Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Самки гиппопотама как богини-матери






Богиня Таурт, как Великая мать

Как изображалась:

Как женщина с головой гиппопотама. Или как самка гиппопотама.

 

Центр культа:

Почиталась во многих номах Египта.

 

Краткие сведения:

Богиня материнства и Великая мать. Она приносила младенцев бездетным женщинам и потому особо почиталась в Египте, где ценили плодовитость.

Изображение Таурт часто встречалось на талисманах и амулетах.

 

Богиня Апет, как Великая мать

Была Великой матерью богов и людей, была богиней материнства.

 

Как изображалась:

Как самка гиппопотама. Эту богиню отождествляли с богиней Таурт.

 

Центр культа:

Почиталась во многих номах Египта.

 

Краткие сведения:

Апет в образе гиппопотама была животным воплощением Великой Матери.

Как богиня воды да была связана с Нут и она поднялась из первозданного Океана и была " водами под небесной твердью".

Апет дала жизнь великому богу Яху, лунному младенцу. А Ях считался сыном Великой матери. Его культ слился с культом Тота. А также с Осирисом, что в Омбосе, считался сыном священного гиппопотама.

 

Глава 3 Борьба Гора и Сета в мифологии и истории Древнего Египта

Если внимательно посмотреть на легенды и мифы древнего Египта, то в них можно прочитать историю страны в те времена, что можно назвать " темными" ибо правдоподобных сведений о них нет до сих пор.

Итак, сейчас перед вами борьба богов Гора и Сета.

 

Эпизод 1 легендарный

Возвращение к легенде

Вернемся немного назад, ибо борьба между богами Гором и Сетом весьма важный аспект египетской мифологии, что проливает свет на многие реальные события в истории Древнего царства.

Итак, первоначально существовал только Океан, затем в нем появилось яйцо, или, цветок, из которого возник бог Ра - Солнце. Из себя самого Ра- Солнце произвел четырех детей:

Шу и Тефнут, Геба и Нут.

Все они покоились вместе с отцом своим в Океане хаоса, пока Шу и Тефнут, олицетворявшие атмосферу, не проскользнули между Гебом и Нут. Они стали ногами Геба и подняли Нут в вышину, так что Геб стал землей, а Нут небом.

Геб и Нут затем произвели на свет четыре божества: Исиду и Осириса, Сета и Нефтиду. Так возникла гелиополькая эннеада, или круг из девяти божеств. После у Осириса и Исиды появился сын по имени Гор.

Итак, представляю вам - боги враги, что воевали друг с другом:

 

Справка:

Бог Гор

Легендарный бог Света. Также был в древности богом Неба. Также был богом Солнца.

Как изображался:

Изображался как человек с головой сокола. Или в виде самого сокола.

Краткие сведения:

В египетской мифологии бог-сокол, особый покровитель царского дома и лично царя. Имя Гора входило в царскую титулатуру и слово " Гор" пред именем обозначало тоже что и " царь". А знак " сокола" обозначал термин " бог".

Религия солнцепоклонников, что почитали Гора возникла еще во времена додинастических египтян, которые двигались на Север и путем завоеваний объединяли страну.

Ипостаси Гора:

Существовало несколько форм бога Гора. Этот культ впитал в себя многие верования.

Один Гор был братом Осириса, сыном небесной коровы Хатор.

Второй гор - сын бога Осириса и богини Исиды. Племянник бога Сета.

Центр культа:

Гора почитали в Летополисе, городе, что был расположен недалеко от Мемфиса.

Гора почитали в Эдфу.

Гора Двух Глаз почитали в Шедену (Восточная Дельта).

Божественная супруга:

В некоторых мифах богиня-скорпион по имени Селькит выступает как жена бога Гора.

Слияние образа Гора с другими богами:

Бог Гор Двух глаз, что были представлены Солнцем и Луной был весьма популярен в Египте.

Бог Гор ассоциировался с богом Харати (Горахути или Гормахис), и называтлся Гором Двух Горизонтов. Этот Гор был объединен с Ра, как солнечный бог Гелиополя и стал называться Ра-Харати. В результате сомволом бога Гора стал не сокол, а солнечный диск.

Как золотой Гор он стал богом зари.

В Летополисе был храм в честь Гора Безглазого, что символизировало Солнечное затмение.

Был также Гор Открыватель Секретов.

 

Легенда о Горе Ра-Харати (Ра-Горахути)

Когда царем Египта был еще великий бог Ра он отправился в Нубию со своей армией. И в Эдфу его встретил Гор. Причем, сказано, что Гор приветствовал Ра как своего отца. Но по легенде Гелиополя Гор был сыном Осириса, а сам Осирис был сыном Геба. И только Геб был непосредственно сыном Ра-творца. И это подтверждает тот факт, что Горов в Египте было несколько.

Ра поручил Гору преследовать и покарать врагов. И Гор бросается на них и убивает без пощады. Ра благодарит Гора за победу такими словами:

" Ты убивал моих врагов. Ты наполнил воду кровью. Ты сделал воды красными и сердце мое радуется! "

Затем Гор захватил в плен бога Cета, что возглавлял врагов Ра и привел его связанным к повелителю. И после этого Ра повелел Гору доставить пленного Сета к другому Гору, сыну богини Исиды. И младший Гор отрубил Сету голову, после чего тот превращается в великого змея и укрывается в земле.

В этой легенде нет Осириса, и здесь жрецы Гелиополя явно хотели заменить Осириса богом Ра.

 

Справка:

 

Бог Сет

Как изображался:

Изображался в формах самых различных животных осла, собаки, крокодила. В сценах египетского " страшного суда" Сет являлся в образе огромного красного монстра с головой верблюда и телом собаки.

Краткие сведения:

Брат бога Осириса и его убийца. Сын бога земли Геба и богини неба Нут.

Отождествлялся с пустынными областями к западу и востоку от Нильской долины. Также иногда был представлен как бог войны.

Центр культа:

Древнейшим культовым центром Сета был город Нубт, расположенный на западном берегу Нила против Коптоса.

Божественная супруга:

Богиня Нефтида.

 

Бог Сутех ( ипостась Сета )

Это божество импортированное в Египет при завоевателях гиксосах (XV династия) отождествлялось с египетским богом Сетом.

Сутех изображался на скарабеях стоящим на спине льва крылатым человеком в высокой рогатой шапке.

 

Эпизод 2 легендарный

Легенда о борьбе Исиды и Гора против Сета

По теологии Фив Осирис, отец Гора, наследовал богу-солнцу как царь над землей, и ему помогала в управлении его жена и сестра Исида. Он был благодетелем людей и его любили как правителя справедливого и мудрого. Но его брат Сет возжелав власти убил Осириса.

Сет взошел на трон Осириса и начал править землей Египта. По преданиям, дошедшим до нас, правление этого фараона было несправедливым. Люди страдали и лишались своего имущества. Сторонники Осириса стали преследоваться по всему Египту.

Жена Осириса добрая богиня Исида также подверглась преследованию и, скрываясь от врагов укрылась в густых тростниковых зарослях болотистой дельты Нила. Бог Ра, видя её страдания, послал Исиде в помощь Анубиса и тот стал её проводником.

Исида нашла приют в доме одной бедной женщины. Вначале она страшно испугалась скорпионов, что сопровождали богиню, и закрыла пред ней двери своего дома.

- Не бойся меня бедная женщина, - произнесла богиня и постучала в двери. - Я не причиню тебе зла, если ты впустишь меня в свой дом.

- Ты может и не причинишь, но как насчет тех злобных тварей, порождений пустыни, что пришли с тобой? - послышался голос из дома.

Тогда один из скорпионов проник в дом и стремительным броском метнулся к сыну бедной женщины. Он ужалил мальчика в ногу и тот издал громкий крик боли и ужаса.

Женщина запричитала:

- О боги! Эта тварь ужалила моего мальчика!

- Открой мне скорее двери, бедная женщина. Я спасу твоего сына от лютой смерти!

- Никто не сможет его теперь спасти! О горе мне! - продолжала причитать несчастная мать.

- Я помогу тебе! Я богиня и царица Исида!

Дверь отворилась, и богиня подошла к ребенку. Он уже лежал на полу хижины и глаза его закатились, и тело сотрясала судорога. Он умирал от страшного яда скорпиона самой богини. Она простерла руки над головой ребенка и стала произносить заклинания на непонятном языке. Ребенок прямо на глазах очнулся от забытья, и Смерть отступила от него

- О! Прости меня, великая богиня! - женщина рухнула на колени пред богиней и обняла её ноги. - Я обязана тебе вечной благодарностью и никогда не забуду твоей услуги! Остановись в моем доме, а я стану прислуживать тебе.

И Исида осталась на некоторое время в доме женщины. Затем она родила среди нильских топей сына от бога Осириса и назвала его Гором.

Фараон Сет узнал об этом и по совету своих сановников решил умертвить младенца.

- Он должен умереть! - произнес свой приказ новый повелитель. - Сын моего брата, будет походить на него, и когда вырастет, станет моим врагом и будет мстить! Ведь он наследник трона Египта и станет рано или поздно претендовать на него!

- Что же ты повелишь, наш владыка? - склонили головы слуги.

- Умертвите его! Идите в тот дом и предайте его смерти!

- Будет исполнено, наш повелитель!

Но бог Ра снова не захотел гибели и послал бога мудрости Тота предупредить Исиду об опасности.

Исида, узнав о грозящей её сыну опасности, бежала в город Буто, где отдала своего ребенка на попечение местной богини Уаджет, которая была могущественной волшебницей и могла обращаться в громадную змею. Она могла надежно защитить маленького бога от гнева его дяди царя Сета. Сама же Исида отправилась искать тело своего мужа Осириса.

Между тем морские волны вынесли гроб с телом мертвого Осириса к городу Библ в Сирии и там выбросили его на берег. Вокруг гроба сразу же выросло священное дерево, и тело мертвого бога оказалось внутри большого ствола.

Правитель Библа увидев священное дерево повелел спилить его и ствол его был поставлен в его доме, как священная колона. Исида посетила Библ и выпросила у правителя скрытый в колоне гроб своего мужа. Она погрузила его на корабль и отправилась в Египет.

Когда корабль достиг земли Египта, богиня спрятала тело мертвого мужа в тайном месте и поспешила в город Буто чтобы повидать своего сына Гора.

В это же время Сет охотился в зарослях тростника в Дельте Нила на кабанов и совершенно случайно нашел сундук, спрятанный Исидой.

- Что я вижу?! - воскликнул он, обернувшись к приближенным. - Узнаете этот сундуку? Это же наш подарок любимому брату Осирису! Вот где Исида скрыла его тело!

Сет приказал слугам открыть сундук и разрубить тело Осириса на части, и швырнуть из в Нил на съедение крокодилам. Но крокодилы не посмели тронуть божественное тело. Эти останки были выброшены на берег нильскими волнами. И только фаллос бога был проглочен одной глупой рыбой.

Исида была в глубоком горе после того, как узнала о поступке царя Сета. Она велела построить себе папирусную лодку и стала объезжать болотистые заводи дельты в поисках кусков тела своего мужа Осириса.

Она нашла их все, исключая фаллос. Она похоронила все части там, где нашла, каждую в отдельной могиле. Впоследствии над этими могилами были возведены храмы, где люди впоследствии в течение многих веков поклонялись Осирису.

Сет продолжал править в Египте и сторонники Осириса, те кто чтил его память подвергались гонениям. Они укрывались от слуг мстительного царя в тростниковых зарослях Дельты и вдоль морского побережья на севере.

Возмужав юный Гор напал на Сета, и в ужасной битве, свирепствовавшей от одного конца страны до другого, они нанесли друг другу страшные раны. Но Гор, в конце концов, сумел победоносно вступить на престол своего отца, а Сет бежал.

Но вскоре он явился на судилище богов и заявил, что зачатие Гора было запятнано изменой и что его притязания на престол лишены основания. Благодаря защите бога мудрости, счета и письма Тота, честь Гора была восстановлена, и он стал " победоносным". По иной версии, таким образом, был оправдан сам Осирис.

 

Эпизод 3 исследовательский

Поиск истины:

История о фараоне объединителе и его божественном покровителе

Но приведенное выше это только миф, составленный и обработанный в Гелиополе. И его составление имело под собой определенную цель. И чтобы разобраться в ней, нужно немного окунуться уже не на мифологию, но на реальную историю Древнего Египта.

И пред нами стоит один вопрос. Когда царства Верхнего и Нижнего Египта стали единым организмом?

Точных сведений об этом нет. Хотя многие источники нам сообщают, что царь (фараон) Менес является царем-объединителем страны. Но так ли это? Исторические свидетельства того времени крайне запутаны и противоречивы.

Да процесс объединения такого государства как Египет сам по себе весьма сложен если учесть, то количество областей (номов) которые постепенно превратились в единый хозяйственный организм. Ведь только верхний Египет это страна в 500 миль длины, А Нижний Египет или Дельта, граничащая с морем, также была весьма густонаселенна и обширна.

Итак, кто же был той самой личностью, кто сумел объединить страну Кемет (Египет)?

Поначалу обратимся к исторической традиции. А эта самая традиция дает нам имя фараона Менеса или Мена. Опирается традиция на труд египетского историка и жреца по имени Манефон. Но кто такой Манефон и почему он мог утверждать это? Вот новый вопрос, который хотелось бы поставить.

Манефон жил и творил свою историю уже во времена династии Потолемев, что была последней. А династия Менеса по тому самому Манефону является первой. Вот и получается, что жрец писал о событиях объединения спустя три тысячи лет! И уже по этому можно усомниться в достоверности этого труда. Но сомневаться не значит, его полностью опровергнуть.

Другой историк, на этот раз греческий, по имени Геродот в своем труде освященном Египту также называет имя Менеса как царя-объединителя. Он утверждает, что фараон Верхнего Египта или Юга Менес был отличным воином и хорошим администратором. И он сумел завоевать Дельту или Север и соединить два больших царства в одно.

Первоначально Менес, по Геродоту, имел ставку в городе Тин. Но после завоевания Дельты эта столица престала его устраивать. Отсюда фараон не мог контролировать завоеванные земли. Поэтому Менес строит новый город-столицу под названием " Белая стена". В греческих источниках этот город известен под именем Мемфис. Но египетское название этого города Хет-ку-Пта, что переводиться как " Крепость души бога Птаха".

Геродот сообщает, что Менес правил долго и слава о его великих подвигах пережила самого царя на многие тысячи лет. Он был погребен в Верхнем Египте у города Тин (современная деревня Негаде) и его гробница обнаружена археологами.

Теперь стоит разобраться с этими сведениями. Мог ли быть Менес хорошим воином? Вот первый вопрос, что я хотел бы поставить.

Сразу отвечу, что нет. Геродот жил во времена, когда понятие военного искусства и искусства полководца уже существовало и поэтому он думал, что подобное существовало всегда. Но это не так.

В период всего Древнего царства военное искусство в Древнем Египте отсутствовало или было развито на примитивном уровне. Профессор Фолкнер, известный исследователь военной организации Древнего Египта, на которого опирается Барбара Мертц в своей книге " Древний Египет", говорит, что нечто подобное ядру постоянной армии уже существовало во времена Первой общеегипетской династии.

Но я бы поостерегся называть это армией. Это были всего лишь отряды телохранителей самого фараона. И эти самые телохранители обеспечивали власть своего владыки. Но когда фараону требовалось больше людей он созывал ополчение из земледельцев. И его телохранители становились офицерами в такой армии.

Об искусстве полководца и о тактике боя тогда никто и ничего не знал. Командующий (в большинстве случаев сам фараон) вел свою армию к месту сражения и противники сходились. Ни о каком плане сражения и четком боевом построении речи не было.

Доспехов для защиты тогда не существовало, и воины только могли прикрыться щитами. В бою они использовали луки, копья, бумеранги (традиционное оружие охотников) и боевые палицы.

Искусство боя или фехтование отсутствовало и потому воином мог сталь любой кто возьмет в руки палицу (булаву) и сможет замахнуться.

Называть такие стычки сражениями нельзя и о войнах во времена Древнего царства также можно говорить с большой натяжкой. Это были не воны, а скорее нечто напоминающие стычки кулачных бойцов иными словами большие драки. Побеждал в них тот у кого было больше воинов и потому многие повелители номов (областей) увидев что у врага воинов больше сразу признавали свое поражение и подчинялись победителю.

Военное искусство появилось в Древнем Египте только со времен Нового царства или империи. А исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что слова Геродота о воинственности Менеса, сильно преувеличены. Ведь военное искусство во времена Геродота это уже вполне самостоятельная область в развитии цивилизации, когда военное дело стало настоящим искусством и требовало и от полководцев и от воинов умений, талантов, тренировок и дисциплины. А во времена Первой династии этого всего не могло быть в стране Кемет.

Сейчас стоит упомянуть о еще одном фараоне, что претендует на роль царя-объединителя. В Каирском музее храниться знаменитая плалетка фараона Намера, изучив которую историки пришли к выводу, что он был тем кто объединил Верхнее и Нижнее царства.

На одной стороне палетки фараон Намер изображен в белой короне Юга. И он готовиться ударить булавой коленопреклоненного пленника. Над пленником изображен символ сокола над поверженной Дельтой. А это прямое доказательство того, что Намер был повелителем Верхнего Египта и покорил Нижний Египет или Дельту.

Перевернув палетку на другую сторону мы уже видим на голове Намера двойную корону и Юга и Севера. А это значит, что он завоевав Север соединил его со своим царством.

Следовательно, уже мы имеем двух кандидатов на роль царя-объединителя. Но и этот еще не все.

Если вы откроете книгу Константина Рыжова " Все монархи мира: Древний мир" то там в разделе посвященном Древнему Египту в списке фараонов первой династии на первом места значиться фараон Аха! Жаль не могу задать ему вопрос с чего это он Менеса или Намера на Аху заменил. Пришлось докапываться самому.

В гробнице царицы Первой династии Мернейт в Негаде, как сообщает Барбара Мертц в своей книге " Древний Египет", были найдены ярлыки с именем фараона Аха под царским символом сокола. И сие значит что Аха был фараоном. А Мернейт была матерью Аха.

Далее Барбара говорит нам, что археолог Джон Гастенг, который вел раскопки гробницы царицы Мернейт, нашел там палетку из слоновой кости на котором было написано имя Мен под титулом " Небти", что означает " Две владычицы" и относиться к богиням Севера и Юга, и имя Аха под титулом " Гора". И эта находка археолога позволила сделать вывод, что Аха и Мен одно и тоже лицо. А Мен и Менес также имя одного и того же фараона.

Следовательно, Рыжов имел основания поставить имя Аха на первое место. А ни для кого не секрет, что фараоны имели несколько имен.

Но гробница фараона Аха найдена также как и гробница фараона Менеса. Следовательно, они разные люди? Снова можно ответить, что фараоны имели не одну а несколько гробниц. И вполне можно предположить, что и у Аха (Мена или Менеса) были две гробницы.

Значит, Геродот был не прав? Снова нет. У Геродота также есть утверждение, что город Мемфис, первую объединенную столицу Египта, основал фараон Аха! А город как раз располагался на границе Верхнего и Нижнего Египта. И это уже солидное доказательство, что объединителем страны был именно он Аха-Менес! Ведь именно новая столица закрепила это завоевание. При помощи дамбы течение Нила было изменено. Старое русло было осушено и на этой земле и был построен город " Крепость души бога Птаха".

И основание новой столицы вполне могло быть воспринято потомками как объединение Верхнего и Нижнего Египта в одно государство и как начало первой династии общеегипетских фараонов. Выгодное положение в Дельте Нила способствовало быстрому росту города. Мемфис стал не только столицей государства, но и центром его культуры. Здесь сложилось одно из важнейших религиозно-философских учений Египта. Мемфиские художники создали прекрасные памятники, оказавшие огромное влияние на формирование египетской культуры и искусства. Этот город стал центром торговли, речным портом, здесь были корабельные верфи, центры по ремесленному производству оружия и керамики.

О Мемфисе заботились все правители Древнего царства. Они его расширяли, ведя дворцовую застройку по направлению нынешней Гизы. После падения Древнего царства Мемфис никогда не был постоянной резиденцией царей. Но фараоны всегда почитали его как " истинную" столицу. Где бы не жили правители, забота о расширении и застройке Мемфиса была делом их престижа. Более того, Египет считался покоренным, когда завоеватели проводили ночь в стенах Мемфиса.

Это ли не свидетельство в пользу Аха-Менеса?

А такая логика дает нам право предположить, что имена Аха, Менес, Мен, Мина, Мени, Намер - это имена одного и того же фараона.

Менес, как говориться у многих авторов женился на принцессе Нейхотеп из царского дома древних правителей саиского нома. Этим он закрепил главенствующее положение своего дома над другими домами.

То есть племена Юга, что поклонялись богу-соколу Гору, покорили со своим царем Менесом, племена Севера, что поклонялись Сету! Затем к ним присоединились и другие племена, например, ливийцев и так завершилось формирование древнеегипетского этноса. В Саисе местная богиня по имени Нейт стала отождествляться с южной Исидой. А расовая память о завоевании Менеса сохранилась в легенде о том как бог Гор победил своего дядю бога пустыни Сета. Вот вам и цель создания легенды! Им нужно было просто оправдать завоевание севера и потому Сета сделали злым богом. И таким образом завоевание стало актом справедливого возмездия злу.

 

Эпизод 4 исследовательский

Поиск истины:

Царь Скорпион: Новые доказательства борьбы Гора и Сета. Новая хронология Первой династии фараонов

В 1897-1898 годах египтолог Квибел в Некхете обнаружил артефакты, которые поставили под сомнение выводы других египтологов. И касается оно того вопроса, что мы рассматриваем.

Квибел нашел навершие булавы со странными изображениями. На булаве был изображен фараон в белой короне Юга в полном ритуальном облачении! Перед лицом этого человека была изображена звезда. А что это означает? Звезда обозначает титул царя, а в Шумере более того - бога. И египтяне, как считают многие египтологи, позаимствовали это из Шумера.

Над человеком на навершии булавы сделан знак Скорпиона и этот знак обозначат ни что иное как имя фараона. То есть найден артефакт с именем царя Скорпиона!

Рядом с фараоном слуги несут тотемические знамена с изображениями символов отдельных районов, на которые Египет был поделен. Два знамени изображают животных бога Сета! А если Сет был покровителем Верхнего Египта, то значит уже тогда, до Менеса, Дельта признавала власть Юга!

Но если это так, то вся версия о Ахе-Менесе, как первом царе-объединителе летит к черту! А эта версия до сих пор господствующая в традиционной египтологии.

О том, что Скорпион был царем свидетельствует тот факт, что на булаве он изображен участвующим в церемонии открытия ирригационных работ для строительства каналов для орошения. А это древнее право и древняя обязанность царей Египта.

Следовательно, царь Скорпион уже был владыкой объединенного Египта! Но вот это не дает мне права заявить, что он был первым! А если был уже кто-то до него, что совершил это великое деяние?

На знаменитом Палермском камне, который называют древнейшей из дошедших до нас древнеегипетской летописью, содержаться имена трех последних царей додинастической эпохи. Это имена Скорпион, Ка, Намер. И все они изображены с коронами Верхнего и Нижнего Египта.

Намер, палетка которого нами уже приводилась как пример, был скорее всего и первым царем первой династии и был известен под именем Аха-Менес.

Столицей этих царей был город Тин. Ибо в этом городе были открыты археологами древние царские гробницы! И воевал Скорпион под знаменами бога Гора, покровителя фараонов Юга.

Вроде все сходиться и Скорпион может претендовать на первое место в истории Древнего Египта. И я бы мог рискнуть и предложить начать Первую династию фараонов так:

Скорпион

Ка

Намер (Аха, Менес, Мина, Мин, Мени)

Джер

Уаджи

Ден

Аджиб

Семерхет

Каа

Константин Рыжов датирует эту династию 2950-2770 годами до н.э. Великий Жан Франсуа Шампольон, тот что расшифровал египетские иероглифы, начал Первую династию с 5867 года до н.э. Карл Лёпсиус - с 3892 года до н.э. Мариет - с 5004 года до н.э. Бругш - с 4400 года до н.э. Но я бы начал ее с 3000 или 3100 года до н.э.

Список царей династии может выглядеть и так:

Царь Скорпион

Царь Намер

Царь Аха (Менес, Мина, Мин, Мени)

Царь Джер

Царь Уаджи

Царица Мернейт (первая в мировой истории женщина-регент при малолетнем сыне-фараоне)

Царь Ден

Царь Аджиб

Царь Семерхет

Царь Каа

 

Но для такого заявления нужны основания. Ибо где гарантия, что составитель списка фараонов на Палермском камне был объективен? Где доказательства?

Нужны новые факты. И 1990 году экспедиция немецкого археолога Гюнтера Дрейера обнаружила гробницу царя Скорпиона в Абидосе! Но Дрейер не всех смог убедить, что он прав и до сих пор не все уверенны что это именно место упокоения царя Скорпиона.

Доказательством реального существования царя Скорпиона могут быть серехи (имена фараона), найденные на сосудах. Серех Скорпиона был обнаружен на винном сосуде из Миншат-Абу-Аммар. Но и здесь не все ученые придерживаются такого мнения. Некоторые читают имя на сосуде " Аха", а не " Скорпион".

В 1995 году египтологом Йельского Университета Джоном Дарнеллом и его женой Деборой Дарнелл была обнаружена в месте под названием Гебель Джаути плита размером 46 на 51 см.

Дарнелл в интервью заявил, что " это самый ранний из известных исторических документов ".

" Может быть, это еще не система письма на 100 процентов, а только протоиероглифы, но изображение действительно несет информацию о том, что происходит, где происходит и кто является действующим лицом исторического события ".

Ренни Фридман, египтолог Британского музея в Лондоне, подтвердил, что наеденная плита несомненный исторический документ. А это значит, что письменность в Египте появилась гораздо раньше, чем предполагали! А в 1990 году немецкие археологи открыли в Абидосе царскую гробницу, где были найдены пластины из слоновой кости, покрытые символами, что относят к иероглифам. Эти символы удивительно похожи на те, что изображены на плите Дарнелла!

Фигуры на плите Гебель Джаути изображают возвращение правителя в Абидос после подавления восстания в Негаде. Над скорпионом изображен сокол. А Сокол символ бога Гора и являлся титулом царя! Снова Юг покоряет Север!

Дарнеллы полагают, что это изображение царя Скорпиона. И говорят, что этот тот самый правитель, чью гробницу исследовали немцы под руководством Гюнтера Дрейера!

Исследователи задаются вопросом, действительно ли правитель, изображенный в Абидосе и Гебель Джаути, одно и тоже лицо? Символ сокола-скорпиона занимает нижний угол плиты, место не самое почетное для изображения великого царя. Но Дарнеллы утверждают, что это запись военной операции установления контроля над областью конфликтующих между собой небольших княжеств. Это провозглашение победы порядка над хаосом. Джон Дарнелл говорит, что это победа царя Скорпиона, могла быть решающей в деле объединения земель Египта. Предполагается, что данное событие произошло около 3100 года до н.э.

Но, как я уже говорил, объедение земель приписывается исторической традицией фараону Ахе-Намеру-Менесу, как указано на знаменитой палетке Намера, считавшейся самым ранним письменным документом Египта. Мохаммед эль-Биали, генеральный директор по древностям западного берега Луксора, заявляет, что плита из Гебель Джаути такая же содержательная, как и палетка Намера, только более древняя.

Немудрено, что именно в этот период на властном горизонте Египта возникла одиозная фигура первого, официально зафиксированного наукой фараона, взявшего себе имя небесного созвездия - Скорпион. Нельзя исключить, что второе дошедшее до нас название Антареса - Сердце Скорпиона восходит еще к временам Древнего Египта.

Почему этот фараон осмелился взять себе божественное, звездное имя? Очевидно, его деяния были столь масштабны и значительны, что для своих современников он казался воплощением бога на земле. Может быть, именно отсюда и берет свое начало традиция обожествления фараонов? Какое же деяние могло настолько возвеличить человека? Изображение этого царя с двумя коронами Верхнего и Нижнего Египта подсказывает нам ответ: он сделал первую попытку объединить страну в единое царство и она ему удалась.

Нечто похожее сказано и в источнике, исповедующем традиционалистские взгляды на историю Древнего Египта.

" Египетская мифология: энциклопедия" (В оригинале эта книга носит название " Ancient Egypt: Myth & Nistori" - " Древний Египет: Мифы и история"):

" Захватчики были почитателями культа Гора-сокола, но они приняли также и религиозные верования людей, с которыми слились, в том числе и поклонение богу зерна Осирису. Из Эдфу Гиераконполя они продвигались на север, к священному Абидосу, месту захоронения царей, и к Тинису, столице четырех объединенных провинций. Несколько монархов, с достоинством носивших белую корону Верхнего Египта (Юга), правили " ожидая своего часа". Затем появился великий завоеватель, имя которого было Зару-" скорпион". Он повел свою победоносную армию вниз по долине Нила, по мере продыижения расширяя границы царства, пока не достиг провинции Фаюм, которая тогда представляла собой одно большое болото. Здесь его продвижение на Север было остановлено. Но заря новой эры взошла над Египтом, поскольку в стране оставалось лишь два царства - Верхнее и Нижнее ". (Цит. по книге " Египетская мифология: энциклопедия". М.: Эксмо. 2005. - С.75.).

То есть Скорпиона, как я уже и говорил, можно назвать царем объединителем Египта. По крайней мере он сделал первый шаг к этому и посему первую династию можно было бы начать и с него, а не с Намера, который только продолжил дело Скорпиона.

И снова можно сделать вывод, что миф о борьбе Гора и Сета не просто элемент древнего фольклора но отражение реальных исторических событий. И Можно также предположить что объединение Египта и формирование единой египетской нации происходило не мирным путем.

Но противостояние Юга и Севера на этом не закончилось и не Скорпион и не Минос не сумели до конца покорить Дельту. При великих правителях Север подчинялся фараонам с Юга, но как только власть оказывалась в слабых руках они повторяли попытки отсоединения.

 

Эпизод 5 исследовательский

Религиозные войны времен Второй династии: Попытки примирить богов Гора и Сета

Во времена царствования Второй общеегипесткой династии религиозные войны между последователями Гора и Сета, или между Севером и Югом продолжились.

Сторонники " династической расы" рассматривали Гора как бога-покровителя завоевателей, а Сета как бога туземного населения Севера. События были рассказаны победителями, поэтому Гор был представлен сыном-мстителем, а Сет -- воплощением зла. Но Сет это совсем не воплощенное зло по верованиям древних египтян. Сет как бога Юга был первоначально местным богом городка по имени Омбос.

И доказательства этого есть в " Текстах Шабатака" (25-я династия по Манефону, период Позднего царства), что выбиты на каменной плите из черного гранита, что храниться ныне в Британском музее.

Царь Шабатака увековечил на плите письмена, что " скопированы заново его величеством в доме его отца...потому, что его величество обнаружил, что творения предков изъедены червями... " [1-2] (Цит по книге Р. Бьювела и Э. Джилберта " Секреты пирамид. Созвездие Ориона и фараоны Египта". М.: Вече. 1996.).

Значит, Шабатака хотел увековечить древнюю надпись для потомков. Бог Геб вызвал на суд Сета и Гора. И в тексте есть такие слова:

" Он сделал Сета царем Верхнего Египта...[и] сделал Гора царем Нижнего Египта вплоть до того места, где его отец (Осирис) утонул, что стало " разделением на две земли". Таким образом Гор стал владеть одной землей, а сет - другой. Они заключили мир о разделе " двух земель" в Айране. Это было раделение двух стран " [7-9]. (Цит по книге Р. Бьювела и Э. Джилберта " Секреты пирамид. Созвездие Ориона и фараоны Египта". М.: Вече. 1996.).

Значит, бог Геб разделил царства между братьями? И они заключили мир?

Противостояние Сета и Гора любимая тема египетского фольклора. Символ Гора -- сокол; маленькое изображение птицы -- иероглиф, используемый при начертании имени бога. Символом его антагониста Сета является более таинственное животное. Мы не знаем, как утверждает Барбара Мертц, какое создание было изображено присевшим или стоящим на четырех лапах, с длинной мордой и острыми ушами, мы просто называем его животным Сета. Хотя внешне оно напоминает антилопу. Или осла. Я бы остановился именно на последнем.

Так вот, Пятый фараон Второй династии по имени Семехериб пошел на религиозную реформу с целью прекратить разногласия и примирить Юг и Север!

Свое тронное имя Семехериб, что писалось в серехе под именем Гора-сокола, он сменил на имя Перибсен, и его серех был увенчан теперь животным Сета! Злой бог красной пустыни, бывший олицетворением смерти, во всяком случае для южан, стал покровителем фараона! Владыка рассчитывал, что этот акт усмирит недовольных Дельты, ибо, возможно, что Сет был их местным богом. Но это вызвало взрыв недовольства среди южан, которые не собирались так легко отрекаться от Гора и своих религиозных представлений.

Это вызвало гражданскую войну, которая продолжалась несколько поколений. Не исключено, что большинство царских памятников Первой династии были преданы огню именно в этот период.

Доказательством религиозного конфликта служит имя наследника Перибсена царя по имени Хасекхем, что означает " Вид Власти". И изображался этот фараон только в белой короне Юга. И он не оставил гробницы, что тоже свидетельствует о социальных потрясениях.

Завершил эту войну сын Хасекхема Хасехемуи, что переводиться как " Вид Двух Властей". Две власти в данном случае могли означать старых врагов Гора и Сета. А над именем этого фараона, наверху сереха, помещены и животное Сета и сокол Гора! Грандиозная религиозная война, первая в истории человечества закончилась.

Но при правлении фараона Хасехемуи все же произошло новое мощное восстание в Нижнем Египте. Это была последняя попытка севера отложиться от Юга и стать самостоятельным царством. Фараон перебил в ходе войны 50 тысяч повстанцев и подавил заразу сепаратизма железной рукой. С тех пор Египет окончательно стал единым государством на радость египетскому народу, который вполне сформировался как единая нация.

И как результат, такого положения дел в стране, при восшествии на престол фараонов новой Третьей династии, начался грандиозный период Пирамид, который и сделал Египет одним и величайших государств в мировой цивилизации.

 

Глава 4 Возвышение Ра






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.