Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Религиозное образование






 

Рассматривая религиозное воспитание как часть Религиозное социального воспитания, остановимся на его роли образование и месте в истории нашего народа в XIX в.

После реформы 1861 г. просветительское движение развивается и среди духовенства, духовенство выделяет помещения, деньги для учебников и учебных принадлежностей. Каждый год по епархиям открывалось до 100 школ, с 1859 по 1865 г. только духовенством было открыто свыше 21400 церковно-приходских школ.

Однако деятельностью духовенства были недовольны земства и интеллигенция, начинается борьба за присоединение этих школ к Министерству народного просвещения. Земства планировали устройство народных школ по европейским образцам, но не с религиозным, а «культурным» направлением, с новыми методами преподавания. В этой борьбе число приходских школ сократилось до 4000 с небольшим, влияние духовенства начало ослабевать.

Только после вступления на престол императора Александра III, с 1882 г. начинается возрождение церковно-приходских школ, финансируемых правительством. В 1884 г. были приняты «Правила о церковно-приходских школах». После этого в центральной России даже в самых глухих селах стали открываться церковно-приходские школы. За 10 лет число их возросло с 4 до 31 тысячи. Кроме них в ведении Синода были школы грамоты, в которых преподавали Закон Божий, церковное пение (с голоса), церковно-славянское и русское чтение, письмо и начальное счисление. Программа приходских школ была шире, преподавалась арифметика, а в четырехлетних церковноприходских училищах — еще и сведения из церковной и отечественной истории. Со временем в них было организовано обучение ремеслам: столярному, переплетному, башмачному, слесарному — всего 1. В школах были созданы библиотеки не только для детей, но и для преподавателей.

 

С.А.Рачинский (1833-1902)

 

Прекрасный опыт работы церковно-приходской школы был накоплен в конце прошлого века в с. Татево Смоленской губернии, которой несколько лет руководил Сергей Александрович Рачинский.

Профессор Московского университета, автор ряда исследований в области естествознания, зачинатель русского дарвинизма, член-корреспондент Российской академии наук по отделению русской словесности, ботаник и математик, талантливый журналист и писатель, педагог-просветитель С.А.Рачинский создает новый тип церковно-приходской школы, не похожий ни на один из существовавших тогда типов школ.

Весь педагогический процесс здесь был направлен на объединение обучения и воспитания. Занятия шли целый день, школа работала круглый год, при школе было создано общежитие для детей из дальних деревень. Основным принципом разработанной Рачинским программы школы было сочетание воспитания в духе христианской веры и обучения всему тому, что необходимо будущему крестьянину для ведения культурного крестьянского хозяйства.

В школе Рачинского была сделана попытка объединить религиозное, нравственное, трудовое и профессиональное воспитание, обучение, согласованное с потребностями крестьянской семьи и сельской общины. Это была школа «благочестия и добрых нравов», школа духовности. В ее программу вошли методы народной педагогики, направленные на воспитание христианина, добросовестного труженика, хорошего семьянина, порядочного человека.

Система отношений в школе была построена на принципах семейного уклада: старшие ученики заботились о младших, учитель проводил с детьми весь день и был для них другом, отцом, опекуном. Вся организация детского труда и самообслуживания была подчинена трудовому обучению и воспитанию умелого земледельца. При школе были сад, огород, пасека, цветник, где трудились и дети и учителя. Выращенные овощи и фрукты шли на общий стол школы.

В учебные программы школ Рачинского (им было создано на свои средства в Вельском уезде около 30 школ) были введены начальные понятия по физике, геометрии, черчению, географии. Со старшими учениками проводились занятия по фортификации, что было своеобразной подготовкой к солдатской службе

Одним из главных в программе школ Рачинского было изучение Закона Божьего. Обращалось внимание не столько на сообщение массы религиозных сведений, сколько на нравственный, воспитательный аспект христианских заповедей. О церковно-славянском языке Рачинский говорил так «Изучение его вполне доступно на первых ступенях грамотности, — это такой педагогический клад, которым не обладает ни одна сельская школа в мире. Это изучение, составляя само по себе превосходную умственную гимнастику, придает жизнь и смысл изучению языка русского, придает незыблемую прочность приобретенной в школе грамотности. — это сокровище поэзии, нравственности и догматического поучения наряду со священным писанием и житиями святых дают постоянную пищу уму, воображению, нравственной жажде нашего грамотного крестьянина, поддерживает в нем способность к тому серьезному чтению, которое одно полезно и желательно».

Рачинский считал, что в программы необходимо включать не только Новый завет, но и Псалтырь, Часослов и Ветхий завет.

Религиозное воспитание и обучение включало проведение так называемых «образовательных путешествий», когда дети летом шли на богомолье, к святым местам или в ближайший монастырь. Кроме посещения святых мест дети во время таких походов узнавали свой край, его историю, собирали песни и сказки, записывали обряды и игры Смоленского и Тверского краев. Собранный материал включался в спектакли, праздники, в самый любимый детьми праздник славянской письменности.

Вторым предметом были русский язык и чтение. Обучение грамоте шло одновременно с изучением церковнославянского, т.е. чтению и письму на церковно-славянском языке. Совпадение славянского устава с печатным начертанием букв делало из письма подспорье чтению. «Само чтение на старославянском несравненно легче, чем на русском, ибо произношение вполне соответствует правописанию», — писал С.А.Рачинский.

Третьим обязательным предметом была арифметика, в изучении которой много внимания уделялось устному счету. Математик Д.С.Фаермарк, проанализировав картину ученика татевской школы Н.П.Богданова-Бельского «Устный счет», на которой изображен С.А.Рачинский с учениками на уроке арифметики, на классной доске написана задача для устного счета, Д.С.Фаермарк делает вывод, что педагог, не имея специального математического образования, стал создателем оригинальной системы начального математического образования.

Рачинский расширил программу своей школы. Он ввел церковное пение, арифметику дробных чисел и элементарную геометрию, географию и отечественную историю. Его школу называли школой искусств Все ученики были вовлечены в хор, отдельные ребята учились играть на фисгармонии и скрипке. Студенты Академии художеств лето проводили в Татево, обучая юных художников. Он помог стать портретистом Т Никонову, иконописцем — И.Петерсону, известным художником — сыну батрачки Н.П Богданову-Бельскому, чья мастерская была в доме Рачинских. В его картинах «Устный счет», «У дверей школы», «Сочинение», «Ученицы», «Новички» запечатлены ученики школы и сам С.А. Рачинский.

В школах, открытых Рачинским, работали учителя, подготовленные в его же школе. Для них был продлен год обучения. По его убеждению, для сельской школы учителя должны быть из крестьян, для них он и составил программу. В Татевской школе успешно лечили заикание, детей с врожденными недостаткам обучали ремеслам, чтобы они могли в будущем включиться в жизнь общества.

Даже из этой скупой информации о работе Татевской школы можно сделать вывод, что новым в ней было то, что школа работала целый день, новыми были и программы. В ней мальчики и девочки обучались вместе, выпускники могли вести культурное крестьянское хозяйство, быть священниками, живописцами, сельскими учителями.

В 1896 г. успехи шкоды демонстрировались на Нижегородской ярмарке, а в 1900 г. — на выставке в Париже. По образцу Татевской школы в Англии были созданы две так называемые «новые английские школы» Абботсхолмекая и Бидельская. Сегодня опыт Бидельской школы включен в программу истории педагогики, а отечественный опыт Татевской школы забыт.

Татевская школа являлась центром просвещения крестьян, здесь было создано общество трезвости, открыта книжная лавка. По воскресеньям крестьяне после занятий шли в школу, где был накрыт стол, стояли певчие, а Рачинский сам проводил беседы.

Заслуги С.А.Рачинского были отмечены с высоты престола. 14 мая 1899 г. Николай II подписал поздравление: «Труды Ваши по устройству школьного обучения и воспитания крестьянских детей, в нераздельной связи с церковью и приходом, послужили образованию уже несколько поколений в духе истинного просвещения, отвечающего духовным потребностям народа. Школы, Вами открытые и руководимые, состоя в числе церковно-приходских, стали питомником в том же духе воспитанных деятелей, училищем труда, трезвости и добрых нравов и живым образцом для всех подобных учреждений».

Христианское воспитание детей следует рассматривать в системе социального воспитания с позиции влияния Веры православия на личность. Вся церковная литература XIX и XX вв. говорит о том, что православие облагораживало все лучшие инстинкты человека, возвышало его духовные качества. Мысли русского человека шли с точки зрения светлой веры и «по писанному».

Обозреватель XIX в. Леруа Болье, наблюдая жизнь русских, писал, что «русский человек носит крест не на груди только, а и в сердце».

Прежде всего православие определяло мировоззрение, мышление и талант русского человека. С принятием христианства зодчество и живопись, музыка и пение, привнесенные на Русь греками, развивались и совершенствовались принимая русские формы. Православный храм был центром эстетического воспитания человека.

Православная вера, являясь основой русского патриотизма, воспитывала в народе преданность «Церкви, Царю и Отечеству». Перед боем русское воинство молилось, нередко впереди него несли не только знамена, но и наиболее чтимые на Руси святые иконы.

Из всех форм религиозного воспитания обратим внимание на роль церковного пения, на широкое участие в нем и детей и взрослых. При каждом храме, монастыре, Духовной академии, училище, церковно-приходской школе были хоры. В середине XIX в. Россия в культуре освобождалась от немецкого влияния, восстанавливались старорусские распевы и многоголосие. К церковному пению приложили свои таланты Д.С.Бортнянский, П.А.Балакирев, Н.А.Римский-Корсаков, С.А.Рахманинов. У композиторов, создателей церковных песнопений, пробудился интерес к древним русским распевам, которые были близки народу; церковное песнопение притягивало к хоровому пению.

С православным воспитанием связаны нравственные черты русского человека: «русское благодушие», простота, сердечность. Русский уживается с человеком любой национальности, если его не обижают. Призреть странника, накормить голодного, «сотворить милостыню» — священный долг христианина.

Говоря о воспитании в христианской семье, следует наглядно представить, как проходила повседневная жизнь. Встав утром, зажигали лампаду, молились и исправляли у Бога благословения на трудовой день. В храме слушали проповедь, исповедовались, в праздники причащались. В храме крестили, венчали, отпевали, поминали, в храм приходили исполнять обет.

В семейном воспитании христианина полезно обратить внимание на роль крестных отца и матери. Они были ответственны за воспитание крестной дочери или сына так же, как родные отец или мать. В народе считали: если ребенок выйдет нехорошим, то

Бог взыщет и с них. Крестный был духовным наставником, помощником родителям в воспитании ребенка, крестные учили молитвам и грамоте.

«Крестная мать — вторая мать, в православную веру ввела, а матка только родила», «мать крестную и мать, которая родила, нужно почитать одинаково», «грех обидеть крестную — Бог счастья не даст» — так говорили в народе. Детей воспитывали в уважении к крестным.

Московская Синодальная типография издавала небольшие книжечки о воспитании ребенка, предназначенные для родителей. Одно из таких изданий — «Христианское воспитание детей» (М., 1905) — представляет интерес для истории социальной педагогики.

Эта книга предназначена для родителей, которые должны следовать советам в воспитании, чтобы предотвратить появление у ребенка дурных привычек, которые останутся у него на всю жизнь. Даны основные направления христианского воспитания, приемы и правила религиозно-нравственного и физического воспитания детей, а также наставления в воспитании дочери.

Учитывая восприимчивость детей, родители должны осторожно вести себя при младенцах. «Чему научен в детстве, что будет он видеть и слышать, то и останется с ним на всю жизнь». Поэтому важно прививать ему с детства добрые привычки.

Родители должны знать, как воспитывали своих детей первые христиане. Они «старались запечатлеть в детском уме живое познание Иисуса Христа». Детей не отчуждали от знаний и учености, первым предметом в образовании было христианское учение, читать учили по Библии, священное писание было первой учебной книгой. Приучали детей к молитве и исповеди, но главным в воспитании был пример родителей в благочестивом поведении, упражнение детей в делах благочестия, утверждение правил христианского поведения. Автор обращает внимание родителей на нравственное воспитание, утверждая, что «основное начало человеческой нравственности есть вера в Бога».

Далее в воспитании ребенка одной из трудных задач является раскрытие совести, воспитание ребенка честным. Нередко родители, прививая ребенку «твердые правила чести и- нравственности», видят, что это не удалось. «Поэтому христианские родители спешат прежде всего сообщить детям понятие, что грешно, чем прогневается Бог, за что он наказывает грешника и лишает своей любви и надежды вечного блаженства Соединение в сознании дитяти мысли о Боге, к которому уже возбуждено его благоговение, с представлением о любви Божьей, которой оно уже причастно, и с естественным страданием совести, которое при невинности в нем особенно сильно, — производит то недоступное для точного описания, но и неотразимое во всех своих благотворных действиях и последствиях состояние духа, которое называется страхом Божьем».

Важно не только знать, что такое добро, нужно иметь силу его достичь. Для этого необходимо воспитание у ребенка твердой воли, выдержки, духовной бодрости. Поэтому с детства ребенка следует упражнять в мышлении и напряжении воли. Эти упражнения часто довольно просты. Родители сомневаются, нужно ли ребенку рано вставать и стоять часами в церкви, выслушивать повторяющиеся богослужения, есть грубую пищу или надолго оставаться без пищи. Все эти поступки — школа воспитания воли.

Автор неоднократно подчеркивает, что начинать воспитывать ребенка следует с колыбели. Обращая внимание на духовное воспитание, не следует забывать о воспитании его природы. Не развивать чревоугодие, укреплять его мускулы, приучать к труду, умению безболезненно переносить различные температуры воды и воздуха, сырость и жару, голод и боль. Приобретая эти навыки, ребенок будет счастлив.

В развитии ребенка родители должны обращать внимание на главные силы его души: ум, волю и сердце.

Образование ума у ребенка начинается со словом. Поэтому, когда родители говорят с детьми, они должны называть вещи своими именами, больше читать им рассказов, спрашивать, что думает ребенок о различных вещах.

Ребенок, предоставленный самому себе, становится своевольным. Предупредить это могут родители только воспитанием воли. Самое простое — запрещать детям делать что-то без их разрешения, в результате будет полное послушание. Но важно приучить ребенка самостоятельно делать добрые дела: помогать другим, раздавать милостыню и т.д.

В результате такого воспитания ума и воли и его сердце будет иметь здравые чувства. Действительным средством воспитания истинного вкуса в детском сердце является церковность: сочувствие всему церковному, сладость пребывания среди него. Церковь, иконы, духовное пение отвергнут ребенка от всего дурного.

Воспитывая ум, волю и сердце, следует воздействовать на высшие силы духа ребенка Это приучение к страху Божьему, молитве и воспитание совести

Внушение страха Божьего должно делать без раздражения и гнева, но обязательно с любовью.

Приучение к молитве осуществляется в семье. Утренняя и вечерняя молитва совершается всей семьей, читает молитву отец. В праздник все вместе идут к обедне, берут и ребенка. Так воспитывается любовь к церкви.

Развитие у ребенка чувства совести начинается с внушения, чтобы он всегда слушал голос совести. Приучайте ребенка вечером всегда делать анализ своих поступков за день, выяснять, не оскорбил ли он Бога.

Автор подробно анализирует воспитание девочки-христианки. Он говорит, что примером здесь может быть жизнь преподобной Мокрины (вторая половина IV в.), дочери мучеников Василия и Эмилии Каппадокийских. Посвятив свою жизнь Господу, она устроила женскую обитель, лечила больных, изгоняла бесов, провидела тайное и предсказывала будущее, подавала милостыню.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.