: появление железной дороги, война на Кавказе и т.д.

В воспоминаниях И.Д.Сытина, начинавшего на Никольском рынке, говорится, что приезжающий из деревни офеня просил поменьше книжек про святых и побольше про Бову, Руслана и Ивана-царевича. В селах шли нарасхват лубки о Мамаевом побоище, Ермаке, Иване Сусанине. Сытин пишет, что крестьяне приобретали книжки и лубки даже без денег, стараясь на что-то выменять.

 

Вопросы и задания

 

1. Исследования М.М.Монасеиной о развитии ребенка от рождения

до университетского возраста. П.Ф.Лесгафт о воспитании ребенка в семье, его «Школьныетипы».

2. Что представляло собой домашнее образование в дворянской семье по программе, составленной М.СЛуниным?

3. Каким было воспитание в крестьянской семье?

 

Литература к лекции

 

1. Антология пед. мысли России второй половины XIX — начала XX в - М., 1990.

2. Громыко М. Честь и достоинство Родина. — 199. — №.

3. Основные начала семейного обучения (Дидактика семьи)Избр. пед. соч. - М., 198.

4. Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. — М., 1990.

5. Маслова Л.Ф. Социальная педагогика в контексте культуры Рабочая книга социального педагога. Ч. II. — Орел, 1995

6 Острогорский А.Н. Семейные отношения и их воспитательное значение Избр. пед. соч. — М., 199.

7 Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. Вторая половина XIX в. — М., 197.

8 Стоюнин В.Я. Наша семья и ее исторические судьбы Избр. пед.соч. - М., 199.

9. Холостова Е.И, Генезис социальной работы в России — М, 199.154

 







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.