Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сфера услуг. Ее классификация.






Экономика страны — это совокупность взаимосвязанных отраслей хозяйства.

Отрасль представляет часть экономики, область производственно-экономической деятельности, в которую входят объекты, обладающие единством выполняемых функций, видов и назначения выпускаемой продукции, применяемых технологических процессов. Понятие " отрасль народного хозяйства" может иметь три значения:

– " чистая" отрасль — совокупность всех производств одного вида продукта — монопродукта (уголь, нефть, газ);

– хозяйственная отрасль — предприятия, на которых производство отраслевого продукта составляет большую, превалирующую часть их выпуска;

– административная отрасль — совокупность предприятий, находящихся в ведении одного министерства (или иного административного органа)

В СССР для выделения отраслей использовался административный критерий. После перестройки и перехода большинства организаций в частную собственность стали использовать критерий «хозяйственной отрасли», основой которой являлся Общесоюзный классификатор " Отрасли народного хозяйства" (ОКОНХ)». Однако связи с тем, что большое число предприятий в силу экономической нестабильности объединяло в своем составе подразделения с разнообразными видами деятельности, имеющими существенные сезонные колебания в объемах продаж, часто случалось так, что 1 квартале преобладающим являлся один вид деятельности, а во 2 - уже другой. Соответственно весь объем продаж данного предприятия по всем видам деятельности в 1 квартале относился к одной отрасли, а во втором – уже к другой. Это не давало возможности проводить достоверный сравнительный анализ развития отраслей, поэтому в настоящее время используется принцип «чистой отрасли», согласно которому каждый вид деятельности данной многопрофильной организации относится к разным отраслям, а учет развития отраслей ведется в соответствии с «Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОКВЭД)».

Он обеспечивает группировку предприятий и организаций по отраслям с целью обеспечения научного анализа межотраслевых связей и пропорций в развитии народного хозяйства, сопоставимости показателей при анализе экономической эффективности общественного производства и роста производительности общественного труда, а также увязки плановых и отчетных показателей, характеризующих развитие экономики страны.

С точки зрения экономической теории, отрасль - это объединение производителей товаров, являющихся близкими субститутами и предлагаемых на единичном рынке. Более подробно этот вопрос будет рассмотрен в п. 2.3.

Отрасли, как и любые другие системы, имеют свой жизненный цикл. Рождение новых отраслей, как правило, связано с появлением новых технологий, изменением технологических укладов. Обычно выделяют четыре этапа жизненного цикла:

1. Этап первоначальной разработки. Он начинается с момента вывода на рынок продукта новой отрасли нового вида товара или нового вида услуги. Выведение товара на рынок требует времени, и сбыт в этот период обычно растет медленно. Медленный рост может объясняться задержками в создании производственных мощностей, техническими проблемами, задержками с доведением товара до потребителей, нежеланием большинства потенциальных клиентов идти на риск и отказываться от привычных схем поведения. На этом этапе отрасль нова, в ней действует небольшое количество предприятий или даже одно предприятие, риски инвесторов велики, но в случае удачи возможен стремительный рост производства.

2. Этап стремительного расширения. Если продукт новой отрасли удовлетворяет интересы рынка, производство и сбыт начнут стремительно расти независимо от общей экономической конъюнктуры. У предприятий отрасли появляется прибыль, но производство расширяется и требует инвестиций. Товары новой отрасли начинают покупать обычные потребители, если они слышали о товаре благоприятные отзывы. В отрасли могут появляться новые предприятия — конкуренты, отрасль становится привлекательна для инвесторов, несмотря на общее положение в экономике, она поглощает большой объем инвестиционных ресурсов за счет других отраслей.

3. Этап зрелого роста. В какой-то момент темпы роста сбыта товаров отрасли замедляются, наступает этап зрелости, производство приносит прибыль и не требует инвестиций. Этот этап нередко длиннее предыдущих этапов. Замедление темпов роста сбыта может вести к обострению конкуренции и снижению цен. Прибыль снижается, наиболее слабые конкуренты начинают вы бывать из борьбы. Предприятиям отрасли нужно постоянно искать способы модификации рынка, товара и других средств воздействия на рынок. На этом этапе проявляется долгосрочный характер отрасли — будет ли она «оборонительной», как, например, пищевая, швейная промышленность, или «циклической», как автомобилестроение и тяжелое машиностроение.

4. Этап стабильности или упадка. В конце концов, сбыт товаров отрасли пойдет вниз. Падение сбыта может быть медленным, как в случаях с товарами первой необходимости, или стремительным, что характерно для модных товаров, для шоу-бизнеса. Сбыт может упасть до нулевой отметки, а может опуститься до низкого уровня и оставаться на этом уровне в течение многих лет. Падение сбыта объясняется достижениями в технологии, изменением вкусов потребителей и обострением конкуренции. Производство товара, вступившего в стадию упадка, может оказаться убыточным — спрос на продукцию снижается, капиталы и инвесторы начинают покидать эту отрасль.

Сферы экономики – объединение отраслей в более крупные группы по какому-либо классификационному признаку

К сфере материального производства относятся все виды деятельности, создающие материальные блага в форме продуктов, энергии, в форме перемещения грузов, хранения продуктов, сортировки, упаковки и других функций, являющихся продолжением производства в сфере обращения. К ней относят, например: промышленность; сельское, лесное, рыбное хозяйство; транспорт и связь; и т.п.

Виды деятельности, в процессе которых материальные блага не создаются, образуют в своей совокупности непроизводственную сферу деятельности, где производится духовный, интеллектуальный, информационный продукт. К ней отнесены: жилищно-коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания населения, здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение, народное образование, культура и искусство, наука и научное обслуживание, органы государственного управления (министерства, комитеты и ведомства независимо от источников финансирования затрат на их содержание) и т.п.

Социальная сфера - совокупность отраслей, предприятий, организаций, непосредственным образом связанных и определяющих образ и уровень жизни людей, их благосостояние и потребление

Сфера услуг - совокупность отраслей, предприятий, организаций, оказывающих услуги

Сектор экономики - совокупность институциональных единиц, имеющих сходные экономические цели функции и поведение, крупная часть экономики, обладающая сходными общими характеристиками, что позволяет отделить ее от других частей экономики в теоретических или практических целях.

В системе национальных счетов выделяют: сектор предприятий, сектор домашних хозяйств, сектор государственных учреждений и внешний сектор. По формам хозяйствования различают: частный, государственный и другие сектора экономики. По виду производимой продукции различают:

– первичный сектор экономики - отрасли, производящие различные виды сырья: сельское хозяйство, горнодобывающая промышленность и др.;

– вторичный сектор экономики - отрасли, включающие обрабатывающую промышленность, строительство и пр.;

– третичный сектор экономики – отрасли, оказывающие все виды услуг, например услуги транспортных, финансовых, страховых компаний и лиц свободных профессий.

Инфраструктура народного хозяйства - это совокупность видов хозяйств, обеспечивающих общие условия производства и жизнедеятельности людей. Она делится на две группы:

– производственная инфраструктура, обслуживающая материальное производство (транспортная - строительство и эксплуатация дорог, каналов, портов, мостов, аэродромов, складов; энергетическая – обеспечение энергией и теплом; информационная – обеспечение доступа к информации, ее создание и хранение; жилищно-коммунальная - водоснабжение, канализация и т. п.);

– непроизводственная (или социальная) инфраструктура, которая опосредованно связана с процессом производства (подготовка кадров, образование, здравоохранение, культура и др.).

Исходя из вышесказанного, деятельность по оказанию услуг можно отнести к различным отраслям, входящим в сферу услуг, которая является третичным сектором экономики, относятся к социальной инфраструктуре и могут являться часть сферы материального или нематериального производства.

Существует историческая общность в развитии отраслей непроизводственной сферы. Первоначально непроизводственные функции были включены в материальную деятельность людей и долгое время занимали незначительный удельный вес в обществе. И только с течением времени в результате роста производительности общественного труда и развития социальных и культурных потребностей людей произошло обособление многих непроизводственных функций от непосредственного производителя и превращение их в отдельные отрасли. Появление и развитие отраслей непроизводственной сферы, будучи закономерным этапом общественного разделения труда, в свою очередь оказывает усиливающее воздействие на эконо­мический рост экономики страны. Благодаря специализации обособившихся от материального производства непроизводственных функций и образованию соответствующих отраслей, достигается существенная экономия и обеспечивается дальнейший рост производительности общественного труда. Это происходит из-за воздействия на главную производительную силу - людей. Влияние непроизводственной сферы многогранно: развиваются способности людей к труду через повышение их образовательного и культурно-технического уровня, сокращаются заболеваемость, улучшаются социально-бытовые и жилищные условия, что способствует увеличению свободного времени и количественно и качественно лучшему отдыху трудящихся. Все это незамедлительно сказывается на результатах их производственной деятельности.

Параллельно развитие разделения труда выделило производство потребительских благ и производство услуг. Деятельность по обслуживанию всего общества в целом, не ориентируясь на индивидуальные потребности того или иного субъекта – это не услуга. Государственное управление, милиция, суд – это общественные блага. Производство услуг является специфической формой общественного продукта, направленной на удовлетворение индивидуальных потребностей в виде обмена трудовой деятельностью. Все виды деятельности по оказанию услуг составляют сферу услуг. Услуги могут оказываться как отдельным гражданам, так и организациям. Организация процесса их обслуживания осуществляется по-разному. Поэтому выделяют сферу сервиса - совокупность всех видов деятельности по оказанию услуг населению.

В западной литературе общественные блага часто относят к услугам, т.к. они считают, что деятельность данных служб обязана удовлетворять потребности граждан в организации их жизни, безопасности и т.п. Возможно, и мы когда-либо примем эту точку зрения.

В зависимости от поставленных задач и целей, а также от используемых принципов и критериев, классификации могут быть разные. В статистической практике многих стран мира и в международной статистической отраслевой классификации принято проводить классификацию отраслей сферы услуг на основе сочетания двух подходов: производственно-технического и функционального, специализированного. Производственный подход исходит из принципа производственно-технической и технологической общности сервисных отраслей как собирательного вертикального структурного образования. Функциональный, специализированный подход реализует разную профильную направленность – от обслуживания производства, общества, домашнего хозяйства, функции по распределению, хранению, обеспечению ресурсами и товарами, до обслуживания личности.

По этому принципу к сфере услуг принято относить:

- торговлю;

- услуги по обеспечению питания и проживания (гостиницы, предприятия общественного питания, и т.д.);

- транспорт;

- связь и информационное обслуживание;

- услуги по снабжению, заготовкам и хранению материально-технических ресурсов;

- услуги по обеспечению функционирования рынка (кредит, финансы и страхование, сделки с недвижимостью и другие);

- образование культура и искусство;

- наука и научное обслуживание;

- здравоохранение, включая физкультуру и спорт;

- услуги по обслуживанию домашнего хозяйства (поддержание и ремонт жилищного хозяйства, производственно-бытовые и коммунальные услуги);

- услуги личного характера (непроизводственные бытовые услуги, парикмахерские, фотоателье, ремонт обуви и т.п.);

- услуги государственного управления.

Соответственно в сферу сервиса мы будем относить эти же виды услуг, только оказываемые населению. Состав услуг в настоящее время существенным образом расширяется, происходит их структурная перестройка.

В настоящее время в экономической литературе и в России и за рубежом применяются различные новые критерии и в соответствии с ними предлагаются разные классификации услуг. Так, предлагаются классификации услуг по степени материализации и осязаемости, по степени потребительской ориентации, уровню личных контактов людей, трудоемкости услуг, по соотношению общественных и частных начал в сфере услуг. Каждая классификация предназначена для изучения отрасли с определенной целью.

Укрупненная функциональная классификация по секторам деятельности, на которые направлены услуги, выглядит следующим образом:

– услуги, ориентированные на производство (техническое обслуживание производственного оборудования, снабжение, хранение товара, ремонт транспортных коммуникаций и т.п.);

– услуги, ориентированные на общество (услуги по поддержанию безопасности, регулированию экономики и социальных процессов и т.п.);

– услуги, ориентированные на домашнее хозяйство (поддержание в нормальном состоянии жилья и предметов длительного пользования, находящихся в нем, коммунальные услуги, досуг);

– услуги личностного характера (парикмахерские, фотоателье, непроизводственные бытовые услуги).

Однако многие услуги при такой классификации имеют двойственность, т.к. одна и та же услуга может быть ориентирована, например, и на обслуживание производства и на частных лиц. Многие услуги имеют комплексный характер. Например, услуги гостиниц – это не только предоставление жилья, но и услуги по питанию, бытовому обслуживанию, организации досуга клиентов. Их сложно отнести к определенной подгруппе, какая бы классификация не использовалась.

Особое значение на современном этапе занимает классификация на платные, не платные и смешанные услуги. Эта классификация основывается на принятом делении экономического пространства на частный (рыночный) и общественный (нерыночный) сектора экономики. Подробнее об этом будет рассказано в разделе 2.

Для классификации услуг населению служит ОКУН – общесоюзный классификатор услуг для населения; Услуги как вид деятельности также отражены в ОКВЭД – общесоюзном классификаторе видов экономической деятельности, где они как правило объединены в одну группу с соответствующим им видом производственной деятельности.

Понятие «Сфера сервиса» до сих пор не имеет единого толкования. Чаще всего «Сфера услуг» и «Сфера сервиса» воспринимаются как идентичные понятия, ведь «услуга» по-английски – «service». Однако существует мнение, что «Сфера сервиса – это сфера оказание услуг населению», т.е. только обслуживание частных лиц. Если рассматривать ее с этой точки зрения, то в соответствии с Общесоюзным классификатором услуг населению выделяют: 01. Бытовые услуги; 02. Услуги пассажирского транспорта; 03. Услуги связи; 04. Жилищно-коммунальные услуги; 05. Услуги учреждений культуры; 06. Туристские и экскурсионные услуги; 07. Услуги физической культуры и спорта; 08. Медицинские услуги, санаторно-оздоровительные услуги, ветеринарные услуги; 09. Услуги правового характера; 10. Услуги банков; 11. Услуги в системе образования; 12. Услуги торговли и общественного питания, услуги рынков; 80. Прочие услуги населению.

Однако в настоящее время разделить обслуживание частных лиц и организаций практически не представляется возможным, так как, например классическая бытовая услуга по уборке квартир или мытью окон активно заказывается и организациями, а деловой услугой по подбору персонала пользуются и частные лица и т.п. С точки зрения технологий обслуживания или системы расчета – разница также постепенно стирается.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.