Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы размещения предприятий сферы сервиса.






Существуют два типа расселения — компактный и дисперсный. Компактный тип расселения представляет собой плотную сеть поселений, взаимосвязанных системой дорог, инфраструктурой, транспортным сообщением. Для дисперсного типа характерно существование небольших поселений, находящихся на таком расстоянии друг от друга, когда взаимодействие между ними затруднено. В соответствии с этим делением можно выделить два типа рынка услуг: компактный и дисперсный. При этом основу для их выделения составляет принцип территориальной (или географической) сегментации.

В условиях компактного рынка сфера деятельности предприятий услуг имеет четкую пространственную очерченность. Она может осуществляться в пределах городского района, города, поселка или групп поселков и охватывать окружающую их территорию. Территориальная структуризация при этом не связана в принципе с административным делением, хотя возможны и совпадения ареалов маркетингового воздействия с административно-территориальными единицами. Товарная политика на компактном рынке включает разработку и предоставление услуг стационарными предприятиями и организациями сферы обслуживания, размещенными в рамках данного территориального образования. В ее основе лежит изучение спроса на услуги, характерного для данной территории. Принцип территориальной сегментации при этом дополняется демографическим, социальным, поведенческим и другими критериями.

Процесс производства и сбыта услуг на компактном рынке часто неоднороден. Он дифференцирован в зависимости от плотности на­селения территории. Известно, что плотность постоянного и временного населения любого территориального образования подвержена центробежным тенденциям. Более высокая в центральных районах, она уменьшается по мере удаления от центра. Наиболее яркое проявление этой тенденции характерно для крупных городов, где наблюдается существенное уменьшение плотности населения по мере движения к периферийным районам. Аналогичный процесс наблюдается и в относительно небольших поселениях, а также в рамках крупных агломераций, имеющих не один, а несколько центров.

В районах с высокой плотностью населения производство и сбыт услуг организуется в местах наибольшей концентрации жителей. При этом важно учитывать не только постоянное население района, но, что более важно, — временное население, которое формируется под воздействием внутритерриториальной миграции. Концентрация населения в отдельных «точках» обусловлена, как правило, не столько большим числом лиц, живущих в данном районе, сколько их притоком к местам приложения труда, административным центрам, культурно-историческим памятникам и т. п. Собственно, этот процесс и обусловливает понятие «центральность», связанное с увеличением концентрации населения. В районах с меньшей плотностью, периферийных по отношению к центру, спрос на услуги ограничивается численностью постоянно проживающего населения. Здесь усиливается влияние транспортных взаимосвязей территориальной среды. В таких районах целесообразно организовать производство и сбыт услуг непосредственно в узлах транспортных сообщений или в местах пешеходной доступности от этих узлов. Система сбыта, таким образом, увязывается с существующей сеткой транспортных сообщений, а перспективы ее развития обусловлены тенденциями развития дорожно-транспортной инфраструктуры.

В условиях компактного рынка, особенно в случае существования крупных агломераций, взаимосвязанных с окружающими территориями, проявляет свое действие закон Рейли. Согласно этому закону, с увеличением числа жителей города увеличивается число посторонних потребителей, не проживающих в его черте. Аналогичный процесс наблюдается и внутри городских образований, когда густонаселенный район как бы «притягивает» к себе потребителей менее населенных районов. Закон Рейли объясняет это явление как распределение уходящей за пределы населенного пункта покупательной силы. Существование этого явления служит еще одним основанием целесообразности размещения предприятия услуг в районах или населенных пунктах с большой концентрацией населения.

На дисперсном рынке процесс удовлетворения спроса на услуги значительно усложняется. Здесь, как правило, недостаточна ориентация на решение транспортных проблем, хотя действие этого фактора сохраняется. Необходимо ориентировать маркетинг в сторону поиска специфических форм предоставления услуг. Товарный ряд строится на основе так называемых выездных услуг, предоставляемых потребителю через определенные промежутки времени и в ограниченные сроки. Номенклатура таких услуг не столь обширна, но позволяет обеспечить основные потребности населения. Например, спрос на услуги в области образования можно удовлетворить за счет организации кратковременных курсов обучения по направлениям, соответствующим специфике труда потребителей. Спрос на услуги в области культурного обслуживания можно удовлетворить с помощью организации выступлений деятелей театрального искусства, известных исполнителей, поэтов, писателей, демонстрации выставочных экспозиций и многих других мероприятий временного характера. На российском рынке приобрели популярность и такие формы предоставления услуг, как выездная торговля, передвижные кино- и видео- установки, пункты бытового обслуживания и т. п.

Спрос на услуги всегда связан со спецификой образа жизни, характерного для конкретного рынка. Дисперсный рынок в этом смысле отличается наибольшей сложностью. Складываясь из группы локальных рынков, размещенных на значительном расстоянии друг от друга, он отличается большим разнообразием поведенческих типов. На локальных рынках небольших поселений существует, как прави­ло, особый стиль потребительского поведения, обусловленный местными традициями образа жизни.

Сложности транспортных сообщений неизбежно оказываются на уровне обеспечения потребностей потребителей дисперсного рынка. Он, как правило, отстает от уровня компактного рынка, а дефицит и монополия на производство услуг — обычные явления на дисперсном рынке. На начальном этапе освоения такого рынка существует целый комплекс условий, способствующих эффективности предпринимательской в деятельности сфере услуг: значительный необеспеченный спрос, удобство поиска «ниши рынка».

На компактном рынке рациональное точек обслуживания имеет решающее значение для повышения эффективности обслуживания населения. Исходными требованиями к размещению предприятия и его подразделений являются: обеспечение каждого населенного пункта комплексом услуг; минимальные сроки выполнения заказа при высоком качестве услуг и обслуживания; доступность услуг всему населению эффективность производства бытовых услуг.

Виды услуг, формы и методы обслуживания чрезвычайно многообразны и находятся в непосредственной зависимости от конкретных условий: структуры потребностей населения в услугах, плотности населения, характера занятости населения, степени развития транспортных магистралей и т. п.

При размещении предприятий сферы обслуживания учитываются следующие основные факторы:

- уровень потребления услуг на одного жителя;

- нормативные затраты времени на посещение населением предприятия службы быта;

- нормативные затраты времени или нормативные расстояния для связи специализированных предприятий со своими приемными пунктами;

- транспортные затраты, затраты времени на перемещение между зонами обслуживания рассматриваемого региона;

- основные типы предприятий сферы обслуживания.

При анализе и планировании размещения предприятий сферы услуг составляется карта территории, на ней отмечаются все предприятия, оказывающие данный вид услуг и их основные характеристики. Необходимо выявить места, наиболее подходящие для размещения новых точек обслуживания. На более крупных территориях данная задача решается с помощью математических моделей оптимального размещения. Экономико-математическое решение задачи размещения предприятий сферы услуг базируется на трех основных принципах:

1. Принцип доступности предприятий, согласно которому размещение предприятий по каждому виду и комплексу услуг должно учитывать затраты времени потребителей на посещение предприятий. Принцип доступности имеет социальное значение и является одним из основополагающих принципов размещения.

2. Принцип максимальной концентрации обслуживания, предполагающий обеспечение возможно большей концентрации производства услуг путем строительства крупных предприятий с современной техникой и технологией оказания услуг.

3. Принцип рентабельности или самоокупаемости предприятий, требующий, чтобы все предприятия были рентабельны. Исходя из этого принципа, следует выбирать тип, размер, специализацию предприятия. Рентабельность является необходимым условием нормального функционирования предприятия. Уровень рентабельности задается с учетом местных условий, особенностей в зависимости от типа предприятий, потребления услуг одним жителем, числа потребителей на одно предприятие и т. д.

Экономико-математическая модель реализует основные принципы размещения и обеспечения многовариантность при выборе решений. Следовательно, сущность решения задачи заключается в определении оптимальных соотношений доступности, размера и рентабельности предприятия. Изыскание наилучшего сочетания их даст оптимальный вариант размещения.

Территория обслуживания имеет определенные объективные граничные условия. Классическая классификация по территориальной доступности, которая формировалась для определения оптимального размещения предприятий, предусматривала деление на услуги каждодневного и повседневного спроса, периодического спроса, эпизодического спроса. Однако за последние годы сильно изменились технологии обслуживания, появились принципиально новые виды услуг, что требует учета кроме факторов периодичности использования услуг еще и учета места ее исполнения.

Можно предложить такую классификацию по размерам территории обслуживания:

1. услуги, выполняемые на дому у клиента приходящим мастером (ремонт крупной бытовой техники, уборка дома и т.п.). Территория обслуживания определяется соотношением цены услуг и затратами мастера на дорогу;

2. услуги каждодневного и повседневного спроса, выполняемые на предприятии услуг (мелкий и срочный ремонт обуви, услуги парикмахерских и т.п.). Они должны быть максимально приближены к потребителям, т.е. находиться в пределах пешеходной досягаемости 15-20 минут;

3. услуги периодического спроса (пошив одежды, услуги химчисток и т.п.) имеют больший радиус действия, который составляет обычно 1-2 района, и размещаются на оживленных улицах, вблизи остановок;

4. услуги эпизодического спроса (крупный ремонт бытовой техники, центральная химчистка и др.), оказываемые предприятиями районного, городского и областного радиуса обслуживания следует размещать в торговых и культурных центрах района, городов, на главных магистралях, совмещая с другими предприятиями сферы обслуживания;

5. услуги, для оказания которых требуется перемещение клиента к месту оказания услуги, т.к. используются ресурсы территории (туристско-экскурсионные, оздоровительные и т.п.). Территория, на которой они оказываются, и определяет размеры зоны обслуживания;

6. услуги, для которых личная встреча клиента с мастером необязательна, т.к. используются современные системы связи – почта, телефон-факс, интернет, удаленные терминалы (банковские, информационно-консультационные, учебные, рекламные и т.п.). Они имеют практически не ограниченную территорию обслуживания.

В отрасли бытового обслуживания населения используется четыре типа экономико-математических моделей:

1) модель размещения предприятий, имеющих непосредственный контакт с потребителями услуг;

2) модель размещения специализированных предприятий без контакта с потребителями услуг;

3) модель размещения предприятий без материально-технического снабжения, подключения к ним предприятий бытового обслуживания и определения рациональной структуры и величины запасов материалов;

4) модель рациональной транспортировки заказов из приемных, пунктов на специализированные предприятия и обратно, а также из одного специализированного предприятия на другое.

Модели каждого типа позволяют определить показатели схемы рационального размещения и имеют конкретную специфику для условий района, города, области.

Предприятия бытового обслуживания, оказывающие услуги периодического характера имеют радиус действия, который составляет обычно 1-2 района, и размещаются на оживленных проспектах, улицах, вблизи остановок. Предприятия, оказывающие услуги повседневного спроса должны быть максимально приближены к потребителям и находиться в пределах пешеходной досягаемости 15-20 минут. Крупные предприятия сферы быта, которые оказывают услуги эпизодического характера, следует размещать в торговых и культурных центрах района, городов, на главных магистралях, с другими предприятиями сферы обслуживания. Среднее время, затрачиваемое на контакт с предприятием не должно быть больше установленного нормативом для данного типа предприятия. Для специализированного предприятия транспортная доступность 30-60 мин., для комплексного приемного пункта - 3-7 мин, для парикмахерской 15-20 мин.

Доступность зависит от типа используемых на предприятиях форм обслуживания и взаимодействия с точками обслуживания:

1. спец.БПЗ - специализированное предприятие без приема заказов - не обязано быть легкодоступным для населения, минимальная транспортная доступность относительно сети приемных пунктов (30-60 мин);

2. ДБУ - дом бытовых услуг - многофункциональное предприятие с приемом заказав практически на все виды услуг и выполнением их на месте, обеспечивает максимум комфорта при обслуживании населения - зона доступности 20-40 мин.

3. КППСПР - комплексный приемный пункт с производством, подразделение предприятия с основной функцией прием заказов по различным видам услуг: производство осуществляется только по услугам не требующим особого оборудования (парикмахерская, срочный ремонт обуви и т.д.) - 5-7 мин.

4. КППБПР комплексный приемный пункт без производства - 3-7 мин.

5. СП- салон парикмахерская - 15-20 мин.

6. СППБПР специализированный приемный пункт без производства для услуг повседневного спроса - 7-10 мин.

7. СППСПР - специализированный приемный пункт с производством(мелкий ремонт, прокат, пятновыводка) - 7-10 мин.

8. Прп- прокатный пункт 10-30 мин.

При размещении сначала размещают крупные предприятия с наибольшими нормативами времени доступности, а затем последовательно с меньшими.

 

Особенности ма

Рациональное размещение предприятий службы быта имеет решающее значение для повышения эффективности обслуживания населения. Исходными требованиями к размещению предприятия и его подразделений являются: обеспечение каждого населенного пункта комплексом бытовых услуг; минимальные сроки выполнения заказа при высоком качестве услуг и обслуживания; доступность услуг всему населению эффективность производства бытовых услуг.

Виды услуг, формы и методы обслуживания чрезвычайно многообразны и находятся в непосредственной зависимости от конкретных условий: структуры потребностей населения в услугах, плотности населения, характера занятости населения, степени развития транспортных магистралей и т. п.

При размещении предприятий сферы обслуживания учитываются следующие основные факторы:

● уровень потребления услуг на одного жителя;

● нормативные затраты времени на посещение населением предприятия службы быта;

● нормативные затраты времени или нормативные расстояния для связи специализированных предприятий со своими приемными пунктами;

● транспортные затраты, затраты времени на перемещение между зонами обслуживания рассматриваемого региона;

● основные типы предприятий сферы обслуживания.

При анализе и планировании размещения предприятий сферы услуг составляется карта территории, на ней отмечаются все предприятия, оказывающие данный вид услуг и их основные характеристики. Необходимо выявить места, наиболее подходящие для размещения новых точек обслуживания. На более крупных территориях данная задача решается с помощью математических моделей оптимального размещения.

Экономико-математическое решение задачи размещения предприятий бытового обслуживания базируется на трех основных принципах.

1. Принцип доступности предприятий, согласно которому размещение предприятий по каждому виду и комплексу услуг должно учитывать затраты времени потребителей на посещение предприятий. Принцип доступности имеет социальное значение и является одним из основополагающих принципов размещения.

2. Принцип максимальной концентрации обслуживания, предполагающий обеспечение возможно большей концентрации производства услуг путем строительства крупных предприятий с современной техникой и технологией оказания услуг.

3. Принцип рентабельности или самоокупаемости предприятий, требующий, чтобы все предприятия были рентабельны. Исходя из этого принципа, следует выбирать тип, размер, специализацию предприятия. Рентабельность является необходимым условием нормального функционирования предприятия. Уровень рентабельности задается с учетом местных условий, особенностей в зависимости от типа предприятий, потребления услуг одним жителем, числа потребителей на одно предприятие и т. д.

Экономико-математическая модель реализует основные принципы размещения и обеспечения многовариантность при выборе решений. Следовательно, сущность решения задачи заключается в определении оптимальных соотношений доступности, размера и рентабельности предприятия. Изыскание наилучшего сочетания их даст оптимальный вариант размещения.

Территория обслуживания имеет определенные объективные граничные условия. Классическая классификация по территориальной доступности, которая формировалась для определения оптимального размещения предприятий, предусматривала деление на услуги каждодневного и повседневного спроса, периодического спроса, эпизодического спроса. Однако за последние годы сильно изменились технологии обслуживания, появились принципиально новые виды услуг, что требует учета кроме факторов периодичности использования услуг еще и учета места ее исполнения.

Можно предложить такую классификацию по размерам территории обслуживания:

1 услуги, выполняемые на дому у клиента приходящим мастером (ремонт крупной бытовой техники, уборка дома и т.п.). Территория обслуживания определяется соотношением цены услуг и затратами мастера на дорогу;

2 услуги каждодневного и повседневного спроса, выполняемые на предприятии услуг (мелкий и срочный ремонт обуви, услуги парикмахерских и т.п.). Они должны быть максимально приближены к потребителям, т.е. находиться в пределах пешеходной досягаемости 15-20 минут;

3 услуги периодического спроса (пошив одежды, услуги химчисток и т.п.) имеют больший радиус действия, который составляет обычно 1-2 района, и размещаются на оживленных улицах, вблизи остановок;

4 услуги эпизодического спроса (крупный ремонт бытовой техники, центральная химчистка и др.), оказываемые предприятиями районного, городского и областного радиуса обслуживания следует размещать в торговых и культурных центрах района, городов, на главных магистралях, совмещая с другими предприятиями сферы обслуживания;

5 услуги, для оказания которых требуется перемещение клиента к месту оказания услуги, т.к. используются ресурсы территории (туристско-экскурсионные, оздоровительные и т.п.). Территория, на которой они оказываются, и определяет размеры зоны обслуживания;

6 услуги, для которых личная встреча клиента с мастером необязательна, т.к. используются современные системы связи – почта, телефон-факс, интернет, удаленные терминалы (банковские, информационно-консультационные, учебные, рекламные и т.п.). Они имеют практически не ограниченную территорию обслуживания.

В отрасли бытового обслуживания населения используется четыре типа экономико-математических моделей:

1) модель размещения предприятий, имеющих непосредственный контакт с потребителями услуг;

2) модель размещения специализированных предприятий без контакта с потребителями услуг;

3) модель размещения предприятий без материально-технического снабжения, подключения к ним предприятий бытового обслуживания и определения рациональной структуры и величины запасов материалов;

4) модель рациональной транспортировки заказов из приемных, пунктов на специализированные предприятия и обратно, а также из одного специализированного предприятия на другое.

Модели каждого типа позволяют определить показатели схемы рационального размещения и имеют конкретную специфику для условий района, города, области.

В целях достижения оптимального размещения предприятий бытового обслуживания все услуги делятся на три группы:

1.Услуги каждодневного и повседневного спроса (мелкий и срочный ремонт обуви, прокат, услуги парикмахерских).

2. Услуги периодического спроса (пошив одежды, мелкий ремонт бытовой техники и часов, фотоуслуги, ремонт мебели, услуги химчисток и прачечных).

3.Услуги эпизодического спроса (централизованный пошив одежды, крупный ремонт бытовой техники и часов, центральная химчистка и др.), оказываемые предприятиями районного, городского и областного радиуса обслуживания.

Предприятия бытового обслуживания, оказывающие услуги периодического характера имеют радиус действия, который составляет обычно 1-2 района, и размещаются на оживленных проспектах, улицах, вблизи остановок. Предприятия, оказывающие услуги повседневного спроса должны быть максимально приближены к потребителям и находиться в пределах пешеходной досягаемости 15-20 минут. Крупные предприятия сферы быта, которые оказывают услуги эпизодического характера, следует размещать в торговых и культурных центрах района, городов, на главных магистралях, с другими предприятиями сферы обслуживания. Среднее время, затрачиваемое на контакт с предприятием не должно быть больше установленного нормативом для данного типа предприятия. Для специализированного предприятия транспортная доступность 30-60 мин., для комплексного приемного пункта - 3-7 мин, для парикмахерской 15-20 мин.

Размещение предприятий службы быта в пределах региона необходимо начинать с размещения самых крупных предприятий, имеющих наибольшие нормативы доступности. Это позволяет отобрать те зоны обслуживания, которые в сферу действия самых крупных предприятий.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.