Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные факторы ускоренного развития сферы сервиса.






Развитие современной цивилизации характеризуется ускоренным ростом сектора услуг по сравнению с другими секторами национального хозяйства. Как уже говорилось, к концу двадцатого века на смену индустриальному обществу, приходит информационно-сервисное общество интенсивного типа развития. В начале 90-х годов 20 века Западная Европа имела ухудшение всех показателей хозяйственного развития, сократилось число занятых, снизилась реальная зарплата, замедлились темпы роста расходов на личное потребление. Один из главных выводов аналитиков состоял в том, что кризис 90-х продолжил тенденцию кризиса середины 70-х на «деиндустриализацию» европейской экономики с сокращением доли материального производства на фоне роста сферы услуг. Многие операции, осуществлявшиеся внутри отраслей промышленности, выделяются в специализированные услуги (деловые, финансовые, информационные). Например, появилась быстроразвивающаяся индустрия оказания услуг пожилым людям. Именно новые рынки услуг имеют перспективу стать наиболее динамичной сферой бизнеса. Произошедшая перестройка дала новый импульс развитию европейской экономике на следующем витке ее развития.

Кардинальные изменения макросреды постепенно коренным образом изменили облик индустрии сервиса. Сектор услуг в экономике развитых стран переживает в настоящее время нечто вроде революции, в ходе которой на смену традиционным методам ведения бизнеса приходят новые. Внедрение в процессы обслуживания все более и более совершенных технологий и тщательно разработанных систем сервиса, отвечающих запросам взыскательных потребителей, служат пропуском на новые рынки услуг. Новые резервы роста для индустрии сервиса открываются на традиционных рынках товаров. Влияние экономических факторов на сферу услуг обуславливается общей динамикой роста экономики, изменением спроса на потребительские и инвестиционные товары, состоянием с занятостью и уровнем доходов населения, дефицитом госбюджета.

В настоящее время в развитых стран мира подавляющая часть населения занята в сфере услуг, что получило название " Сервисной революции". К концу двадцатого века на смену индустриальному обществу пришло информационно-сервисное общество. Такое ускоренное развитие сервиса обусловлено рядом факторов:

1. Решающим фактором расширения является рост общественной производительности труда в результате НТП и на этой основе повышения материального благосостояния людей и улучшения качества их жизнедеятельности. Высокому уровню благосостояния и высокому качеству жизни населения соответствует низкая доля расходов на питание и высокая доля расходов на услуги в семейном бюджете (принято относить к бедным страны, где население половину и более своего семейного бюджета расходует на питание).

2. С ростом общественного разделения труда изменяется соотношение рабочего и свободного времени, соотношение трудовой деятельности и досуга. Закономерностью развития современной цивилизации является увеличение свободного времени работающего населения и расширение спроса на услуги различного рода. В связи с увеличением свободно располагаемого дохода у работающего населения расширяется свобода выбора досуга, разнообразными становятся формы использования свободного времени, занятия спортом, участие в культурных, оздоровительных мероприятиях, путешествия, туризм и т.д.

3. С развитием современной цивилизации и повышением качества жизни людей возрастают требования к охране окружающей среды. С этим связано увеличение объема традиционных услуг по озеленению и благоустройству городов, по водоснабжению и канализации, уборке мусора. Появляются новые виды услуг, связанные с утилизацией отходов и улучшением окружающей среды.

4. Усложняются социально-демографические процессы в современном обществе. В связи с увеличением продолжительности жизни идет процесс старения общества, это влечет за собой рост услуг системы социального обеспечения и здравоохранения

5. Происходит интенсивный процесс изменения роли женщин в социально-экономической жизни общества. Расширяется участие женщин в общественном производстве, причем процесс феминизации затронул практически все сферы занятости. Социально-экономическая эмансипация женщин сопровождается возрастанием спроса на многие услуги, ранее выполняемые в домашних условиях – приготовление пищи, стирка, уборка квартир и т.д. Возникла потребность в фирмах, специализирующихся на выполнении услуг, ориентированных на домашнее хозяйство.

6. Более сложной стала диалектика взаимодействия: двух противоречивых тенденций развития современного общества – индивидуализации и социальной интеграции людей (все больше людей в процессе своей трудовой деятельности имеют дело не с машинами и инструментами, а с другими людьми, что порождает их потребность в «отдохнуть от людей»). Усиливается потребность человека к укладу жизни, связанному с природой, способствующего выражению его индивидуальности. Это порождает новые предложения на рынке услуг для обслуживания хобби: торговля аксессуарами, организация общения и обучения, выставок и соревнований, индивидуального отдыха.

7. Идет процесс интенсивного роста объема основных фондов в домашнем хозяйстве и их качественного состава, повышение технологическая оснащенность, происходит быстрое моральное старение оборудования и техники домашнего хозяйства, появляются новые товары длительного пользования. В связи с этим растет потребность домашнего хозяйства в услугах по ремонту и техническому содержанию сложного бытового оборудования, обучению и консультации по их выбору и использованию.

8. Рост сферы услуг связан и с процессами общественного разделения труда, выделения ранее существовавших в недрах материального производства услуг и превращение их в самостоятельные специализированные виды и отрасли деятельности. По данным немецкого института национального хозяйства на начало 90-х годов в промышленном производстве доля сервисных видов деятельности (" невидимых услуг") составляла 80, 6%, например, управление, информационно-образовательные, научные исследование, ремонт оборудования, реклама, планирование и контроль и т.п. Дальнейшее углубление специализации этих видов деятельности приводит к тому, что они становятся " видимыми". Это создает некую иллюзию роста числа услуг, хотя реально они проводились и раньше, просто произошла структурная группировка. Граница между производственной сферой и сферой услуг становится подвижной. С ростом масштабов и сложности производства, с усилением диверсификации конечной стадии производственного процесса и сегментацией рынка, а также возрастанием роли услуг в обеспечении конкурентного превосходства на товарном рынке увеличивается объем и разнообразие услуг, обслуживающих материальное производство.

9. К настоящему моменту мир перешагнул грань индустриальной эпохи и перешел в эпоху информационных технологий. С углублением и расширением применения информационных технологий в повседневной жизни идет развитие и преобразование сферы услуг. Появляются предложения по услугам, которые реализовать ранее было просто невозможно из–за отсутствия механизма реализации, появляются услуги, которые были просто не востребованы и даже не мыслимы ранее, без применения информационных технологий.

На коренные изменения в мировой экономике также повлияла и глобализация. Развитие стратегии глобального рынка и инвестирования в результате широкомасштабной приватизации и исчезновения торговых и инвестиционных барьеров, стандартизация бизнес-процессов, позволили развить соответствующие информационные технологии, детализировать бизнес-процессы, разработать технологии управления ими. Налицо цепная реакция «развитие бизнес–процессов - развитие информационных технологий», в которой движение в одной из составляющих подталкивает развитие другой - и наоборот. Такая ситуация порождает широкую и плодородную почву для бурного роста и мутаций индустрии профессиональных (деловых) услуг.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.