Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Религиозная революция в период Древнего царства






(Пятая династия)

Вторая общеегипетская династия это период религиозной революции религиозных войн, связанных с противостоянием Гора и Сета. Но в истории Древнего Египта эта революция была не последней.

Еще одна религиозная революция была проведана жреческой корпорацией бога Ра. Они основательно приготовились для того, чтобы вывести своего бога в первые боги и переписали для этого историю о происхождении богов и Египта.

И доказательства тому есть в " Повести о Хуфу и чародеях", дошедшей до нас из глубокой древности.

 

Эпизод 1 исследовательский

Что задумали жрецы Ра

Жрецы гелиопольского культа солнечного бога Ра провели ряд акций что помог им в конечном итоге прийти к власти в Египте и даже поставить под свой прямой контроль фараона. А в Египте это было просто необходимо ибо фараон и сам был богом.

Жрецы Ра в Гелиополе в период правления фараонов IV династии решили, что пришла их пора заявить о себе и своем боге и переписать историю богов. При этом Ра получал главное место.

Они захотели дать Египту новую династию фараонов и при них укрепить свое могущество. Возвышение культа имело большое теологическое и политическое значение. Бог Ра почитался как Великий Отец группы космических божеств и его великий жрец должен был занять царское место в Египте.

В этот период в Египте господствовали две религиозные концепции. Теология Гелиополя была основана на поклонении солнцу, а теология Мемфиса на поклонении земле. Бог творец Мемфиса Птах тоже был Великим Отцом. О нем было сказано:

" Нет отца, породившего тебя, и нет матери, давшей тебе рождение. Ты создал себя сам, без помощи какого-либо другого существа ".

В дальнейшем Птах во многом отождествлялся с богом Осирисом, повелителем загробного царства мертвых. Это отражено в концепции рая, где души умерших занимаются теми же делами, что и при жизни. Людей после смерти награждали за хорошее поведение при жизни и поэтому египтяне верили в то, что Осирис оправдает их поступки. Ведь Осирис когда умер не исчез, а начал новую более счастливую и прекрасную жизнь. И поклонники культа верили, что они тоже не исчезнут.

Жрецы Ра дают иную концепцию загробного рая. Теперь главная задача состояла в том, чтобы найти себе место в солнечной ладье Ра. Избранные среди усопших становились сияющими духами, которые сопровождали своего бога в его путешествии среди опасностей ночи. Они становились едиными с Ра, но не теряли своей индивидуальности. Это слияние с божеством - наивысшая награда праведникам после смерти.

То есть меняется религиозная концепция будущей загробной жизни! А эту жизнь древние египтяне ценили много больше своего земного существования. Посему произошла не простая замена культа, а целая религиозная революция! Теология Ра развивалась согласно египетским традициям, постепенно сращиваясь с древними местными верованиями. Солнечная ладья бога солнца, " ладья миллионов лет", плыла по подземному Нилу ночью и небесному Нилу днем. Днем бог путешествует на ладье Манджет, а ночью на ладье Мескет. Смена судов производилась в полдень, когда верующие произносили специальные магические заклинания.

 

Эпизод 2 исследовательский

Ра " поглощает" богов и богинь

 

Ра

В Гелиополе по мере развития культа Ра другие боги постепенно включались жрецами в божественное семейство. Число " Три" и другие кратные ему числа имели магическое значение. Ра, Хепри, Атум образовали солнечную триаду. Ра и его потомки: Нут - небо, Геб - земля, Шу - воздух, Тефнут - влага, Осирис - обожествленный царь и дух зерна, Исида - Великая мать Дельты, её сестра Нефтида и семитский Сет сформировали гелиопольскую энеаду.

То есть Ра жрецы культа делали Великим отцом. И он стал выше, чем породивший его первозданный Океан Нун. Остальных богов они ставят на нижние ступени иерархии, и это вызывало сопротивление других культов, что представляли Великих отцов. Это были культы Птаха и Тота. Не слишком их жрецам хотелось переходить на вторые и третьи роли.

Все боги стали потомками Ра. Они произошли от него, а, следовательно, были младшими. Исида теперь была слабее Ра, но в качестве уступки её жречеству, жрецы Ра допустили в легенду строки о том, как Ра поделился с ней своей божественной силой.

Тот стал младшим богом и Ра говорит ему перед своим уходом на небо:

" Для тебя Тот я создам отличное жилище в глубинах подземного мира, имя которому Дуат. Там ты станешь исполнять важную миссию, которую я, Ра, поручаю тебе. Ты станешь записывать грехи людей и имена тех из них, кто является моим врагом. В Дуате ты станешь держать таких в заточении. Ты станешь временным обитателем в моем дворце как мой наместник. Я пришлю к тебе посланников! "

То есть Тот стал наместником великого Ра, а следовательно его подчиненным. Но и значение Тота при таком раскладе сильно не падает. Он по-прежнему весьма и весьма почитаемое божество.

Птах также уступает место Ра. Ибо божество Солнца становиться выше Птаха божества Земли. Храмы Ра стали строить без крыши, чтобы не загораживать божественное солнце. То есть изменились архитектурные традиции. Только после правления VI династии такое строительство сошло на нет ибо влияние культа Ра стало снижаться.

 

Эпизод 3 О чем говорит легенда " О Хуфу и чародеях"

Царь Хуфу, великий строитель Великой пирамиды, однажды собрал своих сыновей и повелел развлечь его рассказами о чудесах.

Принц Хафра рассказал ему старую историю о восковом крокодиле.

Затем Хафра снова взялся рассказывать и поведал историю о добром и великом фараоне Снофру.

После того как Хафра закончил, слово взял принц Хордадеф:

- Тебе о великий фараон рассказали, о чудесах прежних времен. Но и в наше время есть немало чудесного. Я могу привести во дворец мага, что может показать немало чего удивительного.

- И кто же этот маг, сын мой? - спросил фараон.

- Это мудрец и волшебник по имени Деди. Он очень стар, ибо ему уже больше ста лет. Каждый день он съедает говяжий окорок и пятьсот батонов хлеба. Он выпивает сто кувшинов пива. Он способен снести голову человеку, а затем вернуть её на место и человек этот будет жив.

- Вот как? Приведи ко мне этого человека, сын мой!

Мудреца и мага привели к фараону, и он продемонстрировал ему всякие чудеса. Но самое главное в этом рассказе, это слова Деди о том, что у жены главного жреца Ра по имени Реджедет скоро роняться дети. И дети происходят от самого бога Ра.

Фараона эти слова напугали, но Деди поспешил его успокоить.

- Не волнуйся, фараон. Они не угроза твоей власти. После тебя станет царствовать твой сын, а затем и его сын, твой внук. Но затем династия прервется и на трон взойдет сын Ра. Так желает сам Ра. А то что желает Ра - это благо для страны.

 

Эпизод 4 исследовательский

Рождение новых фараонов от самого бога Ра

Политическим основанием для смены династии было божественное происхождение фараонов новой V династии от самого бога Ра! В повести " О Хуфу и чародеях" сказано о будущих фараонах, что:

" Сейчас они во чреве жены одного из жрецов Ра, но отец их не кто иной, как сам солнечный бог ".

Роды, судя по рассказу, принимали великие богини Египта, замаскированные танцовщицами. Когда же дети появляются на свет, богини встречают их приветственными речами, как будущих царей Египта. И все трое станут фараонами обеих земель, ибо отец их сам великий бог солнца! Имена этих младенцев Усеркаф, Сахура и Нефериркара.

На деле цари V династии могли принадлежать к иной семье, и притом весьма скромного происхождения, раз жрецы захотели прикрыть их рождение чудесной историей. Будь они потомками фараонов IV династии, этого бы делать не пришлось.

Легенда создана для легитимности перехода власти в руки иной династии. Не сделай жрецы этого, престиж власти фараона мог бы сильно пострадать в глазах народа. Поэтому к делу привлекли богов, толкователями воли которых являлись жрецы, и опровергнуть их слова никто не смел. К такому способу передачи власти от одной династии к другой египетские жрецы будут прибегать ещё не раз.

Официальное имя, которое цари теперь принимают во время коронации, неизменно заключает имя Ра. Впереди имени фараона теперь стоял новый титул " Сын Ра". Наряду со старым титулом " Гор" и новым титулом, который представляет Гора попирающим ногами символ Сета, это новое наименование " Сын Ра" являлось пятым титулом, присущим фараонам и составившим позднее полный фараонский титул в том виде, как он сохранился в течение всей истории.

Около царской резиденции, вблизи Мемфиса, каждый царь стал возводить великолепный храм солнца, носивший название вроде " Излюбленное место Ра" или " Удовольствие Ра". Все эти святилища построены по одному плану: большой передний двор, к которому справа и слева примыкают культовые покои и где стоит огромный жертвенник, а в глубине возвышается на мастабообразном основании высокий обелиск.

Изменение в положении царствующего дома явствует также из организации управления. Старший сын царя престал быть могущественнейшим сановником в государстве, как было до того. Положение, которое он занимал в эпоху IV династии, как визирь и главный судья, стало прерогативой другой фамилии и притом наследственной. Каждый член этой фамилии носил в течение пяти поколений имя Птаххотеп.

Отсюда следует, что жрецы Пта и жрецы Ра в Гелиополе согласились поделить власть таким образом, что верховный жрец Ра стал фараоном, а последователи Птаха получили визирство. И фараон должен был теперь считаться со знатной фамилией, к которой пост первого министра переходил по наследству. Эта наследственная преемственность власти стала обычной с того времени в номах. Пост номарха теперь предавался не фараоном угодному ему чиновнику, а от отца к сыну. Теперь новая династия царей должна была считаться со знатными фамилиями. Следовательно, был заключен компромисс между культами Ра и Птаха.

Но в целом во время этой революции был нанесен удар по власти фараона и повелители Египта стали постепенно терять нити управления страной.

Усиление царской власти фараонов в период IV общеегипетской династии достигло своего апогея. И жреческие корпорации, также весьма влиятельные в Египте стали подумывать, как эту власть у фараонов отнять, или если не отнять совсем, то заставить их поделиться правами и полномочиями.

И это естественный процесс. Подобное не раз и не два повторялось и после этого как в Египте, так и в других государствах. Светская власть станет сражаться с духовной. Римские папы много сил потратили, чтобы установить свое господство над европейскими государями, подчеркивая приоритет власти духовной. Но закончилась эта борьба Авиньонским пленением пап, когда король Франции Филипп IV Красивый, заставил римских первосвященников покинуть Рим и переселиться в Авиньон, под надзор королей.

 

Глава 5 Боги подвластные великому Ра

 

Великий бог Ра, что создал себя сам. Он поднялся из Нуна, первозданного океана, или из небытия.

И возникнув, сказал Ра:

" Осмотрелся я и не нашел места, на которое мог бы стать. Не было тогда никого, кто стал бы творцом вместе со мной. И я создал все сам.

И так возникла земная твердь. Но я был один и решил я создать богов.

Я соединил с моим кулаком, совокупился с моей рукой, упало семя в мой собственный рот. И я выплюнул Шу, я изрыгнул Тефнут. И мой отец Нун сказал: " Пусть возрастут они! ". И мое Око было для них защитой вечно, когда они удалялись от меня ".

Затем появились бог Геб и богиня Нут.

Затем Ра создал вех живых существ, что передвигались в морских глубинах и земной тверди. Потом из ока Ра родилось человечество.

 

Бог Шу

Сын бога Ра.

Бог воздуха в гелиопольской солнечной космологии.

Второй после Ра божественный фараон Египта.

 

Краткие сведения:

Шу унаследовал от Ра земную власть (согласно теологии Гелиополя), но правление этого бога-царя было омрачено внутренними противоречиями, заговорами и конфликтами.

Шу потратил жизнь на борьбу со своими врагами, и конце-концов сумел их победить. Но он так устал от жизни и борьбы, что сам отрекся от власти в пользу своего сына Геба.

Сам же Шу " нашел себе убежище в небесах после ужасной бури, которая длилась девять дней ".

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.